Научная статья на тему 'Повышение академической компетентности студентов средствами воспитательной деятельности'

Повышение академической компетентности студентов средствами воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / ACADEMIC FREEDOM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ACADEMIC COMPETENCE / IDENTITY DEVELOPMENT IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бгуашев Айдамир Батербиевич, Шрам Виктория Петровна, Иоакимиди Юлия Александровна

Раскрывается вопрос повышения академической компетентности студентов посредством их активного включения в учебную и внеучебную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бгуашев Айдамир Батербиевич, Шрам Виктория Петровна, Иоакимиди Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of improving the academic competence of students through their active involvement in academic and extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Повышение академической компетентности студентов средствами воспитательной деятельности»

педагогические науки

povaja psihoterapija pri nevrozah i psihozah. L.: LGU, 1975. S. 11-19.

3. Bojko V.V. Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i drugih. SPb.: Piter, 2004.

4. Bondarevskaja E.V. Cennostnye osnovanija lichnostno orientirovannogo vospitanija // Pedagogika. 1995. № 4. S. 29-35.

5. Zakirova A.F. Teoretiko-metodologicheskie os-novy i praktika pedagogicheskoj germenevtiki: dis. ... d-ra ped. nauk. Tjumen', 2001.

6. Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii». M.: Astrel': AST, 2005.

7. Koncepcija modernizacii rossijskogo obrazova-nija na period do 2010 goda // Direktor shkoly. 2002. № 1.S. 97-126.

8. Kraevskij V.V. Obshhie osnovy pedagogiki: ucheb.dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademija, 2008.

9. Krylova N.B. Razvitie kul'turologicheskogo podhoda v sovremennoj pedagogike // Lichnost' v sociokul'turnom izmerenii: istorija i sovremennost'. M.: Indrik, 2007.

10. Markina M.G. Specifika metodov issledovanija: Rol' zhenskogo obraza v reklame // Reklama. 2005. № 6.

11. Najn A.Ja., Shondina I.A. Razvitie jempa-ticheskoj kul'tury studenta v uslovijah gumanno ori-entirovannogo obrazovanija // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2011. № 9. S. 112-121.

12. Nasenkova I.M. Vospitanie jempaticheskoj kul'tury starsheklassnikov v processe organizacii de-lovyh igr. Kazan': KGU, 1997.

13. Nasifullina A.N. Soderzhanie i metody for-mirovanija jempaticheskoj kul'tury u studentov ped-vuza: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan': KGU, 1994.

14. Nacional'naja doktrina obrazovanija v Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]: Odobrennaja postanovleniem Pravitel'stva RF ot 4 oktjabrja 2000 g. № 751, SZ RF, 2000, № 41, st. 4089. URL: http:// dvfu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm (data obracshenija: 27.08.2017).

15. Salamatina Ju.V. Formirovanie jempatijnoj kul'tury budushhih uchitelej: monogr. Ekaterinburg: Ural. gos. jekon. un-ta, 2016.

16. Uvarina N.V. Aktualizacija tvorcheskogo potenciala mladshih shkol'nikov v obrazovatel'nom processe: monogr. Cheljabinsk: Vzgljad, 2007.

17. Federal'naja programma razvitija obrazova-nija // Vestnik obrazovanija Rossii. 2000. № 12. S. 370.

18. Harlanova E.M. Razvitie social'noj aktivnosti studentov vuza v processe integracii formal'nogo i neformal'nogo obrazovanija: dis. ... d-ra ped. nauk. Cheljabinsk, 2015.

19. Jakovlev E.V., Jakovleva N.O. Pedagogiche-skaja koncepcija: metodologicheskie aspekty postro-enija. M.: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2006.

© Бгуашев А.Б., Шрам В.П., Иоакимиди Ю.А., 2017

Concept of formation

of empathic culture of future

teachers

The article deals with the concept of formation of the empathic culture of future teachers. It provides a theoretical justification of the issue, describes the notion of the empathic culture offuture teachers and its structure. The essence of the notion of the concept and the teaching concept are under consideration. The urgency of the issuereflected in the principal regulationsof the Russian higher educationis proved in the article.

Key words: empathy of a teacher, pedagogical culture, empathic culture, pedagogical concept, core of concept.

(Статья поступила в редакцию 19.09.2017)

А.Б. БГУАШЕВ, В.П. ШРАМ, Ю.А. ИОАКИМИДИ (Майкоп)

повышение академической компетентности студентов средствами воспитательной деятельности

Раскрывается вопрос повышения академической компетентности студентов посредством их активного включения в учебную и внеучебную деятельность.

Ключевые слова: академические свободы в образовательной среде, академическая грамотность, формирование личности в процессе обучения.

Академические свободы являются механизмом перехода к новой образовательной парадигме и предполагают право студентов получать знания согласно своим склонностям и потребностям, осуществлять целесообразный выбор учебных программ, пособий, литературы, форм и средств обучения [1-3].

Академическая свобода - это юридически закрепленное нормативно-правовыми актами понятие, отражающее права работников об-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

разования (профессорско-педагогического состава, научных работников вуза) свободно излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свободу студентов получать знания согласно своим склонностям и потребностям (Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Академическая активность студентов в процессе профессионального становления является одним из важнейших условий развития самостоятельной, грамотной и активной личности. фундаментальной основой академической активности выступает академическая компетентность.

Академическая компетентность - это высокий уровень знаний своих академических прав и обязанностей, способствующий выбору из множества предлагаемых академических свобод наиболее продуктивных, позволяющих добиваться профессионализма деятельности и личности [1; 3; 4]. Формирующаяся в процессе использования студентами своих образовательных свобод в вузе, академическая компетентность является важнейшим условием профессиональной подготовки выпускников, способствующим формированию независимой, мобильной, гибкой и ответственной личности. При этом в работах Н.В. Кузьминой, Д.В. Чер-нилевского, В.А. Сластенина, И.А. Зимней, С.Н. Бегидовой, К.Д. Чермита и др. мы находим отражение проблем и противоречий данного процесса [2; 5].

Целью нашего исследования было определение влияния воспитательной работы в вузе на уровень развития академической компетентности студентов. Мы предположили, что процесс развития академической компетентности студентов будет более эффективным и примет управляемый характер, если воспитательная работа в вузе будет признана важнейшим компонентом всей системы образования и будет ориентирована на развитие когни-тивно-деятельностного и мотивационно-цен-ностного компонентов.

Первый из названных показателей характеризует степень усвоения информации об академических свободах и способах их использования, второй отражает степень признания значимости респондентами академических свобод как важнейшего компонента профессиональной подготовки.

Анализ научной литературы показал, что сегодня академические свободы студентов

признаны важнейшим компонентом профессионального становления студентов на всех уровнях образовательной системы. На государственном уровне прослеживается связь между потребностями общества и требованиями к системе образования (законы об образовании, ГОСТ).

на законодательном уровне происходит реализация академических свобод и определяется их содержательная сторона (базовые учебные планы). Здесь взаимосвязь проходит по линии «законодательство - вуз (администрация)».

Стиль, формы и методы управления вузом имеют большое значение для внедрения и развития академических свобод. Министерство образования на этом уровне выступает, с одной стороны, как контролирующий орган, а с другой - как равноправный партнер, получающий предложения по реорганизации системы академических свобод от наиболее компетентных представителей сферы образования (например, совет ректоров вузов россии). в свою очередь, на уровне вуза происходит практическое использование академических свобод преподавателями и студентами. Именно здесь сопоставляются желаемый и действительный результаты механизма внедрения академических свобод.

Сам процесс формирования и развития академической компетентности студентов является уровневым. Он включает в себя репродуктивный, нормативный и собственно творческий этапы.

Этап формирования опыта репродуктивной деятельности осуществляется как передача от преподавателя к студентам знаний о системе образования, механизмах взаимодействия ее уровней, о правах и обязанностях каждого субъекта образования. Студенты научаются воспроизводить полученные знания, использовать известные им алгоритмы, способы и приемы действий, но не умеют еще их адаптировать к изменяющимся условиям. Именно на этом этапе закладываются фундаментальные знания, формируются устойчивые мотивы, развивается привычка применять академические свободы.

На нормативном этапе студенты овладевают умениями, навыками использования своих прав, научаются их анализировать и видеть результат их применения, стремятся к самостоятельному поиску решения. Здесь большое значение имеет опыт использования академических свобод в вузе.

По мере накопления знаний и индивидуального опыта студенты начинают творить собственный индивидуальный опыт использования академических свобод в профессиональной деятельности - это творческий этап развития академической компетентности будущих специалистов.

для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами был проведен педагогический эксперимент. Он реализовывался на базе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета в 2015/16 учебном году. Здесь были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, направленные на определение исходного уровня академической компетентности студентов и его преобразование в процессе вовлечения учащихся в воспитательную деятельность.

для определения сформированности моти-вационно-ценностного и когнитивно-деятель-ностного компонентов академической компетентности студентов использовалась разработанная нами методика [1; 6].

в зависимости от развитости компонентов было выделено три уровня академической компетентности:

- высокий (1-2 группы когнитивно-дея-тельностного показателя и 1-я группа мотива-ционно-ценностного) - сформированы навыки самостоятельного участия в образовательном пространстве как субъекта обучения; сформировано мотивационно-ценностное отношение к академическим свободам; высокая оценка значимости элективных курсов для профессионального становления специалиста; мотивы выбора элективных курсов ориентированы на внутреннюю сферу профессиональной подготовки; активное познание образовательного пространства и использование своих образовательных прав;

- средний (3-4 группы когнитивно-дея-тельностного показателя и 2-я группа моти-вационно-ценностного) - сформированы общие знания об академических правах и обязанностях; накоплен личностный опыт использования академических свобод в процессе обучения; выработаны умения находить варианты решения образовательно-управленческих задач, однако эти решения основаны только на личном опыте, без опоры на знания в вопросах академических свобод; мотивация выбора элективных курсов связана как с внешними, так и с внутренними факторами; оценка значимости академических свобод для про-

КИЕ НАУКИ -

фессионального роста будущих специалистов колеблется от нейтральной до положительной;

- низкий (5-я группа когнитивно-деятель-ностного показателя и 3-я группа мотивацион-но-ценностного) - низкий уровень знаний академических прав и обязанностей; пассивное использование своих академических свобод на уровне ситуативных умений; низкая оценка значимости академических свобод для профессионального развития будущих специалистов; мотивация выбора элективных дисциплин связана с внешними факторами; тенденция к уходу от самостоятельного решения образовательно-управленческих задач.

результаты констатирующего эксперимента показали, что у 79,7 % респондентов (студенты 2-4-х курсов, п=126) низкий или средний уровень академической компетентности. в среднем свои академические права знают 10,2 % респондентов 2-го курса, 13,8 % респондентов 3-го курса и 15,2 % респондентов 4-го курса.

для реализации цели исследования мы разработали и внедрили систему культурно-творческих мероприятий, которая активизирует деятельность студентов экспериментальной группы (эг) в процессе решения учебно-воспитательных задач. Студенты участвовали в городских и республиканских спортивных мероприятиях, спортивных праздниках в ДОУ, СОШ, вузе города; встречались с тренерами, выдающимися спортсменами; проводили спортивно-массовые праздники «день учителя», «Алло, мы ищем таланты», «Спорт -сфера интеграций культур», «Международный день студента» и др.

Помимо этого, в эг были проведены специальные семинары и лекции, ориентированные на развитие когнитивного и деятельност-ного компонентов академической компетентности студентов. Они были направлены на решение следующих задач:

- формировать у студентов целостное представление о современной системе высшего образования в россии и определять в нем учащегося как равноправного субъекта;

- раскрывать академические права и обязанности студента высшей школы;

- формировать осознанные потребности и мотивационно-ценностное отношение к свободе выбора в учебном процессе;

- формировать умение использовать свои академические права, анализировать их и видеть результат их применения.

- известия вгпу -

уровни академической компетентности студентов кг и эг после эксперимента, %

Уровни Группы P

КГ (n=23) ЭГ (n=17)

Высокий 12,3 43,3 < 0,05

Cредний 50,5 49,8 > 0,05

Низкий 37,2 б,9 < 0,05

Проведение данной работы позволило повысить уровень теоретической грамотности студентов в вопросах академических свобод студентов. Активное участие студентов ЭГ в решении задач воспитательной деятельности института позволило раскрыть их творческий потенциал, активизировало их интерес к учебной и общественной деятельности, а также способствовало повышению академической компетентности.

Так, анализ результатов текущего контроля (опрос, анкетирование), используемого как метод определения уровня сформированное™ у студентов знаний в области академических свобод в вузе, позволяет констатировать, что академическая компетентность студентов в эг значительно повысилась. это подтверждается и данными, полученными при проведении повторного анкетирования (см. табл. выше). В целом высокий уровень академической компетентности показали 43,3 % студентов ЭГ (относительно 12,3 % студентов КГ).

Это позволило сделать вывод о том, что с увеличением информации об академических свободах студентов в вузе уровень их осознания собственных способов деятельности, академических потребностей существенно повысился благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретациям точек зрения, позиций, способов и приемов использования академических прав в системе профессиональной подготовки. При этом активное вовлечение студентов в процесс решения воспитательных задач в образовательной среде способствует формированию мотивационно-ценностного компонента академической компетентности, что, в свою очередь, обеспечивает их деятельност-ное участие в пропаганде ценностей физической культуры и спорта.

Таким образом, академическая компетентность, которая представляет собой компонент профессиональной компетентности учащегося, позволяет студентам самоопределяться в выборе предлагаемых академических свобод, содействует наиболее продуктивному их использованию и способствует развитию профессионализма деятельности и личности.

список литературы

1. Штоколова В.П. Академические свободы студентов в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2005.

2. Гершунский Б.С Основы свободного общества: учеб.-практ. пособие. М.: MЭCИ, 1999.

3. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Академическая свобода и стандарты поведения. М., 2012.

4. Шугрина E.C. Автономия вуза и академические свободы: соотношение международного и национального правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 8. C. 141-149.

5. Кузьминов Я.И. Проблемы участия России в Болонском процессе // Вестник российского образования. 2003. № 8. C. 19-22.

6. Шрам В.П. Формирование академической компетентности будущих специалистов по ФKиC в образовательной среде вуза // Педагогика и психология: методика и проблемы практического применения: сб. материалов XIV Междунар. науч-практ. конф. / под ред. C.C. Чернова. Новосибирск: Изд-во

НГТУ, 2010. C. 305-311.

* * *

1. Shtokolova V.P. Akademicheskie svobody stu-dentov v processe professional'noj podgotovki: dis. ... kand. ped. nauk. Majkop, 2005.

2. Gershunskij B.S. Osnovy svobodnogo obshhe-stva: ucheb.-prakt. posobie. M.: MJeSI, 1999.

3. Kuz'minov Ja.I., Judkevich M.M. Akademi-cheskaja svoboda i standarty povedenija. M., 2012.

4. Shugrina E.S. Avtonomija vuza i akademi-cheskie svobody: sootnoshenie mezhdunarodnogo i nacional'nogo pravovogo regulirovanija // Aktual'-nye problemy rossijskogo prava. 2013. № 8. S. 141149.

5. Kuz'minov Ja.I. Problemy uchastija Rossii v Bolonskom processe // Vestnik rossijskogo obra-zovanija. 2003. № 8. S. 19-22.

6. Shram V.P. Formirovanie akademicheskoj kompetentnosti budushhih specialistov po FKiS v obrazovatel'noj srede vuza // Pedagogika i psihologija: metodika i problemy prakticheskogo primenenija: sb. materialov XIV Mezhdunar. nauch-prakt. konf. / pod red. S.S. Chernova. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2010. S. 305-311.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Increasing academic competence of students by means of educational activities

The article deals with the issue of improving the academic competence of students through their active involvement in academic and extracurricular activities.

Key words: academic freedom in the educational environment, academic competence, identity development in the learning process.

(Статья поступила в редакцию 26.09.2017)

Ю.А. ЖАдАЕв, А.в. ЖАдАЕвА, в.А. Селезнев

(волгоград)

организация производственной практики будущих учителей технологии в условиях реализации профессионального стандарта педагога

Рассмотрены значение, цель, задачи, особенности организации практики будущих учителей технологии в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Анализируется состояние подготовки будущих учителей технологии в педагогическом вузе. Описываются задания для практики будущих учителей технологии (бакалавров и магистров). Даются рекомендации по организации и проведению производственной практики будущихучи-телей технологии.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, методическая подготовка, производственная практика, методика обучения технологии.

Совершенствование методической подготовки будущих учителей технологии представляется сегодня одной из важнейших задач современного образования. в условиях пере-

О Жадаев Ю.А., Жадаева A.B., Селезнев В.А., 2017

хода общеобразовательных организаций к реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и начала реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» особую значимость приобретают новые подходы в методической подготовке студентов.

Направление «Педагогическое образование» занимает доминирующее место в образовательной деятельности наших вузов, ориентировано на подготовку нового поколения педагогических работников, способных квалифицированно, компетентно решать профессиональные задачи; готовых к инновационной деятельности, сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, реализации социального заказа общества в условиях перехода на новые стандарты - образовательный и профессиональный [1, с. 23].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г. [5].

Подготовка специалистов, отвечающих современным запросам работодателей влечет за собой поиск инновационных путей профессиональной подготовки студентов [3, с. 140]. От того, как студент педагогического вуза освоит новые образовательные технологии и сможет применить их в своей профессиональной деятельности, во многом зависит эффективность организации учебно-воспитательного процесса в школе. Необходимость изменения подходов в организации методической подготовки студентов во многом связана и с вариативностью программно-методического обеспечения школьного курса технологии по ФГОС ООО.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. в соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется новыми компетен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.