_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 338.45
Щербакова Валентина Сергеевна,
магистрант 1 курса кафедры экономики предприятия, Черненко Юрий Владиславович, старший преподаватель кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»
г. Керчь, РФ E-mail: ep.kgmty@mail.ru
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
Деятельность любого предприятия основывается на формировании и управлении ресурсным потенциалом, который является основой их устойчивого развития. С переходом на рыночные отношения в экономике произошли серьезные количественные и качественные изменения, обусловившие необходимость изменения условий формирования ресурсного потенциала.
Ключевые слова Ресурсный потенциал, предприятие, экономическая эффективность, кадровый потенциал, стратегия предприятия, системный подход.
Эффективность работы предприятия зависит от уровня его кадрового, научно-технического, производственного и социального потенциала. На практике основными методами диагностики различных составляющих потенциала предприятия являются экспертный, балльный, рейтинговый сравнительный анализ, факторный анализ, экономико-математическое моделирование машинное имитационное моделирование.
Особого внимания заслуживает комплексное исследование использования всех основных видов ресурсов и ресурсных факторов, их взаимовлияния друг на друга и на конечные результаты и оценки степени их влияния на показатели экономической эффективности производства. Эффективное использование ресурсного потенциала базируется, в первую очередь, на повышении плодородия земли, что предъявляет повышенные требования и ее рациональному использованию.
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс формирования потенциала организации для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ее товара или оказываемых ее услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. [5, с. 37]
Потенциал предприятия можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, потенциал предприятия - это накопленный труд, функционирующий в различных направлениях деятельности предприятия, с другой стороны - это способность людей к использованию накопленного труда. Таким образом, под ресурсным потенциалом предприятия можно понимать совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия и способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимальной прибыли.
По своему содержанию потенциал предприятия выступает в натурально-вещественной и стоимостной форме. В натурально-вещественной форме он выступает как совокупность основных фондов, оборотных средств, кадров работников. В стоимостной форме - как совокупность затрат прошлого труда и затрат живого труда.
Ресурсный потенциал предприятия характеризуется четырьмя основными критериями [1, с. 38]:
1) реальными возможностями предприятия в той или иной сфере экономической деятельности, при этом не только реализованными, но и нереализованными по каким либо причинам.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
2) объемом ресурсов и резервов как вовлеченных, так и не вовлеченных в производство, но подготовленных к использованию в нем, так как возможности любого предприятия во многом зависят от имеющихся у него ресурсов и резервов, не задействованных в производство.
3) способностями менеджеров использовать ресурсы для создания продукции, товаров и услуг и получения максимальной прибыли, так как иметь ресурсы необходимо, но это еще недостаточно для успеха в любом бизнесе, нужно уметь распорядиться имеющимися ресурсами.
4) выбранной формой предпринимательства и соответствующей организационной структурой
Процесс формирования потенциала предприятия является одним из направлений его экономической
стратегии и предусматривает создание и организацию системы ресурсов и компетенций таким образом, чтобы результат их взаимодействия был фактором успеха в достижении стратегических, тактических и оперативных целей деятельности предприятия. При этом используются такие основные научные подходы [2, с. 128]:
1. Системный подход является одним из основных в процессе формирования потенциала предприятия. При его применении на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода товара или услуги. Потом определяются параметры входа. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения требований к организационно-техническому потенциалу предприятия (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).
2. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию формирования возможностей предприятия на потребителя. Это означает, что формирование какого-нибудь элемента потенциала должно базироваться на анализе и прогнозировании рыночных потребностей, анализе и прогнозировании конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев формирования потенциала предприятия являются: повышение качества конечного результата реализации потенциала (выхода системы) в соответствии с потребностями потребителей; экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества всех элементов потенциала и, как следствие, повышения качества конечной продукции или услуги.
3. Функциональный подход предусматривает поиск совсем новых, оригинальных технических решений для удовлетворения существующих или потенциальных потребностей. Потребность в этом случае рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.
4. Инновационный подход ориентирован на активизацию инновационной деятельности, средствами которой должны быть факторы производства и инвестиции.
Понятие формирования и реформирования потенциала предприятия, по современным концепциям, рассматривается как отдельный единый процесс формирования, касается только потенциала. Этот подход требует уточнений. Если принять концепцию, согласно которой потенциал свойствами какого носителя, то мы снова возвращаемся к тому, что невозможно изменить потенциал, не меняя носителя. Другое дело, что формирование носителя нужно выполнять по требованию выравнивания потенциалов составляющих функциональных элементов этого носителя. Нельзя формировать для предприятия единичного производства систему управления, ориентированную на массовый выпуск продукции. Они не будут соответствовать друг другу по своим свойствам ни качественно, ни количественно. Поэтому нужно учитывать, что формируется собственно носитель, а не потенциал, но по определенным требованиям к соотношению свойств отдельных составляющих функциональных элементов. Именно по этой причине производственные мощности, не говоря уже о потенциале, большинства отечественных промышленных предприятий в настоящее время используется менее чем на 50 %, а в машиностроении этот показатель еще ниже. Дело в том, что эти предприятия, как носители потенциала, формировались в условиях другой социально-экономической системы, другой страны, системы законодательства и общей промышленной инфраструктуры. [4, с. 167]
Таким образом, ресурсный потенциал предприятия представляет собой сложную систему, включающую основные фонды, трудовые ресурсы, технологию, энергетические ресурсы и информацию, находящиеся в распоряжении организации для созидательной деятельности. Ему присущ ряд специфических
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
характеристик. Прежде всего, целостность, означающая, что только при наличии всех элементов потенциала возможно достижение конечного результата его функционирования. А также такие особенности как: взаимозаменяемость, взаимосвязь элементов, способность к достижению новейших достижений НТП, гибкость и адаптивность продукции, к изменяющимся экономическим и производственно-техническим условиям. Изучение этих механизмов становится инструментом управления эффективностью производства, способствует качественному рывку в обновлении производства, инвестиционной политике, выявлению механизма гибкости, что позволяет снизить затратоемкость общественного производства и повысить возможности общества, в удовлетворении потребностей. Список использованной литературы:
1. Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО Типография "НОВОСТИ ", 2010. - 282 с.
2. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2014. - 215 с.
3. Бланк И. А. Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", 2014.- 189 с.
4. Демчук О. В. Сушко Н. А. Экономика рыбного хозяйства: Учебное пособие - Симферополь: ДИАИПИ, 2013. - 311 с.
5. Стексова С. Ю. Методология определения ресурсного потенциала предприятия / С. Ю. Стексова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №4.
6. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Гном-Пресс, 2014. -519 с.
© Щербакова В. С., Черненко Ю.В., 2017