Лихошерстова Г.Н ', Хабибулина АР. 2, Кордюк А.А. 3, Анпилова Е.В. 4
'Кандидат экономических наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
2Студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 3Студент, Белгородский
государственный национальный исследовательский университет; 4Студент, Белгородский государственный национальный
исследовательский университет.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация
В данной статье рассматривается повышение эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов Белгородской области как фактор развития туристско-рекреационного потенциала региона на основе оценки и диагностики туристско-рекреационных ресурсов территории и разработке мероприятий по повышению их конкурентоспособности.
Ключевые слова: туристско-рекреационные ресурсы, регион, территория, конкурентоспособность, туристский потенциал.
Likhosherstova G.N. \ Khabibiilina A.R. 2, Kordjuk A.A. 3, Anpilova E.V. 4 Candidate of economic sciences, Associate Professor, Belgorod State national research University; 2Student, Belgorod State national research University; 3Student, Belgorod State national research University; 4Student, Belgorod State national research University.
IMPROVING EFFICIENCY OF TOURISM AND RECREATION RESOURCES AS A FACTOR OF THE REGION
(AN EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION)
Abstract
This article discusses the more efficient use of tourist and recreational resources of the Belgorod region as a factor of the tourism potential of the region based on the assessment and diagnosis of tourist and recreational resources of the area and the development of measures to improve their competitiveness.
Keywords: tourism and recreation resources, region, area, competitiveness, tourist potential.
Степень развитости регионального туризма Белгородской области является фактором устойчивого развития территории, приводящим к повышению социальной и экономической эффективности хозяйственной системы, формированию конкурентоспособности региона, а также к наиболее полному удовлетворению потребностей в туристско-рекреационных ресурсах Белгородской области.
Под туристско-рекреационными ресурсами подразумевается часть туристского потенциала ареала, структурными элементами которой выступают: туристская инфраструктура, транспортная сеть, обеспечивающие удовлетворенность потребностей туристов на территории аттрактивных зон.
Возможность развития туристско-рекреационной индустрии Белгородской области определяется условиями предварительно развернутого рекреационного потенциала. Туристско-ресурсный потенциал - один из важнейших показателей современного состояния региона, оценка которого выступает одним из условий устойчивого развития регионов. Туристский потенциал формируется из характеристик его отдельных территориальных единиц. К объектам показа территориальной единицы, входящей в состав туристско-рекреационной зоны, относятся: архитектурные ансамбли, памятники и монументально-скульптурные композиции, памятники архитектуры, истории, памятники садово-паркого искусства, а также памятные и мемориальные знаки. Однако для развития территории важен не столько туристский потенциал и даже не рекреационный потенциал, а в первую очередь туристский поток. Основная проблема заключается в том, как адаптировать рекреационный потенциал для нужд туристского пользования и как обеспечить стабильный туристский поток, т. е. как конвертировать рекреационный потенциал в кинетику туристского движения.
Исходя из цели увеличения туристского потока на территорию Белгородской области, повышения социальной и экономической эффективности хозяйственной системы, а также формирования конкурентоспособности региона вытекает потребность в наиболее эффективном использовании туристско-рекреационных ресурсов области. При этом существует проблема малой пропускной способности, в силу разрозненности, то есть удаленности объектов показа, что приводит к увеличению стоимости экскурсионных услуг за счет необходимости привлечения транспортных средств.
В Белгородской области в настоящее время насчитывается 2121 объект культурного наследия, охраняемых государством, среди которых:
- 908 памятников археологии; 245 памятников архитектуры и градостроительства; 745 памятников воинской славы и воинских захоронений. Среди наиболее известных памятников садово-паркового искусства стоит отметить: усадьба Юсуповых, усадьба «Богословка», усадьба Волконских, хутор «Градовский». Также на территории региона функционирует множество лечебнооздоровительных центров: ОГАУЗ «Красиво», ООО «Дубравушка» и др. «Белогорье» - государственный природный заповедник, расположенный на территории области и объединяющий пять заповедных участков, общая площадь которых составляет 2131 га [1].
Мониторинг туристско-рекреационных ресурсов области подтверждает привлекательность региона, что в свою очередь аргументирует необходимость разработки рекомендаций по формированию и продвижению конкурентоспособного туристского рынка Белгородского региона на основе максимально эффективного использования туристско-рекреационных ресурсов на территории области.
Для целей формирования региональной туристской конкурентоспособности следует руководствоваться общими тенденциями развития глобальных туристских центров:
- во-первых, участие государства в программно-целевых методах по управлению развитием туристской сферы может значительно повысить роль рыночных методов регулирования в туризме в рамках функционирования туристского бизнеса;
- во-вторых, установление туристской конкурентоспособности региона определяется прямой зависимостью от уровня развитости инфраструктурного поля, т.е. логистического, информационного, финансового, нормативно-правового и инновационного обеспечения туристкой деятельности.
Для достижения эффекта синергии от совокупного использования туристско-рекреационных ресурсов, необходимо учитывать воздействие мультипликатора туристко-рекреационных ресурсов:
- осуществляемого через мультипликаторы дохода и занятости, представляющие туризм эффективным фактором развития региона;
- осуществляемого через туроператоров по вовлечению в обслуживание туристов местными ресурсами, а также сопутствующими видами деятельности средств размещения, питания, транспортных средств [2].
Повышение эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов области является фактором устойчивого развития региона, приводящим к повышению социальной и экономической эффективности хозяйственной системы, формированию конкурентоспособности региона в целом, а также наиболее полному удовлетворению потребностей в туристско-рекреационных ресурсах Белгородской области. 46
46
Литература
1. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Текст]: утверждена постановлением правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. // собрание законодательств Белгородской области, 2010.
-№ 27- ПП. - СТ.1.
2. Лихошерстова Г. Н. Теоретико-методологический подход разработки стратегии управления развитием сельского туризма в регионе: монография / Г. Н. Лихошерстова, А. Ю. Лихошерстов; НИУ БелГУ. - Белгород: ИД Белгород, 2012. - 156 с.
Кравченко Н.А.
ст. преподаватель. Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КРЫМА
Аннотация
В статье рассмотрены особенности развития и управления туристической отраслью. Проведен анализ основных факторов и условий формирования инновационного подхода к управлению туристической отраслью Крыма. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки программ экономического развития туристической отрасли.
Ключевые слова: инновации, туристическая отрасль, управление, услуга.
Kravchenko N.A.
senior lecturer. Taurida National V. I. Vernadsky University INNOVATIVE APPROACH TO DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY OF THE CRIMEA
Abstract
In the article are considered specialties of tourism sector development and management. The analysis of key factors and conditions in forming of innovation approach to tourism sector management of Crimea is made. The results of research could be used in preparation of tourism sector development programs.
Keywords: innovations, tourism sector, management, service.
Постановка проблемы. Туристическая отрасль Крыма представляет собой полноценный межотраслевой комплекс экономики региона, состав которого определяется в момент реализации услуги. Поставщики туристической услуги одновременно вынуждены и конкурировать между собой, и кооперироваться, т.к. потребителю зачастую нужны дополнительные услуги. Эта особенность туристического продукта обуславливает необходимость выработки инновационного подхода к управлению процессом его реализации [3].
Анализ публикаций. Анализу вопросов внедрения инноваций в туризме посвящены работы отечественных и зарубежных авторов: Новикова В. С., Карташаевой А. Ю., Макарова А. Д., Сербы С. В., Ансоффа И., Гибсона Дж. Л., Иванцевича Д. М., Дракера П. Ф., Карлофф Б., Робсона М., Уллах Ф. и других. В своих трудах авторы отмечают, что инновационный подход к управлению туристической отраслью должен реализовываться государством через создание условий, благоприятствующих развитию и внедрению инноваций, и способствующих использованию новых знаний и технологий [2, 4, 6, 10].
Новиков В. С. дает следующее определение инновации в туризме: совокупность действий, в результате которых изменяется существующий или создается кардинально новый туристический продукт, включающей все элементы инновации (использование новейших информационных технологий; повышение уровня качества предоставляемы услуг, включая транспортные услуги, услуги связи и прочее; создание объединений туристических и других предприятий, вовлеченных в туристическую деятельность; изменение управленческих подходов и др.) [10].
Цель исследования. Для стимулирования развития и реализации потенциала туристической отрасли необходимо пересмотреть концептуальные подходы и стратегические направления развития отрасли в контексте современных тенденций экономического развития: инновационность, глобализация и устойчивость. Целью данной статьи является раскрытие роли инноваций в развитии туристической отрасли Крыма, а также факторов инновационного характера, которые должны обеспечить реализацию комплексного подхода к управлению отраслью.
Основной материал. Рекреационный потенциал Крыма обуславливает отраслевую специализацию и характеризуется выгодным географическим положением, наличием уникальных природных, оздоровительных и лечебных ресурсов, богатым историческим и культурным наследием. Площадь крымского региона составляет 4,3 % площади Украины, при этом совокупное количество рекреационных и туристических ресурсов, сосредоточенных на территории региона, составляет около 25%: обширная пляжная зона (более 500пляжей), 23 озера с лечебными грязями, более 20 минеральных источников, разнообразие ландшафтных и климатических зон, более 10 000 культурных и исторически памятников, имеющих, в том числе, и международное значение [11].
Однако потенциал туристической отрасли используется неэффективно: несовершенно или отсутствует нормативно-правовое регулирование процессов управления и развития туристической отрасли (высокий уровень тенизации), слабый уровень развития туристической инфраструктуры (не оборудованы подъездные пути к памятникам истории, культуры, природы, маркировка туристических маршрутов не соответствует международным нормам, устаревшие основные фонды санаторно-курортных объектов и др.); ярко выраженная сезонность (смена курортно-рекреационной направленности отрасли на пляжные виды отдыха, отсутствие конкурентоспособного предложения на рынке туристических услуг в межсезонье, несоответствие уровня цены и качества предоставляемых услуг); отсутствие системной имиджевой политики отрасли (неэффективный маркетинговый подход к управлению отраслью); сокращение уровня государственных заказов на услуги туристической отрасли (низкий уровень заполняемости санаторно - курортных учреждений); низкий уровень компетентности и профессиональной подготовки работников сферы туризма (высокий уровень текучести кадров в связи сезонностью, низкий уровень обслуживания и сервиса, низкий уровень знания иностранных языков); применение неэффективных методик отраслевого анализа и статистического учета (высокий уровень погрешности при расчете основных экономических показателей) [12].
Для стимулирования развития и реализации потенциала туристической отрасли необходимо пересмотреть концептуальные подходы и стратегические направления развития отрасли в контексте современных тенденций экономического развития: инновационность, глобализация и устойчивость.
Классическое определение инновации подразумевает, что инновация (нововведение) позволяет достичь экономического, социального или иного позитивного эффекта, т.е. фактически новшество должно быть востребовано на рынке. Необходимо отметить особенность инноваций в сфере услуг, к которой относится индустрия туризма [2]:
- большая часть инноваций не подлежит патентованию, что существенно сокращает жизненный цикл инноваций.
- высокая неопределенность последствий внедрения;
- сложность в оценке эффективности инновации,
- необходимость применения комплексного подхода к внедрению инноваций.
Одним из сдерживающих факторов внедрения инноваций в Крыму является недостаток финансирования. Тенденция увеличения объемов финансирования инновационной деятельности с 1995 по 2012 гг. с одной стороны свидетельствует о развитии инновационной сферы, а с другой стороны, исходя из структуры источников финансирования, можно сделать вывод, что 47
47