Научная статья на тему 'Повышение доступности медицинской помощи жителям сельской местности с использованием современных информационных технологий'

Повышение доступности медицинской помощи жителям сельской местности с использованием современных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1718
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / СЕЛЬСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / AVAILABILITY OF MEDICAL CARE / RURAL PUBLIC HEALTH SERVICES / INFORMATION / INFORMATION INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кицул И. С., Выговский Е. Л., Громова И. В., Губин Д. Г., Демко И. А.

Статья представляет собой результат работы над проектом группой специалистов системы здравоохранения Иркутской области в рамках программы подготовки управленческих кадров в сфере здравоохранении при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Проект нацелен на разработку механизмов информатизации первого этапа оказания медицинской помощи жителем сельской местности для повышения ее доступности на примере одного из районов Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кицул И. С., Выговский Е. Л., Громова И. В., Губин Д. Г., Демко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of availability of medical care to inhabitants of countryside with use of modern information technology

Article represents result of work on the project group of experts of system of public health services of the Irkutsk region within the program of preparation of administrative shots in sphere public health services at the Russian academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation. The project is aimed at working out of mechanisms of information of the first stage of rendering of medical care by the inhabitant of countryside for increase of its availability on an example of one of areas of the Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Повышение доступности медицинской помощи жителям сельской местности с использованием современных информационных технологий»

гш

Медицинские информационные системы

1 и информационные

технологии

И.С. КИЦУЛ,

д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения БГОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования», Россия, zdravirk@mail.ru Е.Л. ВЫГОВСКИЙ,

главный врач МБУЗ г. Иркутска МСЧ «ИАПО»

И.В. ГРОМОВА,

Заместитель главного врача МАУЗ больница № 8 г. Иркутска

Д.Г. ГУБИН,

заместитель главного врача ГБУЗ «Иркутский областной врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье», г. Иркутск И.А. ДЕМКО,

заместитель главного врача ОГБУЗ «Областная инфекционная больница», г. Иркутск

М.В. ЗАРУБИН,

к.м.н., главный врач ОГБУЗ «Областная станция переливания крови», г. Иркутск

А.И. ЗЕЛЕНОВСКАЯ,

директор ОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», г. Иркутск

Е.А. МАНЗУЛА,

главный врач ОГБУЗ «Областной дом ребенка», г. Черемхово

Н.А. ШПАКОВА,

заместитель главного врача ОГБУЗ «Областной кожно-венерологический диспансер», г. Иркутск

ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК 658.5

Кицул И.С., Выговский Е.Л., Громова И.В., Губин Д.Г., Демко И.А., Зарубин М.В., Зеленовская А.И.,

Манзула Г.А, Шпакова Н.А. Повышение доступности медицинской помощи жителям сельской местности с использованием современных информационных технологий

Аннотация. Статья представляет собой результат работы над проектом группой специалистов системы здравоохранения Иркутской области в рамках программы подготовки управленческих кадров в сфере здравоохранении при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Проект нацелен на разработку механизмов информатизации первого этапа оказания медицинской помощи жителем сельской местности для повышения ее доступности на примере одного из районов Иркутской области.

Ключевые слова: доступность медицинской помощи, сельское здравоохранение, информатизация, информационное взаимодействие

UDC 658.5

Kitsul I.S., Vygovsky ГА., Gromova I.V, Gubin D.G, Demko I.A., Zarubin M.B., Zelenovskaja A.I., Manzula E.A., Shpakova N.A. Increase of availability of medical care to inhabitants of countryside with use of modern information technology

Summary. Article represents result of work on the project group of experts of system of public health services of the Irkutsk region within the program of preparation of administrative shots in sphere public health services at the Russian academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation. The project is aimed at working out of mechanisms of information of the first stage of rendering of medical care by the inhabitant of countryside for increase of its availability on an example of one of areas of the Irkutsk region.

Keywords: availability of medical care, rural public health services, information, information interaction

© И.С. Кицул, Е.Л. Выговский, И.В. Громова, Д.Г. Губин, И.А. Демко, М.В. Зарубин, А.И. Зеленовская, Е.А. Манзула, Н.А. Шпакова, 2012 г.

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru

гол г, nh 2

Современный этап развития здравоохранения характеризуется все более интенсивным развитием и внедрением новых медицинских и информационных технологий. Этому посвящен конкретный раздел программы модернизации здравоохранения. Соответственно эффективная информатизация всей системы здравоохранения и отдельных ее элементов во многом зависит от ее базовой готовности, технических условий формирования сетей, наличия кадровых ресурсов, возможности их обучения и поддержания знаний на необходимом уровне и других аспектов.

Внедрение информационных технологий в практическое здравоохранение позволяет решать широкий спектр задач: от оптимизации лечебно-диагностического процесса, процессов управления до повышения качества медицинской помощи. Особенности современного состояния сельского здравоохранения, проявляющиеся в большом комплексе системных проблем, в значительной степени затрудняют реализацию любых программ и проектов здравоохранения. Кроме того, именно первый этап оказания медицинской помощи жителям сельской местности зачастую оказывается вне фокуса внимания реформ и является одним из самых проблемных звеньев в системе здравоохранения. Анализ доступных литературных и официальных сведений показывает, что внедрение информационных технологий в сельском здравоохранении на сегодняшний день весьма проблематично, а в ряде случаев и невозможно, однако без четко отлаженного информационного обеспечения и необходимых коммуникаций между звеньями системы здравоохранения развитие сельского здравоохранения в существующих социальноэкономических условиях будет весьма проблематично. На разработку системных решений обозначенных выше проблем и был нацелен настоящий проект.

Площадь Иркутской области составляет 4,6% от всей территории Российской Феде-

рации и 15% территории Сибирского федерального округа, занимает площадь

7774.8 тыс. км2. В 33 муниципальных районах Иркутской области расположено 365 сельских поселений. В области проживают

2427.9 тыс. чел. (на 01.01.2011). Плотность населения очень низкая и составляет 3,2 человека на 1 км2, что в 2,6 раза меньше, чем по Российской Федерации. Для сравнения средняя плотность населения Российской Федерации 8,3 человека на 1 км2. Из всех проживающих в Иркутской области всего 21% населения проживают в сельской местности, а расстояние между пунктами оказания медицинской помощи и населенными пунктами может составлять от 3 до 120 км.

В этой связи приоритетными задачами организации медицинской помощи сельскому населению являются обеспечение ее доступности, качества и своевременности. В результате проведенного анализа организации медицинской помощи на селе нами определены пять групп причин, обусловливающих проблемы в оказании медицинской помощи сельскому населению (рис. 1).

Проблемы сельского здравоохранения тесно связаны с реальными трудностями сельской жизни: отдаленностью от областного и районных центров, транспортными проблемами, высокой распространенностью алкоголизма и наркомании, низким уровнем грамотности населения, неконкурентоспособностью образования, низким уровнем доходов сельских жителей, тяжелыми бытовыми условиями, привязанностью к домашнему хозяйству и сезонным характером работы большинства жителей. Эти проблемы во многом предопределяют острый дефицит специалистов (как врачей, так и средних медработников), испытываемый сельским здравоохранением.

Ряд проблем обусловлен низкой квалификацией имеющихся специалистов. Не способствуют притоку молодых кадров в сельское здравоохранение низкий уровень заработной платы, невозможность предоставления жилья

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ : N ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

| Проблемы села

Отдаленность от районных и областных центров-

Проблемы с транспортом-Распространенность алкоголизма и наркомании Низкий уровень грамотности населения

Неконкурентноспособностъ образования

Низкий уровень доходов -Тяжелые бытовые условия Привязанность к домашнему хозяйству-

Сезонность работы

| Организационные причины |

Недостаточная доступность первичной медицинской помощи

Недостаточная доступность скорой медицинской помощи (расстояния, ГСМ и т. д.) Недоступность специализированной медицинской помощи

Очереди в амбулаторно-поликлинических учреждениях района и областного центра

• Отсутствие достаточной информации

Отсутствие эффективно функционирующей дистанционной записи к узким специалистам Трудности при госпитализации в областные учреждения здравоохранения

Огстугсгвие

врачебно-диспетчерской службы

Дефицит специалистов -

Недостаточная квалификация специалистов -

Непривлекательность сельского здравоохранения— для молодых специалистов

Отсутствие эффективных коммуникаций с учебными и лечебными базами

Низкий уровень заработной платы

Отсутствие жилья

Отсутствие перспективы профессионального роста

Отсутствие оборудования Износ оборудования

Удаленность сервисных центров Дефицит площадей

Проблемы с лицензированием

Несоответствие помещений требованиям СанПин, пожарной безопасности и тд.

Недостаточное обеспечение медикаментами

Кадры ~|| Материально -техническая база

Проблемы организации медицинской помощи сельскому населению

Недостаточная телефонизация

Недостаточный уровень компьютеризации сельских объектов здравоохранения

Недоступность Интернет

Неэффективное взаимодействие с другими медицинскими учреждениями

Коммуникации

Рис. 1. Причинно-следственная диаграмма проблем организации медицинской

помощи сельскому населению

в большинстве случаев, отсутствие перспективы профессионального роста, а также эффективных коммуникаций с учебными и лечебными базами.

Материально-техническая база сельского здравоохранения не соответствует современным требованиям, в ряде случаев отсутствует даже самое необходимое оборудование, что характерно для многих территорий страны. Затруднено сервисное обслуживание медицинского оборудования в связи с отдаленностью от сервисных центров, а обеспечение медикаментами не позволяет осуществлять адекватное лечение. Многие здания ФАПов, участковых и районных больниц не соответствуют требованиям СанПин, пожарной безопасности и т.д. Все это предопределяет серьезные проблемы при их лицензировании. Сельские жители испытывают существенные затруднения при получении всех видов медицинской помощи. Недостаточная доступность

первичной медицинской помощи обусловлена дефицитом специалистов на селе, ликвидацией ФАПов и участковых больниц, проводимой во многом по объективным причинам. Большие расстояния между населенными пунктами, дефицит санитарного транспорта и ГСМ делают недостаточно доступной скорую медицинскую помощь, а недоступность специализированной медицинской помощи определяется очередями в амбулаторно-поликлинических учреждениях района и областного центра, отсутствием эффективно функционирующей дистанционной записи к узким специалистам и врачебно-диспетчерской службы, отсутствием достаточной информации о лечебных учреждениях региона и порядке госпитализации, серьезными трудностями, испытываемыми селянами при госпитализации в областные учреждения здравоохранения.

Во многом ограничение доступности медицинской помощи сельскому населению обуслов-

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru

гол г, nh 2

лено неэффективным взаимодействием между различными этапами оказания медицинской помощи и связано с недостаточной телефонизацией, недоступностью Интернет-технологий, недостаточным уровнем компьютеризации сельских объектов здравоохранения, а также отсутствием четкого порядка взаимодействия различных уровней медицинской помощи.

В этой связи информатизация сельского здравоохранения чрезвычайно важна и имеет несомненные перспективы, поскольку позволяет обеспечить эффективные коммуникации между различными уровнями медицинской помощи. В первую очередь необходимо начинать информатизацию сельского здравоохранения именно с использования информационных технологий для коммуникаций между этапами оказания медицинской помощи, поскольку это может существенным образом повлиять на ее доступность.

Разработанное проектное решение было ориентировано на следующие ключевые проблемы сельского здравоохранения: повышение доступности медицинской помощи, обеспечение возможности проведения своевременных консультаций с необходимыми специалистами, оперативный перевод пациентов на следующий этап медицинской помощи, дистанционную запись в амбулаторно-поликлинические учреждения районного и областного центров, а также своевременную госпитализацию в районные и областные учреждения здравоохранения, как по экстренным, так и по плановым показаниям. В конечном счете проект был нацелен на повышение доступности, своевременности и качества медицинской помощи сельским жителям. Были использованы следующие методы: метод картографирования, метод экспертных оценок, метод системного анализа, метод моделирования.

На первом этапе определяли проблемные зоны в организации медицинской помощи сельскому населению, улучшения в которых можно произвести с использованием информационных технологий.

Для этого методом экспертных оценок проведено ранжирование всех проблем по важности и значимости их решения с использованием 10-балльной шкалы. Из всех перечисленных проблем, которые представлены на рис 2, нами были выбраны наиболее значимые (табл. 1), затем были рассчитаны коэффициенты важности и коэффициенты значимости, после чего было произведено ранжирование показателей.

При расчете указанных коэффициентов были использованы результаты индивидуальных экспертных оценок, где каждый эксперт оценивал проблему из перечня, представленного на рис. 1, по 10-балльной шкале. Далее индивидуальные оценки были переведены в средние значения по всей группе экспертов. Полученные количественные уровни средних оценок ранжированы. Под коэффициентом важности мы понимали вклад отдельной позиции в формирование проблемы низкой доступности и качества медицинской помощи в сельской местности, решить которую возможно путем использования информационных технологий. Коэффициент значимости отражает срочность и поочередность решения проблем.

Наиболее важными проблемами, требующими решения с использованием современных информационных технологий, определены своевременный перевод пациентов на следующий этап медицинской помощи, повышение доступности медицинской помощи и обеспечение дистанционной записи к узким специалистам. Из них наиболее значимыми проблемами выявились своевременный перевод пациентов на следующий этап медицинской помощи, обеспечение дистанционной записи к узким специалистам, своевременный перевод пациентов на следующий этап медицинской помощи.

В качестве объекта проектирования нами был выбран один из районов, достаточно типичный для Иркутской области, — Куйтун-ский район.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ ш ■ ■ ■■■ ■ ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Ранжирование проблем, улучшение в которых может быть достигнуто при помощи информатизации по критериям важности и значимости

Важность Значимость

Задача Коэффициент важности Ранг Коэффициент значимости Ранг

Своевременный перевод пациентов на следующий этап медицинской помощи 9,7 I 9,9 I

Повышение доступности медицинской помощи 9,1 II 7,3 III

Обеспечение дистанционной записи к узким специалистам 8,3 III 8 II

Получение информации о медицинской помощи, оказываемой ЛПУ, и порядке направления на консультативный прием и госпитализацию 7,9 IV 7,0 V

Обеспечение методического руководства и контроля за работой специалистов I уровня оказания медицинской помощи 7,6 V 6,3 VII

Консультирование пациентов специалистами районной больницы 7,2 VI 7,1 IV

Доступ к медицинской литературе (электронная библиотека и т.д.) 6,8 VII 6,4 VI

При определении географии проекта решено сосредоточиться на отдельном муниципальном образовании, достаточно типичном для региона. В качестве площадки для реализации пилотного проекта выбран Куй-тунский район Иркутской области. Поселок Куйтун расположен на расстоянии 312 км от областного центра. Общая площадь Куйтун-ского района составляет 11,163 тыс. км2. Численность постоянного населения Куйтун-ского района составляет 35,7 тыс. человек. Значительная часть района является болотистой местностью, в осеннее и весеннее время года автомобильные дороги, ведущие от отдаленных поселений к п.г.т. Куйтун, размываются талыми и дождевыми водами. Автомобильные дороги общего пользования местного значения, в большей степени не отвечают нормативным требованиям, сеть муниципального транспорта не развита, также отмечены аварийно-опасные участки автомобильных дорог, что значительно влияет на

своевременность доезда больных и беременных в региональный центр или межрайонный центр, особенно в весенне-осенний период времени года.

Возможности телефонных коммуникаций несколько ограничены. В ряде населенных пунктов не имеется никаких каналов связи. Есть населенные пункты, имеющие только сотовую связь. Сеть учреждений здравоохранения представлена центральной районной больницей, четырьмя участковыми больницами, тремя врачебными амбулаториями и 42 фельдшерско-акушерскими пунктами.

Обеспеченность телефонизации Куйтунско-го района нами оценивалась путем анализа карты покрытия связью, разработанной нами. В связи с тем, что в рамках программы модернизации здравоохранения Иркутской области не предполагается проведение информатизации первого этапа медицинской помощи, поскольку первичное звено не финансируется за счет средств обязательного медицинского

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru

гол г, nh 2

Рис. 2. Схема взаимодействия субъектов информационной системы здравоохранения

I-IV уровней

страхования, а получает финансирование только из муниципального бюджета, внимание авторов проекта было сфокусировано именно на этом этапе оказания медицинской помощи.

Для проведения информатизации сельского здравоохранения предложена четырехуровневая схема, представленная на рис. 2. На I уровне оказания медицинской помощи представлены фельдшерско-акушерские пункты, фельдшерские пункты, врачебные амбулатории и участковые больницы; на II уровне — центральная районная больница, на III уровне — межрайонный медицинский центр, а на IV уровне — областные учреждения здраво-

охранения. Проект направлен на информатизацию I уровня медицинской помощи и обеспечение взаимодействия между I-II-III уровнями медицинской помощи.

Для реализации проекта проведен анализ необходимых ресурсов и разработано техническое обеспечение модели, представленное в табл. 2.

Для организационной поддержки проекта разработаны порядок информационного взаимодействия между медицинскими организациями муниципального района и алгоритм принятия решения с использованием информационной системы, представленные ниже.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 11 ■

гш

Медицинские информационные системы

1 и информационные

технологии

Таблица 2

Техническое обеспечение модели «Повышение доступности медицинской помощи жителям сельской местности Иркутской области с использованием современных информационных технологий»

Уровень |_______________________________Технические условия

1) доступ в Интернет по проводным линиям связи или с использованием каналов сотовой связи;

2) автоматизированное рабочее место: персональный компьютер (2-ядерный процессор, винчестер 500 Гб, оперативная память 2Гб) (ноутбук) с системой видеоконференции (например, Skype), укомплектованный соответствующим программным комплексом;

3) обученный персонал;

I 4) лицензионные программные продукты, в том числе для обеспечения информационной

безопасности: систем защиты от вирусов, нежелательной почты (спама) и хакерских атак. Примечание: для обеспечения работы системы в режиме видеоконференции, IP-телефонии, передачи данных необходим канал связи с пропускной способностью не менее 2 Mb/с.

На территории, где будут использоваться каналы сотовой связи с максимальной пропускной способностью не более 512 kb/с, возможно использование IP-телефонии и передача данных без видеоизображения.

1) доступ в Интернет по защищенным каналам связи (не менее 10 Mb/с);

2) локальная компьютерная сеть, укомплектованная сервером терминалов, системой хранения данных, системой бесперебойного питания и т.д.

3) автоматизированное рабочее место: персональный компьютер (2-ядерный процессор, оперативная память 2 Гб) с системой видеоконференции, укомплектованный печатаю-

II-III щим устройством, соответствующим программным комплексом;

4) круглосуточная диспетчерская служба;

5) подготовленный персонал;

6) круглосуточная служба технической поддержки;

7) лицензионные программные продукты, в том числе для обеспечения информационной безопасности: систем защиты от вирусов, нежелательной почты (спама) и хакерских атак.

Порядок информационного взаимодействия между медицинскими организациями муниципального района (ФАП, участковая больница, врачебная амбулатория, ЦРБ)

Данный порядок предусматривает информационное взаимодействие между ФАПами, участковыми больницами, врачебными амбулаториями, ЦРБ и при необходимости с межрайонным медицинским центром.

Пациент при необходимости обращается в ФАП, участковую больницу, врачебную амбулаторию, при отсутствии в сельской местности медицинской организации обращается в администрацию сельского поселения, где установлено автоматизированное рабочее место с возможностью доступа в Интернет

посредством выделенного и защищенного канала связи (по проводным линиям связи или с использованием каналов сотовой связи).

Медицинский работник врач/фельдшер осматривает пациента и принимает решение о дальнейшей тактике ведения данного пациента.

При возникновении сложностей при проведении диагностики (трудные случаи) или невозможности по объективным причинам доставить пациента на следующий этап оказания медицинской помощи врач/фельдшер посредством связи — видеоконференции связывается с координатором ЦРБ, при необходимости с межрайонным центром для получения консультации по дальнейшей тактике ведения пациента. В данном случае мы пред-

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru

гол г, nh 2

полагаем использовать наиболее доступный из программных продуктов, не требующий никаких затрат, — Skype.

При необходимости организации консультации или проведения диагностического обследования медицинский работник через сайт МУЗ «Куйтунская центральная районная больница» записывает на определённый день и определенное время с учетом расписания движения транспорта между данными населенными пунктами, то есть на время, удобное для пациентов. Пациенту выдается маршрутный лист с указанием времени, места проведения консультации/обследования и способах проезда. При отсутствии проводной линии связи или сотовой связи в некоторых сельских поселениях имеются спутниковые источники связи, которые целесообразно использовать в том числе и для связи с ЦРБ.

После посещения консультации и/или проведения исследования пациент возвращается к медицинскому работнику, направившему на обследование, который назначает необходимое лечение в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и контролирует назначенное лечения.

По выделенному защищенному каналу связи координатор ЦРБ направляет на электронный адрес ФАПа (участковой больницы, амбулатории) результаты обследования, консультации данного пациента или информацию о неявке пациента на обследование/консуль-тацию для динамического наблюдения за пациентом и проведения контроля лечения.

После обращения пациента в ЦРБ на основании направления и предварительной записи при необходимости дополнительных исследований в учреждениях следующего уровня координатор ЦРБ посредством электронной регистратуры записывает пациента в учреждение межрайонного центра или областного центра.

Канал связи между ФАП (участковой больницей, амбулаторией) и ЦРБ также должен быть использован для:

— проведения плановых обучающих совместных видеоконференций всех медицинских организаций муниципального района;

— доступа к медицинской электронной библиотеке;

— проведения совместных разборов трудных диагностических случаев с демонстрацией пациента (по его согласию);

— проведения циклов тематического усовершенствования врачей/фельдшеров/ медицинских сестер посредством видеоконференции;

— проведения нозологически ориентированных школ для пациентов разных сельских поселений «узкими» специалистами ЦРБ;

— проведения лекций по основам здорового образа жизни, в том числе по снижению потребления алкоголя и табака.

Алгоритм принятия решения с использованием информационной системы

(см. рис. 3)

Целевые показатели реализации проекта

1. Соблюдение сроков оказания медицинской помощи:

1.1. Прием врача-терапевта, семейного врача, педиатра (1 день).

1.2. Консультация врача узкой специальности (до 5 дней).

1.3. Проведение диагностических исследований (до 5 дней).

1.4. Плановая госпитализация в ЦРБ (до 14 дней).

2. Своевременность оказания экстренной медицинской помощи:

2.1. Снижение до суточной летальности.

3. Коэффициент объема как соответствие фактического объема оказания медицинской помощи планируемому.

4. Удовлетворенность населения медицинской помощью (по данным периодических осмотров — не менее 90%).

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 13 ■

гш

Медицинские информационные системы

1 и информационные

технологии

>

Рис. 3. Алгоритм принятия решения с использованием информационной системы

14

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru

гол г, nh 2

■■■■

гш

Вероятность наступления

Рис. 4. Риски информатизации первого этапа оказания медицинской помощи

жителям сельской местности

® Отсутствие финансирования ® Сопротивление изменениям ® Отсутствие каналов связи ® Отсутствие электричества © Несовершенство программного продукта © Противоречие действующему законодательству ® Повреждение каналов связи ® Отсутствие кадров

Риски проекта и пути их минимизации

Рабочей группой проекта определены основные риски методом «мозгового штурма»: опроса всех членов рабочей группы, записи рисков и определение вероятности их наступления и размер вероятного ущерба с использованием метода экспертных оценок, составлена карта рисков проекта, представленная на рис. 4.

Главными рисками проекта являются сопротивление изменениям, отсутствие каналов связи, финансирования и кадров, которым уделено особое внимание при определении способов минимизации рисков. Разработанные мероприятия по уменьшению рисков представлены в таблице 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект предлагает шире взглянуть на одно из направлений программы модернизации здравоохранения — информатизацию здравоохранения. Проектные решения направлены на повышения доступности, своевременности и качества медицинской помощи сельскому населению и будут реализовываться на I этапе медицинской помощи, не

финансируемом из средств обязательного медицинского страхования. Учитывая этот факт, при разработке проекта авторы придерживались позиции минимизации затрат. Вместе с тем осуществление информатизации первичного звена медицинской помощи будет иметь экономический эффект, поскольку позволяет уменьшить затраты на лечение пациентов за счет повышения своевременности оказания медицинской помощи. Практическая реализация проекта в сельском здравоохранении позволит обеспечить своевременный перевод пациентов на следующий этап медицинской помощи, консультирование пациентов специалистами районной больницы, повысить доступность медицинской помощи, обеспечить дистанционную запись к узким специалистам и предоставление доступной информации о медицинской помощи, оказываемой ЛПУ, и порядке направления на консультативный прием и госпитализацию, повысить управляемость первичного звена и обеспечить контроль за работой специалистов I уровня оказания медицинской

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 15 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

Таблица 3

Мероприятия по минимизации рисков проекта

I Риск Способы минимизации 1

1. Отсутствие финансирования 1. Успешная защита проекта в САГС 2. Защита проекта на уровне Министерства здравоохранения Иркутской области 3. Обоснование проекта на законодательном уровне

2. Сопротивление изменениям 1. Планирование изменений 2. Составление картографии окружения 3. Анализ сил поля 4. Планирование приверженности 5. Мотивация персонала 6. Информирование населения о предполагаемых изменениях (сельские сходы, СМИ, размещение информации в клубах, школах, магазинах и т.д.) 7. Вовлечение в проект сельских администраций и районных депутатов

3. Отсутствие каналов связи 1. Детальное изучение возможностей каналов связи в каждом населенном пункте 2. Взаимодействие с сельскими администрациями 3. Рассмотрение всех вариантов связи, а также возможности использования каналов связи в сельских администрациях, школах и т.д.

4. Отсутствие электричества 1. Приобретение автономных источников питания (компактные бензиновые электростанции и т. д.).

5. Несовершенство программного продукта 1. Использование доступных бесплатных программных продуктов для видеосвязи (Skype и т. д.) 2. Использование уже имеющихся программных продуктов на II-III уровнях оказания медицинской помощи 3. Создание сайтов в медицинских организациях

6. Противоречие действующему законодательству - 1. Тщательная проработка проекта в части соответствия действующему законодательству

7. Повреждение каналов связи 1. Взаимодействие с сельскими администрациями, руководством школ, почтовых отделений, лицами, имеющими другие каналы связи

8. Отсутствие кадров 1. Мотивация персонала (НСОТ и т.д.) 2. Обучение имеющихся кадров 3. Обеспечение взаимодействия близлежащих учреждений

помощи. Успешное выполнение проекта ной медицинской литературе (электронная позволяет предоставить доступ к современ- библиотека и т. д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулиева И.Ф., Рюмина Е. В., Гулиева Я. И. Медицинские информационные системы: затраты и выгоды//Врач и информационные технологии. — 2009. — №3. — С. 4-18.

2. Тавровский В.М. Автоматизация лечебно-диагностическогого процесса/ Монография. — Тюмень: ВекторБук, 2009. — 164 с.

3. Венедиктов Д.Д., Гасников В.К., Кузнецов П.П., Ралзиевский Г.П., Столбов А.П. Современная концепция построения единой информационной системы здраво-охранения//Врач и информационные технологии. — 2008. — №2. — С. 17-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.