Научная статья на тему 'Повышение эффективности межкультурного общения в студенческих коллективах'

Повышение эффективности межкультурного общения в студенческих коллективах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркелова Т.В.

Автор статьи делает акцент на необходимость развития социокультурной компетенции в студенческих коллективах, что повысит эффективность межкультурного общения и позволит решить многие сложные вопросы в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности межкультурного общения в студенческих коллективах»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 378

Т.В. Маркелова

старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания иностранных языков и культур Тольяттинского государственного университета г. Тольятти, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Аннотация

Автор статьи делает акцент на необходимость развития социокультурной компетенции в студенческих коллективах, что повысит эффективность межкультурного общения и позволит решить многие сложные вопросы в образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова:

межкультурное общение, студенческие коллективы, социокультурная компетенция.

На сегодняшний день потребность повышения эффективности межкультурного общения и умений вести диалог с представителями разных культур возрастает. А.П. Садохин считает, что межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Вопрос, тем самым, заключается в том, что и как соотносит различные культуры. Причем, «что» и «как» здесь не только предполагают друг друга, но и могут быть, по существу, тождественны [1]. Когда говорится о проблемах в ходе межкультурного общения, речь, чаще всего, идет не о конфликте интересов, а о конфликте непонимания [2]. Невозможно повышать эффективность межкультурного общения без развитой социокультурной компетенции, которая включает в следующие компоненты:

- лингвострановедческий компонент (лексические единицы с национально-культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);

- социолингвистический компонент (языковые особенности социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов);

- социально-психологический компонент (владение социо- и культурнообусловленными сценариями, моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре);

- культурологический компонент (социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон) [3].

Коммуникативные процессы происходят как между культурными группами, так и между отдельными

людьми. Но если на уровне отдельных индивидов неудача взаимодействия не всегда прослеживается как конфликт культур, то на уровне групп это бывает всегда явно, так как здесь появляется антитеза «свой» -«чужой» [4]. Студенческий коллектив вуза чаще всего состоит из представителей различных молодежных субкультур, чьи культурные нормы не идут вразрез с монокультурой территории, где это учебное заведение функционирует. Но общение в группе, состоящей из представителей разных культур, будет плодотворным только при условии, что ее участники способны адаптировать свои коммуникативные действия к конкретным условиям данной группы и студенты могут чувствовать себя уязвленными, если ход коммуникации или отношение к какому-то событию идут вразрез с их культурными ценностями [5].

Следует учитывать, что для повышения эффективности межкультурного общения студентам необходимо адаптироваться к культурным ценностям инокультурных участников группы, ведь в поликультурной группе поведение участников коммуникативных актов культурно обусловлено, стереотипы собственной культуры проявляются в силу привычки [6].

Проблемами, которые могут помочь в повышении эффективности межкультурного общения в поликультурной среде студенческих коллективов, являются особенности восприятия «иного», незнакомые

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

механизмы общения и изменения в структуре личности, которые происходят в результате встречи с другой культурой [7].

Список используемой литературы:

1. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация // Учебное пособие. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

2. Апанасюк Л.А. Социально-политический аспект преодоления ксенофобии в современных условиях России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №2 (28). - С. 145-148.

3. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в студенческой среде: монография. -Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 528 с.

4. Апанасюк Л.А. Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде: социокультурный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №4 (120). - С. 284-287.

5. Апанасюк Л.А. Проблемы этнокультурного воспитания и миграционные процессы // Альманах современной науки и образования. - Тамбов. - 2007. - №1. - С. 28-29.

6. Апанасюк Л.А. Теоретико-методологическое обоснование социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде / Л.А. Апанасюк // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 117. №1. - С. 161-165.

7. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №11 (127). - C. 154-162.

© Маркелова Т.В., 2016

УДК 377.6

Михайлова Валерия Евгеньевна

канд. пед. наук, доцент АНО ДО «СибИНДО»,

г.Омск, РФ E-mail: msvomsk@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Аннотация

В статье характеризуются причины обновления управленческой практики профессиональных организаций, тенденции укрепления связей между системой профессионального образования и рынком труда, проведение совместной образовательной политики в подготовке кадров для экономики страны. Раскрываются внедряемые типы интеграционных форм и сетевого взаимодействия профессиональных организаций и предприятий отрасли, что приводит новым организационным моделям образовательных организаций.

Ключевые слова:

сетевое взаимодействие, территориальные комплексы, сетевые образовательные учреждения.

В связи с политикой реформирования системы профессионального образования и сложными социально-экономическими и демографическими условиями ее проведения, усиливается значение повышения качества и эффективности образования. При этом объективные требования современной экономики таковы, что наиболее значимыми и эффективными для последующей деятельности специалиста являются профессиональные компетенции. К наиболее важным принципам компетентностного подхода следует отнести: применение проектных механизмов в управленческой деятельности образовательного учреждения, построение новых сетевых и коммуникативных отношений внутри учреждения и вне его, обеспечение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.