Леонкин В.Е.
Соискатель, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПАРАМЕТРИЗАЦИИ ОБЪЕКТНОЙ МОДЕЛИ
Аннотация
В статье рассмотрена проблема повышения эффективности работы пользователя автоматизированной системы проектирования на примере использования средств параметризации объектной модели в системе T-FLEX.
Ключевые слова: автоматизация проектирования, средства параметризации, язык программирования.
Leonkin V.E.
The applicant, Komsomolsk-on-Amur state technical University IMPROVING THE EFFICIENCY OF AUTOMATED DESIGN THROUGH THE USE OF MEANS OF PARAMETERIZATION OF THE OBJECT MODEL
Abstract
The article considers the problem improve the user's experience of automated design system on the example of the use of means of parameterization of the object model in T-FLEX.
Keywords: computer-aided design, means of parameterization programming language.
Развитие новых технологий постоянно ужесточает требования, предъявляемые к инженеру-конструктору. На первое место в современном конструировании выходят скорость и динамичность выполнения проектов (чертежей или моделей) в графическом редакторе, а также возможность быстрого внесения в них изменений без какого бы то ни было влияния на качество выполняемых работ или проектируемого объекта [1].
Для локальных изменений в системах проектирования (CAD-системы) имеются средства параметризации, посредством которых можно задать функциональные связи между отдельными элементами объекта проектирования, позволяющие при последующей разработке типовых конструкций не переделывать всю объектную модель (чертеж), а изменить лишь несколько её параметров. Это дает возможность многократного использования единожды построенной модели, значительно сокращая время формирования её новых модификаций.
Примером, который будет рассмотрен ниже, может служить написанный автором данной статьи модуль «Импеллер - 3D» в системе проектирования T-FLEX [2]. На рис. 1 показан снимок рабочего окна модуля.
Этот модуль может производить проектный расчет рабочего колеса центробежного насоса, расширив возможности T-FLEX за счет использования подключаемых модулей (plug-in) на языках Object Pascal, C++.
В частности, данный модуль позволяет производить выбор формы профиля: Free form 3D (профиль свободной формы), General 2D (базовый 2D-профиль), Circular 2D (круговой 2D-профиль), Straight 2D (прямой 2D-профиль), линейный профиль, радиальный профиль. Проектирование профиля по набору меридиональных секторов (от 2 до 11). Расчет оптимального значения угла установки лопаток. Построение треугольников скоростей, таблиц распределения величины скорости и углов потока. Задание толщины профиля. Скругление входной кромки лопаток. Отображение проектируемого импеллера во фронтальной плоскости. Динамическое отображение 3D-модели (вращение, сдвиг, увеличение/уменьшение размеров отображения). Дерево построения (возможность отображения выбранных пользователем объектов). Экспорт модели в другие CAD-системы.
Рис. 1. Модуль оптимизации и расчета «Импеллер»
При этом повышение функциональности и автоматизации проектов может быть практически неограниченным. Решающим фактором повышения эффективности проектной работы является способность конструктора приобрести профессиональные навыки программиста, соответствующие начальному уровню подготовки разработчика САПР.
Литература
1. Джонс Дж. К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986. - 326 с.
102
2. Функциональные возможности и особенности САПР T-FLEX CAD [Электронный ресурс] URL: http://www.tflex.ru/pdf/public/2327.pdf (дата обращения 12.11.2013).
Леонтьев Л.Б.1, Шапкин Н.П.2, Макаров В.Н.3, Токликишвили А.Г.4
*Доктор технических наук, профессор, 2доктор химических наук, профессор, 3магистрант, Дальневосточный федеральный университет; 4ассистент, морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ СМАЗКИ И СОСТАВА МОДИФИЦИРУЮЩЕГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ ШЕЕК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА НА ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ДИЗЕЛЯ
Аннотация
В статье рассмотрено влияние температуры смазки и состава износостойкого покрытия, формируемого на шейках коленчатого вала, на триботехнические свойства сопряжения «шейка коленчатого вала - вкладыш подшипника» судового среднеоборотного дизеля. Показана перспективность модифицирования шеек коленчатого вала минеральными материалами и металлосилоксаном для повышения износостойкости трибосопряжения.
Ключевые слова: коленчатый вал, модифицирование, износостойкость
Leontev L.B.1, Shapkin N.P.2, Makarov V.N.3, ToklikishviH A.G.4
*Doktor technical sciences, professor, 2doktor chemical sciences, professor, 3magistrant, Far Eastern Federal University, 4assistent,
Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelsky
THE INFLUENCE OF THE TEMPERATURE OF THE LUBRICANT AND THE COMPOSITION OF MODIFYING MATERIAL FOR HARDENING OF THE NECKS OF THE CRANKSHAFT ON THE TRIBOLOGICAL BEHAVIOR OF THE
BEARINGS, DIESEL
Abstract
The article considers the effect of temperature lubrication and wear-resistant coating composition formed on the crankshaft journal, on the tribological properties of the interface "neck crank shaft - bearing" medium-speed marine diesel engine. The prospects of modifying the crankshaft journals and mineral materials to increase wear metallosiloksanom tribomating.
Keywords: crankshaft, modification, wear
Ресурс судового среднеоборотного дизеля до капитального ремонта зависит в основном от состояния кривошипношатунного механизма, а коленчатый вал — главное звено этого механизма. Шейки вала подвержены трению скольжения при больших скоростях и высоких удельных давлениях. Наиболее характерными дефектами коленчатых валов судовых среднеоборотных дизелей (СОД) являются: износ и задиры шеек, деформации, коррозия и др. [1]. Для повышения износо- и задиростойкости трибосопряжений применяют тонкопленочные покрытия получаемые путем модифицирования поверхностей трения слоистыми силикатами [2].
Температура циркуляционного смазочного масла на входе в дизель для обеспечения заданной вязкости в зависимости от марки двигателя находится в пределах 40-60 °С. Для определения влияния температуры смазочного масла на триботехнические свойства пары трения «шейка коленчатого вала - вкладыш подшипника» были проведены ускоренные испытания в течение 1 ч при нагрузке 400 Н в условиях трения при граничной смазке с использованием следующих материалов для модифицирования стали 45 твердостью 212 HB: серпентинит; металлосилоксановый полимер; алюмосиликат, модифицированный
металлосилоксаном; алюмосиликат и алюмосиликат, модифицированный полисахаридом и карбонатом магния.
Модифицирование поверхности стального образца минеральными материалами и металлосилоксаном осуществляли фрикционным методом.
Триботехнические испытания проводили на универсальной машине трения УМТВК по схеме "ролик - колодка" в условиях трения при граничной смазке при скорости скольжения 0,628 м/с. В качестве неподвижного образца использовались колодки, вырезанные из вкладышей подшипников типа «Rillenlager» («Miba» 33).
Результаты испытаний представлены на рис. 1-3. В качестве базовой была взята пара трения «сталь 45 - вкладыш». Испытания контрольной пары (с неупрочненным стальным образцом) позволили установить, что с увеличением температуры подогрева смазки и образца свыше 40 °С происходит рост резкий рост коэффициента трения с 0,008 до 0,023 (рис. 1). Модифицирование поверхности стали металлосилоксаном, серпентинитом и алюмосиликатом позволяет избежать существенного роста коэффициента трения во всем диапазоне температур подогрева смазки (коэффициент трения возрастает с 0,007-0,008 при 20 °С до 0,010 при 60 °С).
Модифицирование поверхности стали алюмосиликатом, модифицированным металлосилоксаном и алюмосиликатом, модифицированным полисахаридом и карбонатом магния, позволяет получить эффект снижения величины коэффициентов трения по мере роста температуры смазки.
Рис. 1 - Зависимости коэффициента трения для трибосопряжения
«вал - вкладыш» при граничной смазке в зависимости от температуры предварительного нагрева смазки и материала для
103