Характеристики низкоорбитальной системы
Орбитальные группировки системы Зоны радиосвязи Население Земли в зоне Доля поверхности Земли в зоне Количество спутников функционирующих в зоне Количество спутников на % поверхности Земли
Группировка № 1 Экваториальная зона
количество спутников - 24 наклонение орбит - 22,5° количество орбит - 3 высота орбиты - 1 500 км Между 40° с.ш. и 40° ю.ш. Более 70 % 64 % Около 36 0,6
Группировка № 2 Полярные зоны
количество спутников - 24 наклонение орбит - 65° количество орбит - 3 высота орбиты - 1500 км Более 40° с.ш. и более 40° ю.ш. Менее 30 % 36 % Около12 0,33
Всего 48 спутников на 6 орбитах, по 8 спутников на орбите
Именно эти отличительные признаки позволяют получить лучший технический эффект, а именно: обеспечить глобальную непрерывную связь между абонентами, дают возможность реализовать мобильную телефонию и высокоскоростную передачу данных в любых точках земного шара при использовании минимально необходимого (оптимального) количества легких спутников в системе и минимальной стоимости создания системы спутниковой связи.
В таблице приведены характеристики заявляемой низкоорбитальной системы спутниковой связи и пример рационального использования системы согласно научной работе, когда большее количество спутников используют в зонах с большим количеством населения.
Библиографические ссылки
1. Крылов А. Анализ создания и развития низкоорбитальных систем спутниковой связи // Спутниковая связь и вещание - 2011 : журнал. 2011. С. 46-49.
2. Патент РФ № 65703. Низкоорбитальная система пакетной передачи данных и диспетчерской телефонной связи. МПК (2006/1) H04B 7/185.
3. Патент РФ №2299837. Способ построения низкоорбитальной спутниковой сетевой навигационной системы. МПК B64G 1/10, G01C 21/02 (2006.1).
References
1. Krylov А. [Analysis of the creation and development of low-orbit satellite communications systems.] The magazine "Satellite Communication and Broadcast, 2011, р. 46-49.
2. RF Patent №65703 Nizkoorbital'naya sistema paketnoj peredachi dannyh i dispetcherskoj telefonnoj svyazi [LEO Packet data transmission and dispatching of voice communication], the IPC (2006/1) H04B 7/185.
3. Patent RF № 2299837 Sposob postroeniya nizkoorbital'noj sputnikovoj setevoj navigacionnoj sistemy [The method of construction of a low-orbit satellite network navigation system], the IPC B64G 1/10, G01C 21/02 (2006.1).
© Акзигитов Р. А., Гейман В. Н., 2015
УДК 629.7.058.6
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ВОЗДУШНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
А. Р. Акзигитов, В. М. Мусонов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: pnk-sibsau@mail.ru
Поставлена задача по повышению эффективности отображения информации о местоположении воздушных судов при УВД. Изучены проблемы отображения информации о ВС при УВД и предложены способы решения этих проблем, благодаря которым возрастет эффективность отображения информации.
Ключевые слова: эффективность, местоположение ВС, УВД, авиация, спутниковые каналы.
Решетнеескцие чтения. 2015
INCREASING EFFICIENCY OF REFLECTION OF INFORMATION ABOUT SITE
OF AIR SHIPS AT ATC
A. R. Akzigitov, V. M. Musonov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation. Е-mail: pnk-sibsau@mail.ru
The research studies the problem of increasing efficiency of information reflection about the site of aircraft at ATC. The problems of information reflection are studied regarding aircraft at ATC, and the methods of decision of these problems due to that efficiency of reflection of information will grow.
Ключевые слова: efficiency, site of aircraft, ATC, aviation, satellite channels.
Основными и важнейшими задачами системы управления воздушным движением (УВД) являются задачи обеспечения безопасности, экономичности и регулярности воздушного движения. Их решение обеспечивается на этапах организации, планирования и непосредственного УВД, в котором принимает участие такое звено контура УВД, как человек.
Эффективность непосредственного УВД в значительной степени определяется эффективностью принятия решения (ПР) диспетчером УВД. Принятие решения диспетчером УВД обеспечивается с помощью средств радиолокационного (РЛК) и процедурного контроля (ПК) воздушного движения (ВД). Следует отметить, что проблемы достоверного отображения информации о ВО при УВД с АЗН в значительной степени перекликаются с общими проблемами процедурного контроля (ПК) при УВД. Используемые при ПК способы отображения ВО ориентированы в основном на традиционную технологию УВД и ручные методы ввода информации.
В настоящее время созрели технические предпосылки для разработки средств отображения информации о ВО при УВД на основе современной компью-
терной техники и современного программного обеспечения [1] (см. рисунок).
Для обеспечения безопасности полетов при УВД необходимо иметь четкое представление о том, что человек является немаловажным звеном в контроле местоположения ВС в полете. Большинство авиационных происшествий и инцидентов объясняются ошибками специалистов службы движения, т. е. человеческим фактором. Следовательно, чем точнее будет представлена информация для специалиста, тем эффективнее он выполнит свою работу, тем самым исключая ошибки и сбои в работе по отслеживанию местоположения ВС [2].
Теоретический результат научной работы направлен на исследование путей решения по повышению эффективности отображения информации о местоположении воздушных судов при УВД. Также рассматриваются факторы, влияющие на задержку навигационных данных, передаваемых при УВД по традиционным каналам связи MB и ДКМВ диапазонов или спутниковым каналам, и оценивается влияние этой задержки на точность отображения информации о воздушной обстановке при УВД с АЗН [3].
Отображение информации по УВД
Благодаря научной работе получены результаты, позволяющие повысить достоверность передачи навигационных данных по традиционным каналам связи МВ и ДКМВ диапазонов и спутниковым каналам при УВД с АЗН путем оптимизации обработки сигнала с учетом вероятностных характеристик помех в каналах связи; уменьшить дополнительную погрешность ме-стоопределения ВС при УВД с АЗН, обусловленную задержкой передачи навигационных данных в центр УВД, путем совместной обработки сигналов в связном и навигационном; повысить точность отображения воздушной обстановки и принятия решений по разрешению потенциально конфликтных ситуаций при УВД с АЗН путем использования данных высокоточных навигационных определений ВС по СРНС; повысить безопасность полетов ВС за счет повышения достоверности и оперативности передачи навигационных данных, точности отображения воздушной обстановки при УВД с АЗН [4].
Библиографические ссылки
1. Алешин В. И., Дарымов Ю. П., Крыжанов-ский Г. А. и др Организация управления воздушным движением. М. :Транспорт, 1988. 264 с.
2. Стионов М. В., Князевский Д. А. Обеспечение безопасности полетов при управлении воздушным движением : учеб. пособие. Ульяновск, 2010.
3. Анодина Т. Г., Володин C. В., Куранов В. П., Мокшанов В. И. Управление воздушным движением М. : Транспорт, 1988. 229 с.
4. Arnold Field. International Air Traffic Control. Management of the World's Airspace. М. : Транспорт. 1989.
References
1. Aleshin V. I., Darimov U. P., Krizhanovskiy G. А. Organizaciya upravleniya vozdushnym dvizheniem [Organization of air traffic control]. М. : Transport, 1988. 264 с.
2. Stionov М. V., .Knyazevskiy D. А. Obespechenie bezopasnosti poletov pri upravlenii vozdushnym dvizheniem, [Providing of safety of flights at air traffic control, train aid]. 2010, Ylianovsk.
3. Anodyne Т. G., Volodin S. V., Kuranov V. P., Mokshanov V. I. Upravlenie vozdushnym dvizheniem [Air traffic control]. 1988. 229 с.
4. Arnold Field. International Air Traffic Control. Management of the World's Airspace. М., 1989.
© Акзигитов А. Р., Мусонов В.М., 2015
УДК 629.7.058.6
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВС
Р. А. Акзигитов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: pnk-sibsau@mail.ru
Повышение интенсивности воздушного движения делает необходимым повышение эффективности эксплуатационных показателей спутниковых навигационных систем отечественных и зарубежных воздушных судов. Проблема повышения точности навигационных систем актуальна с точки зрения обеспечения безопасности полетов ВС в зонах, в которых отсутствует наземный радиолокационный контроль, таких как океанические районы и районы Крайнего Севера, где основными средствами навигации в настоящее время являются автономные курсо-доплеровские и инерциальные навигационные системы.
Ключевые слова: аэронавигация, радионавигационные бортовые системы, база данных.
IMPROVING EFFICIENCY OF OPERATIONAL PERFORMANCE OF SATELLITE NAVIGATION SYSTEMS OF DOMESTIC AND FOREIGN AIRCRAFT
R. A. Akzigitov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru
Increase in air traffic makes it necessary to increase the efficiency of operating characteristics of satellite navigation systems of domestic and foreign aircraft. The problem of improving the accuracy of navigation systems is relevant in terms of safety to the sun in areas where there is no ground radar control, such as oceanic areas and regions of the Far North, where the primary means of navigation are now standalone program-Doppler and inertial navigation systems.
Keywords: air navigation, radio navigation airborne systems.
Использование спутниковых технологий в системе управления воздушным движением характеризует современную тенденцию развития средств навигации.
Это связано с тем, что воздушные суда в настоящее время оснащаются аппаратурой зональной навигации, использующей спутниковые радионавигационные