УДК 658.512 Е.В. Нужнов
Повышение эффективности компьютерного обучения на основе ^"еЬ и других сервисов Тп1егпе1
На смену эйфории от доступа в мировое информационное пространство пришло чувство необходимости многоаспектного и эффективного использования ресурсов и сервисов глобальной информационно-вычислительной сети Internet. При этом наибольшие возможности использование Internet может дать для повышения качества и эффективности компьютерного обучения и образовательной деятельности. Можно выделить две важнейшие проблемы поддержки обучения: эффективный поиск и доступ к информации и знаниям, интенсификация и совершенствование процесса обучения с использованием информационных технологий.
В области поиска и доступа к информации и знаниям можно использовать множество "штатных" средств Internet: специализированные информационные службы, средства передачи файлов (FTP), информационно-поисковые системы, виртуальные библиотеки, поисковые серверы. Но при поиске среди разнородных текстов на разных языках остается проблема эффективности: как точнее сформулировать поисковый запрос, чтобы в ответ получить как можно меньше ненужного материала (off-topic).
Арсенал учебных средств перспективных информационных технологий составляют: информационные ресурсы и программные средства локальных, корпоративных и глобальных вычислительных сетей; информационые и программно-методические средства дистанционного компьютерного обучения; автоматизированные информационно-поисковые системы; компьютерные обучающие программы; электронные учебники; компьютерные демонстраторы; мультимедиа-энциклопедии, справочники, словари, путеводители; «живые» книги среды гипермедиа; «думающие» книги среды экспертмедиа; автоматизированные системы тестового контроля знаний обучаемых; экспертные, диагностические и советующие компьютерные системы; компьютерные имитаторы и тренажеры; системы поддержки среды виртуальной реальности и другие.
Основные направления исследований и разработок в этой области:
• новые методики компьютерного обучения на основе intranet/internet-технологий, например, многочисленных возможностей и в среде Всемирной «паутины» Internet (World-Wide Web);
• более совершенные компьютерные учебники, использующие возможности языковых средств Internet (HTML, VRML, Java, JavaScript);
• новые интерфейсы и средства распределенной среды обучения;
• новые средства и системы контроля знаний, полученных в условиях распределенной среды обучения.