Научная статья на тему 'Повышение эффективности физического воспитания подростков средствами туризма в учреждениях детского отдыха и оздоровления'

Повышение эффективности физического воспитания подростков средствами туризма в учреждениях детского отдыха и оздоровления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
228
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ / МАССОВЫЕ ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МЕТОДИКА ТУРИСТСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Игнатьев Михаил Алексеевич, Игнатьев Алексей Михайлович

Построение физкультурно-оздоровительного процесса в учреждениях отдыха и оздоровления детей с учетом местных природных условий и с применением средств туризма положительно влияет на уровень развития их физических, функциональных и психофизиологических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Игнатьев Михаил Алексеевич, Игнатьев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности физического воспитания подростков средствами туризма в учреждениях детского отдыха и оздоровления»

УДК 371.217.3: 37.037.1

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

THE INCREASE OF THE EFFECTIVENESS OF PHYSICAL EDUCATION OF ADOLESCENTS BY MEANS OF TOURISM IN CHILDREN’S RECREATION INSTITUTIONS

М. А. Игнатьев, А. М. Игнатьев M. A. Ignatyev, A. M. Ignatyev

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Построение физкультурно-оздоровительного процесса в учреждениях отдыха и оздоровления детей с учетом местных природных условий и с применением средств туризма положительно влияет на уровень развития их физических, функциональных и психофизиологических качеств.

Abstract. Taking into account the local environment in the health-improving process in children's recreation institutions and the use of means of tourism positively influences the level of development of children’s physical, functional and psychophysiological qualities.

Ключевые слова: туризм, учреждения отдыха и оздоровления детей, массовые турист-ско-спортивные мероприятия, методика туристской работы с детьми.

Keywords: tourism, children’s recreation institutions, mass tourist-sports events, methods of tourist work with children.

Актуальность исследуемой проблемы. Учреждение отдыха и оздоровления детей (УООД) представляет собой уникальную среду для укрепления здоровья детей и подростков и формирования у них навыков здорового образа жизни.

Проблема организации отдыха детей и подростков в учреждениях отдыха и оздоровления детей всегда была в центре внимания ученых и практических работников.

Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, законодательных и нормативных актов дает основание утверждать, что проблема активизации педагогического процесса в учреждениях отдыха и оздоровления детей рассматривается по определенным направлениям. Например, в исследованиях П. А. Бурдейного [2] затрагивается проблема личностного развития ребенка в коллективе; проблемы формирования и развития временного детского коллектива анализируются в трудах Л. В. Ершовой [4]; проблемами управления детскими оздоровительными лагерями занимались Б. Б. Гусев [3], Г. В. Заярская [5]; пути повышения эффективности подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях отдыха и оздоровления детей освещены в работах В. Н. Антонова [1], С. А. Сергеева [6].

В целях плодотворной подготовки к летней оздоровительной компании большую работу проводит Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с ведущими научно-исследовательскими учреждениями дополнительного образования. В последнее время ими ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных программ и методик организации летнего отдыха и оздоровления детей в системе учреждений отдыха и оздоровления.

Как показывают подробный анализ публикаций и многолетние наблюдения, имеются некоторые недостатки в организации физкультурно-оздоровительной деятельности УООД, основными из которых являются следующие:

- неэффективная организация физкультурно-оздоровительного процесса;

- малый перечень видов спорта, используемых в процессе оздоровления детей и подростков;

- недостаточное обеспечение физкультурно-оздоровительного процесса учебнометодической литературой и программами, разработанными с учетом современных социально-экономических и природно-климатических условий региона.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в учреждениях отдыха

и оздоровления детей осуществляется в основном в условиях местной природной среды. В связи с этим поиск эффективной формы организации физкультурно-оздоровительного процесса в них, построенной с учетом местных социально-экономических и природноклиматических условий, в которой на фоне высокого уровня двигательной активности развивались бы физические качества детей и формировалась бы личность ребенка, представляется сегодня целесообразным.

Вопросы активизации двигательного режима детей в условиях природной среды с помощью средств разных видов спорта, в том числе и туризма, всегда интересовали ученых и практиков. Значение туризма в проведении массовых мероприятий в УООД, в познании детьми окружающего мира, во всестороннем воспитании ребенка, особенно в подростковом возрасте, неоценимо, поэтому внимание к этому средству физического воспитания неслучайно. Несмотря на это, вопросы организации физкультурнооздоровительного процесса в УООД с применением спортивно-оздоровительного туризма, учитывающие местные социально-экономические и природно-климатические условия, специально не изучались.

Целью нашего исследования является теоретическая разработка и экспериментальная апробация методики физкультурно-оздоровительных занятий в учреждениях отдыха и оздоровления детей, построенной на основе использования средств туризма и с учетом национально-региональных особенностей.

Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении о том, что физкультурно-оздоровительный процесс в условиях временного пребывания детей и подростков в УООД будет более эффективным, если:

- будут определены содержательные особенности эффективного применения средств туризма в спортивно-оздоровительном процессе с учетом национальнорегиональных условий;

- будут выявлены организационно-методические особенности использования средств туризма в физическом воспитании.

Материал и методика исследований. Для определения эффективности методики, построенной с использованием средств туризма, способствующей максимально возможному увеличению объема двигательной активности и повышению интенсивности двигательной деятельности детей в условиях кратковременного пребывания их в учреждении отдыха и оздоровления, был проведен педагогический эксперимент в ГУЗ «Республиканский детский санаторий "Лесная сказка"» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в период летних каникул 2009 года. В эксперименте участвовали мальчики и девочки 14-15 лет.

При организации физкультурно-оздоровительных занятий с использованием средств туризма нами предложено:

- применять комплексный подход к организации работы, обязывающий педагогов находить такие формы, которые наиболее успешно решают задачи физического, эстетического, трудового, экологического воспитания;

- учитывать требования строгого учета интересов, увлечений и склонностей детей разных возрастов;

- вовлекать детей добровольно в физкультурно-спортивную деятельность;

- разнообразить формы активного отдыха, обеспечивающие творческое самовыражение каждому ребенку.

Разработанные нами с использованием средств туризма и с учетом региональных условий занятия имеют ряд особенностей:

1. Физкультурно-оздоровительным занятиям, построенным с использованием средств спортивно-оздоровительного туризма, предшествуют познавательные занятия в форме бесед, дидактических и подвижных игр, конкурсов и т. д.

2. Совершенствование двигательных действий происходит в разных условиях. Это дает простор для мобилизации и развития не только физических, но и интеллектуальных качеств детей.

3. Знания об окружающем мире дети получают в сочетании с двигательной активностью.

Результаты исследований и их обсуждение. Основными видами организации практических занятий по туризму в учреждениях отдыха и оздоровления детей должны быть:

1. Пешеходные прогулки и экскурсии, способствующие расширению навыков ориентирования на местности, знакомству с природными и социальными объектами, закрепляющие и совершенствующие чувство пространства, обучающие движению в заданном направлении, используя схемы; позволяющие осуществлять поиски природных и социальных объектов, применяя способ «хождение по легенде».

2. Занятия-тренировки, направленные на обучение детей практическим навыкам туристской деятельности и приемам ориентирования на местности, характеризующиеся разнообразием в подборе упражнений, эмоциональностью, строгой дозировкой нагрузки, соответствующей возрасту, полу и физической подготовленности детей.

3. Игровые занятия, вызывающие повышенный интерес у детей, так как они построены на материале подвижных игр на местности с элементами ориентирования.

4. Контрольные занятия по специальной туристской подготовке, дающие возможность проверить знания, умения и навыки по туристскому прикладному многоборью. Эти занятия проводятся в течение всей смены.

5. Туристские праздники, позволяющие разнообразить двигательную деятельность детей, насыщая ее эмоциональными играми и упражнениями.

Содержание предлагаемых занятий по туризму по своей направленности, структуре и нагрузке во многом отличается от содержания занятий другими видами спорта, что обусловлено спецификой работы в природных условиях, где физическая нагрузка оказывает значительное воздействие на организм детей в течение длительного времени.

Для определения эффективности методики физкультурно-оздоровительного процесса, построенного с использованием средств туризма, способствующих максимально возможному увеличению объема двигательной активности подростков в условиях кратковременного пребывания их в УООД, в начале и конце смены тестировались следующие основные качественные характеристики: уровни физического развития и функциональной подготовки, психофизиологические показатели.

Данные, характеризующие уровни физического развития и функциональной подготовки, психофизиологических возможностей мальчиков и девочек 14-15 лет на начало и окончание летней оздоровительной смены, представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Изменение уровня физического развития, функциональных и психофизиологических показателей мальчиков 14-15 лет (начало смены - конец смены)

Показатели Экспериментальная группа п=20 Контрольная группа п=20

начало конец Р начало конец Р

М+т М+т М+т М+т

Антропо- метрические Рост (см) 164+4,7 166+3,6 >0,1 165+5,4 165+4,6 >0,1

Вес (кг) 53,4+2,6 56,0+1,6 >0,1 53,5+2,4 54,7+2,1 >0,1

Окружность грудной клетки (см) 71+4,4 73+3,5 >0,1 70+5,3 71,5+4,6 >0,1

Физические Подвижность позвоночного столба (см) 4+1,1 8+0,9 <0,01 4+1,1 5+0,9 >0,1

Сила кисти (кг) 37,5+2,5 39,6+2,3 >0,1 37,7±3,1 38,5±2,2 >0,1

Показатели становой силы (кг) 97,6+5,2 102,8+3,3 >0,1 95,3±6,2 97,8±4,1 >0,1

Прыжок в длину (см) 196,7+6,8 204,9+5,9 <0,1 195,1±7,5 197,1±6,3 >0,1

О § Л К О © Статическое равновесие (поза Ромберга) 32,0+1,6 40,0+1,9 <0,01 31,0+1,6 36,0+1,7 <0,01

ЖЕЛ (см/куб) 3622,3+61,1 3754,7+59,8 >0,1 3678,3±70,1 3701,3±76,2 >0,1

Время задержки дыхания (сек) 44,6+0,7 49,9+0,6 <0,01 44,1+0,5 45,3+0,5 >0,1

Индекс Руфье 11,2+0,7 8,3+0,5 <0,01 11,5+0,6 10,2+0,5 >0,1

Психофизиологи- ческие Устойчивость внимания (усл. ед.) 0,76+0,03 0,93+0,04 - 0,73+0,04 0,79+0,04 -

Объем зрительной информации (бит) 375,8+7,3 397,1+7,1 - 361,8+7,3 377,7+7,5 -

Скорость переработки объема зрительной информации (бит/сек) 1,01+0,03 1,11+0,03 - 0,99+0,03 1,06+0,04 -

Таблица 2

Изменение уровня физического развития, функциональных и психофизиологических показателей девочек 14-15 лет (начало смены - конец смены)

Показатели Экспериментальная группа п=20 Контрольная группа п=20

начало конец Р начало конец Р

М+т М+т М+т М+т

Антропомет- рические Рост (см) 160,0+4,2 162,0+3,4 >0,1 160,0+4,5 161,0+3,7 >0,1

Вес (кг) 51,2+2,4 52,2+2,5 >0,1 52,2+3,4 52,7+2,9 >0,1

Окружность грудной клетки (см) 73,5+5,3 76,5+4,4 >0,1 74+6,3 75,5+6,3 >0,1

Физические Подвижность позвоночного столба (см) 8+1,1 14+1,0 <0,01 8+1,0 10+1,1 >0,1

Сила кисти (кг) 27,4+3,4 29,3+2,9 >0,1 27,5±4,1 28,0±3,2 >0,1

Показатели становой силы (кг) 72,6+5,9 76,7+5,1 >0,1 70,6±7,0 71,7±6,1 >0,1

Прыжок в длину (см) 163,3+7,5 170+6,7 <0,1 163,6±9,4 165,6±8,5 >0,1

е К о О Статическое равновесие (поза Ромберга) 38+1,9 55+2,0 <0,01 38+1,6 43+1,7 <0,01

ЖЕЛ (см/куб) 3130,2+70,2 3284,9+79,7 >0,1 3116,5±77,1 3194,3±76,2 >0,1

Время задержки дыхания (сек) 35,5+0,6 46,0+0,9 <0,01 33,4+0,5 35,6+0,8 <0,01

Индекс Руфье 12,8+0,5 11,0+0,4 <0,01 12,3+0,3 12,0+0,3 >0,1

Психофизиологические Устойчивость внимания (усл.ед.) 0,88+0,03 0,98+0,03 - 0,85+0,03 0,89+0,04 -

Объем зрительной информации (бит) 413,8+6,8 430,5+7,3 - 391,3+7,5 400,9+7,3 -

Скорость переработки объема зрительной информации (бит/сек) 1,05+0,03 1,11+0,02 - 1,04+0,03 1,05+0,03 -

Приведенные данные свидетельствуют, что, если на начало эксперимента по исследуемым показателям между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами различия были незначительными, то после эксперимента различия по некоторым показателям уже были значительны и достоверны (Р<0,01).

В исследовании антропометрических показателей как у мальчиков, так и у девочек (рост, масса тела, ОГК) на протяжении эксперимента результаты неоднородны и недостоверны. Анализ данных табл. 1 показывает, что между показателями роста мальчиков КГ и ЭГ разница несущественная (Р>0,1). Выявил незначительные изменения также анализ показателей массы тела (вес). Не произошло значительных расхождений за экспериментальный период и в показателях окружности грудной клетки у мальчиков как экспериментальной, так и контрольной групп. Небольшое расхождение в показателях окружности грудной клетки наблюдается у девочек экспериментальной группы.

Данные показывают, что подвижность позвоночного столба у мальчиков в КГ увеличилась на 25 % (Р>0,1), а в ЭГ - на 100 % (Р<0,01), у девочек в КГ подвижность на увеличилась на 25 % (Р>0,1), а в ЭГ - на 75 % (Р<0,01).

Незначительное увеличение наблюдается в показателях силы мышц кистей. У мальчиков ЭГ сила кисти увеличилась на 5,6 % (Р>0,1), а КГ - на 2,1 % (Р>0,1). У девочек ЭГ увеличение силы кисти составляет 6,9 % (Р>0,1), а в КГ этот показатель равен

1.8 % (Р>0,1). Показатель становой силы у девочек ЭГ увеличился на 5,6 % (Р>0,1), а в КГ этот показатель повысился всего на 1,5 % (Р>0,1).

Результаты по прыжкам в длину с места в ЭГ значительно превышают результаты в КГ. В ЭГ у мальчиков прирост составляет 4,2 % (Р<0,01), а в КГ - 1 % (Р>0,1). У девочек в КГ прирост составил 1,2 % (Р>0,1), а в ЭГ - 4,1 % (Р<0,01).

Результаты тестирования функциональной подготовки следующие:

1) показатель уровня статического равновесия у мальчиков в КГ увеличился на 16,1 % (Р<0,01), а в ЭГ - на 25 % (Р<0,01);

2) у девочек в КГ равновесие увеличилось на 13,1 % (Р<0,01), в ЭГ - на 44,7 % (Р<0,01);

3) во всех группах жизненная емкость легких (ЖЕЛ) имела незначительное увеличение. Достаточно хороший сдвиг за этот период произошел у девочек ЭГ и составил

4.9 % (Р>0,1), а в КГ у девочек увеличение данного показателя составило 2,5 % (Р>0,1). Наименьший сдвиг произошел в КГ у мальчиков и составил 0,6 % (Р>0,1), а в ЭГ он равнялся 3,6 % (Р>0,1);

4) время задержки дыхания в ЭГ у мальчиков увеличилось на 11,9 % (Р<0,01), а у девочек - на 29,6 % (Р<0,01);

5) в начале смены индекс Руфье у мальчиков ЭГ составил 11,2, а в конце -8,3 (Р<0,01). В КГ в начале смены у мальчиков этот индекс составил 11,5, а в конце эксперимента - 10,2 (Р>0,1). Аналогичная картина наблюдается и у девочек.

Таким образом, в показателях задержки дыхания, а также в показателях функциональных проб сердечно-сосудистой системы отмечалась положительная динамика с более выраженной тенденцией в экспериментальной группе.

Исследуя эффективность применения средств туризма в учреждениях детского отдыха и оздоровления, нельзя обойти вниманием интеллектуально-познавательную сферу личности.

Большой интерес представляли для нас показатели устойчивости внимания, объема зрительной информации и скорости переработки информации. С относительно одинаковыми показателями в начальной стадии эксперимента в конечной стадии мы наблюдали некоторые различия в показателях устойчивости внимания: у мальчиков ЭГ он увеличился на 22,4 %, а у девочек - на 11,4 %; у мальчиков КГ - на 8,2 %, а у девочек - на 4,7 %.

Показатели объема зрительной информации также имеют положительную динамику. У мальчиков ЭГ объем зрительной информации увеличился на 5,7 %, а у девочек - на 4 %. В КГ показатели объема зрительной информации за экспериментальный период изменились на 4,4 % у мальчиков и на 2,5 % - у девочек.

Положительные изменения произошли и в скорости переработки объема зрительной информации: в ЭГ у мальчиков - на 9,9 %, у девочек - на 5,7 %; в КГ у мальчиков -на 7 %, у девочек - на 1 %.

Проведенный эксперимент выявил эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, построенного с преимущественным использованием спортивнооздоровительного туризма. Разработанная методика способствует максимально возможному увеличению объема двигательной активности и повышению интенсивности двигательной деятельности детей в условиях кратковременного пребывания их в УООД. Применение средств туризма в физкультурно-оздоровительном процессе в таких учреждениях значительно расширяет объем двигательной активности детей (до 4,5 часов в день и 94,5 часов за смену) и на этой основе способствует улучшению двигательных и функциональных возможностей, содействует расширению двигательного опыта, формирует интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Резюме. Спортивно-оздоровительный туризм как составляющая часть программы физического воспитания в учреждениях отдыха и оздоровления детей оказывает благотворное влияние на организм подростков, доказательством чего являются положительные изменения исследуемых показателей за время педагогического эксперимента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов, В. Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. Н. Антонов. - Екатеринбург, 1997. - 22 с.

2. Бурдейный, П. А. Формирование нравственных отношений старшеклассников в процессе краеведческой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / П. А. Бурдейный. - Киев, 1989. - 21 с.

3. Гусев, Б. Б. Всероссийский Детский Центр «Орленок» как педагогический феномен второй половины XX века : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Б. Б. Гусев. - Ростов н/Д., 1999. - 21 с.

4. Ершова, Л. В. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. В. Ершова. - Ярославль, 1995. - 19 с.

5. Заярская, Г. В. Моделирование воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Г. В. Заярская. - М., 2003. - 26 с.

6. Сергеева, С. А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С. А. Сергеева. - М., 1996. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.