Научная статья на тему 'Влияние параметров модифицирования стали 45 металлосилоксановым полимером на триботехнические и механические свойства'

Влияние параметров модифицирования стали 45 металлосилоксановым полимером на триботехнические и механические свойства Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
144
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАЛЛОСИЛОКСАН / МОДИФИЦИРОВАНИЕ / MODIFICATION / ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ / WEAR RESISTANCE / НАНОТВЕРДОСТЬ / МОДУЛЬ УПРУГОСТИ / MODULUS OF ELASTICITY / METALLАSILOKSAN / NANOHARDNESS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Леонтьев Лев Борисович, Шапкин Николай Павлович, Токликишвили Антонина Григорьевна, Патенкова Елена Петровна

Рассмотрено влияние параметров модифицирования стали 45 фрикционным методом металлосилоксановым полимером на триботехнические (коэффициент трения, скорость изнашивания стали и вкладыша подшипника, температуру в зоне трибоконтакта) и механические свойства (нанотвердость и модуль упругости покрытия) свойств. Установлены зависимости скорости изнашивания стали 45 и вкладыша подшипника от параметров режима модифицирования. Определены оптимальные параметры процесса модифицирования стали 45 и величин нанотвердости и модуля упругости покрытия, обеспечивающие максимальную износостойкость трибосопряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Леонтьев Лев Борисович, Шапкин Николай Павлович, Токликишвили Антонина Григорьевна, Патенкова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of the parametres of the modifying steel 45 by the metallasiloxane polymer on the tribological and mechanical properties

Leontev, Doctor of Technical Sciences, Professor, School of Engineering; Nikolai P. Shapkin, Doctor of Chemistry, Professor, School of Natural Sciences, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Antonina G. Toklikishvili, Assistant, Elena P. Patenkova, PhD, Docent, Maritime State University, Vladivostok, Russia. The article deals with the effect, which the parameters of modifying steel 45 by friction method using metallasiloxane polymer have on the tribological properties (friction, steel and bearing wear rate, temperature in the tribocontact area) and the mechanical ones (nanohardness and elastic modulus of coating.) The dependence of the wear rate of the steel 45 and that of bearing shell on the parameters of the modification mode has been specified. The optimal parameters to modify the steel 45 as well as the quantities of nanohardness and the modulus of the elasticity of coating securing the maximal durability of the tribomating have been determined.

Текст научной работы на тему «Влияние параметров модифицирования стали 45 металлосилоксановым полимером на триботехнические и механические свойства»

СУДОСТРОЕНИЕ И ОКЕАНОТЕХНИКА

УДК 621.7.09

Л.Б. Леонтьев, Н.П. Шапкин, А.Г. Токликишвили, Е.П. Патенкова

ЛЕОНТЬЕВ ЛЕВ БОРИСОВИЧ - доктор технических наук, профессор кафедры сварочного производства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет). E-mail: [email protected]

ШАПКИН НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ - доктор химических наук, профессор кафедры общей, неорганической и элементоор-ганической химии Школы естественных наук (Дальневосточный федеральный университет). E-mail: [email protected]

ТОКЛИКИШВИЛИ АНТОНИНА ГРИГОРЬЕВНА - ассистент кафедры защиты окружающей среды (Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток).

E-mail: [email protected]

ПАТЕНКОВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА - кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и организации судоремонта (Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток). E-mail: [email protected]

Влияние параметров модифицирования стали 45 металлосилоксановым полимером на триботехнические и механические свойства

Рассмотрено влияние параметров модифицирования стали 45 фрикционным методом металлосилоксановым полимером на триботехнические (коэффициент трения, скорость изнашивания стали и вкладыша подшипника, температуру в зоне трибоконтакта) и механические свойства (нанотвердость и модуль упругости покрытия) свойств. Установлены зависимости скорости изнашивания стали 45 и вкладыша подшипника от параметров режима модифицирования. Определены оптимальные параметры процесса модифицирования стали 45 и величин нанотвердости и модуля упругости покрытия, обеспечивающие максимальную износостойкость трибосопряжения.

Ключевые слова: металлосилоксан, модифицирование, износостойкость, нанотвер-дость, модуль упругости.

The effect of the parametres of the modifying steel 45 by the metallasiloxane polymer on the tribological and mechanical properties. Lev B. Leontev, Doctor of Technical Sciences, Professor, School of Engineering; Nikolai P. Shapkin, Doctor of Chemistry, Professor, School of Natural Sciences, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Antonina G. Toklikishvili, Assistant, Elena P. Patenkova, PhD, Docent, Maritime State University, Vladivostok, Russia.

The article deals with the effect, which the parameters of modifying steel 45 by friction method using metallasiloxane polymer have on the tribological properties (friction, steel and bear-

© Леонтьев Л.Б., Шапкин Н.П., Токликишвили А.Г., Патенкова Е.П., 2014

12 http://vestnikis.dvfu.ru/

ing wear rate, temperature in the tribocontact area) and the mechanical ones (nanohardness and elastic modulus of coating.) The dependence of the wear rate of the steel 45 and that of bearing shell on the parameters of the modification mode has been specified. The optimal parameters to modify the steel 45 as well as the quantities of nanohardness and the modulus of the elasticity of coating securing the maximal durability of the tribomating have been determined.

Key words: metalisiloksan, modification, wear resistance, nanohardness, modulus of elasticity.

Проблема нарушения функционирования узлов трения характерна для машин, механизмов и различного оборудования, которая возникает вследствие механических, физико-химических, термических и других процессов, происходящих в поверхностных слоях сопряженных деталей, причина которых — трение при граничной смазке. Один из самых распространенных узлов трения - подшипник скольжения. Наиболее нагруженные подшипники скольжения — это подшипники коленчатых валов судовых дизелей. Коленчатый вал - одна из наиболее ответственных и дорогостоящих деталей двигателя, в значительной степени определяющая его ресурс до капитального ремонта, так как эксплуатируется в условиях значительных переменных нагрузок. Шейки вала подвержены трению скольжения при больших скоростях и высоких удельных давлениях. Коленчатые валы средне- и высокооборотных судовых дизелей обычно изготавливают из углеродистых сталей 45 и 40Х.

Наиболее характерными дефектами коленчатых валов дизелей являются: износ и задиры шеек, деформации, коррозия и др. Основной причиной отказов коленчатых валов двигателей является износ шеек. Преждевременный износ рабочих поверхностей коленчатых валов выше предельных значений ведет, как правило, не только к значительным затратам на ремонт или замену коленчатых валов, но и к убыткам из-за простоя судна в ремонте, а выход из строя главного двигателя при поломке коленчатого вала может привести к аварии судна. Из-за повышенных скоростей изнашивания рабочих поверхностей коленчатые валы часто эксплуатируются шлифованными в последний ремонтный размер или выбраковываются из-за износа выше предельных значений, не выработав при этом назначенного ресурса [4, 5].

Наиболее перспективным направлением финишной обработки и упрочнения шеек коленчатых валов является формирование слоя металлокерамики путем модифицирования поверхностей трения для уменьшения коэффициента трения и повышения износостойкости трибоузла «шейка вала-вкладыш подшипника» [6].

Цель работы - разработка технологии модифицирования шеек коленчатых валов судовых среднеоборотных дизелей для повышения их износостойкости.

В настоящее время для модифицирования поверхностей трения широкое применение нашли композиции геоматериалов (природных силикатов, имеющих слоистую структуру со слабой связью между слоями, которая облегчает сдвиг между ними [1, 3, 8, 9]) - полимер-силикатные нанокомпозиты на основе политетрафторэтилена и серпентинита [2] и полиорга-носилоксаны, содержащие металлы (Ni, Co, Zn и др.) [6, 10], способные формировать защитные металлокерамические пленки на поверхностях трения.

Анализ исследований по модифицированию поверхностей трения различных трибо-узлов [1, 3, 8, 9] позволил установить, что наилучшими триботехническими свойствами обладают композиции на основе серпентинита и вермикулита. Однако большой разброс химического состава и структуры природных минералов приводит к существенному различию по их твердости, например, микротвердость серпентинита из разных месторождений изменяется в пределах 75-610 HV, а из одного месторождения - от 1,7 до 3,0 раз [8, 9]. Разброс по коэффициентам трения в сопоставимых условиях испытаний может также изменяться в пределах от 3-4 раз при использовании минералов из разных месторождений и до 1,5-2,0 раз - для одного месторождения. Это обстоятельство создает ряд дополнительных трудностей при их применении. Поэтому материалы для триботехнических задач после переработки должны

сертифицироваться по 18-20 параметрам [8]. При отсутствии необходимого контроля за составом и свойствами материалов, используемых для формирования покрытий, влияние покрытия на долговечность трибосопряжения может изменяться в очень широких пределах, и в ряде случаев приводить к негативным результатам. Создание искусственных слоистых материалов и композитов на их основе позволяет формировать тонкопленочные покрытия с заданными свойствами благодаря стабильности химического состава и отсутствию различных абразивных частиц, которые всегда содержатся в виде примесей в геоматериалах и которые трудно удалить из материала.

Одним из перспективных полимерных материалов, имеющим слоистую структуру, является металлосилоксан. Модифицирование поверхности шеек валов можно осуществлять металлосилоксаном фрикционным методом.

Цель данной работы - повышение износостойкости коленчатых валов судовых среднеоборотных дизелей формированием металлокерамических покрытий на шейках вала.

Для определения оптимальных параметров упрочнения стали были проведены триботехнические испытания на универсальной машине трения модели УМТВК производства ООО НПФ «Сигма» (г. Тольятти) по схеме «ролик-колодка» в условиях граничного трения при постоянной скорости скольжения 0,628 м/с. В качестве неподвижного образца использовались колодки, вырезанные из вкладыша типа «Rillenlager» («Miba» 33), который имеет регулярный микрорельеф в виде винтовой канавки глубиной 16-40 мкм и шагом около 0,15 мм на всей поверхности трения, что обеспечивает высокую усталостную прочность и способность выдерживать высокие удельные нагрузки [7]. Участки меньшей ширины (слой AlSn6) воспринимают нагрузку, а участки большей ширины поглощают абразивные частицы. Диски для упрочнения были взяты из стали 45 твердостью 212 НВ, так как свыше 80% коленчатых валов имеют твердость шеек в диапазоне 201-230 НВ [5].

Смазку пары трения осуществляли капельным способом (5-6 капель в минуту). Для смазки применялось работающее дизельное масло марки М-14-Д2(цл 30) ГОСТ 12337-84 с главного судового среднеоборотного дизеля (СОД), эксплуатировавшегося на тяжелых сортах топлива, так как в этом случае при работе двигателя на тяжелых сортах топлива смазка содержит повышенное количество механических примесей. Величины значений характеристик работающего масла и содержание в нем продуктов износа и сгорания соответствовало примерно типичным средним значениям для СОД, эксплуатирующихся на тяжелых сортах топлива [4]: вязкость при 100 °С - 15,8 cOr, щелочное число - 20,3 мг КОН/г, механические примеси - 1,5%, Fe - 8,5 г/т, Al - 6,3 г/т, Cr - 2,6 г/т, Si - 6,3 г/т, Pb - 4,3 г/т, Sn -12,1 г/т, Ou - 4,5 г/т.

Износ образцов определяли весовым способом на лабораторных весах с ценой деления 0,1 мг марки AUW 220D фирмы Shimadzu (Япония).

Температуру в зоне фрикционного контакта определяли с помощью инфракрасного пирометра Optris Mimisight (Германия) с точностью ± 1 °С в диапазоне от 0 до 420 °С.

Механические свойства покрытия определяли с помощью ультрамикротестера DUH-211S, который позволяет производить измерения твердости при заданной глубине отпечатка, при этом нагрузка на инденторе в зависимости от твердости материала будет различная. Прибор позволяет определять максимальную глубину отпечатка при максимальной нагрузке, которая является суммой нескольких слагаемых - глубины остаточного отпечатка после снятия нагрузки и величины упругого восстановления или глубины остаточного отпечатка при максимальной нагрузке на индентор и величины упругого прогиба поверхности образца. Определение механических свойств проводили на уровне нагрузки 19,61 мН и скорости нагружения 1,46 мН/с, время выдержки под нагрузкой составляло 5 с.

Формирование эксплуатационных свойств композиционного покрытия определяется не только химическим составом покрытия, но и параметрами его получения. Основными параметрами модифицирования стального диска фрикционным методом являются: усилие

прижатия индентора к упрочняемой поверхности Ри и время упрочнения г. Линейная скорость упрочняемой поверхности была постоянной и составляла 0,71 м/с (5-1 с). Индентор представляет собой ролик диаметром 45 мм и шириной 10 мм, изготовленный из серого чугуна марки СЧ25. Модифицирующий состав, состоящий из смеси полимера металлосилокса-на и моторного масла марки М-14-Д2 (цл 30), наносился на упрочняемую поверхность. В процессе упрочнения данная смесь подавалась в зону трения каждые 15-20 с капельным методом.

На основании серии предварительных экспериментов были выбраны следующие уровни факторов и интервалы варьирования (табл. 1). Усилие прижатия индентора менее 100 Н не обеспечивает качественного упрочнения. Увеличение нагрузки свыше 400 Н приводит к задиру. В качестве функций отклика выбраны величины скорости изнашивания металло-силоксанового слоя диска и антифрикционного покрытия вкладыша подшипника при нагрузке 200 Н. Результаты эксперминиментов приведены в табл. 2.

Таблица 1

Уровни факторов и интервалы их варьирования

Наименование фактора У ровни факторов Интервал варьирования

нижний -1 основной 0 верхний +1

Усилие прижатия индентора к упрочняемой поверхности Ри, Н 100 250 400 150

Время упрочнения г, мин 1 3,5 6 2,5

Таблица 2

Матрица планирования и результаты экспериментов

Номер опыта Факторы Скорость изнашивания, мг/ч Коэффициент трения Температура в зоне трибоконтакта, °С Модуль упругости покрытия Е X 105, Н/мм2 Динамическая нанотвердость Н, НУ

г Ри диска, V г кв вкладыша, V г вкл

1 + + 8,5 13,7 6,4 4,9 0,014 0,017 32,4 42,3 1,8-46,4 20,1 561-889 673

2 - + и 3,5 4,8 50,4 0,008 0,010 33,8 36,6 5,4-20,4 11,9 469-807 587

3 + - 7,5 30 7,2 0,003 0,007 32,4 38,8 12,6-20,2 16,8 737-865 822

4 - - 2,6 4,3 5,6 30,3 0,006 0,006 35,5 39,8 4,6-44,1 16,1 250-734 506

5* 13 1,5 36 1,8 0,008 0,007 25,8 32,5 14,1-23,0 18,1 563-975 739

Контрольный (без упрочнения) нет нет 6,3 6,7 34 6,2 0,015 0,008 36,9 66,4 3,8-23,9 11,4 449-729 559

Примечания. В числителе приведены величины скорости изнашивания, коэффициента трения и температуры при нагрузке 200 Н, в знаменателе - 400 Н. * - опыт № 5 - ступенчатая схема увеличения усилия прижатия индентора к упрочняемой поверхности с интервалом 100 Н, минимальная величина усилия 100 Н, максимальная - 400 Н, время воздействия при каждой нагрузке - 1 мин.

В результате исследований получены зависимости величин скоростей изнашивания металлосилоксанового слоя диска (1) и вкладыша подшипника (2) от параметров режима

упрочнения стального образца.

Гкв = 3,78 - 0,88* - 0,0086Ри +0,0056Ри , (1)

¥вкя = 6,67 - 0,8* - 0,0055Ри +0,0028р . (2)

Наибольшее влияние на скорости изнашивания металлосилоксанового слоя диска и вкладыша подшипника оказывает парное взаимодействие усилия прижатия индентора к упрочняемой поверхности и времени упрочнения (1 и 2). При времени упрочнения 1 мин с увеличением усилия прижатия индентора величины скоростей изнашивания диска и вкладыша незначительно уменьшаются (см. рисунок), при времени упрочнения 6 мин -резко возрастают.

V,

мг/

7 6 5 4 3 2 1 О

100 150 200 250 300 350 Ри, Н

Зависимость скоростей изнашивания покрытия диска (линии 1 и 2) и вкладыша подшипника (линии 3 и 4) от нагрузки на индентор и времени упрочнения: 1, 3 - 6 мин; 2, 4 - 1 мин

Оптимальным по всем триботехническим параметрам является режим упрочнения, при котором минимальное усилие прижатия индентора к упрочняемой поверхности составляет 100 Н, а максимальное время упрочнения - 6 мин.

Учитывая невозможность обеспечения точного значения линейной скорости обрабатываемой поверхности в 0,71 м/с при различных диаметрах шеек коленчатых валов, были проведены исследования влияния скорости вращения образца на скорость изнашивания при нагрузке 100 Н. Из зависимостей скорости изнашивания поверхностей трения трибосопря-жения следует, что увеличение энергетических параметров в зоне трибоконтакта приводит к возрастанию износостойкости покрытия и уменьшению необходимого времени для его образования, поэтому были проведены дополнительные исследования при скорости упрочнения 1,0 м/с и времени упрочнения 1 мин. Дальнейшее увеличение скорости упрочнения приводит к схватыванию и задиру. Установлено, что увеличение скорости упрочнения с 0,71 до 1,0 м/с приводит к повышению износостойкости вала и уменьшению износа вкладыша в 1,3 раза.

Для нагрузки на трибоузел 400 Н при упрочнении вала металлосилоксановым полимером (табл. 2, режим № 5) предпочтительным является режим ступенчатого увеличения усилия прижатия индентора к упрочняемой поверхности с интервалом 100 Н, минимальная величина усилия 100 Н, максимальная - 400 Н, время воздействия при каждой нагрузке составляет 1 мин.

Минимальный коэффициент трения обеспечивается при упрочнении на режиме № 3 (табл. 2), максимальный - на режиме № 1.

Температура в зоне трибоконтакта зависит от нагрузки: при нагрузке 200 Н модифицирование поверхности снижает температуру незначительно, однако при значении нагрузки 400 Н она снижается в 2 раза.

Параметры режима упрочнения металлосилоксановым полимером оказывают весьма существенное влияние на механические свойства покрытия (табл. 2), причем покрытие характеризуется значительно большими величинами модуля упругости по сравнению со сталью на глубине до 0,8 мкм. Стальной образец после трибоиспытаний имеет стабильную ве-

5 2

личину модуля упругости уже на глубине 0,4 мкм, равную 1,2*10 Н/мм . Модифицированная сталь в зависимости от режима упрочнения на глубинах от 0,4 до 0,8 мкм характеризует-

^ ^ 5 2

ся весьма высокой величиной модуля упругости (17,8-45,0)*10 Н/мм . Минимальная вели-

5 2

чина модуля упругости (17,8*10 Н/мм ) достигается при режиме упрочнения № 5 и сохраняется на глубине 0,3-0,6 мкм.

Наиболее высокой твердостью характеризуются покрытия, полученные на режимах № 3 и 5, которые обладают и более высокой износостойкостью.

Покрытие, полученное на режиме № 5, обладает наиболее стабильными механическими свойствами и износостойкостью при различных нагрузках в условиях трения при граничной смазке.

Следует отметить, что наибольшее влияние на износостойкость покрытия оказывает твердость, меньшее — модуль упругости, причем с повышением модуля упругости износостойкость уменьшается. Для повышения износостойкости следует выбирать режимы, обеспечивающие минимальный модуль упругости и максимальную твердость покрытия.

Таким образом, в результате модифицирования стали металлосилоксаном на поверхности шеек коленчатых валов образуется металлокерамический слой, который обладает повышенной твердостью и износостойкостью, позволяет снизить коэффициент трения и величину температуры в зоне трибоконтакта в условиях трения при граничной смазке. В результате этого происходит снижение энергетического уровня контактного взаимодействия трущихся поверхностей и величины износа трибосопряжения. Таким образом, все эти положительные изменения триботехнических характеристик сопряжения позволяют говорить о перспективности использования технологии модифицирования металлосилоксаном поверхности шеек коленчатых валов для повышения надежности и уменьшения вероятности аварий судовых СОД.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зуев В.В. Использование минералов в качестве модификаторов трения // Обогащение руд. 1993. № 3. С. 33-37.

2. Кириллина Ю.В., Слепцова С.А. Свойства полимер-силикатных нанокомпозитов на основе политетрафторэтилена и серпентинита // Высокие технологии, исследования, образование, экономика: сб. ст. 14-й международ. науч.-практ. конф. «Фундаментальные и прикладные исследования, разработка и применение высоких технологий в промышленности и экономике». Т. 1. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2012. С. 96-101.

3. Лазарев С.Ю. Машины с аномально низким трением. СПб.: Изд-во Военно-морской академии им. адм. Н.Г. Кузнецова, 2004. 162 с.

4. Леонтьев Л.Б., Надежкин А.В., Макаров В.Н., Токликишвили А.Г. Анализ функционирования трибосистемы «шейка коленчатого вала-вкладыш подшипника-смазка» судовых среднеоборотных дизелей // Двигателестроение. 2013. № 2. С. 41-47.

5. Леонтьев Л.Б., Токликишвили А.Г. Причины отказов коленчатых валов среднеоборотных дизелей и пути повышения их надежности // Вестн. Инженерной школы ДВФУ. 2012. № 3. С. 40-47. URL: vestnikis.dvfu.ru/vestnik/archive/2012/3/6/ (дата обращения: 12.02.2014).

6. Леонтьев Л.Б., Шапкин Н.П., Токликишвили А.Г. Повышение надежности трибосистемы «шейка коленчатого вала-вкладыш подшипника» судовых среднеоборотных дизелей технологическими методами // Сборник научных трудов SWorld. Т. 2, вып. 2. Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. С. 37-39.

7. Леонтьев Л.Б., Юзов А.Д. Подшипники коленчатых валов судовых дизелей. Владивосток: ДВГМА, 2000. 173 с.

8. Погодаев Л.И., Кузьмин А.А. Структурно-энергетические модели надежности материалов и технических средств. СПб.: СПГУВК, 2010. 123 с.

9. Хмелевская В.Б., Леонтьев Л.Б., Лавров Ю.Г. Технологии восстановления и упрочнения деталей судовых механизмов и триботехнические характеристики покрытий. СПб.: СПГУВК, 2002. 309 с.

10. Ponomarenko A.G., Burlov A.S. The research of mechanochemical reactions in lubricant composition based on polyorganosiloxanes containing azomethine metal complexes, Fundamental Bases of Mechanochemical Technologies (FBMT 2013): IV International Conference. Novosibirsk, 2013, p. 187.

REFERENCES

1. Zuev V.V., The use of minerals as friction modifiers, ore-dressing. 1993;3:33-37 (in Russ.). [Zuev V.V. Ispol'zovanie mineralov v kachestve modifikatorov trenija // Obogashhenie rud. 1993. № 3. S. 33-37].

2. Kirillina Y.V., Sleptsova S.A., Properties of polymer-silicate nanocomposites based on poly-tetrafluoroethylene and serpentinite, High technology, research, education and economics. Collection of articles 14 international scientific and practical conference "Fundamental and applied research, development and application of high technology in the industry and economy", T. 1. St. Petersburg Polytechnic. Univ. 2012, рp. 96-101. (in Russ.). [Kirillina Ju.V., Slepcova S.A. Svojstva polimer-silikatnyh nanokompozitov na osnove politetraftorjetilena i serpentinita // Vysokie tehnologii, issledovanija, obrazovanie, jekonomik: sbornik statej 14 mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Fundamental'nye i prikladnye issledovanija, razrabotka i primenenie vysokih tehnologij v promyshlennosti i jekonomike». T. 1. SPb.: Izd-vo Politeh. un-ta. 2012. S. 96-101].

3. Lazarev S.Y., Machines with abnormally low friction, St. Petersburg. Univ Naval Academy. adm. N.G. Kuznetsova, 2004, 162 р. (in Russ.). [Lazarev S.Ju. Mashiny s anomal'no nizkim treniem. SPb.: Izd-vo Voenno-morskoj akademii im. adm. N.G. Kuznecova, 2004. 162 s.].

4. Leontev L.B., Nadezhkin A.V., Makarov V.N., Toklikishvili A.G., Functional analysis of tri-bosystem "neck crank shaft - bearings - lubrication" marine diesel engines of medium, Engine building. 2013;2:41-47. (in Russ.). [Leont'ev L.B., Nadezhkin A.V., Makarov V.N., Toklikishvili A.G. Analiz funkcionirovanija tribosistemy «shejka kolenchatogo vala - vkladysh podshipnika -smazka» sudovyh sredneoborotnyh dizelej // Dvigatelestroenie. 2013. № 2. S. 41-47].

5. Leontev L.B., Toklikishvili A.G., Causes of failure of crankshafts of diesel engines of medium and ways to improve their reliability, FEFU: School of Engineering. Bull. 2012;3:40-47. URL: vestnikis.dvfu.ru/vestnik/archive/2012/3/6 / (in Russ.). [Leont'ev L.B., Toklikishvili A.G. Prichiny otkazov kolenchatyh valov sredneoborotnyh dizelej i puti povyshenija ih nadezhnosti // Vestn. In-zhenernoj shkoly DVFU. 2012. № 3. S. 40-47. URL: vestnikis.dvfu.ru/vestnik/archive/2012/3/6/].

6. Leontev L.B., Shapkin N.P., Toklikishvili A.G., Improving the reliability tribosystem "neck crank shaft - bearing liner" marine diesel engines of medium technological methods, Proceedings SWorld. 2, Issue 2, Odessa, Kuprienko, 2013, рp. 37-39. (in Russ.) [Leont'ev L.B., Shapkin N.P., Toklikishvili A.G. Povyshenie nadezhnosti tribosistemy «shejka kolenchatogo vala - vkladysh podshipnika» sudovyh sredneoborotnyh dizelej tehnologicheskimi metodami // Sbornik nauchnyh tru-dov SWorld. T. 2, vyp. 2. Odessa: KUPRIENKO, 2013. S. 37-39].

7. Leontev L.B., Yuzov A.D., Bearings crankshafts marine diesels. Vladivostok, FESMA, 2000, 173 p. (in Russ.). [Leont'ev L.B., Juzov A.D. Podshipniki kolenchatyh valov sudovyh dizelej. Vladivostok: DVGMA, 2000. 173 s.].

8. Pogodaev L.I., Kuzmin A.A., Structural and energetic model of reliability of materials and equipment. St. Petersburg., SPGUVK 2010, 123 p. [Pogodaev L.I., Kuz'min A.A. Strukturno-jenergeticheskie modeli nadezhnosti materialov i tehnicheskih sredstv. SPb.: SPGUVK, 2010. 123 s.].

9. Khmelevskaya V.B., Leontev L.B., Lavrov Y.G., Recovery technology and ship parts hardening mechanisms and tribological properties of coatings. St. Petersburg, SPGUVK, 2002, 309 p. (in Russ.). [Hmelevskaja V.B., Leont'ev L.B., Lavrov Ju.G. Tehnologii vosstanovlenija i uprochnenija detalej sudovyh mehanizmov i tribotehnicheskie harakteristiki pokrytij. SPb.: SPGUVK, 2002. 309 s.].

10. Ponomarenko A.G., Burlov A.S. The research of mechanochemical reactions in lubricant compositions based on polyorganosiloxanes containing azomethine metal complexes, Fundamental Bases of Mechanochemical Technologies (FBMT 2013): IV International Conference. Novosibirsk, 2013, p. 187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.