Научная статья на тему 'Повышение эффективности деятельности автотранспортного предприятия за счет используемых трудовых ресурсов'

Повышение эффективности деятельности автотранспортного предприятия за счет используемых трудовых ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1954
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогавичене Лариса Ивановна

Статья посвящена рассмотрению проблемы повышения эффективности деятельности транспортных предприятий за счет решения проблем управления персоналом. Особое внимание уделено анализу основных факторов повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия в аспекте использования трудовых ресурсов. При этом показано, что качественные и количественные характеристики трудового потенциала во многом определяют уровень производительности труда и конкурентоспособность автотранспортных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

improving the efficiency of a motor transport enterprise’s activity using labor resources

The article is devoted to the problem of improving the efficiency of transport enterprises’ activity by problems solving in personnel management. The considerable attention is paid to the main factors of improving efficiency of motor transport enterprise’s activity in the aspect of using labour resources. The author concludes that there is required a mathematical assessment of the level of influencing determinants of improving efficiency of motor transport enterprise’s actibity to determine the functional dependence of the economic results of the motor transport enterprise’s activity and analyzed factors.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности деятельности автотранспортного предприятия за счет используемых трудовых ресурсов»

to form relations with counterparties in the form of multilateral partnership.

Keywords: financial reflexive control, power structures; entrepreneual structures, multilateral partnership.

References

1. Biryukov V.V. Prioritety osushhestvlenija organizacionno-jekonomicheskih izmenenij v rossijskoj promyshlennosti [Priorities for realizing organizational and economic changes in the Russian industry]. Razvitie dorozhno-transportnogo i stroitel'nogo kompleksov i osvoenie strategicheski vazhnyh territorij Sibiri i Arktiki: vklad nauki. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk: SibADI. 2014.

2. Amunts D. M. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. Koncessionnaja model' sovmestnogo uchastija gosudarstva i chastnogo sektora v realizacii finansovoemkih proektov [Public-Private Partnership. The concession model of joint participation of the state and the private sector in the implementation of financial projects ]. Spravochnik rukovoditelja uchrezhdenij kul'tury, 2005, no12. pp.16.

3. Novikov D.T., Protsenko O.D., Kazarnovskij A.S. Jevoljucija koncepcij logistiki [Evolution of logistics' concepts]. Rossijskoe predprinimatel'stvo, 2003, no 8. pp. 42-45.

4. Kirnichny V.Y. Issledovanie obektov predprinimatel'skoj dejatel'nosti s cel'ju poluchenija maksimal'noj pribyli pri minimal'nyh riskah [The study of objects of entrepreneurial activity with the aim of obtaining maximum profit with minimal risks]. Vestnik SibADI, 2008, no 7. pp. 93-97.

5. Khairova S.M., Khairov B.G. Stanovlenie partnersko-paritetnyh otnoshenij mezhdu gosudarstvom i predprinimatel'stvom [Formation of partner-parity relations between goverment and entrepreneurship]. Sibirskij torgovo-jekonomicheskij zhurnal, 2007, no 6. pp. 144-147.

6. Khairov B.G. Formirovanie vzaimodejstvija predprinimatel'skih i vlastnyh struktur [Formation of the interaction of business and power structures]. Omsk: Izdatel' Omskij institut (filial) RGTJeU, 2010. 142 p.

7. Khairov B.G. Formirovanie otnoshenij vlastnyh i predprinimatel'skih struktur regiona na

principah logisticheskogo administrirovanija [Formation of relations of power and business structures of the region on the principles of logistics management]. Vestnik SibADI, Omsk, 2012, no 5 (27). pp. 148-152.

8. Biryukov V.V., Ploskonosova V.P., Opolev P.V. Social'nye transformacii i modernizacii rossijskogo obshhestva [Social transformations and modernization of the Russian society]. Omsk, 2013. 268 p.

9. Khairova S.M. Razvitie marketingovogo i logisticheskogo podhodov v upravlenii material'nymi potokami [Development of marketing and logistics approaches in the management of material flows]. Rossijskoe predprinimatel'stvo, 2005, no 5 (65). pp. 67-72.

10. Khairova S.M., Stadnikova E.S. Problemy formirovanija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii [Problems of forming public-private partnership in Russia]. Problemy sovremennoj jekonomiki, 2009, no 3. pp. 191-193.

11. Michailova S., Husted K. Knowledge Sharing Hostility in Russian Firms//California Management Review.2003. Spring. Vol. 45. N 3. P. 59-77.

Новиков Дмитрий Тимофеевич (Москва, Россия) - доктор экономических наук, профессор, ОАО «ИТКОР» (125319, Москва, ул. Черняховского, 16).

Хаиров Бари Галимович (Омск, Россия) -кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», заместитель директора по научной работе Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, (644001, г. Омск, ул. Масленникова, д.43, e-mail: hairov@bk.ru).

Novikov Dmitry Timofeevich (Moscow, Russian Federation) - doctor of economic sciences, professor, JSC "ITKOR" (125319, Moscow, Chernyakhovskogo st. 16).

Khairov Bari Galimovich (Omsk, Russian Ferderation) - candidate of economic sciences, associate professor of the department «Finances and Credit», Deputy Director for Research activity of the Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (644001, Omsk, Maslennikov st. 43, e -mail: hairov@bk.ru).

УДК 338.47:656

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Л. И. Рогавичене

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, г. Санкт-Петербург.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы повышения эффективности деятельности транспортных предприятий за счет решения проблем управления персоналом. Особое внимание уделено анализу основных факторов повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия в аспекте использования трудовых ресурсов. При этом показано, что качественные и количественные характеристики трудового потенциала во многом

определяют уровень производительности труда и конкурентоспособность автотранспортных предприятий.

Ключевые слова: транспорт, производительность труда, конкурентоспособность предприятия, профессиональная надежность, трудовой потенциал.

Введение

В условиях глобализации современной экономики развитие транспортной отрасли относится к стратегическим направлениям развития страны. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование и развитие других отраслей народного хозяйства, является основой их взаимосвязей, взаимодействия и комплексного развития. Продуктом труда на транспорте выступает транспортная услуга, полезным эффектом которой является потребительская стоимость транспортной продукции. Транспортные затраты занимают значительную долю в структуре цены готовой продукции. Обычно они включаются в затраты посредника или торговли, в зависимости от особенностей продукции и рыночной обстановки.

Вопросам экономики и управления на предприятиях транспорта посвящено большое число работ, однако малоизученными остаются вопросы зависимости показателей развития предприятия и транспортной отрасли в целом от характеристик используемых трудовых ресурсов. Цель настоящей статьи - попытка установить связь между качеством используемых трудовых ресурсов, эффективностью их использования на автотранспортном предприятии и

результатами деятельности предприятия и экономики страны в целом.

Трудовые ресурсы как фактор развития автотранспортного предприятия

Вклад транспорта в ВВП России составляет 8,5 % [1]. Для сравнения тот же показатель в развитых странах с рыночной экономикой составляет 9-12 %. Причинами относительно низкого вклада транспорта России в ВВП страны являются:

1. Недостаточное развитие сферы транспортных услуг;

2. Недостаточно рациональное использование транспортных средств;

3. Высокая ресурсоемкость производства, в частности высокая трудоемкость.

Нас интересует последний из указанных факторов, а именно зависимость развития транспорта от используемых трудовых ресурсов. Особенностью производственного процесса на транспорте является

относительно невысокая эффективность использования трудовых ресурсов, что приводит к необоснованно высокой численности работников. В свою очередь стоимость труда работников транспортного предприятия существенно влияет на величину транспортных затрат и их долю в цене готовой продукции.

В условиях нестабильной экономической обстановки значительная доля

предпринимателей стремится к присвоению максимально возможной части добавленной стоимости, пренебрегая перспективами развития предприятия, снижения его конкурентоспособности в будущем. Об этом свидетельствует:

1. Низкий уровень инвестиций в инновационные технологии на транспорте. Согласно структуре инвестиций в основной капитал удельный вес инвестиций в основной капитал транспорта на 2013 г. составляют 20 %, но постепенно сокращаются [2, с.45].

2. Использование устаревшего подвижного состава. Согласно статистическим данным [3, с. 62] 64,4 % грузовых автомобилей, 48,5 % автобусов, 47,9% легковых автомобилей используются более 10 лет (по данным на 2011 год).

3. Использование низко квалифицированного труда рабочих (28 % занятых на транспорте имеют начальное профессиональное образование [4, с. 28]) с его последующей низкой оплатой. В результате такой недальновидной политики предприятие остается на прежнем уровне своего развития, как бы затормаживается, тогда как конкуренты (особенно иностранные перевозчики) двигаются вперед.

Обеспечение автотранспортного

предприятия трудовыми ресурсами осложняется ситуацией на рынке труда. В последние годы происходит «измельчение» профессий: на первый план выходят профессии и занятия, приносящие быстрый и большой доход, на второй план отступают рабочие профессии. Возможно, это связано с доминирующим потребительским поведением общества. Однако, несмотря на многочисленные заявления об избыточном количестве экономистов и менеджеров и согласие автора с тем, что экономика России

действительно нуждается в рабочих профессия, тем не менее, потребность в высококвалифицированных сотрудниках тоже сохраняется [5, с. 134].

Поскольку нас интересует повышение эффективности деятельности

автотранспортного предприятия в аспекте использования трудовых ресурсов автотранспортного предприятия, то в качестве детерминант можно выделить:

1. Профессиональная надежность

водителей оказывает существенное влияние на конкурентоспособность предприятия, а значит и на объем перевозок, выручку и рентабельность перевозок.

2. Трудовой потенциал автотранспортного предприятия оказывает непосредственное влияние на производительность труда.

3. Производительность труда работников предприятия и трудоемкость выполняемых работ оказывают влияние на себестоимость транспортной услуги (затраты на транспортные услуги существенно снижаются при условии опережающего роста производительности труда/снижения трудоемкости выполняемых работ над ростом заработной платы).

Рис. 1. Влияние профессиональной надежности водителя на конкурентоспособность

транспортного предприятия

Среднесписочная численность

работников по крупным и средним организациям транспортного комплекса России в 2013 году немного превысила 2 млн. чел., из них 285 тыс. чел. занята в деятельности автомобильного грузового транспорта [3, с. 50].

Согласно [6, с. 37] существенное влияние на результаты деятельности транспортного предприятия оказывает уровень

профессиональной надежности всех категорий работников. Факторы, влияющие на повышение профессиональной надежности многочисленны и часто трудноуправляемы.

На рисунке 1 представлены факторы (блоки 1-3) формирования профессиональной надежности водителей (блок 4) и результаты (блоки 5-7) деятельности предприятия, определяющие конкурентоспособность

предприятия (блок 8).От профессиональной надежности водителей зависят основные результаты деятельности автотранспортного предприятия.

В свою очередь, профессиональная надежность ремонтно-обслуживающих

рабочих определяет нахождение

транспортных средств в технически-исправном состоянии, своевременный выпуск автомобилей на линию, их исправную и безотказную работу. И наконец, профессиональная надежность руководителей и специалистов определяет будущее развитие предприятия.

Важным стимулирующим фактором развития предприятия в условиях рыночной экономики является конкуренция.

Конкуренция заставляет предприятие бороться с аналогичными участниками рынка

за долю рынка. Конкуренция заставляет предприятия надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей, применять при этом наиболее эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и труда и в итоге понижать цены до уровня, соответствующего издержкам производства.

Конкурентоспособное предприятие на рынке труда выделяется относительно аналогичных предприятий привлекательными факторами в отношении потребностей работников. В такой ситуации высока

вероятность выбора данного предприятия потенциальным работником. Кроме того, у такого предприятия появляется возможность широкого выбора из имеющихся кандидатур того работника, который наиболее полно удовлетворит уже запросы работодателя. Таким образом, проявляется «двойной эффект».

Решение задач управления персоналом связано с формированием трудового потенциала автотранспортного предприятия и достижением определенного уровня производительности труда.

Рис. 2. Влияние трудового потенциала автотранспортного предприятия на производительность труда

Оценить конкурентоспособность

автотранспортного предприятия на рынке труда можно посредством статистического анализа показателей, характеризующих интенсивность и структуру движения персонала, и фактически сложившийся уровень трудового потенциала предприятия.

Для обеспечения устойчивого развития предприятия на рынке транспортных услуг трудовой потенциал необходимо

сформировать, регулярно оценивать, поддерживать и развивать в соответствии с целями деятельности предприятия.

Трудовой потенциал предприятия определяется совокупностью качественных и количественных свойств, характеризующих конкретную способность работников решать текущие и перспективные задачи производственной и коммерческой деятельности [6, с. 43]. Трудовой потенциал

предприятия всегда больше простой суммы трудовых потенциалов отдельных работников, поскольку возникает

синергетический эффект.

На рисунке 2 показана связь решения проблем управления персоналом

автотранспортного предприятия с производительностью труда отдельных категорий работников и предприятия в целом [6, с. 46].

Количественно трудовой потенциал предприятия определяется комплексом следующих показателей:

1. средний возраст по отдельным профессиональным группам и в целом по транспортному предприятию;

2. удельный вес наиболее производительной возрастной группы в общем числе работников;

3. уровень квалификации работников;

4. средний стаж работы на предприятии;

5. профессиональная активность работников;

6. уровень социальной напряженности в коллективе;

7. состояние социально-психологического климата в коллективе и т.д.

Производительность труда работников характеризует эффективность использования

трудовых ресурсов, повышение

эффективности выражается в сокращении рабочего времени, затрачиваемого на производство единицы транспортных услуг. При прочих равных условиях рост производительности труда приводит к росту прибыли предприятия и повышению рентабельности деятельности.

Рис. 3. Влияние повышения производительности труда на ВВП

На уровень производительности труда влияет большое число факторов, среди которых нас интересуют социально-экономические факторы, а именно:

1. уровень эффективности принятой на предприятии системы оплаты труда всех категорий работников;

2. уровень организации труда;

3. уровень квалификации управленческого персонала, специальной подготовки водителей, их профессионального стажа, навыков ремонтных рабочих;

4. показатели движения трудовых ресурсов на предприятии.

Так, повышению производительности труда ремонтных рабочих способствует снижение трудоемкости выполняемых работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, за счет высокого уровня организации указанных технических воздействий. Рост производительности труда

приводит к сокращению трудовых затрат на единицу транспортной услуги. Экономическое значение роста производительности труда состоит в создании предпосылки для повышения конкурентоспособности

предприятия на рынке транспортных услуг, увеличения доли отечественных

перевозчиков, увеличению вклада транспорта в ВВП России (рис. 3).

В процессе ведения хозяйственной деятельности предприниматели должны участвовать в решении социальных вопросов своих сотрудников, таких как безопасность жизнедеятельности и охрана труда, сохранение рабочих мест, удовлетворенность трудовой деятельностью и прочее. Способствовать решению указанных вопросов будет привлечение инвестиционных средств с целью:

1. Обновления парка подвижного состава, что приведет к улучшению технико-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эксплуатационных показателей парка автотранспортного предприятия, снижению отказа техники и аварийности, сокращению затрат на обслуживание и ремонт подвижного состава.

2. Внедрения инновационных технологий, результатами которых могут выступить: сокращение затрат, повышение качества продукции, увеличение объема производства, снижение трудоемкости производства, повышение экологичности.

3. Привлечения высококвалифицированных работников, которые в свою очередь будут обладать необходимыми навыками для работы на современном оборудовании.

В итоге степень влияния указанных детерминант повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия требуют математической оценки с целью установления функциональной зависимости экономических результатов деятельности автотранспортного предприятия и

анализируемых факторов.

Заключение

Важным фактором, влияющим на развитие транспорта России, является трудовой потенциал предприятий. В статье показано, что профессиональная надежность работников предприятия оказывает влияние на производительность труда и конкурентоспособность предприятия, которая является жизненно важным аспектом его выживания в условиях рынка. Формирование трудового потенциала предприятия определяет производительность труда отдельных категорий работников и в целом автотранспортного предприятия. В свою очередь, рост производительности труда создает основу для повышения конкурентоспособности предприятия на рынке транспортных услуг, увеличения доли отечественных перевозчиков, увеличению вклада транспорта в ВВП России.

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru

2. Россия 2014: стат. Справочник // Росстат. - М., 2014. - 64 с.

3. Транспорт России: информационно-статистический бюллетень (январь-декабрь 2013 года). - М.: 2014. - 74 с.

4. Труд и занятость в России. 2013: статистический сборник / Росстат. - М., 2013. - 661 с.

5. Лукичев, П.М. Миграционная политика как способ восполнения дефицита кадров на транспорте / П.М.Лукичев, Л.И. Рогавичене //

Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 34. - С. 132137.

6. Кононова, Г.А. Экономика автомобильного транспорта: уч. пособие / под ред. Г.А. Кононовой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 320 с.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF A MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE'S ACTIVITY USING LABOR RESOURCES

L.I. Rogavichene

Abstract. The article is devoted to the problem of improving the efficiency of transport enterprises' activity by problems solving in personnel management. The considerable attention is paid to the main factors of improving efficiency of motor transport enterprise's activity in the aspect of using labour resources. The author concludes that there is required a mathematical assessment of the level of influencing determinants of improving efficiency of motor transport enterprise's actibity to determine the functional dependence of the economic results of the motor transport enterprise's activity and analyzed factors.

Keywords: transport, labour productivity, enterprise's competitiveness, labor productivity, professional reliability, labor potential.

References

1. Federal State Statistics Service. Available at: www.gks.ru

2. Russian 2014: statistical Handbook, 2014, Moscow, 64 p.

3. Transport of Russian: information and statistical bulletin of 2013, Moscow, 2014, 74 p.

4. Labor and Employment in Russia of 2013. Rosstat. Moscow, 2013. 661 p.

5. Lukichev P.M., Rogavichene L.I. Migracionnaja politika kak sposob vospolnenija deficita kadrov na transporte [Migration policy as a method to refill shortage of personnel on transport]. Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2014, no 34. pp. 132-137.

6. Kononova G.A. Jekonomika avtomobil'nogo transporta [Economics of motor transport]. Moscow, Izdatel'skij centr «Akademija», 2009. 320 p.

Рогавичене Лариса Ивановна (Санкт-Петербург, Россия) - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управления транспортными системами» (192007, г. Санкт-Петербург, ул. Прилукская, 3, e-mail: Rogavichene@list. ru).

Rogavichene Larisa Ivanovna (Saint-Petersburg, Russian Federation) - candidate of economic sciences, associate professor of the department "Management of transport systems", Saint-Petersburg State University of Economics (192007, Russia, Saint-Petersburg, Prilukskaya st., 3, e-mail: Rogavichene@list. ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.