Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА В СФЕРЕ БЬЮТИ-ИНДУСТРИИ (ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ)'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА В СФЕРЕ БЬЮТИ-ИНДУСТРИИ (ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
676
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК БЬЮТИ УСЛУГ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЬЮТИ-ИНДУСТРИЯ / ФИНАНСЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / УСЛУГИ / КЛИЕНТЫ / МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов М.В., Хабибрахманова Е.В.

Статья посвящена анализу путей повышения эффективности компаний бьюти-индустрии. В статье рассматриваются показатели, характеризующие эффективность деятельности бьюти-компаний, современные методы повышения эффективности бьюти-бизнеса, описываются инструменты финансового менеджмента, управленческого учета и маркетинга, при использовании которых при принятии управленческих решений повышается эффективность компании, работающей в сфере индустрии красоты. Цель исследования: определить пути для повышения эффективности бизнеса в бьюти-индустрии. Методы и методология исследования: анализ вторичных данных из открытых источников, изучение экспертных мнений, применение цифровых технологий в индустрии красоты. Результаты: определение методов повышения эффективности бизнеса в сфере индустрии красоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING BUSINESS EFFICIENCY IN THE BEAUTY INDUSTRY

The article is devoted to the analysis of ways to improve the efficiency of beauty industry companies. The article examines the indicators characterizing the effectiveness of beauty companies, modern methods of improving the efficiency of beauty business, describes the tools of financial management, management accounting and marketing, using which when making managerial decisions increases the efficiency of a company operating in the beauty industry. The purpose of the study: to identify ways to improve business efficiency in the beauty industry. Research methods and methodology: analysis of secondary data from open sources, study of expert opinions, application of digital technologies in the beauty industry. Results: determination of methods for improving business efficiency in the beauty industry.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА В СФЕРЕ БЬЮТИ-ИНДУСТРИИ (ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ)»

общую экономия средств (трудовые ресурсы и расходы на бумагу) при внедрении СЭД в размере 52260 рублей только за два месяца. Сопоставление затрат в размере 40620 руб. может принести экономию средств уже за два месяца текущего года в размере 11640 руб. (52260-40620), что свидетельствует об экономической эффективности внедрения системы электронного документооборота Directum Cloud RX. С учетом того, что система электронного документооборота будет использоваться в течение следующего года, то выгода от ее применения будет ощутима. Таким образом, в статье обоснована целесообразность цифрового решения по поводу применения системы электронного документооборота, что подтверждается расчетными данными.

Авторами отмечается, что кроме преимуществ, получаемых экономическим субъектом, от внедрения системы электронного документооборота, могут возникнуть и ряд проблем таких как: вероятность повреждения базы данных; непринятие и сложность адаптации сотрудников более возрастной категории [8]; отсутствие электронного документооборота у организаций - партнеров. Для решения данных проблем топ-менеджменту необходимо тщательно подходить к выбору системы электронного документооборота, а также осуществить подготовку сотрудников к возможному переходу на новые условия работы. Источники:

1. Адаменко, А. А. Особенности осуществления электронного документооборота в современных условиях / А. А. Адаменко, Т. Е. Хо-рольская, А. А. Корчагина // Деловой вестник предпринимателя. - 2022. - № 7(1). - С. 6-9.

2. Буленко, Ю. А. Оценка эффективности и возврата инвестиций от внедрения системы электронного документооборота / Ю. А. Булен-ко // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. - 2016. - N° 8. - С. 92-97.

3. Варфоломеева, В. А. Электронный документооборот, его преимущества, недостатки, риски / В. А. Варфоломеева, Н. А. Иванова // Журнал прикладных исследований. - 2022. - № 6-3. - С. 192-197. - DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_3_192.

4. Вертакова, Ю. В. Индикаторы оценки цифровой трансформации экономики / Ю. В. Вертакова, М. Г. Клевцова, Ю. С. Положенцева // Экономика и управление. - 2018. - № 10(156). - С. 14-20.

5. Демешко, М. А. Актуальные аспекты перехода на электронный кадровый документооборот / М. А. Демешко, О. В. Шпигова // Проблемы теории и практики управления. - 2022. - № 2. - С. 180-193.

6. Каширцева, А. Ю. Цифровизация бизнеса: российский и зарубежный опыт / А. Ю. Каширцева // ЦИТИСЭ. - 2020. - № 4(26). - С. 17-24.

7. Леушина, Е. В. Развитие электронного документооборота на предприятии: история и перспективы / Е. В. Леушина, Л. М. Макарова // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013. - № 12(34). - С. 123-127.

8. Согачева, О. В. Применение методов диагностики организационной культуры предприятия для решения научно-практических проблем менеджмента / О. В. Согачева, Е. С. Симоненко // Бизнес. Образование. Право. - 2015. - № 2(31). - С. 129-136.

9. Торопова, И. С. Электронный документооборот в условиях перехода к цифровой экономике / И. С. Торопова, О. В. Румянцев // Тенденции развития интернет и цифровой экономики : II Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция, Симферополь-Алушта, 30 мая - 01 2019 года. - Симферополь-Алушта: ИП Зуева Т. В., 2019. - С. 148-149.

10. Щербаков, Д. Б. Цифровизационные процессы как экономико- управленческая доминанта трансформации территориальных систем в России / Д. Б. Щербаков, А. В. Евченко, А. А. Демченко // Наука и практика регионов. - 2021. - № 1(22). - С. 23-32.

EDN: OAKXBC

М.В. Власов - к.э.н., доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УРФУ), Институт экономики и управления, Екатеринбург, m.v.vlasov@urfu.ru

M.V. Vlasov - candidate of economics, associate professor, Ural federal university named after the first president of Russia B.N. Yeltsin (URFU), Institute of economics and management, Yekaterinburg;

Е.В. Хабибрахманова - студент Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина (УРФУ), Институт экономики и управления, Екатеринбург, Katerina5-08@mail.ru,

E.V. Habibrakhmanova - student of the Institute of public administration and entrepreneurship, Yekaterinburg.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА В СФЕРЕ БЬЮТИ-ИНДУСТРИИ (ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ) IMPROVING BUSINESS EFFICIENCY IN THE BEAUTY INDUSTRY

Аннотация. Статья посвящена анализу путей повышения эффективности компаний бьюти-индустрии. В статье рассматриваются показатели, характеризующие эффективность деятельности бьюти-компаний, современные методы повышения эффективности бьюти-бизнеса, описываются инструменты финансового менеджмента, управленческого учета и маркетинга, при использовании которых при принятии управленческих решений повышается эффективность компании, работающей в сфере индустрии красоты. Цель исследования: определить пути для повышения эффективности бизнеса в бьюти-индустрии. Методы и методология исследования: анализ вторичных данных из открытых источников, изучение экспертных мнений, применение цифровых технологий в индустрии красоты. Результаты: определение методов повышения эффективности бизнеса в сфере индустрии красоты.

Abstract. The article is devoted to the analysis of ways to improve the efficiency of beauty industry companies. The article examines the indicators characterizing the effectiveness of beauty companies, modern methods of improving the efficiency of beauty business, describes the tools of financial management, management accounting and marketing, using which when making managerial decisions increases the efficiency of a company operating in the beauty industry. The purpose of the study: to identify ways to improve business efficiency in the beauty industry. Research methods and methodology: analysis of secondary data from open sources, study of expert opinions, application of digital technologies in the beauty industry. Results: determination of methods for improving business efficiency in the beauty industry.

Ключевые слова: рынок бьюти услуг; оценка эффективности; финансово-экономическая деятельность; бьюти-индустрия; финансы; показатели эффективности; услуги; клиенты; методы повышения эффективности; персонализация.

Keywords: beauty services market; efficiency assessment; financial and economic activity; beauty industry; finance; performance indicators; services; clients; efficiency improvement methods; personalization.

Введение

Сегодня на российском рынке появляются новые бьюти-компании, открываются сетевые салоны и мо-но-студии, возникают новые технологии и услуги. В марте 2022 года исследовательская компания NeoAnalytics

сообщила, что в 2021 году объем российского рынка услуг парикмахерских и салонов красоты превысил 150 млрд рублей, увеличившись на 46,9 % в сравнении с предыдущим годом. Таким образом, рынок практически восстановился после пандемийного кризиса.

Согласно экспертному мнению, в 2021 году замедлилась динамика закрытия салонов красоты: если в 2020-м сокращение количества точек в России составило в среднем 10 %, то год спустя - 5-6 %.

Пандемия серьезно поменяла потребительское поведение: клиенты стали более требовательными к качеству оказываемых услуг и сервису. При этом наблюдается снижение стандартов ухода за собой, на первое место выходит экономия и разумное потребление.

Аналитики указывают, что только 45 % населения России посещают салоны на регулярной основе, поэтому снижается частота посещения салонов; уменьшается средний чек и время нахождения клиента в салоне; растет спрос на высококачественные салоны в пешей доступности, и на первый план выходит эмоциональное состояние клиента.

Также происходит постепенное «обеление» бизнеса сферы красоты: диджитализация, повсеместная маркировка препаратов косметического направления «Честный знак» и другие факторы принудительно выводят бьюти-индустрию из тени.

Даже при лучшем перечне услуг, отличных предложениях и акциях, профессиональных специалистах -бьюти-компания может не приносить столько прибыли, сколько могла бы, поэтому в сегодняшних условиях российской действительности проблемы повышения эффективности бизнеса индустрии красоты приобретают особое значение. Индустрия красоты - бизнес, подчиняющийся основным законам и правилам современной экономики. Для успешного развития любого бизнеса одним из ключевых факторов является рост эффективности деятельности компании. Для того чтобы предприятия индустрии красоты были успешными и находились в постоянном развитии, им необходимо постоянно оценивать свой бизнес, выявляя пути повышения его эффективности. Анализ и оценка эффективности необходимы, чтобы увидеть текущее положение дел и наметить дальнейшие пути развития бизнеса.

Литературный обзор

Понятие эффективности дается в «Экономике и финансах» как отношение финансового результата к затратам, связанным с его достижением (рисунок 1) [1].

Финансовый результат

»Валовая прибыль «Чистая прибыль ■Операционная прибыль

Затраты

• Себестоимость

• Накладные затраты •Переменные затраты

• Постоянные затраты

Рисунок 1 - Формула оценки эффективности

Оценка эффективности бизнеса - это отношение затраченных средств к достигнутому результату (результат, поделенный на затраты). В основном эффективность бизнеса оценивают по его бухгалтерской отчетности, а также по сроку окупаемости инвестиций [4].

Срок окупаемости = сумма инвестиций/прибыль в месяц

Но финансовые показатели - это не только прибыль, а в первую очередь: доходность, рентабельность, налоговая и долговая нагрузки. В любой компании есть бухгалтерский отчет со статистикой, которая отражает итоговый финансовый результат - сколько компания получила до налогов, сколько осталось после налогов и других расходов, и сколько получит владелец бьюти-бизнеса [10].

Когда речь идет об эффективном управлении бизнесом, все сводится к анализу и оценке его финансовых результатов. Финансовые результаты отражают увеличение экономических выгод компании в результате поступления или выбытия денежных средств и (или) погашения/возникновения обязательств, приводящее к увеличению капитала компании [16].

Многие владельцы бьюти-бизнеса часто путают финансовый учет с бухгалтерским, зачастую думая, что это одно и то же. Да, и там и там много общих цифр и отчетов, но бухгалтерия нужна, чтобы заплатить налоги и отчитаться перед другими контролирующими органами, а финансовый учет в первую очередь нужен для самого собственника, потому что эти цифры помогут оптимизировать расходы, чтобы больше зарабатывать [20].

Управлять эффективностью бизнеса - это значит, применяя разные методы, уметь принимать оперативные правильные финансовые решения (рисунок 2).

Финансовые решения

Финансирование^ИРесурсы (активы)

Рисунок 2 - Финансовые решения

Современные экономические условия стимулируют предпринимателей на сокращение расходов, упрощение бизнес процессов и повышение эффективности бизнеса и увеличение его доходности. Благодаря оценке эффективности бизнеса можно получить данные о том, как развивается компания. Но для этого необходимо воспользоваться инструментами, которые повысят эффективность бизнеса [12].

Успешен бьюти-бизнес или нет, показывает не количество денежной наличности в кассе или на расчетном счету, а цифры по разным аспектам работы компании. Эти цифры и есть показатели эффективности.

Рост доходов и снижение расходов приводит к увеличению чистой прибыли, а это главный KPI (в переводе с английского Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности) - главный показатель эффективности, это то, ради чего собственник организовал бизнес [15].

Показатель эффективности (KPI) - это результат деятельности компании за определенный период. KPI применимы для любого уровня сотрудника или задачи: салона в целом, фокусной специализации, специалистов, маркетологов, администраторов, конкретной цели [17].

Показатели эффективности могут быть разными: с помощью одних можно оценить полностью весь бизнес, с помощью других - работу его отдельных отделов или продуктивность сотрудников. Например, на какую сумму всего было оказано услуг в месяц - это общий показатель, а сколько оказано услуг за месяц определенным специалистом - конкретный.

Определить, какие из показателей важны для вашего бизнеса - задача не простая. Часто руководители бизнеса смотрят совсем не на те цифры и принимают стратегически неверные решения, которые могут привести к краху компании. Можно пользоваться очень упрощенным правилом: ключевые показатели бизнеса - это те, которые сильнее других влияют на чистую прибыль.

Обсуждение

Все инструменты для повышения эффективности бизнеса можно разбить на следующие компоненты:

1. финансовое планирование включает в себя ценообразование, заработную плату сотрудников, загрузку компании, виды затрат, точку безубыточности, нормы доходности и т.д.;

2. управленческий финансовый анализ - это показатели деятельности компании: аналитические и статистические, правила расчета, «критический» уровень и уровень «норма», принятие управленческих решений;

3. маркетинговые пинструменты.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

1. Финансовые показатели эффективности бизнеса:

- формирование цены;

- снижение издержек;

- ключевой индикатор - финансовый маркер, за счет которого можно будет сделать вывод об эффективности. В сфере бьюти-бизнеса это может быть ежемесячный средний чек на одного клиента.

1) Формирование цены на услуги.

Главными инструментами продаж для компании индустрии красоты служат адекватная ценовая политика, направленная на целевую базу клиентов. Ценовая политика в бьюти-индустрии становится актуальным показателем экономической рентабельности бизнеса и средством формирования лояльности клиента.

Важно правильно рассчитать стоимость каждой услуги, чтобы бизнес приносил прибыль, и инвестиции окупали себя. Завышенная цена на услугу отпугивает клиентов, и они уходят к конкурентам. Заниженная цена может вызвать подозрение в низком качестве.

Правильное ценообразование делает услуги окупаемыми, работает на привлечение клиентской аудитории и гарантирует эффективность бизнеса.

2) Снижение издержек.

Структура расходов компании бьюти-бизнеса, как правило, складывается из аренды помещения и оборудования, страховки, налогов, расходов на маркетинг и рекламу, фонда оплаты труда, коммунальных платежей, хозяйственных расходников и т.д.

Снизить расходы можно, например, за счет ведения контроля за учетом расходников: если приучить специалиста, например, мастера по окрашиванию, что его зарплата будет зависеть от того, какое количество краски он использует, то и отношение к расходникам станет бережным. Или снизить расходы за счет включения в стоимость процедуры одноразовых средств (шапочка, тапочки, перчатки и т.д.). При стоимости процедуры «выше среднего» это не столь значительная трата для клиента. Но такого эффекта можно достичь только при большом количестве проведенных процедур.

Важно понимать, что работать над издержками лучше комплексно и постоянно. Бьюти-бизнес будет развиваться, если владелец регулярно контролирует расходы и знает, сколько приносит каждый потраченный рубль.

3) Увеличение среднего чека.

Средний чек помогает оценить эффективность продаж целой группы услуг или по отдельным категориям услуг. Это поможет лучше формировать ассортимент, добавить новую услугу, а при плохих показателях оперативно исключить невыгодные элементы. Такой анализ хорош, когда кажется, что какая-то одна услуга не приносит прибыли, но в целом группа услуг прекрасно продается. Или наоборот: кажется, что услуга очень выгодная, но продажи сегмента проседают.

Однако разовый анализ чеков не принесет результатов. Чтобы получить ответы на все перечисленные вопросы, нужно делать анализ в динамике. Важна постоянность и периодичность. Для малого бьюти-бизнеса

подойдет ежемесячный анализ. Но если интенсивность покупок нарастает или ожидается высокий сезонный спрос на услуги, то лучше проводить еженедельный анализ.

Предположим, вы проанализировали средний чек и хотите увеличить выручку салона на 20% с помощью этого показателя. За основу возьмем период в 30 дней. Посчитаем, сколько клиентов в день оплачивают услуги (в среднем 20). Средний чек - 2000 рублей.

Для начала рассчитаем фактическую выручку за месяц:

Средний чек*Число клиентов за месяц = 2000*20*30 = 1 200 000 руб.

Запланируем увеличение выручки на 20%: 1 200 000*1,2 = 1 440 000 руб.

Найдем новый средний чек салона:

Средний чек = ежемесячная выручка / число клиентов за месяц.

За этот период салон посещает 20*30 = 600 человек.

Тогда средний чек = 1 440 000/600 = 2400 (руб.)

Таким образом нужно увеличить средний чек с 2000 до 2400 руб.

Маркетологи выделяют два основных принципа увеличения среднего чека - предложение клиенту более дорогого или премиального аналога (апселлинг) и метод перекрестных продаж (кросс-селлинг). Оба этих принципа требуют качественной работы специалистов компании или администраторов, что возможно только благодаря тщательному обучению методам продаж и идеальному знанию ассортимента услуг и товаров.

Также существует много эффективных приемов увеличения среднего чека, таких как программа лояльности, услуга-локомотив, продажа наборов косметики, грамотный мерчендайзер, обучение и мотивация сотрудников и т.д.

2. Управленческие показатели эффективности бизнеса

1) Расчет желаемого ежемесячного плана по обороту компании

Вариант 1. Нужно взять ежемесячный факт оказания услуг по этому же месяцу прошлого года и умножить его на предполагаемый % роста оборота салона. Рассчитать аналогично для каждого месяца в году (рисунок 3).

Вариант 2. Необходимо просчитать % каждой специализации в обороте по услугам, после этого умножить его на предполагаемый оборот салона с учетом заложенного роста в прогнозируемом периоде и распределить с учетом сезонности и отпусков специалистов на 12 месяцев.

I

План доходов на январь

Доход'факт %/выручка средний чек кл. в день кол-во сиен Доход/план Разница %отклонеимя

Парикмахерским за 303 000,0 42,9% 270 000,0 33 000.0 12,2%

парикмахер 1 45 000,0 6,4% 1000,0 3.0 15,0 45 000.0 0.0 0.0%

парикмахер 2 30 000,0 4,2% 1000,0 3,0 15.0 45 000.0 -15 000,0 -33.3%

парикмахер 3 57 000.0 8.1% 1000,0 3.0 15.0 45 000,0 12 000.0 26.7%

парикмахер 4 69 000.0 9.8% 1000,0 3.0 15.0 45 000.0 24 000.0 53.3%

парикмахер 5 26 000,0 3,7% 1000.0 3,0 15.0 45 000.0 -19 000.0 -42.2%

парикмахер 6 76 000,0 10,8% 1000,0 3.0 15.0 45 000.0 31 000.0 68.9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Косметология 210 000.0 29,7% т 225 000,0 • 15 000,0 •6,7%

косметолог 1 130 000,0 18.4% 2500.0 3.0 15.0 112 500.0 17 500.0 15.6%

косметолог 2 60 000,0 11.3% 2500,0 3.0 15.0 112 500,0 -32 500.0 <28,9%

Маникюр'педикюр 130 000,0 18.4% г 108 ООО.О 22 000.0 20,4%

мастер 1 60 000,0 8,5% 1200,0 3.0 15.0 54 000.0 6 000.0 11.1%

мастер 2 70 000,0 9.9% 1200,0 3.0 15.0 54 000,0 16 000,0 29,6%

Солярий 28 000.0 4,0% 30 000.0 •2 000,0 ■«,7%

Продажи 30 000,0 4,2% 50 000.0 -20 000.0 -40,0%

Подарочные сертис 5 000,0 0,7% 10 000,0 -5 000.0 ■50,0%

Выручка, итого: 706 000,0 100,0% 693 000.0 13 000.0 1,9%

ИТОГО 706 000,0 101,9%

Рисунок 3 - План доходов

Чтобы после внедрения плана доходов можно было увидеть эффект, надо связать его с мотивационной схемой сотрудников. Например, администраторам, которые грамотно общаются с клиентом, записывают первичного клиента и рекомендуют абонементы, сделать дополнительную мотивацию в размере 5% от проданного курса услуг или процедур.

2) Статистика по процедурам, по возвращаемости клиентов, по врачам, пациентам и по среднему чеку позволяет правильно управлять структурой.

Работа над доходимостью и возвратностью клиентов. Тут все индивидуально и зависит от процедуры. Если взять эпиляцию, то есть определенный цикл, который позволит этот процент просчитать. Если говорить о контурной пластике, то клиент может вернуться только через 8-12 месяцев.

3) Просчитать доходность процедур/услуг, сделать перераспределение.

Для увеличения эффективности следует продвигать и популяризировать высокодоходные услуги, в частности, аппаратной косметологии. Доходность аппаратных процедур несколько выше инъекционных, связано это со стоимостью препаратов для инъекционных процедур. Выведена формула, что если в компании по направлению косметология 75 % инъекций и 25 % аппаратных методик, то, скорее всего, бизнес будет убыточным. Отличные результаты получаются тогда, когда 75 % доходов приходится именно на аппаратные процедуры. Пока это не такие распространенные методики омоложения (по сравнению с ботулинотерапией или контурной пластикой), поэтому здесь стратегия «продаж в лоб» не работает. В большинстве случаев требуется двухэтапная продажа через контент. С его помощью, потенциальный пациент познакомиться с технологией и поймет «как это работает и почему это лучшее решение его проблемы».

4) Постоянное обучение сотрудников

Стоит пригласить психолога, который может научить ваших специалистов общению с клиентами, быть более открытыми, не бояться предлагать дорогостоящие процедуры и услуги. Инвестиции в тренинги способствуют расширению среднего чека. Сделать персонал «смелее» в продажах помогают новые знания. Поэтому не удивительно, что рост продаж внутри салона красоты происходит после дополнительного обучения. Тренинги (желательно регулярные) могут проводить, например, представители поставщиков косметической продукции и оборудования, менеджеры по продажам. В результате мастера не только больше узнают о том, чем и на чем они работают, но и научатся продавать.

3. Маркетинговые инструменты

Ключевые направления для эффективного маркетинга в бьюти-сфере:

• работа с существующей базой клиентов и выстраивание грамотной воронки продаж:

a) анализ цепочки покупателей - добавление в круг постоянных покупателей неохваченные сегменты клиентской базы;

b) увеличение показателей лояльности клиентов: более 30 % постоянных клиентов - свидетельство успешной работы компании;

c) анализ эмоциональной и функциональной привлекательности для клиентов: учить специалистов распознавать и удовлетворять психологический запрос клиента, а не только оказывать услуги; знать о своих клиентах все и использовать эти знания в общении: что любит, как зовут собачку или сына, какую форму ногтей предпочитает.

d) ввести клубный формат: чтобы постоянные посетители могли получать скидки, подарки и приглашения на мероприятия по подписке.

e) формирование маркетинговой и продуктовой воронки - под каждый сегмент клиентов в салоне должны быть проработаны «входная», основная и LTV (пожизненно ценная) услуги.

• репутационный маркетинг (отзывы, рейтинги):

a) оценка представленности компании в популярных гео-сервисах и качество репутационного маркетинга. Яндекс.Карты, 2GIS, отзывы на Флампе, ПроДокторов, Сберздоровье, Яндекс.Здоровье, ZOON могут обеспечить стабильный приток «первичных клиентов».

b) для продвижения своего контента можно использовать PR-инструменты: размещать во внешних источниках коммерческие материалы, а также использовать собственные площадки - те же Telegram и Яндекс.Дзен.

c) Выход в новые социальные сети VK, Телеграм, Яндекс.Дзен.

d) Кроме качественного сервиса для клиентов в общении очень важно просить их оставлять отзывы о вашей работе, объясняя это тем, что вы хотите улучшить качество своего обслуживания.

• работа с сайтом, SEO-оптимизация, контекстная реклама:

a) в рамках сайта компании на регулярной основе проводить анализ удобства использования. Из-за отсутствия прихода новых клиентов через таргетированную рекламу в запрещенной соцсети, качественная конверсия через сайт имеет колоссальное значение. И только после детальной настройки сайта нужно инвестировать в SEO-оптимизацию и контекстную рекламу.

b) вовлекающий контент, подходящий под аудиторию конкретной площадки;

• коллаборации, партнерские программы для близкой аудитории стоматологических клиник, фитнес-центров и т.д., организация своих онлайн и офлайн мероприятий (дни открытых дверей, клиентские дни, дни косметических брендов и т.д.)

• анализ стратегических игроков своей отрасли для понимания того, что может повлиять на выбор клиента;

• работа со специалистами бьюти-компании, поскольку они также важный источник генерации новых клиентов, и развитие их личных брендов, сохраняя при этом баланс «салон-специалист».

• цифровизация в бьюти-бизнесе: онлайн-запись, цифровые информационные системы, чат-боты, автоматизация бизнес-процессов, системы агрегации, сборы отзывов и прочее. Для оптимизации внутренних коммуникаций используют специализированное программное обеспечение - системы электронного документооборота, CRM-программы, интегрированные с веб-сайтом, лендингом и соцсетями для ведения переписок, соединенные с IP- телефонией или АТС, подключенные к сервисам рассылки sms сообщений и e-mail рассылок. Цифровой подход к клиенту необходим, чтобы не потерять до 30 % дозвонившихся клиентов и до 15 % тех, кто не смог дозвониться. Надо эффективно использовать несколько каналов связи с клиентами, интегрируя их в единую систему (омниканальность), что открывает доступ к интеллектуальным технологиям анализа потребительских предпочтений, помогает персонализировать общение с каждым покупателем.

• выбор наиболее эффективного канала рекламы. Сегодня нужно просчитывать эффективность каждого рекламного канала, ориентируясь на цифры: сколько вложили, и сколько это принесло денег. Основные каналы привлечения - это интернет (контекстная реклама, социальные сети, яндекс/гугл) и сарафанное радио. На первом месте по частоте конверсии стоит переход из поисковых систем, контекстная реклама Яндекс/Гугл - на втором, социальные сети - на третьем.

Наиболее эффективная реклама салона красоты, оказывающая влияние на рост объема продаж путем воздействия на потребителя, должна строиться по модели AIDA (англ. Attention, Interest, Desire, Action - внимание - интерес - желание - действие). Ежедневно каждому бизнесу необходимо фокусироваться на этих че-

тырех этапах. Для того чтобы рост чувствовался всегда. Для компании бьюти-бизнеса можно переименовать модель AIDA (рисунок 4).

Рисунок 4 - Модель непрерывного роста бьюти-бизнеса

Для каждого этапа данной модели должны быть разработаны свои системы и алгоритмы: Заметили - алгоритм завоевания внимания клиентов через социальные сети/ интернет площадках/сарафанное радио и т.д. Работа на этом этапе складывается из умения заявить о своем уникальном торговом предложении в правильном месте (уместном для вашей целевой аудитории) креативно, необычно, небанально.

Запомнили - работа над тем, что когда клиент пришел к Вам в первый раз Вы превзошли все его ожидания. Вернулись - необходима разработка системы мотивации для клиента, чтобы он пришел повторно. Подарок за второй визит/покупку, специальное предложение на повторный визит и т.д.

Остались - разработка системы по удержанию постоянных клиентов. Для них самое главное, чтобы Вам удавалось превосходить их ожидания вновь и вновь, и важно, чтобы Вы были в тренде, то есть шли в ногу с быстро изменяющемся миром.

На основе этого принципа, если он правильно реализован, продавец взаимодействует с покупателем. Более того, он стимулирует продавца, который ради наращивания продаж улучшает качество услуг, товара, сервиса, повышает престиж заведения в среде нынешних и будущих клиентов. Заключение

Для эффективного развития компании бьюти-бизнеса в условиях растущей конкуренции необходимо, чтобы результаты работы деятельности салона формировали систему взаимосвязанных показателей, которые отражают степень достижения поставленной цели компании. Для того чтобы оценить работу бьюти-компании и её экономическую эффективность, нельзя брать и анализировать только один какой-либо показатель эффективности, на практике всегда используют систему показателей, которые оценивают связь между собой и выявляет сильные и слабые стороны компании. Систематизируя показатели, получится узнать общую эффективность бизнеса компании.

Отслеживая общую и дневную выручку, средний чек, количество отработанных дней, сколько новых клиентов было у того или иного специалиста, какой у него отток можно понять эффективность каждого специалиста и его «осознанность» в работе. С управленческой точки зрения для повышения эффективности бизнеса стоит обратить внимание на отчеты, текущую клиентскую базу и на прирост клиентов. С маркетинговой точки зрения стратегию роста сменили стратегии сохранения рыночной доли, объемов продаж и удержания клиентской базы.

Источники:

1. Бекетова О.Н. Технологии повышения эффективности деятельности предприятия: учебное пособие. - М.: МИРЭА -Российский технологический университет, 2020. - 108 с.

2. Бьюти - тренды 2020 и мировые тенденции индустрии красоты на пороге нового десятилетия // Hot beauty spot. URL: https://hotbeautyspot.ru/byuti-trendy-2G2G-i-mirovye-tendentsii-industrii-krasoty-na-poroge-novogo-desyatiletiya/ (дата обращения: 02.10.2022).

3. Гендина Н. И, Косолапова Е. В., Рябцева Л. Н. Информационная культура личности: учеб. пособие: в 2 ч - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2021. - Ч. 1. - 356 с.

4. Девятловский Д.Н. Коммерческая деятельность предприятия (организации). - Красноярск: Сибирский государственный университет пауки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, 2020. - 98 с.

5. Как современные технологии меняют индустрию красоты в период напдемии // VOGUE. URL: https://www.vogue.ru/beauty/kak-sovremennye-tehnologii-menyayut-industriyu-krasoty-v-period-pandemii (дата обращения: 15.09.2022)

6. Керзипа Е.А., Ерохина А.С. Оценка рыночной среды салопов красоты Дзержинского района г. Перми // Бизнес и дизайн ревю. - 2G2i. - № 3 (23). - С. 5.

l. Колоскова З.Н. Мобильная цифровизация малого бизнеса на примере бьюти-индустрии // Наука и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. Материалы XLIII Всероссийской научно- практической конференции. В 2-х частях. Ростов-на-Дону, 2021. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2021. - С. 95-91.

S. Коновалова А. В. Анализ денежных потоков: учебное пособие / А. В. Коновалова - Ярославль : ЯрГУ, 2015. - 108 с.

9. Контелов А.К. Управление бизнес-процессами в российских условиях // URL: https://koptelov.info/kniga-upravlenie-biznes-protsessami/ (дата обращения: 30.09.2022)

iG. Латыпова М.А. Финансовые методы повышения эффективности бизнеса / М.А. Латынова, Н.Б. Давлетбаева, А.Д. Харламов // Экономика и управление: современные тенденции : сборник статей - Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - С. 122-i29. - ISBN 91S-5-6G44G6S-G-9. doi:10.31483/r-63884

11. Лустина Т. Н. Стратегия сервиса как фактор повышения эффективности деятельности предприятий индустрии красоты // Сервис +. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-servisa-kak-faktor-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-predpriyatiy-industrii-krasoty (дата обращения: 06.10.2022).

12. Луценко Л. В. Доступность и надёжность финансовых ресурсов в индустрии красоты / Л. В. Луценко // Молодой ученый. - 2GiS. - N° i2 (i98). - С. 89-9i. - URL: https://moluch.ru/archive/198/48905/ (дата обращения: 06.10.2022).

П. Новинки в индустрии красоты. Что поможет бизнесу выдержать конкуренцию // Директор салопа красоты. URL: https://www.dirsalona.ru/article/i454-novinki-krasoty-ili-kak-byuti-biznesu-uderjat-svoi-pozitsii-na-rynke (дата обращения: 04.05.2022)

14. Носова С.С., Широкова Л.В., Макарепко А.В. Трансформация бизнеса в современной экономике России // Инновации и инвестиции. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-biznesa-v-sovremennoy-ekonomike-rossii (дата обращения: 03.10.2022).

15. Пирогова О.А. Пути повышения эффективности деятельности предприятия / О.А. Пирогова // Вектор экономики. - 2G2G. - № 4.

^ Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: чебпик. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 536 с.

il. Сафина Д.М. Управление ключевыми показателями эффективности: учебное пособие / Д.М. Сафина. - Казань: Казап. ун-т, 2018. - 123 с.

iS. Секерин В. Д., Шевченко Д. А. Сервисология. Рекомендовано Гильдией маркетологов. - Екатеринбург: Издательские решения, 2021. - 270 с.

i9. Финансовое планирование и прогнозирование: учеб. пособие / нод общ. ред. Е.А. Разумовской ; М-во образования и пауки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 284 с.

2G. Чередапова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Чередапова. - М.: Academia, 2019. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.