Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
конкуренция / конкурентоспособность / эффективность / совершенствование / деятельность / развитие / компания / бизнес / competition / competitiveness / efficiency / improvement / activity / development / company / business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плышевская Е.Н., Рачек С.В.

Статья посвящена изучению эффективности деятельности бизнеса в качестве одного из факторов конкурентоспособности. Были рассмотрены понятия эффективности и конкурентоспособности, а также исследования способы совершенствования бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING EFFICIENCY OF ENTERPRISE AS FACTOR OF ITS COMPETITIVENESS IN MARKET ECONOMY

The article is devoted to the study of business efficiency as one of the factors of competitiveness. The concepts of efficiency and competitiveness were considered, as well as research on ways to improve business.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 33 Плышевская Е.Н., Рачек С.В.

Плышевская Е.Н.

магистр 2 курса Уральский государственный университет сообщений (г. Екатеринбург, Россия)

Научный руководитель: Рачек С.В.

профессор, доктор экономических наук Уральский государственный университет сообщений (г. Екатеринбург, Россия)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация: статья посвящена изучению эффективности деятельности бизнеса в качестве одного из факторов конкурентоспособности. Были рассмотрены понятия эффективности и конкурентоспособности, а также исследования способы совершенствования бизнеса.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, эффективность, совершенствование, деятельность, развитие, компания, бизнес.

Для рыночной экономики характерно большое количество функционирующих предприятий, конкурирующих между собой. Для того чтобы удержаться на рынке, быть успешным в своём виде деятельности, необходимо анализировать эффективность своего бизнеса. Если у конкурента более привлекательный продукт или услуга, больше пользуется спросом чем ваш, то существует большой риск получить убытки от бизнеса и обанкротиться.

Для начала разберёмся в понятии «эффективность деятельности». Существует несколько научных подходов на определение данного понятия, а именно с точки зрения:

1) ресурсного (затратного) подхода - это соотношение результата и количества использованного ресурса для получения необходимо результата

2) структурного подхода - это один из компонентов результативности, определяющий экономичность ресурсов.

3) целевого подхода - это вероятность достижения предприятием поставленных тактических и стратегических целей.

На эффективность деятельности предприятия влияет множество факторов. Все факторы можно подразделить на следующие группы:

1) Внутренние - воздействующие силы внутри предприятия:

1.1) Объективные - факторы, не зависящие от субъекта управления, не контролируемые (чрезвычайные происшествия).

1.2) Субъективные - факторы, зависящие от субъекта управления, поддающиеся анализу, регулированию (отношения с поставщиками и заказчиками, факторы ресурсообеспеченности, материальная база, трудовые ресурсы и т.д.)

2) Внешние - воздействующие силы на предприятие извне. Бывают политическими (войны, государственные перевороты), экономическими (инфляция, действия конкурентов, спрос и предложение), природные (стихийные бедствия).

При проведении анализа эффективности деятельности необходимо учитывать влияние и группы внешних, и группы внутренних факторов одинаково. В данной статье рассматривается влияние конкурентной среды на ведение бизнеса.

Под конкурентоспособностью предприятия принято понимать преимущество одной компании над другими в пределах одной отрасли внутри страны и за её пределами. Конкурентоспособность определяет способность организации адекватно и оперативно реагировать на происходящие изменения в

разных сферах жизнедеятельности, минимизируя при этом возможные риски. Из определения следует, что для того чтобы быть успешным на рынке, вести эффективную деятельность, необходимо иметь преимущества. Поэтому определим далее способы повышения эффективности бизнеса.

Прежде чем рассматривать направления совершенствования бизнеса, необходимо изучить механизм повышения эффективности. Руководству и топ-менеджменту компании следует осуществить следующие действия:

1) провести анализ рынка и внешней среды, изучить отрасль, а также конкурентов. На данном этапе проводится РББТ-анализ (анализ влияния политических, экономических, социальных и технологических факторов) внешней среды и SWOT-анализ конкурентов (изучение сильных и слабых сторон)

2) провести SWOT-анализ собственной компании, определить риски для бизнеса, выделить сильные стороны

3) провести сравнительный анализ своей компании и конкурентов

4) на основании результатов всех анализов разработать стратегию ведения бизнеса, поставить цель, определить механизмы достижения цели

5) непосредственное выполнение плана,

6) мониторинг результатов, повторный анализ, устранение ошибок.

А теперь выясним, с помощью каких способов можно повысить эффективность бизнеса. При проведении анализа рассчитываются основные экономические показатели, характеризующие использование материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. При выявлении отклонений и скрытых резервов возможностей предлагаются следующие пути совершенствования деятельности:

1) внедрение новых технологий

2) повышение квалификации персонала

3) закупка более качественного сырья и материалов

Все предлагаемые выше способы позволят улучшить качество выпускаемой продукции, повысить производительность труда, сэкономить

материальные, временные ресурсы - все это главным образом поспособствует улучшению деятельности.

Мы рассмотрели способы повышения эффективности, которые будут осуществляться внутри предприятия. Но совершенствоваться необходимо как внутренне, так и внешне, поэтому следует заняться маркетинговой стратегией продвижения товара на рынке. На основании предложений конкурентов можно разработать систему бонусов и скидок, проводить рекламные акции с акцентом на преимущественно качества продукта - данные методы позволят выделить достоинства продукции и привлечь покупателей.

Таким образом, современная экономика не стоит на месте, появляются новые технологии, продукты, компании-конкуренты. Предпринимателям для сохранения лидерских позиций на рынке необходимо уметь адаптироваться под все изменения раньше своих конкурентов. Поэтому необходимо постоянно развиваться в условиях растущей конкуренции, а это возможно только с помощью повышения эффективности деятельности, поиска скрытых резервов возможностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананьева, Л.Ю. Повышение конкурентоспособности предприятия // Образовательный портал «Справочник». — 2023. — Режим доступа: https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/konkurentosposobnost_predpriyatiya/povyshenie _konkurentosposobnosti_predpriyatiya/;

2. Лайши, Ю. Факторы повышения эффективности производства // Образовательный портал «Справочник». - 2023. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/organizacionnoe_razvitie/faktory_povysheniya_effektivnosti_proizvodstva/;

3. Шульгина, Ю.В. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия // Образовательный портал «Справочник». — 2020. — Режим доступа:

https://spravochnick.ru/menedzhment/razrabotka_meropriyatiy_po_povysheniyu_effektivnosti_dey atelnosti_predpriyatiya/;

4. Якунина, Е. В. Понятие эффективности деятельности организации // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №11-1. - с. 251-254;

5. Рачек С.В Формирование бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускников при переходе к инновационному типу экономики // Креативная экономика. -2014. - Том 8. - № 7. - С. 124-130;

6. Рачек С.В Совершенствование управления трудовыми ресурсами как фактор повышения эффективности деятельности предприятия// V Международная научно-практическая конференция «Новое слово в науке: стратегии развития» - 2018 - С. 270-273

Plyshevskaya E.N., Rachek S. V.

Plyshevskaya E.N.

Ural State University of Communications (Ekaterinburg, Russia)

Scientific advisor: Rachek S.V.

Ural State University of Communications (Ekaterinburg, Russia)

IMPROVING EFFICIENCY OF ENTERPRISE AS FACTOR OF ITS COMPETITIVENESS IN MARKET ECONOMY

Abstract: the article is devoted to the study of business efficiency as one of the factors of competitiveness. The concepts of efficiency and competitiveness were considered, as well as research on ways to improve business.

Keywords: competition, competitiveness, efficiency, improvement, activity, development, company, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.