Научная статья на тему 'Повышение эффективности менеджмента качества в системе образовательных услуг'

Повышение эффективности менеджмента качества в системе образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Ф.К., Крутоус С.Ф., Хабдуллина З.К.

В статье рассматриваются вопросы менеджмента качества образования подразделения ВУЗа кафедр «Электроснабжения» Рудненского индустриального института и Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова, занимающихся подготовкой специалистов по специальности 210440 «Электроснабжение» (по отраслям).Мақалада «Электрмен қамтамасыз ету» (салалар бойынша) 210440 мамандығы бойынша мамандарды даярлаумен айналысатын ЖОО бөлімшесі Рудненск индустриалдық институты мен С.Торайғыров атындағы Павлодар мемлекеттік университетінің «Электрмен қамтамасыз ету» кафедраларының білім сапасының менеджменті мәселелері қаралады.In the scientific article questions of a quality management by the example of faculty of «Electrosupply» Rudny of the industrial institute, Pavlodar of the state university named after S. Toraigyrov, preparing experts on a speciality 210440 «Electrosupply» (on branches).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Ф.К., Крутоус С.Ф., Хабдуллина З.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности менеджмента качества в системе образовательных услуг»

УДК 65.621.31

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Ф.К. Бойко, С.Ф. Крутоус

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова З.К. Хабдуллина

Рудненский индустриальный институт

Мацалада «Электрмен цамтамасыз ету» (салалар бойьшгиа) 210440 мамандыгы бойынша мамандарды даярлаумен айналысатын ЖОО бв/ii.mueci Рудненск индустриалдъщ институты мен С.Торайгыров атындагы Павлодармемлгкеттж университеттщ «Электрмен цамтамасыз ету»кафедраларыныц бшм сапасыныц менеджментi мэселелер1 крралады.

В статье рассматриваются вопросы менеджмента качества образования подразделения ВУЗа - кафедр «Электроснабжения» Рудненского индустриального института и Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова, занимающихся подготовкой специалистов по специальности 210440 «Электроснабжение» (по отраслям).

In the scientific article questions of a quality management by the example of faculty of «Electro supply» Rudny of the industrial institute, Pavlodar of the state university named after S. Toraigyrov, preparing experts on a speciality 210440 «Electrosupply» (on branches).

В настоящее время предъявляются высокие требования к качеству подготовки инженеров - электриков, в связи с использованием на промышленных предприятиях, в городских и сельских сетях новых видов электрооборудования и коммутационных аппаратов до и выше 1000 В, а также внедрение систем автоматического управления технологическими процессами, учета, контроля электропотребления. В этом плане актуально совершенствование системы менеджмента качества подготовки специалистов энергетического профиля.

Согласно [1-3] система менеджмента качества базируется на совокупности документов, которые зависят:

- от вида и размера организации;

- от технологических особенностей процессов подразделения организаций (предпприятий)

- от сложности продукции;

- от требований потребителей;

- от квалификации обслуживающего персонала;

Ниже представлена структурная схема определяющая стратегические цели повышения качества подготовки инженеров - электриков, руководителя подразделения - заведу ющего кафедрой и вид документов, регламентирующих его деятельность (рисунок 1). В таблице 1 отражены стратегическаие цели в целом по выпускающей кафедре «Электроснабжения» Рудненского индустриального института (РИИ), как структурного подразделения вуза.

Анализ содержания таблицы 1 свидетельствует о том, что значительную роль в совершенствовании системы менеджмента качества образования играет также и умелая организация работы всех членов подразделения - сотрудников кафедры.

Согласно рисунка 1, основная цель руководителя подразделения направлена на оценку системы менеджмента качества по кафедре за счет систематического проведения аудита (проверки) и анализа эффективности функционирования разработанной системы менеджмента качества данного подразделения, которая отражена в учебной, управленческой, научной, воспитательной и других видах деятельности. Например, на рисунке 2 изображена диаграма увеличения числа компьютеров, приборетенных кафедрой РИИ за 5 лет, которая косвенно позволяет оценить повышение качества образовательных услуг.

Таблица 1

Стратешческие цели кафедры Электроснабжения и Электротехники» РИИ в области повышения качества образования по специальное™ 210440 «Электроснабжение» (по отраслям)

№ п/п Наименование цели Содержание цели Решаемые задачи и критерии оценки

1 Управленческая Улучшение качества управления кафедрой на основе рационального распределения функций между сотрудниками подразделения, при неукоснительном соблюдении трудовой дисциплины. - Отсутствие опозданий на работу; - искоренение дисциплинарных нарушений всеми сотрудниками кафедры: - изыскание возможности поощрения сотрудников за успехи кафедры (по семестрам).

Продолжение таблицы 1

№ п/п Наименование цели Содержание цели Решаемые задачи и критерии оценки

2 Учебная Обеспечение роста качества образовательных услуг на основе внедрения современных образовательных технологий при постоянном обновлении материальной базы кафедры, программ и сочетание регулярного обмена опытом преподавания дисциплин сотрудников кафедры с большим педагогическим стажем. Проведение систематического контроля (по семестрам) повышения качества образовательных услуг и сравнение показателей с ростом качества образования другими кафедрами факультета, вуза. Итоги целесообразно представить в % отношении

3 Методическая Постоянное обновление методического обеспечения учебного процесса (УМК специальности) в соответствии с изменениями материальной базы кафедры и новых внедряемых образовательных технологий. - Повышение качества МУ разработок, за счет создания УМК отдельных дисциплин; - Улучшить качества методических разработок за счет привлечения высококвалифицированных специалистов из ведущих вузов России и Казахстана в качестве рецензентов и оппонентов на учебные и учебно - методические пособия (2-3 в год)

4 Научная Повышение качества научно-исследовательских работ за счет привлечения высококвалифицированных специалистов, применения современных микропроцессорных средств измерения и контроля; повышение и квалификации сотрудников кафедры (стажировки и УПК в ведущих вузах Казахстана и России и с привлечение к научным исследованиям одаренных студентов) Изыскание различных путей по определению молодых кадров в магистратуру, аспирантуру, на стажировку (2 чел. в год). Критериями оценки качества подготовки специалистов высшей квалификации является рост ос-тепенености сотрудников кафедры

Продолжение таблицы 1

№ п/п Наименование цели Содержание цели Решаемые задачи и критерии оценки

5 Хозяйственная Повышение уровня материально-технической базы лаборатории за счет оснащения аудиторий кафедры компьютерной. множительной техникой, современными лабораторными комплексами Критерии оценки: рост оснащения учебных помещений лабораторными комплексами (по количеству вновь приобретенных за семестр или за год единиц оборудования и сравнения их в % отношении с предыдущим и годами) (2 образ, в год)

6 Воспитательная Повышение качества воспитательной деятельности за счет формирования у студентов принципов здорового образа жизни, эстетического восприятия действительности, более глубокого изучения основ прав; патриотическое воспитание студентов Регулярное проведение кураторских часов и привлечение студентов к участию в подготовке к торжественным мероприятиям в рамках кафедры, факультета, вуза (1 раз в год). Критерий оценки - количество привлеченных к подготовке мероприятий студентов (80 чел). Отсутствие правонарушений

7 Маркетинговые и профориен-гационные цели Повышение рейтинга кафедры ЭиЭ в рамках РГИИ и других вузов, за счет выполнения пунктов 1-6, направленных на повышение качества образовательной деятельности кафедры - Регулярное проведение профориентационных бесед дня открытых дверей в рамках кафедры, факультета, вуза (1 раз в месяц) ; - Участие в пробных тестированиях в институте, проводимых в школах города и области (2 раза в год); - Критерии оценки роста трудоустройства выпускников (100%), увеличение среднего балла аттестата выпускников школ (на 10%).'

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

1 1ЯВ 1 ш йш яв ШШЩ

Рис. 1. Стратегические цели руководителя кафедры «Электроснабжения и Электротехники» РИИ в области повышения качества образования по специальности 210440 «Электроснабжение» (по отраслям)

Рис. 2. Рост числа компьютеров, приобретенных кафедрой РИИ по годам (за 5 лет)

2000 2003

2004

Годы

Рисунок 3 - Количество новых лабораторных, стендов внедренных в учебный процесс

На рисунке 3 в качестве примера отражен рост внедрения лабораторных стендов в учебный процесс по кафедре «Электроснабжения» РИИ, характеризующий эффективность работы руководителя подразделения и кафедры в плане повышения качества образования.

Таким образом, качество подготовки специалистов энергетического профиля зависит от уровня материально-технической базы лабораторий и используемых в учебном процессе средств измерения и контроля. Своевременная модернизация и обновление лабораторных комплектов, применение современных микропроцессорных средств измерения и контроля является одной из важнейших стратегических целей руководителя кафедры и всех сотрудников подразделения. Не последнюю роль в этом играет своевременное и правильное оформление документов на приобретение нового или обновление существующего оборудования в учебных лабораториях. Совокупность документов четко и поэтапно разграничивает стратегические цели руководителя и сотрудников кафедры во всех видах деятельности.

Из приведенного анализа, можно сделать вывод, что для эффективного функционирования системы менеджмента качества по такому структурному подразделению как выпускающая кафедра, необходимы: определенные виды документов, обеспечивающие четкую и слаженную её работу от первого этапа, т.е. профориентационной работы с выпускниками школ, до последнего - работы с молодыми специалистами; координация работы кафедр со стороны руководства ВУЗа, обеспечивающего реализацию стратегических целей отдельных структурных подразделений и учебного заведения в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Система менеджмента качества «Основные положения и словарь». -Астана, 2004 г.

2. Система менеджмента качества «Требования». - Астана, 2004.

3. Методические материалы для повышения квалификации высшего руководства организаций высшего профессионального образования. - Караганда: КарГТУ, ЦСМКК, 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.