Научная статья на тему 'Повышение эффективности использования системы озонирования в энергетических средствах'

Повышение эффективности использования системы озонирования в энергетических средствах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
195
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГЛЕВОДОРОДНОЕ ТОПЛИВО / ВОЗДУШНАЯ СМЕСЬ / ОЗОНИРОВАНИЕ / БАРЬЕРНЫЙ ГЕНЕРАТОР ОЗОНА / ДИЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПЛАСТИНА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Серёгин Александр Анатольевич, Гуляев Павел Владимирович, Попов Максим Юрьевич

В настоящее время численность мирового парка автомобилей достигает одного миллиарда и по прогнозам специалистов в 2020 году для удовлетворения всех нужд потребление нефтяной продукции должно возрасти до 240 т в секунду. При сжигании углеводородного топлива выделяется огромное количество вредных веществ в виде хлора, угарного газа, сернистых соединений, свинца, которые загрязняют атмосферу и осаждаются на почве. В этой связи повышение эффективности функционирования тепловых двигателей с одновременным снижением токсичности отработанных газов является первостепенной задачей. Для создания условий, обеспечивающих высокое качество сжигания топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания, разработана технологическая схема, которая позволяет озонировать воздушную смесь с наибольшей концентрацией озона и формировать беспрепятственное ее попадание в камеры сгорания для полного сжигания топлива. Реализацию предложенной технологической схемы осуществляет сконструированный барьерный генератор озона, генерация озона в котором проводится в барьерном разряде между двумя электродами, разделенными диэлектрической пластиной, выступающей в качестве барьера. Материалом диэлектрической пластины являлось кварцевое стекло. Стендовые испытания ДВС с озонирующим генератором позволили снизить расход топлива до 25% и подтвердить эффективность использования топливной смеси, обогащенной озоном, которая обеспечила полное сгорание углеводородного топлива. Экологическая оценка эффективности ДВС с генератором озона показала, что в выхлопных газах двигателя с генератором озона и регулятором напряжения выбросы недогоревших углеводородов СН и угарного газа СО в атмосферу уменьшаются в среднем на 44%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Серёгин Александр Анатольевич, Гуляев Павел Владимирович, Попов Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности использования системы озонирования в энергетических средствах»

УДК 621.43:542.943.5

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЗОНИРОВАНИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ

© 2019 г. А.А. Серёгин, П.В. Гуляев, М.Ю. Попов

В настоящее время численность мирового парка автомобилей достигает одного миллиарда, и по прогнозам специалистов в 2020 году для удовлетворения всех нужд потребление нефтяной продукции должно возрасти до 240 т в секунду. При сжигании углеводородного топлива выделяется огромное количество вредных веществ в виде хлора, угарного газа, сернистых соединений, свинца, которые загрязняют атмосферу и осаждаются на почве. В этой связи повышение эффективности функционирования тепловых двигателей с одновременным снижением токсичности отработанных газов является первостепенной задачей. Для создания условий, обеспечивающих высокое качество сжигания топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания, разработана технологическая схема, которая позволяет озонировать воздушную смесь с наибольшей концентрацией озона и формировать беспрепятственное ее попадание в камеры сгорания для полного сжигания топлива. Реализацию предложенной технологической схемы осуществляет сконструированный барьерный генератор озона, генерация озона в котором проводится в барьерном разряде между двумя электродами, разделенными диэлектрической пластиной, выступающей в качестве барьера. Материалом диэлектрической пластины являлось кварцевое стекло. Стендовые испытания ДВС с озонирующим генератором позволили снизить расход топлива до 25% и подтвердить эффективность использования топливной смеси, обогащенной озоном, которая обеспечила полное сгорание углеводородного топлива. Экологическая оценка эффективности ДВС с генератором озона показала, что в выхлопных газах двигателя с генератором озона и регулятором напряжения выбросы недогоревших углеводородов СН и угарного газа СО в атмосферу уменьшаются в среднем на 44%.

Ключевые слова: углеводородное топливо, воздушная смесь, озонирование, барьерный генератор озона, диэлектрическая пластина.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF USING THE OZONATION SYSTEM IN ENERGETIC MEANS © 2019 A.A. Seregin, P.V. Gulyaev, M.Yu. Popov

Currently, the global cars fleet reaches one billion, and experts predict that in 2020, to meet all needs, the consumption of petroleum products should in crease to 240 tons per second. When burning hydrocarbon fuel, a huge amount of harmful substances is exhaled in the form of chlorine, carbon monoxide, sulfur compounds, lead, which pollute the atmosphere and are deposited on the soil. In this regard, increasing the efficiency of the operation of heat engines while reducing the toxicity of exhaust gases is a priority. To create conditions ensuring high quality of the combustion of the fuel mixture in internal combustion engines, a technological scheme has been developed. This scheme allows to ozonate the air mixture with the highest concentration of ozone and its unhindered come into the combustion chambers for complete combustion of fuel. The proposed technological scheme is implemented by the constructed ozone barrier generator, in which ozone generation is carried out in the barrier discharge between two electrodes separated by a dielectric plate acting as a barrier. The material of the dielectric plate was quartz glass. Bench tests of internal combustion engines with an ozonizing generator allowed to reduce fuel consumption by up to 25% and confirm the efficiency of using the fuel mixture enriched with ozone, which ensured the complete combustion of hydrocarbon fuel. An environmental assessment of the effectiveness of ICE with an ozone generator showed that in the exhaust gases of the engine with ozone generator and a voltage regulator, emissions of unburned hydrocarbons CH and carbon monoxide CO into the atmosphere decrease by an average of 44%.

Keywords: hydrocarbon fuel, air mixture, ozonation, ozone barrier generator, dielectric plate.

Введение. Одной из основных составляющих загрязнений окружающей среды населенных пунктов и городов Российской Федерации и многих стран мира являются выхлопные газы автомобильного транспорта и другой самоходной техники, которые составляют 6080% от общих вредных выбросов в атмосферу. Зарубежные страны, как и Россия, постоянно принимают меры по снижению токсичности выбросов посредством лучшей очистки топлива, замены его на более экологичные источники энергии, снижения токсичных веществ и элементов в добавках к бензину. В настоящее время широкое распространение получают экономичные двигатели с более полным сгоранием горючего, разработка новых технологий очистки выхлопных газов, создание зон с ограниченным движением общественного транспорта и др. Однако, несмотря на все принимаемые меры, экологическая ситуация в стране

ухудшается, а загрязнение окружающей среды из года в год растет.

Цель исследований заключается в повышении эффективности сгорания топлива и снижении токсичности отработанных газов за счет использования в камере сгорания двигателя высококонцентрированной озоновоздушной смеси.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ существующих технологий снижения токсичных выбросов при сжигании углеводородного топлива показывает, что, несмотря на достаточно большое количество научно-исследовательских работ по совершенствованию технологий сжигания, в том числе и в автомобилестроении, до сих пор не появились эффективные способы, которые могли бы в корне решить данную проблему [1, 2]

Общеизвестно, что процесс горения бензина в ДВС согласно [3] описывается уравнением:

СН +

г „л

т + —

v

•о2 =

п

т • С02 + — • Н20 + О,

(1)

где т и п - соответственно число атомов углерода и водорода в молекуле;

Q - тепло, выделяемое при сгорании топлива.

Из уравнения (1) следует, что кислород, который участвует при сгорании топлива, разлагает углеводороды на простые соединения и ускоряет реакцию горения. Часть топлива с высокой концентрацией СО и СН соединений, не успевшая сгореть в процессе работы ДВС, выбрасывается вместе с потоком выхлопных газов в атмосферу. Следовательно, чтобы повысить эффективность процесса сгорания и повысить эколо-гичность выхлопных газов, необходимо обеспечить при

функционировании ДВС наибольшую полноту сгорания топлива.

Одним из приемов ускорения процесса горения топлива является использование озона [4, 5] при подаче топливной смеси в камеру сгорания ДВС на базе озонаторов. При этом повышается эффективность работы теплового двигателя [6], снижается расход топлива и уменьшается токсичность выхлопных газов [7, 8, 9, 10].

Для подачи в камеру сгорания ДВС обогащенной озоном воздушной смеси нами предлагается следующая технологическая схема (рисунок 1).

1 - воздухозаборник; 2 - воздушный фильтр; 3 - фильтрующая пластина; 4 - генератор озона; 5 - накопитель; 6 - камеры сгорания Рисунок 1 - Схема генерации озона

Из рисунка 1 следует, что воздушные массы из воздухозаборника 1 попадают в воздушный фильтр 2 двигателя и проходят через фильтрующую пластину 3. Поскольку генерация озона, который является аллотропной формой кислорода, зависит не только от забора потока воздушных масс из окружающей среды, но и от качества воздушного потока и количества кислорода, подаваемого в генератор озона 4, то последний необходимо установить после фильтрующей пластины 3 воздушного фильтра 2 двигателя. Это позволит озонировать воздушную смесь с наибольшей концентрацией озона и обеспечивать ее беспрепятственное попадание в камеры сгорания 6 двигателя. В камере сгорания озонированный воздушный поток ускорит окис-

ление топлива и приведет к его более полному сгоранию. Следует заметить, что при интенсивной работе двигателя при разгоне, когда резко повышается забор воздуха, необходимо предусмотреть накопитель 5 воздушных масс, который будет выполнять функцию резервного объема и способствовать накоплению генерированного озона необходимой концентрации в воздушной смеси, поступающей в камеры сгорания.

Исходя из технологической схемы обеспечения воздушного потока озоном необходимой концентрации для подачи смеси в камеры сгорания двигателя, была разработана электрическая схема блока питания озонирующего генератора, представленная на рисунке 2.

Рисунок 2 - Электрическая схема блока питания барьерного генератора озона

Схема блока питания генератора озона представляет собой двухтактный генератор, выполненный по полумостовой схеме. Два плеча моста содержат транзисторы V11 и УТ2, а два других - конденсаторы С2 и С3. В одну из диагоналей подаётся бортовое на-

пряжение, выпрямленное диодным мостом, а в другую включена нагрузка. Это первичная обмотка выходного трансформатора. Для управления работой транзисторов в цепь включены обмотки I и II трансформатора обратной связи TV1. Обмотка III осуществляет обрат-

ную связь по току, и через нее подключена первичная обмотка выходного трансформатора. Управляющий трансформатор TV1 намотан на ферритовое кольцо. Обмотки I и II содержат по 3-4 витка, а обмотка обратной связи III всего один виток. Все три обмотки выполнены из проводов в разноцветной пластиковой изоляции для облегчения проведения экспериментов с генератором. На элементах R1, R2, С1, VD5, и VD6 собрана цепь запуска генератора в момент включения всего устройства в сеть. Выпрямленное входным диодным мостом напряжение сети через резистор R1 заряжает конденсатор С1. Когда напряжение на нём превысит

порог срабатывания варикапа УЭ6, последний открывается и на базе транзистора УТ2 формируется импульс тока, который запускает преобразователь. Сетевой выпрямитель выполнен на четырёх диодах с предохранителем Р1.

На основании технологической и электрической схем был создан генератор озона, который представляет собой электронное устройство (рисунок 3). Оно состоит из высоковольтного блока питания с выходным напряжением 10000 В, генерирующих электродов, барьерной пластины, проводов питания 12 В и броне-проводов.

1 - провода питания 12 вольт; 2 - накопитель; 3 - болтовое крепление элементов генератора; 4 - первый генерирующий электрод; 5 - диэлектрическая пластина - барьер; 6 - второй генерирующий электрод;

7 - радиатор охлаждения барьера; 8 - кожух Рисунок 3 - Барьерный генератор озона

Генерация озона проводилась в барьерном разряде, который происходил между двумя электродами 4 и 6, разделенными диэлектрической пластиной 5, выступающей в качестве барьера. Диэлектрическая пластина 5 была выполнена из кварцевого стекла.

Первый генерирующий электрод 4 с помощью токопроводящего клея был нанесен на диэлектрическую пластину 5 в виде рисунка, напоминающего соты, для увеличения площади генерации. Второй электрод 6 располагали под диэлектрической пластиной.

.т/100 К.Н

14

12

10

/ J_

/

\ 2

2100 2600 3000 об/мин

1 - расход топлива двигателем без генератора озона; 2 - расход топлива двигателем с озонатором Рисунок 4 - Графики зависимостей расхода топлива

При небольших мощностях генератор озона не требует охлаждения, так как выделяющееся небольшое количество тепла выносится с потоком всасываемого через фильтр воздуха. При высокой генерации озона в конструкции генератора предусмотрен дополнительный вентилятор, закрепленный внутри кожуха 8 над зоной генерации для быстрого перемешивания озоновоздушной смеси, и радиатор охлаждения 7, который при значительном выделении тепла выполняет функцию охлаждения электродов и воздушного потока. Все перечисленные выше элементы генератора озона составлены в единый блок и скреплены с помощью болтовых соединений 1.

Для подтверждения эффективности использования озоновоздушной смеси в ДВС и снижения расхода топлива были проведены сравнительные стендовые испытания двигателя с генератором озона и без такового. На рисунке 4 представлены графики расхода топлива на 100 км в зависимости от оборотов двигателя.

Как следует из рисунка 4, эффективность применения озона в воздушной смеси для снижения расхода топлива зависит от частоты вращения коленчатого вала. В период разгона двигателя до 1500 об/мин в камеру сгорания попадает воздушная смесь, имеющая переизбыток озона, количество которого полностью окисляет поступившую порцию топлива, и требуется дополнительный расход горючего материала для протекания реакции горения. В режиме форсажа, при высокой частоте вращения коленчатого вала свыше 2600 об/мин, увеличивается подача воздушного потока в камеры сгорания, а производительность генератора озона остается постоянной, в связи с чем часть топли-

ва не полностью сгорает и выбрасывается в атмосферу.

Как видно из графика на рисунке 4, наиболее оптимальным режимом работы двигателя с генератором озона является режим функционирования ДВС в пределах от 1800 об/мин до 2600 об/мин, при котором наблюдается наибольшая экономия топлива до 25%.

Следовательно, для повышения эффективности генерации озона и корректировки производительности генератора было принято решение установить регулятор напряжения, зависящий от частоты вращения коленчатого вала и позволяющий уменьшить энергетические затраты на лишнюю генерацию озона при малой частоте вращения коленчатого вала. Кроме того, чтобы уменьшить сопротивление воздушному потоку, блок питания вынесен из корпуса воздушного фильтра, а генератор озона размещен в воздушном фильтре перед отверстием забора воздуха в камеру сгорания, в форме воронки. При таком размещении генератора озона весь кислород, находящийся в потоке воздуха, преобразуется в озон перед камерой сгорания и не успевает полностью разложиться до момента окисления топливной смеси.

Для экологической оценки эффективности генератора озона были проведены на станции технического сервиса сравнительные замеры концентраций СО и СН с использованием прибора «Газоанализатор» в выхлопных газах двигателя с озонатором, в котором установлен регулятор напряжения, и без генератора озона.

На рисунках 5 и 6 представлены зависимости концентрации СО и СН от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

СО, °л

3,50

3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00

к

\ ..X

\

980 1 200 1 500 1 800 2100 2600 3000 об/мин

1 - концентрация СО без озонатора; 2 - концентрация СО с генератором озона Рисунок 5 - График изменения концентрации СО от оборотов коленчатого вала

Анализ графических зависимостей, представленных на рисунках 5 и 6, показывает, что использование барьерного генератора озона для обогащения воздушного потока аллотропной модификацией кислорода способствует эффективному сгоранию топлива. Это приводит к снижению концентрации СО и СН в вы-

хлопных газах в среднем на 44%. Следует также отметить, что установка регулятора напряжений для корректировки производительности озонатора обеспечивает постоянное снижение концентрации отработанных газов в любом диапазоне скоростей.

сн, %

980 1200 1500 1 800 2100 2600 3000 об/мин

1 - концентрация СН без озонатора; 2 - концентрация СН с генератором озона Рисунок 6 - График изменения концентрации СН от оборотов коленчатого вала

Выводы. Разработанная и представленная технологическая схема регенерации озона для обогащения воздушного потока, поступающего в камеры сгорания ДВС, позволяет собрать и установить в воздушный фильтр двигателя барьерный генератор озона. Использование озонированной воздушной смеси в камерах сгорания двигателя обеспечивает полное сгорание углеводородного топлива. Эффективное сгорание воздушно-топливной смеси позволяет уменьшить расход топлива и снизить уровень выброса вредных веществ в атмосферу. Установка предлагаемого барьерного генератора озона в воздушный фильтр двигателя снижает в среднем расход топлива на 25%, выбросы недогоревших углеводородов СН и угарного газа СО в атмосферу уменьшаются в среднем на 44%, что улучшает экологичность выхлопных газов и повышает функционирование ДВС. Для эффективности генерации озона и корректировки производительности озонатора следует дополнительно установить регулятор напряжения, позволяющий уменьшить энергетические затраты при низких оборотах двигателя.

Литература

1. Ноженко, Е.С. Энергетические резервы систем автомобильного транспорта / Е.С. Ноженко // Вестник Донецкой академии автомобильного транспорта. - 2014. - № 1. -С. 21-28.

2. Романов, К. Двигателестроение как драйвер роста ОПК / К. Романов // РЦБ. - 2007. - № 11.

3. Попов, М.Ю. Повышение эффективности сгорания топлива в двигателях внутреннего сгорания за счёт подачи в камеру сгорания озоновоздушной смеси / М.Ю. Попов, П.В. Гуляев, Г.В. Степанчук // Молодая наука аграрного Дона: традиции, опыт, инновации. - Зерноград, 2018. - Вып. 2. - Т 2. - С. 217-222.

4. Алексеев, В.А. Предотвращение экологической опасности объектов автотранспортной инфраструктуры / В.А. Алексеев, В.С. Артемьев, А.С. Федоров // Интерактивная наука. - 2016. - № 6. - С. 64-65.

5. Алексеев, В.А. Энергосберегающие технологии для крупных населенных пунктов: монография / В.А. Алексеев, В.С. Артемьев. - Чебоксары: Волжский филиал МАДИ, 2013. - 208 с.

6. Шавернев, А.О. Повышение эффективности и эко-логичности двигателей внутреннего сгорания путем применения альтернативных видов моторного топлива / А.О. Ше-верев, Н.Н. Титаренко // Сборник материалов молодежных научных чтений: в 2 ч. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2018. - С. 100-104.

7. Попов, М.Ю. Результаты экспериментального исследования влияния озоновоздушной смеси на работу дизельного двигателя внутреннего сгорания / М.Ю. Попов, М.А. Таранов, П.В. Гуляев // Вестник аграрной науки Дона. -- 2018. - № 4 (44.1). - С. 28-33.

8. О перспективах использования озона для снижения выбросов вредных веществ отработавших газов двигателей внутреннего сгорания / Г.И. Павлов, С.Ю. Гарманов, М.А. Никитин, П.В. Накоряков, А.И. Ахметшина, Л.Н. Самато-ва, Р.Р. Халиуллин // Международная научно-техническая конференция: сборник докладов / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. - Казань, 2013. - С. 565-567.

9. Данильченко, В.И. Снижение углеводородных выбросов и повышение энергоэффективности ДВС посредством применения импульсно-барьерного озонатора воздуха / В.И. Данильченко, В.С. Доценко, Н.К. Полуянович // Информационные технологии, системный анализ и управление (ИТСАИУ-2015) Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2016. - С. 193-197.

10. Бутковский, М.Э. Загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом / М.Э. Бутковский // Вестник транспорта. - 2012. - № 7. - С. 31-34.

References

1. Nozhenko E.S. Energeticheskie rezervy system avto-mobilnogo transporta [Energy reserves of automobile transport systems], Vestnik Donetskoy akademii avtomobilnogo transporta, 2014, No 1, pp. 21-28. (In Russian)

2. Romanov K. Dvigatelestroenie kak drayver rosta OPK [Engine building as a driver of defense industry growth], RCzB, 2007, No 11. (In Russian)

3. Popov M.Yu. Povyshenie effektivnosti sgoraniya topli-va v dvigatelyakh vnutrennego sgoraniya za schyot podachi v kameru sgoraniya ozonovozdushnoy smesi [Improving the efficiency of fuel combustion in internal combustion engines by supplying an ozone-air mixture to the combustion chamber], Molodaya nauka agrarnogo Dona: tradicii, opyt, innovacii, Zer-nograd, 2018, Vyp. 2, T 2, pp. 217-222. (In Russian)

4. Alekseev V.A. Predotvrashhenie ekologicheskoy opasnosti ob"ektov avtotransportnoy infrastruktury [Prevention of environmental hazards of motor transport infrastructure], Interak-tivnaya nauka, 2016, No 6, pp. 64-65. (In Russian)

5. Alekseev V.A., Artemev V.S. Energosberegayushhie tekhnologii dlya krupnykh naselennykh punktov: monografiya [Energy-saving technologies for large settlements: monograph], Cheboksary: Volzhskiy filial MADI, 2013, 208 p. (In Russian)

6. Shavernev A.O. Titarenko N.N. Povyshenie effektiv-nosti i ekologichnosti dvigateley vnutrennego sgoraniya putem primeneniya al'ternativnykh vidov motornogo topliva [Improving the efficiency and environmental friendliness of engines], Sbornik materialov molodezhnykh nauchnykh chteniy: v 2 ch., Yuzhnyy federalnyy universitet, Rostov-na-Donu, 2018, pp. 100-104. (In Russian)

7. Popov M.Yu. Rezultaty eksperimentalnogo issledova-niya vliyaniya ozonovozdushnoy smesi na rabotu dizelnogo dvi-gatelya vnutrennego sgoraniya [The results of an experimental study of the effect of the ozone-air mixture on the operation of a diesel internal combustion engine], Vestnik agrarnoy nauki Dona, 2018, No 4 (44.1), pp. 28-33. (In Russian)

8. Pavlov G.I., Garmanov S.Yu., Nikitin M.A., Nakorya-kov P.V., Akhmetshina A.I., Samatova L.N., Khaliullin R.R. O perspektivakh ispol'zovaniya ozona dlya snizheniya vybrosov vrednykh veshhestv otrabotavshikh gazov dvigateley vnutrenne-go sgoraniya [On the prospects for using ozone to reduce emissions of harmful substances from exhaust gases of internal combustion engines], Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferetsciya: sbornik dokladov, Kazanskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet im. A.N. Tupoleva, Kazan', 2013, pp. 565-567. (In Russian)

9. Danilchenko V.I., Dotsenko V.S., Poluyanovich N.K. Snizhenie uglevodorodnykh vybrosov i povyshenie energoeffek-tivnosti DVS posredstvom primeneniya impul'sno-bar'ernogo ozonatora vozdutha [Reducing hydrocarbon emissions and increasing energy efficiency of internal combustion engines through the use of pulse-barrier air ozonizer], Informacionnye tekhnologii, sistemnyy analiz i upravlenie (ITSAIU-2015), Yuzhnyy federalnyy universitet, Rostov-na-Donu, 2016, pp. 193-197. (In Russian)

10. Butkovskiy M.E. Zagryaznenie okruzhayushhey sre-dy avtomobil'nym transportom [Environmental pollution by road], Vestnik transporta, 2012, No 7, pp. 31-34. (In Russian)

Сведения об авторах

Серёгин Александр Анатольевич - доктор технических наук, профессор, директор Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: 8 (86359) 41-7-43. E-mail: alexandrseriogin@mail.ru.

Гуляев Павел Владимирович - кандидат технических наук, доцент, Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-903-464-69-23. E-mail: achgaa.el.mash@inbox.ru.

Попов Максим Юрьевич - аспирант, Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-928-144-64-69. E-mail: 19maxim95@mail.ru.

Information about the authors Seregin Alexander Anatolyevich - Doctor of Technical Sciences, professor, director of Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Рhone: 8 (6359) 41-7-43. E-mail: alexandrseriogin@mail.ru.

Gulyaev Pavel Vladimirovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor, Azov-Black Sea Engineering Institute -branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Рhone: +7-903-464-69-23. E-mail: achgaa.el.mash@inbox.ru.

Popov Maxim Yurievich - postgraduate student, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Рhone: +7-928-144-64-69. E-mail: 19maxim95@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

УДК 636.028

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПОДСТИЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПТИЦЕВОДСТВА

© 2019 г. Р.И. Оськин, А.В. Зайцев, Ю.Н. Сидыганов, Е.М. Онучин, П.А. Рыбаков, А.Д. Каменских

Внедрение индустриальных технологий выращивания птиц в сельском хозяйстве, характеризующихся высокой интенсивностью производства продукции птицеводства, предъявляет повышенные требования к функциональным свойствам подстилочных материалов. На основе анализа свойств основных используемых подстилочных материалов выявлены их наиболее значимые для условий индустриального птицеводства функциональные характеристики, обеспечивающие их соответствие санитарно-гигиеническим и зоотехническим требованиям. Рассмотрены основные известные подстилочные материалы, оценены их преимущества и недостатки, влияющие на качество содержания птицы при использовании индустриальных технологий, выполнен анализ существующих подстилочных материалов и дана оценка их эффективности и перспективности на основе сформулированных санитарно-гигиенических и зоотехнических требований. Таким образом, по совокупности начальных свойств наиболее перспективным сырьём для получения качественных подстилочных материалов является древесная стружка, которая в зависимости от фракции может быть мелкой, средней и крупной. У хвойной древесины есть особенность: она содержит гораздо большее коли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.