Научная статья на тему 'Повышение эффективности государственного управления путем стимулирования труда государственных служащих'

Повышение эффективности государственного управления путем стимулирования труда государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СЕРВИСНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панина Ольга Владимировна, Ядоян Венера Оганесовна

В статье рассматривается возможность формирования в России концепции «сервисного государства», для чего в первую очередь необходимо оптимизировать деятельность государственных служащих. Особое внимание уделяется методам, способствующим повышению эффективности государственного управления: эффективному контракту, ключевым показателям эффективности, пилотным проектам. Сделан вывод о том, что для сохранения единства нашей страны в XXI в. необходимо профессиональное развитие государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE STATE GOVERNANCE EFFECTIVENESS BY ENCOURAGING PUBLIC OFFICIALS

In the article, а possibility of the «service government» concept formation in Russia is considered; to do that, it is necessary to optimize the work of public officials in the first place. Special attention is paid to the methods for improving the state governance effectiveness: effective contract, key performance indicators, pilot projects. It is concluded that to save the unity of our country in the XXI century we need a positive professional development of public officials.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности государственного управления путем стимулирования труда государственных служащих»

УДК 351.83

ОВ. Панина ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

во. Ядоян ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПУТЕМ

СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассматривается возможность формирования в России концепции «сервисного государства», для чего в первую очередь необходимо оптимизировать деятельность государственных служащих. Особое внимание уделяется методам, способствующим повышению эффективности государственного управления: эффективному контракту, ключевым показателям эффективности, пилотным проектам. Сделан вывод о том, что для сохранения единства нашей страны в XXI в. необходимо профессиональное развитие государственных служащих.

Ключевые слова: государственное управление, сервисное государство, государственные служащие, эффективный контракт, ключевые показатели эффективности, пилотные проекты.

IMPROVEMENT OF THE STATE GOVERNANCE EFFECTIVENESS BY ENCOURAGING PUBLIC OFFICIALS

Annotation. In the article, а possibility of the «service government» concept formation in Russia is considered; to do that, it is necessary to optimize the work of public officials in the first place. Special attention is paid to the methods for improving the state governance effectiveness: effective contract, key performance indicators, pilot projects. It is concluded that to save the unity of our country in the XXI century we need a positive professional development of public officials. Keywords: state governance, service state, public officials, effective contract, key performance indicators, pilot projects.

На сегодняшний день Россия входит в число стран, имеющих низкий уровень эффективности государственного управления, качества публичных услуг и человеческого потенциала в целом. В целях исправления сложившейся в стране негативной ситуации специалисты все чаще обращаются к концепции «сервисного государства», в основе которой лежит создание системы государственного управления, ориентированной на новые приоритеты и ценности [3].

«Сервисное государство» - это особая форма организации публичной власти со специальным аппаратом управления, который направлен на оказание качественных публичных услуг и создание системы социально-правовых гарантий обеспечения прав и свобод человека [3], а также достойного уровня жизни не только уязвимых категорий граждан (людей с ограниченными возможностями, малоимущих, пенсионеров и др.), но и населения трудоспособного возраста, создающего общественное благо. Исследователи, продвигающие данную модель управления, утверждают, что сервисное государство призвано исправить недостатки бюрократической модели, административных методов воздействия на людей, раскрывая ныне существующие проблемы взаимодействия власти и общества.

В рамках построения сервисной концепции государства важно учитывать следующие положения [7]:

— деятельность государства, направленная на взаимодействие с индивидом, является государственной услугой и должна осуществляться качественно;

— наиболее значимой является сфера государственных услуг;

© Панина О.В., Ядоян В.О., 2014

— главным показателем эффективности сервисной модели выступает удовлетворенность

Olga Panina Venera Yadoyan

потребителей;

— сервисный подход предполагает развитие электронного межведомственного взаимодействия, формирование «электронного правительства», развитие услуг в режиме онлайн, обратной связи между государством и гражданином.

Однако о формировании комплексной сервисной модели государственного управления в России говорить еще рано. На сегодняшний день предпринимаются только первые шаги к снижению недостатков действующей системы управления, обеспечению более мобильного взаимодействия с общественными структурами, а также повышению эффективности государственного управления в целом.

Важно понимать, что для обеспечения эффективной работы органов государственной власти необходимо правильно использовать имеющиеся в них ресурсы. Человеческие ресурсы являются основой любой организации, главным ее капиталом. Если чиновники неэффективны, некомпетентны и плохо мотивированы, масштабные провалы государства становятся практически неизбежными [6]. Поэтому первым шагом на пути к повышению эффективности государственного управления должна стать разработка мер по стимулированию государственных служащих к результативному труду. Одним из таких методов сегодня является эффективный контракт.

Согласно Распоряжению Правительства РФ № 2620-р от 30 декабря 2012 г. эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки [2]. В рамках внедрения эффективного контракта каждому работнику должны быть доступно объяснены функции его трудовой деятельности, представлены показатели оценки деятельности и уточнены критерии для получения дополнительных выплат, установлены размеры вознаграждения и поощрений за высокие результаты труда. При этом должно быть обеспечено четкое понимание условий получения вознаграждения и поощрения как работодателем, так и всеми работниками без допущения двойного толкования.

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, повышение оплаты труда должно быть увязано с качеством работы конкретных специалистов и качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Для этого необходим переход на механизм эффективного контракта. Это означает, что зарплата специалиста будет зависеть не от пребывания на рабочем месте, а от эффективности его работы. Помимо совершенствования системы оплаты труда в целях использования принципов эффективного контракта необходимы также пересмотр квалификационных требований и компетенций государственных служащих для оказания государственных услуг, а также организация их профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Завершение работы по заключению эффективных контрактов с государственными служащими планируется на 2016-2018 гг. Представляется, что данный механизм способствует получению государственными служащими справедливого уровня заработной платы по результатам труда, что, безусловно, выступит для них весомым материальным стимулом для качественного и добросовестного выполнения работы.

В рамках создания прозрачной и доступной для общества системы критериев и показателей эффективности деятельности государственных служащих разработана система KPI (Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности). KPI - это количественные параметры, отражающие факторы успеха государственной структуры. При этом в состав системы показателей входят показатели эффективности и результативности деятельности государственных служащих, подразделений и государственных органов в целом [3]. В число показателей эффективности деятельности могут входить такие показатели, как рейтинг государственных органов власти, соотношение затрат на госу-

дарственное управление и результатов осуществленных данным органом действий, доля государственных служащих, повышенных в должности по итогам аттестации, соотношение суммы выплаченных премий государственным служащим и их штатной численности и другие.

Ожидаемыми положительными последствиями внедрения ключевых показателей эффективности в государственном секторе являются [5]:

— реализация единой государственной кадровой политики с использованием ключевых показателей эффективности;

— модернизация кадровых служб государственных органов;

— реформирование системы оплаты труда государственных служащих;

— повышение эффективности и качества работы органов, их подразделений и отдельных служащих.

Практическое применение ключевых показателей эффективности в ряде министерств и ведомств считается одним из наилучших методов оценки деятельности государственных служащих, которая основывается на выявлении того, в какой степени персонал способствует достижению целей и выполнению задач определенной государственной структуры. Результаты данной оценки служат итоговыми индикаторами, позволяющими специалистам вовремя обнаружить узкие места и своевременно разработать меры по устранению выявленных несоответствий.

В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации в целях реформирования государственной службы разрабатываются пилотные проекты, направленные на апробацию и внедрение современных кадровых технологий в федеральные государственные органы. Основанием для разработки пилотных проектов является Указ Президента Российской Федерации № 601 от 07 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [1]. Разработаны следующие пилотные проекты:

— пилотный проект по порталу: прием в электронном виде документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы и проведение первичного отбора кандидатов в дистанционном формате с идентификацией личности гражданина, подавшего документы и заполнившего квалификационный тест;

— пилотный проект по наставничеству: формирование института наставничества для обеспечения карьерного роста государственных служащих;

— пилотный проект по квалификационным требованиям: установление квалификационных требований к профилю образования, знаниям, навыкам;

— пилотный проект по комплексной оценке: внедрение системы комплексной оценки деятельности государственных служащих, в том числе общественной оценки по отдельным должностям государственной службы.

В процессе реализации пилотных проектов будут разработаны предложения по совершенствованию управления персоналом государственной службы; новые кадровые технологии способствуют применению более объективных инструментов отбора персонала, своевременному и эффективному осуществлению ротации, дополнительным выплатам в виде поощрений, развитию государственных служащих и повышению качества работы государственного органа в целом [8].

Таким образом, один из путей повышения эффективности государственного управления в России лежит через приобщение к концепции «сервисного государства». Для этого в первую очередь необходимо оптимизировать деятельность государственных служащих, от решений которых во многом зависит судьба государства. Отрадно, что сегодня специалистами разрабатываются многочисленные проекты, направленные на стимулирование государственных служащих к эффективному труду. Перспективными среди них считаются эффективный контракт, ключевые показатели эффективности, пилотные проекты министерств. Для сохранения единства нашей страны в XXI в. важно, чтобы эти и

другие меры способствовали профессиональному развитию государственных служащих, высоко нравственная деятельность которых впоследствии избавит Россию от статуса страны с низким уровнем государственного управления и качества публичных услуг.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации № 601 от 07 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2620-р. от 30 декабря 2012 г.

3. Бутова Т.В., Щукин И.А. Современные методы повышения эффективности государственного управления // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 45. - С. 77-80.

4. Коженко Я.В. Концепции «сильного» и «сервисного» государства в контексте модернизации государственного управления в России: общее и отличное // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3-3. - С. 744-748.

5. Мейер М.В. Оценка эффективности бизнеса / М.В. Мейер. - М.: Вершина, 2008.

6. Мотивация государственных гражданских служащих: проблемы и пути решения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://to72.minjust.ru/node/2795

7. Осикова А.А., Крюков А.Ф. Проблемы становления сервисного государства в России // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014. - № 2. - С. 16-21.

8. Пилотные проекты по внедрению новых принципов кадровой политики на государственной гражданской службе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/events/103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.