Научная статья на тему 'Повышение эффективности использования кадрового ресурса предприятия'

Повышение эффективности использования кадрового ресурса предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА / ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / PROFESSIONAL STANDARDS / COMPETENCIES / SYSTEMS FOR CERTIFYING THE STAFF / VOLUNTARY CERTIFICATION OF ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES COMPLIANCE TO THE STATE STANDARDS REQUIREMENTS / METHODS OF VALUATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубачёва Светлана Ивановна

В работе представлено доказательство необходимости объективной и независимой оценки соответствия профессиональной компетенции специалистов требованиям профессиональных стандартов, проверки и подтверждения качества подготовки и профессиональной пригодности специалистов через добровольную сертификацию с использованием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трубачёва Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE IN EFFICIENCY OF HUMAN RESOURCE EXPLOITATION ENTERPRISE

The proofs necessity of fair and independent assessment of compliance of specialists professional competence to the state standards requirements, of quality control and assurance, and of professional suitability of specialists by voluntary certification with information technologies.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности использования кадрового ресурса предприятия»

УДК 004.414.338.658 ББК 32, 65

Трубачева С.И.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕСУРСА ПРЕДПРИЯТИЯ

Trubacheva S.I.

INCREASE IN EFFICIENCY OF HUMAN RESOURCE EXPLOITATION ENTERPRISE

Ключевые слова: профессиональные стандарты, компетенции, системы

сертификации персонала, добровольная сертификация оценки соответствия профессиональных компетенций требованиям государственных стандартов, методы оценки профессиональных компетенций.

Key words: professional standards, competencies, systems for certifying the staff, voluntary certification of assessment of professional competencies compliance to the state standards requirements, methods of valuation of professional competencies.

Аннотация

В работе представлено доказательство необходимости объективной и независимой оценки соответствия профессиональной компетенции специалистов требованиям профессиональных стандартов, проверки и подтверждения качества подготовки и профессиональной пригодности специалистов через добровольную сертификацию с использованием информационных технологий.

Abstract

The proofs necessity of fair and independent assessment of compliance of specialists professional competence to the state standards requirements, of quality control and assurance, and of professional suitability of specialists by voluntary certification with information technologies.

Ключевой позицией в достижении экономической стабильности предприятия в первую очередь является повышение качества рабочей силы [1]. Знания, умения и навыки рассматриваются как способность и готовность эффективно применять их на практике. Каждый год к квалификации работников добавляются требования к уровню знаний вычислительной техники, программного обеспечения, нормативных документов и прочее. В соответствии с новыми задачами и видами организации производства, квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, требуемого для работы.

Работодатели пересматривают требования к персоналу с точки зрения его компетентности. Работодатели при взаимодействии со сферой образования, берут на себя ряд функций, которые ранее выполняло только государство. Появляются новые формы частногосударственного партнерства. Среди них - построение системы профессиональных стандартов, которая позволит связать требования рынка труда, работодателей с образовательными стандартами и стать основой для осуществления профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Появляется необходимость в проверке и подтверждении качества подготовки и профессиональной пригодности специалистов. Объективную и независимую оценку

соответствия профессиональной компетенции специалистов, требованиям профессиональных стандартов может обеспечить добровольная сертификация.

Добровольная сертификация персонала позволит:

1) определить профессиональный уровень;

2) определить линию дальнейшего повышения квалификации;

3) полученный сертификат даст шансы на трудоустройство с учетом уровня подготовки, сократить сроки поиска подходящей работы;

4) обеспечит психологический комфорт и уверенность в собственных возможностях: повышенное внимание руководства предприятия, доверие и уважение к обладателю сертификата.

Добровольная сертификация позволит работодателям:

1) определить соответствие профессиональной компетенции работников требованиям в той или иной области профессиональной деятельности;

2) привлечь к работе квалифицированный персонал;

3) поддержать и улучшить стандарты качества на предприятии через контроль и повышение профессионализма своих работников;

4) добиться эффективности, стабильности и качества труда, а, следовательно, экономических результатов, повышения качества предоставляемых услуг, конкурентоспособности.

Цель научного исследования: разработка вычислительной системы добровольной сертификации персонала.

Объект научного исследования - методы и модели проектирования вычислительной системы добровольной сертификации персонала.

Предмет научного исследования - система сертификации персонала.

Решение

Анализ предметной области

Качество подготовки специалистов системой образования почти во всех областях в настоящее время не соответствует запросам бизнеса. Профессиональное образование, как известно, представляет собой сферу пересечения интересов:

- работодателей, которые выступают непосредственными заказчиками у системы профессионального образования;

- учащихся/студентов и их родителей, получающих соответствующий образовательный ресурс для построения деловой карьеры и обеспечения своего будущего;

- органов исполнительной власти и местного самоуправления, формирующих и реализующих эффективную кадровую политику как фактор социально-экономического развития территорий.

С точки зрения бизнеса, персонал фирмы должен быть достаточно подготовлен и настроен для того, чтобы обеспечивать требуемое качество продукции (услуг) в такой рыночной ситуации, когда требования потребителя и его ожидания постоянно повышаются. В современной экономике наряду с товарным и финансовым рынками активно действует рынок труда. Рынок труда, с одной стороны, выдвигает повышенные требования к работникам, а, с другой стороны, унифицирует эти требования, определяя тот профессиональный уровень, которому они должны соответствовать. Указанное обстоятельство вызвало появление относительно нового вида нормативного документа -профессионального стандарта. В профессиональном стандарте устанавливаются такие требования к работникам, которые позволяют предприятию обеспечить необходимый уровень производительности труда, эффективности и качества работы для функционирования в конкурентной среде. Профессиональные стандарты способствуют

регулированию отношений между работодателями и работниками, дают возможность оценить уровень подготовленности, выстроить систему повышения квалификации и профессионального роста работников. Появление профессиональных стандартов вызвало необходимость создания систем подтверждения соответствия требованиям этих стандартов - систем сертификации персонала. За рубежом работы по сертификации персонала ведутся в разных странах, особенно широко они распространены в США, в частности, система сертификации персонала школ в Пенсильвании, персонала скорой помощи в Техасе и т.д. В Великобритании действует система сертификации работников газовой промышленности, в Канаде - система сертификации офтальмологов.

Сертификация персонала - установление соответствия качественных характеристик персонала (образование, уровень профессиональной компетентности) требованиям отечественных (международных) стандартов. Сертификация персонала осуществляется на основе классификатора стандартов специальностей и специализаций в профессиональном образовательном пространстве, согласованного с возможностями человека и тенденциями научно-технического прогресса, спектра профессий и должностей, согласованного с требованиями реального производства и возможностями профессионального образования.

Сертификацию персонала не надо ассоциировать с аттестацией. Цель аттестации -определение квалификации работника с целью проверки его соответствия занимаемой должности. Цель сертификации - определение уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта работника для подтверждения его соответствия установленным требованиям, определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия в той или иной сфере деятельности. Аттестацию проводит работодатель (вторая сторона), а сертификацию - орган по сертификации (третья сторона). Объективную и независимую оценку обеспечивает добровольная сертификация. Требования и порядок оценки соответствия устанавливает не государство, а заинтересованные стороны. Сертификации предоставляет ряд преимуществ:

Сдача экзамена на получение сертификата - это возможность упорядочить и расширить свой запас знаний и навыков, определить программу дальнейшего развития. Получению сертификата обычно предшествует этап подготовки, в процессе которого структурируются и закрепляются имеющиеся знания и появляются новые.

Наличие сертификата способствует повышению конкурентоспособности специалиста на рынке труда, является дополнительным преимуществом в глазах потенциальных работодателей. Статус сертифицированного специалиста помогает заявить о себе на рынке труда как о компетентном профессионале.

В любой сфере деятельности статус сертифицированного специалиста, удостоверенный профессиональной ассоциацией, влияет на авторитет среди коллег. Официальное подтверждение квалификации повышает самооценку, придает дополнительную уверенность в собственных силах.

Наличие сертификата упрощает процесс оценки специалиста при приеме на работу, дает представление о его квалификации. Сертификат позволяет работодателю сразу увидеть уровень общих профессиональных знаний, умений и навыков кандидата. При продуманной, детально разработанной и объективной системе, а также при грамотно организованном процессе получения сертификата он становится одним из наиболее авторитетных знаков доверия к специалисту.

В России сертификация персонала также начинает развиваться. В Госстандарте уже зарегистрировано несколько систем, предусматривающих сертификацию специалистов. Активную позицию по созданию центров сертификации персонала заняла ТорговоПромышленная Палата РФ с соответствующими региональными отделениями. Это

обусловлено необходимостью регулирования рынков труда и рынков образовательных услуг, с участием консолидированных по видам экономической деятельности работодателей, а ТПП обладают необходимым для решения указанных вопросов потенциалом. Для функционирования системы сертификации (рисунок 1) необходимы:

- профессиональные стандарты, определяющие основные требования к профессиональным знаниям и умениям;

- независимый центр сертификации, осуществляющий непосредственно проведение сертификационного экзамена, привлечение экспертов для подготовки стандартов и проведения экзаменов;

- ресурсные центры, имеющие профильное обеспечение и специалистов для проведения обучения и оценки практических умений и навыков сертифицируемых лиц.

Рисунок 1 - Основные составляющие системы сертификации персонала

Профессиональные стандарты разрабатываются при участии работодателей с учетом тех требований к работникам, которые необходимы по каждой конкретной профессии, специальности.

Центр сертификации персонала осуществляет функции по разработке и утверждению профессиональных стандартов, по организации сертификации, контролю проведения, учету сертифицированных лиц и экспертов и пр.

Ресурсные центры планируется организовать на базе имеющихся учреждений профессионального образования, оснастить современным оборудованием, обучить специалистов.

Сертификация осуществляется в рамках определённой системы и по выбранной схеме. Порядок её проведения устанавливается правилами конкретной системы, но основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации. Обобщённая схема процесса сертификации по наиболее часто применяемым схемам представлена основными этапами (рисунок 2).

Для обеспечения качества сертификации персонала в экзаменационный процесс не должны вмешиваться лица, принимавшие участие в подготовке и обучении экзаменующихся, а в принятии решения о выдаче сертификата - лица, которые были привлечены к подготовке или к проведению экзамена. Это требование фактически означает, что в состав органа по сертификации должны входить разные эксперты, что и реализуется в системе добровольной сертификации персонала в Российской Федерации.

Рисунок 2 - Основные этапы сертификации

Объектами сертификации могут быть лица добровольно пожелавшие получить документальное подтверждение соответствия своей профессиональной подготовки требованиям профессионального стандарта занимаемой или предполагаемой в перспективе должности/профессии; должностные лица, специалисты, руководители трудовых коллективов; отдельные трудовые коллективы в отношении всего кадрового потенциала либо какой-то его части, либо отдельные категории работников.

В Самарской области сложилась и развивается система сертификации продукции, услуг, производств, систем качества, система аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органов сертификации.

Сертификация во многом зависит от компетентности экспертов, непосредственно влияющих на принятия решения о допуске безопасной продукции (услуг и иных объектов) на потребительский рынок. Поэтому некомпетентность эксперта может негативно повлиять на результат. Под компетентностью специалиста понимают наличие теоретических знаний, практических навыков и опыта. Компетентность ограничена определенной областью и распространяется на оцениваемую продукцию, услуги и иные объекты (профессиональная компетентность) и методологию оценки (квалиметрическая компетентность).

Профессиональная компетентность экспертов включает знание различных сторон проектирования и производства продукции (услуг и иных объектов); значение показателей качества аналогов; перспектив развития продукции, отраженных в научноисследовательских работах, патентах, конструкторских разработках; требования потребителей; условий и характера эксплуатации (потребления) и пр.

Квалиметрическая компетентность обеспечивает четкое понимание экспертом принципов и методов оценки качества продукции, умение использовать разные типы оценочных шкал, определять субъективные вероятности, различать число градаций оцениваемого объекта и пр.

Кроме требований к профессиональной компетентности при сертификации эксперта предъявляются требования к его личным качествам. Таким образом, требуется подготовка и сертификация самих экспертов.

Поставленную задачу можно решить с помощью информационных технологий, в частности, разработки и внедрения вычислительной системы добровольной сертификации персонала. Основными проблемами, которые возникают при разработке таких систем, являются:

1) сложность организации механизма получения знаний от экспертов, их согласованности, формализации, преодоления ряда субъективных для каждого эксперта факторов (например, личной заинтересованности);

2) большие затраты времени на решение задач представления, преобразования данных в модели, выбора их параметров, а также непосредственного создания решающих правил.

Разработка модели вычислительной системы

В настоящее время существует большое количество программных инструментальных средств для разработки моделей вычислительных систем различного целевого назначения: BPwin, ERwin, ADI, IDEF, Rational Rose и многие другие. Rational Rose использует объектно-ориентированный подход, является передовой технологией, позволяет аккумулировать удачные решения за счет инкапсуляции, наследования, полиморфизма, обеспечивает лучшую защиту данных. В работе применяем Rational Rose для моделирования - построения диаграмм. Диаграммы прецедентов позволяют определить участников (актеров), их действия, взаимосвязи. Наличие подобной информации позволит в дальнейшем спроектировать структуру баз данных, компоненты системы, алгоритмы информационного взаимодействия и т.д. Диаграмма прецедентов -это графическое представление всех или части актеров, их действий (прецедентов) и взаимодействий. В системе обычно есть главная диаграмма прецедентов, которая отображает границы системы (актеров) и основное функциональное поведение системы (прецеденты). Другие диаграммы прецедентов могут создаваться при необходимости. На рисунках 3, 4 представлены диаграммы прецедентов, отображающие обобщенный процесс работы центра сертификации.

Сосюилспис оиирисии и I получение I Юдшерждения на

результата Оценивание результатов Выдача сертификата прохождение сертификации

Сертификация специалиста сертификации

Вьщача рекомендаций

Рисунок 3 - Диаграмма прецедентов процесса сертификации без использования

вычислительной системы

Хранение информации Пе1

Отображение информации Подача заявления на

сертификацию

Специалист

ВС ДСП

Обработка информации

Получение подтверждения на Добавление, удаление, прохождение сертификации

редактирование информации

Формирование заявления на сертификацию

Сертификация

Выдача рекомендаций

Получение (не получение) сертификата

Составление вопросов и результата

Выдача сертификата специалисту

Группа экспертов 2

Администрация

Получение заявления на сертификацию

Рисунок 4 - Диаграмма прецедентов процесса сертификации с использованием вычислительной системы

Сегодня возникло несоответствие нормативной и методической базы в области профессиональной подготовки и развития персонала и системы подготовки и оценки реальной компетентности работников. Обозначилась серьезная проблема: существенное несоответствие требований рынка труда образовательным программам, реализуемым в учреждениях профессионального образования. Сертификация персонала - это процедура определения и документального подтверждения независимой организацией соответствия профессиональной компетенции работников требованиям профессиональных стандартов. Разработка моделей систем подготовки экспертов, электронных систем сертификации, процесса сертификации персонала является нетривиальной задачей. Решение подобных задач с использованием информационных технологий, современных средств связи позволит привлечь для обучения экспертов высококвалифицированные кадры мирового сообщества, квалифицированных экспертов, сформировать систему профессиональных стандартов, электронные тесты высокого качества, исключить субъективизм в оценке персонала.

Как видно из представленных моделей, внедрение вычислительной системы добровольной сертификации позволит обеспечить автоматизированную обработку данных, оценку результатов. Автоматизация процессов сертификации позволит повысить качество сертификации, исключить субъективизм эксперта в процессе сертификации, коррупционную составляющую выдачи сертификатов.

Библиографический список

1. Трубачева С.И. Кадры - залог успеха предприятия: Сборник материалов МНПК «Татищевские чтения». - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2011.

2. http://katori.pochta.ru/stand.html - сайт стандартов.

3. http://www.citforum.ru/ - информационный портал.

4. http://www.yokogawa.ru/ - сайт компании Yokogawa Electics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.