Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ АТТРАКТИВНОСТИ МАЛЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТОВ ТУРИЗМА'

ПОВЫШЕНИЕ АТТРАКТИВНОСТИ МАЛЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТОВ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малые исторические города / аттрактивность / Тульская область / туристические легенды / конструирование аттракторов / фокус-группа / молодежь / потребительские предпочтения / small historical towns / attractiveness / Tula region / tourist legends / construction of attractors / focus group / youth / consumer preferences

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономарева Ирина Юрьевна, Танкиева Тамара Ахметовна, Слемзина Арина Олеговна

Проведено исследование, посвященное проблеме туристической привлекательности малых исторических городов и направленное на поиск путей повышения их аттрактивности для молодежи. Объектом исследования были малые исторические города Тульской области: Белев, Богородицк, Венев, Епифань, Крапивна, Одоев и Чекалин. Предмет исследования – состояние развития туризма в малых исторических городах, туристические аттракторы и возможные направления повышения их привлекательности для молодежи. Исследование проводилось на основе данных, полученных в ходе анализа предложений туроператорских компаний, информации о посещаемости музеев, ТИЦ и событийных мероприятий. Выявление направлений повышения аттрактивности исторических поселений проводилось на основе изучения мнения фокусгруппы молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Проведенное исследование показало, что из-за отсутствия внятного видения турпродукта, формируемого территорией, реализуемые в малых исторических поселениях инфраструктурные проекты и созданные новые объекты показа не оказывают существенного влияния на повышение их привлекательности для туриста. Молодежь, считая наиболее привлекательными в качестве турпродукта событийные мероприятия, отмечает, что основой мотивации для путешествия является «уникальность места и наличие развлечений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пономарева Ирина Юрьевна, Танкиева Тамара Ахметовна, Слемзина Арина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE ATTRACTION OF SMALL HISTORICAL SETTLEMENTS IN THE TULA REGION AS TOURISM OBJECTS

The article contains a study devoted to the problem of tourist attractiveness of small historical towns and aimed at finding ways to increase their attractiveness for young people. The object of the study was the small historical towns of the Tula region: Belev, Bogoroditsk, Venev, Epifan, Krapivna, Odoev and Chekalin. The subject of the study is the state of tourism development in small historical towns, tourist attractors and possible ways to increase their attractiveness for young people. The study was conducted on the basis of data obtained during the analysis of the proposals of tour operators, information on the attendance of museums, TIC and event events. Identification of ways to increase the attractiveness of historical settlements was carried out on the basis of studying the opinions of a focus group of young people aged 18 to 25 years. The study showed that due to the lack of a clear vision of the tourism product formed by the territory, infrastructure projects implemented in small historical settlements and new display facilities created do not have a significant impact on increasing their attractiveness for tourists. Young people, considering events as the most attractive tourist product, note that the basis of motivation for their travel is «the uniqueness of the place and the availability of entertainment».

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ АТТРАКТИВНОСТИ МАЛЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТОВ ТУРИЗМА»

УДК 338.48-44(1-21)(470.312) 001: 10.24412/2071-6141-2022-3-151-164

ПОВЫШЕНИЕ АТТРАКТИВНОСТИ МАЛЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

КАК ОБЪЕКТОВ ТУРИЗМА

И. Ю. Пономарева, Т.А. Танкиева, А. О. Слемзина

Проведено исследование, посвященное проблеме туристической привлекательности малых исторических городов и направленное на поиск путей повышения их ат-трактивности для молодежи. Объектом исследования были малые исторические города Тульской области: Белев, Богородицк, Венев, Епифань, Крапивна, Одоев и Чека-лин. Предмет исследования - состояние развития туризма в малых исторических городах, туристические аттракторы и возможные направления повышения их привлекательности для молодежи. Исследование проводилось на основе данных, полученных в ходе анализа предложений туроператорских компаний, информации о посещаемости музеев, ТИЦ и событийных мероприятий. Выявление направлений повышения аттрак-тивности исторических поселений проводилось на основе изучения мнения фокус-группы молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Проведенное исследование показало, что из-за отсутствия внятного видения турпродукта, формируемого территорией, реализуемые в малых исторических поселениях инфраструктурные проекты и созданные новые объекты показа не оказывают существенного влияния на повышение их привлекательности для туриста. Молодежь, считая наиболее привлекательными в качестве турпродукта событийные мероприятия, отмечает, что основой мотивации для путешествия является «уникальность места и наличие развлечений».

Ключевые слова: малые исторические города, аттрактивность, Тульская область, туристические легенды, конструирование аттракторов, фокус-группа, молодежь, потребительские предпочтения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке правительства Тульской области в рамках научного проекта «Повышение аттрактивности малых городов Тульской области как объектов туризма».

Введение. Современное состояние РФ характеризует существенная асинхронность пространственного развития территорий. В России насчитывается около 1117 городов, из которых 794 относятся к малым городам. Еще 1346 населенных пунктов являются поселками городского типа, а 16332 объекта - сельскими поселениями. Малые населенные пункты в настоящее время сталкиваются с рядом острых проблем [1 - 3, 6]: старением населения, оттоком молодежи, снижением сфер трудовой занятости, экологическими и инфраструктурными проблемами и т.д. Кроме того, такие муниципальные образования по сравнению с крупными городами обладают ограниченными ресурсами и особенно уязвимы в современных условиях. Одним из возможных направлений их социально-экономического развития может стать туризм. Значительная часть таких малых городов, поселков и сельских поселений обладают богатым культурно-историческим наследием, которое необходимо сохранить и передать следующему поколению. Однако это наследие не всегда оказывается востребованным у массового туриста и молодежи, поэтому поиск путей по-

вышения аттрактивности малых исторических поселений является актуальной задачей.

Исследование проведено на примере малых исторических поселений Тульской области.

Анализ публикаций по проблематике исследования. Под термином «малый исторический город» в отечественных научных источниках чаще всего понимают населенный пункт с численностью населения менее 50 тыс. жителей, который имеет (или ранее имел) статус города и входит в список Приказа Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ от 29 июля 2010 г. N 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений» или входил в «Список исторических поселений», утвержденный Постановлением Госкомстроя и коллегии Минкультуры РСФСР в 1970 г., в «Список исторических населенных мест РСФСР», утвержденный в 1990 г., или в перечень исторических поселений в приложении к Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)» [4].

В настоящее время Министерство культуры Российской Федерации для включения населенного пункта в перечень исторических поселений руководствуется критериями, учитывающими роль исторического поселения в отечественной истории; сохранность исторической планировки; наличие исторических зданий и сооружений, формирующих архитектурный облик и пространственную композицию в увязке с природным ландшафтом и естественным рельефом; наличие нематериального наследия (исторических ярмарок, традиционных ремесел и народных художественных промыслов) .

Планировка и архитектура центров исторических поселений чаще всего является наследием градостроительной реформы Екатерины II (указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов, по каждой губернии особо»). Реформа затронула 416 городов (поселений) из 497 существовавших в то время. Для населенных пунктов были составлены планы застройки (как правило, линейной или лучевой, в зависимости от рельефа), регламентировано наличие административных, религиозных и общественных строений в городском центре, утверждены типовые проекты жилых и общественных зданий, фасады и виды отделки [5]. Реформа, помимо преимуществ от благоустройства поселений, привела и к утрате их индивидуальной архитектурной самобытности. В дальнейшем большую часть таких городов затронула и типовая застройка советского времени, в результате чего малые исторические поселения, как правило, имеют схожие внешний облик и набор архитектурных достопримечательностей. Поэтому усилий, направленных только на восстановление исторических центров и реставрацию культурных памятников малых городов, недостаточно

1 Приложение к письму Минкультуры России от 24.10.2019 «Критерии, рекомендуемые для руководства при оформлении предложений о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений»

для повышения туристической привлекательности и формирования уникального архитектурного образа населенных пунктов, что является непременным условием их устойчивого развития [3].

Авторами статьи ранее в исследовании, проведенного с привлечением экспертов-практиков (предпринимателей и энтузиастов, задействованных в развитии туризма) и экспертов-теоретиков, представляющих научное сообщество, был выделен ряд факторов, влияющих на выбор туристов и посещаемость малых населенных пунктов [6]:

• транспортная доступность: удаленность от основного потребителя, близость федеральных и региональных трасс;

• инфраструктура размещения: наличие гостиниц, хостелов, кемпингов и рынка предложений об индивидуальных средствах размещения;

• инфраструктура питания: количество предприятий питания, их ассортимент и наличие аутентичной кухни;

• внешний вид населенного пункта: путешественники хотят видеть красивые и уютные города;

•уникальность места, ключевые аттракторы, объекты показа: эксперты сошлись во мнении, что аттракторы можно конструировать, используя для «легендирования» культурно-историческое наследие местности;

• фактор, связанный с безопасностью туристов, отзывы о местности и достопримечательностях, включая публикацию в соцсетях и доступность информации: для планирования путешествия туристу важно знать, что можно посмотреть, как доехать, где и что поесть, где разместиться, как провести досуг.

Проблема поиска направлений повышений аттрактивности населенных пунктов связана с задачами продвижения и брендинга территории. Научные публикации, посвященные продвижению малых населенных пунктов, показывают, что в качестве аттракторов и основы для создания бренда территории чаще всего используются территориальные бренды (при наличии) [7; 8].

В своей работе Новичков Н.В. обозначил 12 ошибок брендирования территории [8], среди которых выделил:

• непонимание своего рынка: не учитывается «товар», который продает территория, и отсутствует понимание, на каком рынке он реализуется;

• ориентация на то «чем мы известны»: турист путешествует ради впечатлений; значимые для местного населения ассоциации ничего не говорят или неизвестны потенциальному потребителю: «нужна не текущая, а заново сформированная и упакованная, часто неожиданная известность региона для туриста»;

• банальность в выборе брендов, выбор слабых или «плоских» брендов: однообразие подходов к брендированию территории, например, представление ее как края «... с прекрасной природой и удивительной историей

и культурой» и родиной таких-то деятелей; отсутствие оригинальности, которая бы могла повлиять на выбор туриста.

Щегольков Ю.Ю., Пронина А. и Метелкина П. в своей работе говорят о том, что «большинство городов практически неизвестно на федеральном уровне». Там же отмечается, что нехватка финансовых средств у малых исторических городов может быть компенсирована за счет ярких идей по продвижению территории и реализации новых креативных проектов [1].

В работах Афанасьева О.Е., Афанасьевой А.В. указывается, что туристические легенды в условиях экономики впечатлений являются мощным аттрактором и туристическим ресурсом территории: легенды, при грамотном использовании, легче распространяются и запоминаются, чем реальная информация [9; 10].

Таким образом, для повышения аттрактивности малых населенных пунктов важно понимать, какой продукт может поставлять дестинация в настоящее время или в будущем, какие легенды или другие аттракторы можно «изобрести», как придать уникальность и оригинальность территориям, которые могли бы выделить исторический город из подобных, запомниться и привлечь туристов.

Методы и методология исследования. Объектом исследования были малые исторические города Тульской области: Белев, Богородицк, Ве-нев, Епифань, Крапивна, Одоев и Чекалин.

Предмет исследования - состояние развития туризма в малых исторических городах, туристические аттракторы и возможные направления повышения их привлекательности для молодежи.

Исследование проводилось на основе данных, полученных в ходе анализа предложений туроператорских компаний, информации о посещаемости музеев, ТИЦ и событийных мероприятий, а также данных других открытых источников. Выявление направлений повышения аттрактивно-сти исторических поселений проводилось на основе изучения мнения фокус-группы и в ходе мозгового штурма. Такая методика с успехом используется в маркетинговых исследованиях, направленных на поиск бренда территории или на разработку турпродукта [7; 11 - 13].

Фокус-группу составила молодежь в возрасте от 18 до 25 лет в количестве 52 чел. Выбор молодежи в качестве фокус-группы обоснован тем, что в настоящее время усилия региона и страны направлены на увеличение данного сегмента потребителей туристического рынка. Работа велась в малых группах численностью от 10 до 18 чел. В качестве основных вопросов дискуссии были вопросы, связанные с привлекательностью малых населенных пунктов, а также с мотивацией и формой участия молодежи в туристической деятельности. Участникам было предложено на основе представленных сведений о малых населенных пунктах Тульской области и информации, полученной в ходе дискуссии, разработать предложения,

направленные на повышения туристической привлекательности малых городов региона.

Анализ основных аттракторов и состояния развития туризма в малых населенных пунктах Тульской области. К «малым историческим городам» Тульской области в настоящее время относят: Белев, Богоро-дицк, Венев, Епифань, Крапивну, Одоев и Чекалин. Эти населенные пункты в разные годы входили в списки исторических поселений Тульской области (табл. 1). Село Сергиевское, переименованное в 1926 г. в город Плавск, как населенный пункт стал развиваться только после прокладки ветки Тула-Курск Московско-Курской железной дороги в 1868 г., поэтому чаще всего не рассматривается как малый исторический город, несмотря на вхождение в списки исторических поселений 1990 и 2002 гг. Кроме Бе-лева, Богородицка, Венева, Епифани, Крапивны, Одоева и Чекалина (Лих-вина) к малым городам тульского края нередко относят Ефремов и Чернь; все перечисленные населенные пункты имели в XVIII в. статус города, а их исторические центры являются наследием градостроительной реформы Екатерины II.

Таблица 1

Исторические поселения Тульской области

Населенный Год основа- Список исторических поселений, год

№ пункт Тип ния 1970 1990 2002 2010

1 Тула Крупный город 1146 Да Да Да

2 Алексин Средний город 1236 Да Да

3 Белев Малый город 1147 Да Да Да Да (с 2014 г.)

4 Богородицк Малый город 1663 (1777) Да Да Да

5 Венев Малый город 1371 (1400) Да Да

Рабочий

поселок,

поселок

6 Епифань городского типа 1566 (1672) Да Да

7 Крапивна Село 1389 (1568) - Да - Да

Рабочий

поселок,

поселок

8 Одоев городского типа 1380 - Да Да -

Окончание табл.1

9 Плавск Малый город 1540 Да Да

10 Чекалин Малый город 1565 Да Да

Белёв славится рядом брендов: белёвской пастилой, кружевом и пряником с яблочной начинкой. Из них наиболее известна белевская пастила, которая входила в Национальный рейтинг туристических брендов 2017 г. и Национальный рейтинг туристических брендов 2018 г., а также входит в список «ТОП-1000 локальных культурных туристических брендов России». Белевские кружева все еще изготавливаются отдельными местными мастерицами, однако этот факт скорее свидетельствует о передаче и сохранении традиции, чем о наличии промысла. В городе работают художественно-краеведческий музей им. Жуковского, фабрика-музей «Дом традиций», где можно поучаствовать в приготовлении белевской пастилы и познакомиться с процессом создания белевских кружев. В Белеве проживал Василий Алексеевич Левшин, чьи произведения по гастрономии, ведению хозяйства, исторические записки, сказки и былины оказали большое влияние на формирование русской культуры в конце XVIII и начале XIX веков. Кроме того, Белёвский район известен старинными православными монастырями, а также большим количеством военно-исторических памятников. Наиболее яркими фестивалями района являются: гастрономический фестиваль «Яблочное чудо», межприходской фестиваль колокольного звона «Белёвский перезвон», фольклорно-музыкальный фестиваль «Троицкие гуляния» и литературно-музыкальный праздник, посвящённый В.А. Жуковскому, «Поэт мистической души».

Аттракторами Одоева являются филимоновская игрушка, одоевское кружево, а также ряд объектов религиозного значения. Интересные объекты показа - музей филимоновской игрушки, музей советской игрушки «В Детство», Одоевкая крепость (городище XII в.), отреставрированная усадьба генерала Мирковича и др. Местными «изобретенными» брендами можно считать памятник «Кузя и мама» и «одоевских слоников». Помимо Одоевского фестиваля гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки Деда Филимона», событийные мероприятия района представлены фестивалем народного творчества «Поляна», региональным фестивалем-выставкой «Золотая ярмарка» и рок-фестивалем «Свои».

В Венёве разрабатывается бренд местного значения «булочка-венёвка». Наиболее популярным объектом показа города являются Каменные палаты и колокольня Никольской церкви, отреставрированная в 2022 г. В городе есть несколько музеев, религиозные объекты и различные памятники. Город претендует на родину прототипа поручика Ржевского: в местном краеведческом музее хранится рукопись мемуаров Надежды Петровны Ржевской о похождении её отца Петра Семёновича и дяди Сергея Семёновича Ржевских. Их усадьба в селе Мильшино (разрушена после 1918 г.)

представляла копию Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Надо отметить, что в окрестностях Венева имеется значительное количество заброшенных дворянских усадеб различной степени сохранности. В 10 км от Венева находятся самые крупные подземные каменоломни в ЦФО, перемежевывающиеся с природными карстовыми пещерами (Гурьевские пещеры или Бяковские каменоломни), которые вызывают интерес самостоятельных путешественников. Гурьевские пещеры имеют высокий потенциал для привлечения туристов, однако их так и не удалость превратить в туробъект из-за сложностей взаимодействия с возможными стейкхолдерами, а также затруднений в разработке проекта и поиске инвестора. В районе есть пример создания аттрактивного объекта, не имеющего связи с культурно-историческим прошлым региона, - отель и ресторан «Золотой город», стилизованные под китайский дворец. Основными событийными мероприятиями Венёва считаются: международный фестиваль фольклора и ремёсел «Двенадцать ключей», музыкальный фестиваль «Среднерусская возвышенность», фестиваль народного творчества «Венёвские баранки».

Чекалин известен как самый маленький город России, что в дальнейшем может использоваться в качестве бренда. В городе открыт Мемориальный музей имени Чекалина. На территории города около р. Оки находится Лихвинское городище «Дуна». Кроме того, в городе расположены Свято-Введенский храм, Братская могила, ряд памятников и Тюремный замок. На территории города организуются фестиваль «Окский плёс» и выставка «ПереДвижение».

Епифань - посёлок, который больше известен как ярмарочный городок. Населённый пункт славится оборонительными сооружениями и близостью к Куликову полю. Интересным объектом показа является усадьба купца Байбакова, в которой разместился этнографический музей. В поселке существует несколько объектов религиозного показа и природно-исторические памятники. Епифань считается местом зарождения казачества: в XVI в. звание детей боярских было пожаловано 289 епифанским казакам. Недалеко от Епифани проходил Ивановский канал, построенный Петром I. Событийные мероприятия территории представлены фестивалем «Большой тур «Куликово поле»», межрегиональной военно-спортивной игрой «Марш-бросок «Куликово поле»», весенней епифанской ярмаркой-фестивалем «Сад-палисад», православным фестивалем «На родину Матроны», фестивалем народных традиций «Былина», фестивалем авторской песни «Куликово поле», епифанской ярмаркой-фестивалем «На Дону стоим, Дон славим!», международным военно-историческим фестивалем «Поле Куликово», а также всероссийской акцией «Зеленая дубрава».

Богородицк известен в первую очередь сохранившимся дворцово-парковым ансамблем усадьбы графов Бобринских (входит в список «ТОП-1000 локальных культурных туристических брендов России»). Екатерина II купила земли, где некогда размещалась крепость засечной черты, для своего сына от Григория Орлова. Архитектором дворца был Иван Егорович Старов, а в создании и благоустройстве первого пейзажного парка в

России принимал участие Андрей Тимофеевич Болотов. Благодаря парку с шутихами, водопадами, мосточками, гротами, город называли «Тульским Петергофом». Ландшафтное убранство парка и подлинная обстановка дворца не дошли до нас, но великолепная перспектива на парк и дворец, отражающихся в глади запруды речки Уперты, является и сейчас украшением города. Восстановительные работы и благоустройство Богородицка проводятся на средства программы «Народный бюджет». В усадьбе при Бобринских был создан первый детский театр, и Богородицк зачастую неофициально называют «город-театр».

Крапивна, как и Белев, является историческим поселением федерального значения. Некогда уездный купеческий город за полтора века практически не изменился: его не затронула урбанизация XIX в., обусловленная строительством железных дорог, и советская массовая застройка. В селе имеются ТИЦ и 3 музея: Крапивенский музей (отдел музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»), Музей Земства и градостроительной истории (отдел музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»), Музей русского и современного искусства. Самым значительным событием села является фестиваль Крапивы, проводимый в начале лета.

Белев, Венев и Одоев участвовали в проекте «Бренды малых городов Тульской области» [7], но существенного распространения логотипы, выбранные в ходе проекта, не получили. В Белеве и Веневе имеются музе-ефицированные железнодорожные станции. Во всех малых населенных пунктах проводится благоустройство городской среды, реставрация памятников архитектуры, создание и открытие новых объектов показа, в том числе и музеев. Большая часть работ была проведена в рамках подготовки к празднованию 500-летия Тульского кремля и Большой засечной черты в 2020 г. Наиболее существенные изменения в таких населенных пунктах как Одоев, Венев, Крапивна и Чекалин произошли благодаря деятельности сподвижников: Сергея Васильевича Кузнецова, оказавшего сильное влияние на сохранение промысла филимоновской игрушки, создателя ряда музеев в Одоеве, организатора фестиваля гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки Деда Филимона»; Дениса Александровича Махеля, хранителя и популяризатора культурно-исторического наследия Венева, организатора веневского ТИЦ, идейного вдохновителя и соорганизатора проектов по благоустройству города и восстановлению исторических памятников; Ольги Сергеевны Веневцевой, заведующей Крапивенским отделом музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» и Геннадия Викторовича Сорокина, главы Суворовского района, внесшего неоценимый вклад в популяризацию и развитие г. Чекалин.

До пандемии в Белеве, Веневе, Епифани, Крапивне, Одоеве и Чека-лине наблюдался рост туристического потока (рис.1). Однако такая оценка производилась на основе данных о посещаемости местных краеведческих музеев, значительную часть которой составляют местные школьники. Так, по данным владельцев частных музеев в Одоеве и Белеве, реальная посещаемость составляет порядка 5 тыс. чел. в год. Турпоток в Богородицке

оценивается в интервале от 25 до 40 тыс. чел. в год. Посещаемость событийных мероприятий в малых городах составляет порядка 2 тыс. чел.

Рис. 1. Объём туристического потока в Белёв, Венёв, Епифань, Крапивну, Одоев и Чекалин в 2014-2019 гг.

Территории рассматриваемых малых исторических поселений включены в несколько туристических маршрутов, организуемых туроператорами Санкт-Петербурга, Москвы и ЦФО (Белгородская, Брянская, Калужская, Курская, Московская, Тульская области) (рис.2).

12

10

> э

ш

Белёв

Венёв

Епифань

Одоев

Чекалин

Богородицк

Крапивна

Санкт-Петербург

ЦФО

Москва

8

6

4

2

0

Рис. 2. Туры и маршруты, включающие посещение малых исторических

городов Тульской области

На формирование и наличие маршрутов, включающих посещение малых исторических поселений Тульской области, существенное влияние оказывает транспортная логистика. Чаще всего комбинируется посещение Венева и Богородицка: оба находятся вдоль трассы М4 [14]. Могут быть комбинации Богородицка и Епифани; Богородицка и Новомосковска, Епи-фани и Куликова Поля; Епифани, Куликова Поля, Богородицка и ООПТ «Кондуки» (антропогенно-природный ландшафт). Транспортной логисти-

кой связаны Одоев и Белев. Богородицк и Белев предложено включить в Императорский маршрут. Посещение Крапивны комбинируют с поездкой в Дубну. Богородицк, благодаря наличию дворца и паркового ансамбля, является привлекательным местом для проведения свадебных фотосессий и церемоний. Восстановление богородицкого парка на основе сохранившихся акварелей и литографий могло бы на порядок увеличить привлекательность города, т.к. в на территории Центрального федерального округа наблюдается дефицит уникальных пейзажных парков. Однако такой проект потребует значительных финансовых вложений и грамотного проведения садово-парковых работ. В 2019 - 2021 гг. для московских туроператоров и блогеров территориальными органами власти были организованы промотуры по Тульской области, которые включали, в том числе, и посещение малых исторических городов. К сожалению, туроператоры согласились «продавать» только Тулу: по их оценке малые города обладают пока невысокой привлекательностью для туристов, а территория региона - низкой плотностью объектов показа. Наибольшие сложности связаны с туристической привлекательностью Крапивны и Чекалина: транспортная логистика делает их неудобными как для включения в туристические маршруты, так и для самостоятельного посещения, а местные достопримечательности не настолько привлекательны для массового туриста, чтобы поселения были интересны сами по себе. В тульском регионе в настоящее время отсутствуют тематические парки. Такие объекты, помимо привлечения семейных и корпоративных туристов, могли бы встраиваться в маршруты, связанные с малыми городами, тем самым увеличивая привлекательность туристического предложения.

Результаты фокус-группы. В ходе сессий с фокус-группой молодежи было предложено обсудить вопросы, связанные с повышением ат-трактивности малых населенных пунктов для их целевого сегмента. Работа проводилась независимо в четырех малых группах численностью от 10 до 18 чел.

На вопрос «Что влияет на Ваш выбор, и является привлекательным для посещения малых населенных пунктов?» все четыре группы ответили, что в первую и вторую очередь их привлекает «уникальность места и наличие развлечений», причем понятие «уникальность» респонденты не связывают с исторической достоверностью, идентичностью и подлинностью. В третью очередь все группы отметили возможность попробовать новые блюда и местную кухню. В четвертую очередь для молодежи привлекательны легенды, мифы, загадочность. Пятый фактор, который может привлечь, - уединенность и размеренность жизни (фактор, важный для жителей больших городов). Сопутствующими важными факторами являются: транспортная логистика (наличие прямого транспортного сообщения с областным центром хотя бы на время фестивалей) и плотность объектов показа (не более 35-40 минут езды от одного объекта показа до другого). На вопросы «Что было бы Вам интересно при знакомстве с малым населен-

ным пунктом? Какая форма знакомства с населенным пунктом Вас привлекает?» участники назвали фестиваль или «другое яркое событие, развлечения», а также отметили, что хотели бы принять участие в подготовке такого события или фестиваля. Направленность фестивалей - театральные (карнавальные), музыкальные или спортивные. В качестве приобщения к туристической деятельности назвали участие в грантах под руководством более опытных наставников из молодежи, или участие в совместных «школах».

В настоящее время, несмотря на значительные изменения в малых исторических городах Тульской области, молодые люди не видят привлекательного для них турпродукта. Кроме того, участниками сессий было отмечено, что на выбор малых исторических городов для путешествий и отдыха могла бы оказать влияние «культура посещения исторических поселений, если бы она была им привита в детстве». Для малых исторических городов региона молодежью было предложено несколько направлений повышения их аттрактивности (табл. 2).

Таблица 2

Направления повышения аттрактивности малых исторических поселений Тульской области, предложенные молодежной фокус-группой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Населенный пункт Предложения по объектам показа Предложения по событийным мероприятиям/экскурсиям

Белев - выполнить стрит-арт фасадов и создать архитектурные элементы с использованием «кружевных мотивов»; - создать Музей кружева; - создать арт-объект «Белые львы» и парк белых львов (по созвучию с названием города). Провести гастрономические фестивали: - белевское чаепитие; - белевская окрошка.

Одоев Провести реконструкцию Одоевской крепости. - дополнить фестиваль филимонов-ской игрушки новой аттракцией, интересной для молодежи; - провести фестиваль воздушных шаров, змеев; - провести фестиваль слонов.

Богородицк Восстановить парковый ансамбль. - провести детский театральный фестиваль (фестиваль детских театральных коллективов); - провести фестиваль «Ночной просмотр»; - разработать экскурсии с элементами мистики.

Окончание табл. 2

Венев - создать музей «Поручик Ржевский»; - создать винотеку и сыроварню; - создать тематические объекты «Венев - столица вело- и пешеходного туризма»; - провести реставрацию усадьбы фон Мекк; - выполнить обустройство Бя-ковской каменоломни (с элементами мистики и загадочности). - провести Фестиваль Хлеба с пшеничными лабиринтами и фигурами из соломы, с возможностью смолоть муку; - провести фестиваль древнегреческого (античного) театра.

Епифань - Провести фестиваль казачества.

Крапивна - создать кафе «Крапивна»; - использовать в Крапивне и Дубне современные биотехнологии для создания объектов в стиле «историческая современность», «новая экологичность». - провести праздник Ивана Купалы с изготовлением веников, венков, с прыжками через костер, с проведением хоккея в валенках; - разработать экскурсий с элементами мистики.

Чекалин Создать Музей миниатюр. Провести фестиваль «Мал да удал».

Таким образом, большая часть предложений молодежи касается организации событийных мероприятий, что коррелируется с их ответом на вопросы: «Что было бы вам интересно для знакомства с малым населенным пунктом?» и «Какая форма знакомства с населенным пунктом вас привлекает?»

Выводы. Несмотря на предпринимаемые в последнее время усилия по развитию малых исторических городов Тульской области (благоустройство их центров, открытие новых музеев и ТИЦ, реставрацию объектов культурно-исторического наследия и пр.), населенные пункты не обрели свой уникальный образ, привлекательный для туриста. Инфраструктурные изменения повышают качество жизни местных жителей, но не направлены на формирования местной идентичности и узнаваемости. Зачастую даже развитие туристичекой инфраструктуры и создание объектов показа ведется хаотично: отсутствует внятное видение турподукта, формируемого территорией, его позиционирования для целевых аудиторий, рынка и механизмов сбыта. В настоящее время необходима разработка стратегии развития туристических дестинаций, включающих малые исторические населенные пункты, как кластеров, ориентированных на конкретные турподук-ты с учетом позиционирования на туристическом рынке. Для молодежи привлекательным турпродуктом могут быть событийные мероприятия, проводимые в населенном пункте, но в целом потребность в таких путешествиях у этой категории туристов не сформирована.

Список литературы

1. Щегольков Ю.Ю., Пронина А., Метелкина П. Последний шанс... Или может ли туризм спасти малые исторические города России? Опыт участников проекта «Настоящая Россия» в исследовании туристского потенциала городов ЦФО // Современные проблемы сервиса и туризма, 2017. Т. 11. № 2. С. 125 - 130.

2. Шерешева М.Ю., Оборин М.С., Костанян А.А. Оценка потенциала развития малых городов и направлений его эффективного использования // Государственное управление. Электронный вестник, 2017. №65. С. 162 - 175.

3. Вавулин К.Е., Малая Е.В. Концепция устойчивого развития малых исторических городов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2020. Т. 20. № 4. С. 5 - 12. DOI 10.14529/build200401.

4. Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А., Слемзина А.О. Вовлечение местных жителей малых исторических городов в туристическую деятельность // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16. № 3 (100). С. 76 - 88.

5. Белов А.В. Реформа города Екатерины II: замысел, процесс реализации и результаты (по материалам губерний Центральной России) // Известия Самарского научного центра РАН. 2018. №3(1). С. 29 - 45.

6. Ponomareva I.Yu., Dzhandzhugazova E.A., Tankieva T.A., Kabelkaite-Vaitkiene Yu.A., Buryanova A.A. The sustainable development of small towns: characteristics of the main factors of influence (with the example of the Tula Region) // Eurasian Journal of Biosciences. 2020. Т.14. №2. С. 5317 - 5321.

7. Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А. Брендинг территорий с участием стейкхолдеров // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т. 14. № 3(90). С. 97 - 114.

8. Новичков Н.В. 12 ошибок туристического брендирования территорий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. № 4. С.35-40. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10403.

9. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Туристские легенды как составляющая экономики впечатлений и процесса формировании опыта путешествий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №2. С. 7-20. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10201.

10. Afanasiev O.E., Afanasieva A.V. Museums of dark mythologies in the tourist place / In book: Virtual Traumascapes and Exploring the Roots of Dark Tourism / Korstanje M., George B. (Ed.). Series «Advances in Hospitality, Tourism, and the Services Industry». Hershey, Pennsylvania: IGI Global, 2017. P. 26 - 49.

11. Яницкий Л.С. Имидж Кузбасса в восприятии студенческой молодежи региона // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. №3(39). С.99 - 106.

12. Мокерова Ю.В., Рыбакова О.В. Глобальные тенденции и российские практики туристической активности в международном сегменте (на примере жителей г. Екатеринбурга) // Социодинамика. 2019. №2. С.1 - 9.

13. Кормягина Н.Н. Анализ и моделирование потребительского и коммуникативного поведения молодежи в сфере туризма // Вестник евразийской науки. 2015. №1(26). С 12.

14. Пономарева И.Ю., Фатуева А.А. Туризм в малых исторических городах Тульской области: концепция создания кластера Богородицк-Венёв-Епифань // Управление устойчивым развитием. 2021. № 1(32). С. 28 - 39.

Пономарева Ирина Юрьевна, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, iup05@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Танкиева Тамара Ахметовна, канд. техн. наук, доц., tankieva.tamara@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Слемзина Арина Олеговна, аспирант, arina. slemzina@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

INCREASING THE ATTRACTION OF SMALL HISTORICAL SETTLEMENTS IN THE TULA REGION AS TOURISM OBJECTS

I. Yu. Ponomareva, T. A. Tankieva, A.O. Slemzina

The article contains a study devoted to the problem of tourist attractiveness of small historical towns and aimed at finding ways to increase their attractiveness for young people. The object of the study was the small historical towns of the Tula region: Belev, Bogoroditsk, Venev, Epifan, Krapivna, Odoev and Chekalin. The subject of the study is the state of tourism development in small historical towns, tourist attractors and possible ways to increase their attractiveness for young people. The study was conducted on the basis of data obtained during the analysis of the proposals of tour operators, information on the attendance of museums, TIC and event events. Identification of ways to increase the attractiveness of historical settlements was carried out on the basis of studying the opinions of a focus group of young people aged 18 to 25 years. The study showed that due to the lack of a clear vision of the tourism product formed by the territory, infrastructure projects implemented in small historical settlements and new display facilities created do not have a significant impact on increasing their attractiveness for tourists. Young people, considering events as the most attractive tourist product, note that the basis of motivation for their travel is «the uniqueness of the place and the availability of entertainment».

Keywords: small historical towns, attractiveness, Tula region, tourist legends, construction of attractors, focus group, youth, consumer preferences

The study was financially supported by the Government of the Tula region within the scientific project «Increasing the attractiveness of small towns in the Tula region as objects of tourism».

Ponomareva Irina Yuryevna, candidate of technical science, docent, manager of ka-thedra, iup05@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Tankieva Tamara Akhmetovna, candidate of technical science, docent, tankieva.tamara@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Slemzina Arina Olegovna, postgraduate, arina.slemzina@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.