ДК 62-83:681.532.55
А.В. Бубнов, К.Н. Гвозденко, В.А. Емашов
Омский государственный технический университет, г. Омск
ПОВЫШЕНИЕ БЫСТРОДЕЙСТВИЯ синхронно-синфазного ЭЛЕКТРОПРИВОДА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМА РАБОТЫ ЧАСТОТНОГО дискриминатора с косвенным определением
ОШИБКИ ПО ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ
Синхронно-синфазные электроприводы (ССЭ) находят широкое применение в обзорнопоисковых и сканирующих системах и устройствах, в системах технического зрения современных робототехнических комплексов, системах автоматического визуального контроля продукции, установках фототелеграфной и видеозаписывающей аппаратуры, копировальных установках, что обусловлено их высокими точностными показателями, широким диапазоном регулирования угловой скорости и высоким быстродействием[1].
Синхронно-синфазный электропривод строится на основе двухконтурной схемы (рис. 1). Астатизм по частоте вращения и высокая точность регулирования электропривода по углу обеспечивается внутренним контуром - электроприводом с фазовой синхронизацией (ЭПФС), построенном на основе фазовой автоподстройки частоты (ФАПЧ) [2]. ЭПФС включает в себя логическое устройство сравнения (ЛУС), корректирующее устройство (КУ), электродвигатель (ЭД) и блок импульсных датчиков (БИД), а установка начального углового положения вала электродвигателя осуществляется с помощью фазирующего регулятора (ФР), управляемого от блока задания частоты (БЗЧ).
96
Рис. 1. Обобщенная функциональная схема синхронносинфазного электропривода
В качестве логического устройства сравнения импульсных последовательностей обычно используется импульсный частотно-фазовый дискриминатор (ИЧФД), который может быть построен на основе различных алгоритмов работы, различающихся критериями оценки равенства сравниваемых частот путем логической обработки порядка следования во времени импульсов двух входных частотных сигналов: задающего с частотой /оп и формируемого в канале обратной связи с частотой/ос, и функциональными возможностями ИЧФД [1].
Для реализации эффективных алгоритмов управления необходимо измерять ошибку по угловой скорости Дю [3].
Способ косвенного определения ошибки по частоте вращения заключается в следующем. В режиме разгона электродвигателя с максимальным ускорением ет угловая скорость а с момента времени и изменяется по закону
Ю = Юн + Е,т (и - и ) . (1)
Запишем систему уравнений для фазовых траекторий в координатах Да и Да фазовой плоскости:
Аа = аз - а = | юз Ж -| ю Ж = | Аю Ж
^ Ю = Юз - Ю = Юз -18 т Ж.
а
где, аз и а - заданное и фактическое угловое положения вала электродвигателя.
Ошибка по угловой скорости электропривода с учетом (1) может быть записана в виде
Аю = а3 - Ю - 8т а -I, )
. (2)
С учетом того, что получаем:
Аю
= Ю-Ю ,
Аю = Аю„ - 8т (и - г, ) .
Подставляя в данное выражение г=г,+1, получаем для промежутка времени Дг=г,+:
97
или
Аю
= АЮ„ - 8т ^+1 - ) ,
Аю
= АЮ+ 8т (г,+1 - ) ,
(3)
Для определения угловой ошибки электропривода можно записать выражение
Аа
После преобразований получаем
= | Аю Ж
. 2 2АюкАг
аг + к
г
- 2%
8т
= о
Количество импульсов частоты
/ап
на интервале времени Дг будет равно
где Тап 1$ап.
N =
Аг Топ
(5)
Из уравнения (4) с учетом (5) определяем значение
Аю 28 ф
- N 8 т )2
Аю =
2N 8
ттоп
т оп
(6)
Вводя обозначение для максимальной ошибки перерегулирования угловой скорости а в режиме синхронизации ЭПФС [1]
Аюг =
г~
28тФо
(7)
и для величины максимального изменения угловой скорости ЭПФС в за период Тап: из выражения (6) получаем:
Аю
т
8т оп ,
Аюк
Аю 2 - N 2Аю 2
2М Аю
Данный способ может быть реализован в частотном дискриминаторе (ЧД), выполненном на цифровой элементной базе.
Алгоритм работы дополнительного ЧД заключается в следующем: с помощью счетчика импульсов осуществляется подсчет импульсов опорной частоты между двумя последова-
98
тельными ситуациями прихода двух импульсов нуля или двух и более импульсов опорной частоты между двумя соседними импульсами частоты в канале обратной связи. Полученные значения по формуле (9) пересчитываются в значения ошибки по частоте вращения.
ЧД, построенный на основе данного алгоритма может, использоваться в способе регулирования ЭПФС с опережающей разблокировкой ЛУС, а так же при реализации способов установки начального углового положения с предварительным фазированием электропривода, что позволяет повысить быстродействие ССЭ.
Работа выполнена в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 2.1.2/11230 «Исследование динамики и разработка новых способов регулирования синхронно-синфазного электропривода для обзорно-поисковых систем».
Библиографический список
1. Бубнов А. В. Вопросы теории и проектирования прецизионных синхронносинфазных электроприводов постоянного тока : монография. Омск : Редакция журнала «Омский научный вестник», 2оо5. 19о с.
2. Трахтенберг Р. М. Импульсные астатические системы электропривода с дискретным управлением. М. : Энергоиздат, 1982. 168 с.
3. Бубнов, А. В. Способ косвенного определения ошибки по частоте вращения в электроприводе с фазовой синхронизацией в режиме насыщения логического устройства сравнения / А. В. Бубнов, В. А. Емашов, А. Н. Чудинов // Омский научный вестник. 2011. № 1. С. 99-103.