Научная статья на тему 'Повторы как экспоненты эмоционального компонента воздействия'

Повторы как экспоненты эмоционального компонента воздействия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
519
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВТОР (ФОНЕТИЧЕСКИЙ / REITERATION (PHONETIC / ЛЕКСИЧЕСКИЙ / LEXICAL / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ / MORPHOLOGICAL / СИНТАКСИЧЕСКИЙ) / ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / INFLUENCING FUNCTION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL COMMUNICATION / РЕКЛАМНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ADVERTISING COMMUNICATION / ПСИХОТЕРАПИЯ / PSYCHOTHERAPY / СЛОВЕСНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / VERBAL ARTS / SYNTACTIC)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юдаева Олеся Владимировна

Изучение языковых механизмов воздействия на человека одно из наиболее актуальных направлений современных исследований. В статье рассматривается роль различных видов повторов (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических) в реализации воздействующей функции. Анализ проводится на материале наиболее актуальных для воздействия сфер политической и рекламной коммуникации, ораторского искусства, психотерапии, словесного художественного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reiterations As Exponents Of Emotional Component Of Influence

Studies into linguistic mechanisms of influencing a person are among the latest line of present-day research. The article is dedicated to considering the part being played by phonetic, lexical, morphologic and syntactic reiterations in the course of implementation of the influencing function. The analysis is based on the material gathered in the spheres most relevant to influence, e.g. political and advertising communication, elocution, psychotherapy and verbal arts.

Текст научной работы на тему «Повторы как экспоненты эмоционального компонента воздействия»

О.В. Юдаева

УДК 808.5

ПОВТОРЫ КАК ЭКСПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

ВОЗДЕЙСТВИЯ

Изучение языковых механизмов воздействия на человека - одно из наиболее актуальных направлений современных исследований. В статье рассматривается роль различных видов повторов (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических) в реализации воздействующей функции. Анализ проводится на материале наиболее актуальных для воздействия сфер - политической и рекламной коммуникации, ораторского искусства, психотерапии, словесного художественного творчества.

Ключевые слова: повтор (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический), воздействующая функция, политическая коммуникация, рекламная коммуникация, психотерапия, словесное художественное творчество.

О.V. Yudaeva

REITERATIONSAS EXPONENTS OF EMOTIONAL COMPONENT OF INFLUENCE

Summary: studies into linguistic mechanisms of influencing a person are among the latest line of present-day research. The article is dedicated to considering the part being played by phonetic, exical, morphologic and syntactic reiterations in the course of implementation of the influencing function. The analysis is based on the material gathered in the spheres most relevant to influence, e.g. political and advertising communication, elocution, psychotherapy and verbal arts.

Key words: reiteration (phonetic, lexical, morphological, syntactic), influencing function, political communication, advertising communication, psychotherapy, verbal arts.

Функция слов — именно в том, чтобы быть высказанными и, попав и внедрившись другому в душу, произвести там свое

действие.

П. Флоренский

М ысль о существовании языковых механизмов воздействия на человека имеет довольно долгую историю. В древние времена сила воздействия слова не вызывала сомнения: существовало огромное количество молитв, заклинаний, заговоров, проклятий. В наши дни существование многочисленных социальных образований, общественных движений, партий, течений, применяющих во взаимодействии с людьми различные манипулятивные средства, начиная от гипноза и заканчивая общеизвестными PR-технологиями, сделало изучение языковых механизмов воздействия на человека одним из наиболее актуальных направлений современных исследований.

В научном обиходе понятие речевого воздействия имеет относительно недолгую историю. Само понятие было введено в научный оборот в начале 1970-х годов, и с этого времени проблема речевого воздействия продолжает оставаться актуальной, прежде всего для таких дисциплин, как психолингвистика, прагмалингвистика, стилистика, лингвориторика, теория речевого общения.

Речевое воздействие определяется как влияние, оказываемое субъектом на реципиента с помощью лингвистических, па-ралингвистических и нелингвистических символических средств в процессе речевого общения. Оно преследует изменение личностного смысла того или иного объекта для реципиента, перестройку категориальных структур его сознания, изменение поведения, психического состояния либо психофизиологических процессов. Речевое воздействие распространяется на основные компоненты коммуникативного акта - адресанта, текста и адресата. Начальный и конечный пункты речевого воздействия охватывают структуры сознания коммуни-

кантов в виде интенциональных смысловых структур адресанта и трансформированных смысловых структур адресата. Промежуточное звено коммуникации - воздейственный текст - воплощает смыслы адресанта (и потенциальные смыслы адресата) в языковой форме - в виде комплекса лингвистических средств убеждения, внушения и побуждения. Речевое воздействие проявляется в наличии соответствующих речевых актов, например, акта убеждения и акта внушения. Но само по себе наличие этих видов речевых актов еще не обеспечивает убедительности и суггестивности текста; важную роль играют лингвистические и логико-риторические средства, способствующие достижению убеждающего или внушающего эффекта. Одним из таких средств является повтор. Повтор - это стилистическое средство, специфика которого заключается в неоднократном употреблении единицы определённого лингвистического уровня или сразу нескольких уровней.

Рассмотрим роль повтора в реализации воздействующей функции в разных типах дискурсов.

Существуют некоторые сферы жизни, в которых речевое воздействие, а часто и речевое манипулирование используются особенно часто и играет очень важную роль.

Во-первых, это политическая и рекламная коммуникация. Данные виды очень близки, а в некоторых своих формах (например, политическая реклама) почти совпадают.

Повторяемость - один из основных принципов подачи языкового материала в рекламе. С помощью повторов разного типа (фонетических, морфологических, синтаксических) достигается особенное построение рекламных сообщений.

«Левша» — это самые низкие цены, самый качественный сервис, самый большой выбор стройматериалов;

Vichy. Здоровье для кожи. Здоровье для жизни;

«Фалиминт». Поможет горлу, поможет вам.

Используя лексические повторы, авторы рекламы подчеркивают отличительное свойство рекламируемого товара: наилучшее качество - в первом случае, здоровье - во втором, помощь - в третьем. Этой же цели могут служить словообразовательные повторы, когда повторяются одинаковые морфемы (чаще всего - корни): Подаркомания и скидкомания (реклама магазина электроники и бытовой техники); Асе. Бережное отбеливание — сияющая белизна!

Создатели рекламы широко пользуются синтаксическими приемами, построенными на повторе:

- анафорой: «Пежо»: Сделано для удовольствия. Сделано для Вас; Зубная щетка «Колгейт-зигзаг»: Чистит глубже. Чистит лучше; Кондиционер для белья «Sensashial»: Сенсационная мягкость. Сенсационная свежесть;

- эпифорой: Хотите чувствовать себя хорошо? - Артодиск. Хотите сбросить лет 20? — Артодиск. Хотите, как в молодости, радоваться жизни? — Артодиск;

- синтаксическим параллелизмом: Дезодорант Rexona. Ни влаги. Ни запаха; Телевизор Sharp. Минимальные габариты. Максимальные возможности; Крем для обуви Erdal. Бережная забота. Надежная защита; Батончик Twix. Сделай паузу — скушай Twix.

На использовании интертекстуальных связей построен такой прием, как аппликация — употребление известных выражений (фразеологизмов, пословиц, поговорок, речевых штампов, крылатых выражений), он широко представлен в рекламном дискурсе:

В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и мысли в голове, на которой — эксклюзивная шляпа из салона «Леди»;

И договорились встретиться в десять... Нет, эти часы не могут спешить. Да и она не опаздывает. Просто небольшая проверка: мол, если любит — часов не замечает. Даже таких... Швейцарские часы Zenith.

Создатели рекламы опираются на фоновые знания целевой аудитории: в первом случае устанавливается связь со словами А.П. Чехова, во втором - с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Иногда в рекламном сообщении сочетается несколько типов повтора: например, в рекламах квартир в Ближнем Переделкине приводится цитата из К. Чуковского: «Бараны, бараны стучат в барабаны». Здесь мы можем видеть повторы интертекстуальный, лексический, фонетический. Совокупность разных типов повтора реализует воздействующую функцию.

Таким образом, можно констатировать, что в рекламном дискурсе возникают тексты, рассчитанные на целенаправленное и полное использование глубинных уровней языка и сознания. Наименование предмета рекламы, его марка, ключевые слова повторяются в рекламном тексте для лучшей запоминаемости товара и организации ритма. Разные виды повтора придают идее завершенность, цикличность и выразительность.

Повтор играет немаловажную роль в реализации одной из основных функций политического дискурса - функции убеждения, воздействия. Значимость повтора в данном случае связана с эффектом усиления, выделения и актуализации, возникающим при повторе любых языковых единиц. Повторы в политическом дискурсе, равно как и в рекламном, имеют разные воплощения. Во-первых, они реализуется в тавтологических повторах, возникающих при неоднократном употреблении одних и тех же языковых единиц - морфем, слов, словосочетаний или предложений. Это повторы по форме: Мы бесповоротно начали перестройку и сделали на этом пути первые шаги [...]

Вместе с тем мы видим, что изменения к лучшему происходят медленно, дело перестройки оказалось более трудным, причины накопившихся в обществе проблем - более глубокими, чем это представлялось нам раньше. Чем больше мы углубляемся в работу по перестройке, тем яснее становится ее масштабность и значение, выявляются все новые нерешенные проблемы,

оставшиеся в наследие от прошлого (Из доклада М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 27 января 1987 года).

Небольшой фрагмент речи М.С. Горбачева изобилует повторами: трижды используется ключевое в тексте доклада слово «перестройка.», имеется словообразовательный повтор - «глубокие - углубляемся»», синтаксический параллелизм - «дело перестройки оказалось более трудным, причины накопившихся в обществе проблем — более глубокими»». С помощью этих повторов, во-первых, происходит акцентуализация определенных смыслов, и, во-вторых, гармонизация высказывания.

Идея речи предопределяет зачастую и форму изложения. Так, например, Н.С. Хрущев в своей речи на ХХ съезде партии, развенчивая величие и культ личности Сталина, употребляет словообразовательный (приставочный) повтор «сверх».

После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога (Речь Хрущева на XX съезде партии).

Повторы в политических речах не всегда используются уместно. Так, например, Н.С. Хрущев в речи на XX съезде партии говорил: «О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно».

Простое повторение мысли, да еще в той же форме, в которой она была изложена раньше, не всегда может способствовать поддержанию интереса слушателей к предмету высказывания, утомляет аудиторию и ведет к потере контакта между оратором и слушателями. Поэтому зачастую оратор прибегает к семантическому повтору, под

которым понимается употребление в словосочетании, предложении или на обозримом участке текста языковых единиц, имеющих семантическую общность при различиях в плане выражения. Посредством данного повтора одна и та же мысль передается другими словами, расцвечивается, дополняется, детализируется:

Вы чего, думаете, я ваших подкулач-ных выкриков испугаюсь? Я ж не Миронов! Вы его сюда запустили! Вы, «Единая Россия», запустили сюда эту партию предателей, ходят по посольствам! Это вы запустили, это ваш продукт, кремлевский, негодный, контрафактная партия! (В. Жириновский).

Перестало биться сердце руководителя Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства, выдающегося деятеля международного коммунистического и рабочего движения, пламенного коммуниста, верного Сына советского народа — Леонида Ильича Брежнева.

Приведенные примеры из речей политиков показывают, что условия, в которых протекает общение оратора с аудиторией, вызывают к жизни систему стилистических приемов, типичную для ораторской речи. Прежде всего оратор-политик вынужден прибегать к целому ряду приемов, рассчитанных на возбуждение внимания к содержанию своей речи. Поэтому форма изложения приобретает особо важное значение в этой разновидности публицистического стиля. Учитывая, что аудитория полагается только на свою память, оратор вынужден повторять отдельные части высказывания. Он делает это также и для того, чтобы лучше донести свою мысль до слушателей, убедить их, заставить их принять его точку зрения. Поэтому все виды повторов широко используются в политической коммуникации.

Повтор - одна из самых распространенных риторических фигур, используемых в судебном красноречии. Судебные речи, как обвинительные, так и защитительные, характеризуются единой целевой направленностью и однотипностью своих логических

моделей. Судебные речи активизируют мыслительную деятельность судей, направленную на анализ и синтез всех воспринятых в ходе судебного следствия фактов, помогают судьям выявить спорные противоречивые факты; определяют круг вопросов, которые необходимо будет разрешить в совещательной комнате. Судебная речь характеризуется подчеркнуто выраженной субъективной модальностью, т.к. это напрямую связано с одной из целевых установок данного вида речи - убедить. Подобного можно добиться именно словом, которое является «не механическим передатчиком, а возбудителем сходных мыслей и чувств».

Повтор в речах судебных ораторов выполняет выделительную функцию: он помогает привлечь внимание адресата к важным моментам речи, подчеркнуть значимость какого-либо факта или аргумента, уточнить мысль. Но наряду с этим, повтор - прием, создающий определенный ритм речи, обогащающий её интонационный колорит. Ритмизация речи, интонационное выделение фрагментов текста в немалой степени способствуют привлечению внимания адресата к определенной мысли оратора.

Судебные ораторы мастерски пользуются различными фигурами, построенными на повторе. Наиболее распространенной формой повтора, придающего речи динамичность и ритм, является анафора: «Врач не имел права оставлять без помощи тяжело раненного человека; не имел права предлагать ему самому явиться утром на осмотр»; «Все с нетерпением ждут исхода этого судебного процесса; ждут близкие, коллеги, студенты... Ждут приговора мудрого и справедливого, ждут торжества законности и правды!»; «Не случайно Шахмурадов оговаривает своего бывшего друга, не случайно всячески уходит от таинственных историй с машинами репатриантов, не случайно теряет память, когда спрашивают его о денежном долге Тонояну, не случайно отрицает эпизод с сумочкой, которая была подарена его жене». Анафора позволяет свести в один ряд зачастую различные по строению конструкции, соотнося

их с одним и тем же предшествующим или последующим элементом либо разворачивая веером содержание речи в определенной смысловой точке изложения. Анафора нередко становится аргументирующим средством: именно повторение начальных слов и словосочетаний в предложениях придает речи особую убедительность, поскольку здесь вступает в силу психологический закон края.

Наряду с буквальным повтором в судебных речах используется варьируемый повтор, направленный на создание комфортных психологических условий для усвоения слушателями наиболее важных мыслей. Судебный оратор обычно дважды или трижды в ходе речи повторяет свои соображения, добиваясь того, чтобы они были услышаны и усвоены: «И возраст, и горе, горе подлинное, горе, от которого нет исцеления, сделали свое дело: сдало сердце». При этом могут использоваться специальные слова-маркеры, сигнализирующие начало повтора (иначе говоря, иными словами, повторяю, я не могу не повторить и др.). Варьируемый повтор лежит в основе обрамления - приема, состоящего в том, что в заключении повторяется (или варьируется) мысль, выраженная во вступлении. В таких случаях заключение достраивает, закрывает логическую рамку судебной речи: «Погиб человек, едва начавший сознательную жизнь, погиб нелепо».

Судебные ораторы прибегают к повторению, как правило, при анализе доказательств: «Что же представляет собой / Саша / Соновух / так неожиданно оказавшийся на скамье подсудимых // Я подчеркиваю / неожиданно // Неожиданно для педагогов / неожиданно для родителей / неожиданно для товарищей // Почему неожиданно // Да потому / что поведение в прошлом / было безупречным//».

Также повторы могут использоваться при описании какого-либо явления, события, факта, а также оценки участников судебной драмы. При помощи повтора оратор подчеркивает, выделяет какую-либо черту, качество, присущее характеризуемому лицу

и имеющее важное значение в связи с обстоятельствами рассматриваемого дела: «И он не выдержал / такой вот проверки / не выдержал первого серьезного испытания».

Судебные ораторы часто повторяют реплики участников судебного разбирательства, показания свидетелей, подсудимых, потерпевших. Это так называемый цитатный повтор.

Повторы также широко используются в речи преподавателя и выполняют различные функции, главная из которых все же воздействующая. Во-первых, повторы служат для акцентуализации наиболее важной информации: это может быть определение какого-либо понятия (буквальный повтор) или комментирование классификации (вариативный повтор). Слушающий быстрее и лучше усваивает содержание повторов, поскольку они семантически менее нагружены. Таким образом, повтор в речи преподавателя помогает более легкому и быстрому восприятию и осмыслению информации обучаемыми.

Во-вторых, повторы - это материал для производства и поддержания беседы, они выполняют функцию «обратной связи»: повтор инициирующих слов преподавателя помогает обучаемому создать полный речевой ответ.

В-третьих, повтор преподавателем слов ученика может иметь целью «закрепление» и речевую поддержку правильного ответа. Как правило, наряду с лингвистическими средствами (повторы на разных языковых уровнях) используются невербальные (кивки, улыбка) и паравербальные средства (одобрительная интонация, тон).

В-четвертых, преподаватель прибегает к повтору, чтобы избежать молчания ученика. В этом случае также большую роль играет интонационный рисунок речи: преподаватель повторяет последнее слово, произнесенное обучаемым, с восходящей интонацией, затем делает паузу, тем самым воздействуя на ученика, стимулируя его к высказыванию. В последних трех случаях лингвопсихологическая функция повтора проявляется в том, что он демонстрирует

участие обучаемого в речевом общении с преподавателем, является ответным речевым актом - «прием» на стимулирующий речевой акт - «подсказка» учителя. За счет этого педагогический дискурс становится гармонизирующим.

В речи преподавателя могут встречаться слова-маркеры повтора: «я повторяю», «повторю», «проверьте написанное».

Еще одна сфера применения повторов с целью воздействия - психотерапия. Еще с древнейших времен люди, не имея лекарств, не владея методиками операционных вмешательств, пытались облегчить человеческие страдания словом. На Руси был даже специальный термин тогда еще ненаучной психотерапии - «душесловие». В различных вариантах йоги используется повторение особых звукокомплексов - «мантр» и священных слово-слогов «аум» с целью получения эффекта сосредоточения (медитации), самовнушения и внушения.

К. И. Платонов детально описал изученное им влияние «речевой терапии» на многообразные функции человеческого организма. Причем важным в психотерапии, как оказалось, является не только смысл (содержание) внушения, но и словесное его оформление (форма).

Большую роль в формировании психотерапевтического эффекта играют звуковые повторы, создающие определенную звукопись, настроение или определенное сложное смысловое единство. Звуковая организация формулы внушения особенно значима при формировании гипнотического феномена. Фонетические повторы (повторение звуков в тексте, ритм, рифма) широко представлены в текстах знахарских заговоров и заклинаний, герменевтических текстах средневековых алхимиков и средствах медицинской музыкальной медитации. Например, заговор от тоски изобилует фонетическими повторами:

...Вода-водица, река-царица, зоря-зорина! Соймите тоску-кручину и унесите тоску-кручину за синее море в морскую пучину, где люди не ходят и на конях не ездят. Как в морской пучине сер камень не встава-ет, так бы у раба божия (имярека) тоска-

кручина к ретивому сердцу не приступала и не приваливалась, отшатилась бы и отвалилась...

Для внутренней организации архитектоники текста внушений в психотерапии и гипнозе применим принцип лексико-семантических повторов: «Спать! Спать глубже, крепче! Ещё глубже! С каждым звуком моего голоса в ходе сеанса ты всё глубже и дальше погружаешься в состояние целебного сна, покоя, отдыха. В голове нарастает приятный лёгкий туман. Все посторонние мысли уходят...»;«Веки слипаются, веки тяжелеют все больше и больше. Приятная дремота обволакивает тебя все больше и больше».Одним из методов психокоррекции, направленных на «борьбу» с комплексами и фобиями, на развитие личностных качеств, является сказкотерапия. В качестве материала могут использоваться уже готовые сказки или специально созданные для этих целей. Как правило, сказки изобилуют повторами:

«Лентяи больше не ленились, а много и честно работали, причем работали так много и так честно, что прочие деревенские жители даже им немного начинали завидовать; обижаемые и обиженные теперь могли постоять за себя, дать обидчикам отпор и тем самым заслуживали уважение на деревне».

«Яков любил свой дом, что стоял на самом краю поселка, но еще больше любил Яков бродить по окрестностям. . И зиму любил Яков, и лето любил, и весну с осенью тоже любил. Любил Яков природу. Но любил Яков и свой родной дом, куда всегда с радостью возвращался после своих прогулок». Повторы используются для настройки читающего или слушающего на необходимый лад, поскольку именно они являются актуализаторами смысла.

Религиозный дискурс - еще одна область, в которой наблюдается обилие разных видов повторов. Одним из них является так называемый семантический повтор, подразумевающий под собой повтор слов, имеющих одинаковые семы. Повтор строится за

счет нанизывания синонимов, обозначающих какое-либо лицо, предмет, понятие:

Верую во единого Бога отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородна-го, иже от отца рожденного прежде всех век...

Царице мая преблагая, надеждо моя Богородице, приятельнице сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице!...

В приведенных фрагментах молитв для именования Бога-отца, Иисуса Христа и Богородицы используются цепочки слов и словосочетаний с тождественными или близкими значениями. Цепочки синонимов или синонимических выражений особенно употребительны в следующих случаях: во-первых, в начальной части молитвы, где содержится адресат сообщения (см. примеры выше). Во-вторых, в основной части, когда читающий молитву прибегает к самоуничижению, чтобы подчеркнуть дистанцию между Богом и собой, простым смертным, между небом и землей: Милостив ли буди, грешному и обнаженному всякого дела блага, возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениях, и отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития.

И, в-третьих, в случае, когда молящийся обращается с определенной просьбой к Богу: ... даждь нам, ко сну отходящим, ослабу души и телу, и соблюди нас от всякого мечтания, и темныя сласти кроме; уста-ви стремление страстей, угаси разжения восстания телесного...

Следует отметить, что в языковой системе данные однородные ряды не являются синонимическими, а в молитвенных текстах их объединяет общая сема, например, в последнем случае «предостережение от совершения грехов».

Другой разновидностью повтора, встречающегося в молитве, является корневой повтор, т.е. повторение в тексте или фрагменте текста однокоренных слов: Го-

споди Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистая Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас; Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблажен-ную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего; .отпусти ми, недостойному, и прости вся (...) вольные моя грехи и невольные, ведомые и неведомые...

В приведенных примерах наблюдается эхо-эффект, основанный на корневых повторах, что делает прозаические тексты более звучными и поэтичными.

Помимо этого, корневой повтор выполняет еще одну функцию: изображение взаимонаправленности действий субъекта и объекта, как правило, человека земного и человека небесного, человека и Бога, Богородицы, Святых, ангелов и т.д.: Прости моя согрешения, едине Безгрешнее, яже ты согреших в сей день.; Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами наставимя на деяния благая...

Повтор в данных примерах акцентирует внимание на содействии небесного и земного: насколько дольнее движется к горнему, настолько горнее спускается к дольнему. Таким образом, тождество звучания подчеркивает тождество взаимонаправленных действий. Это взаимодействие, основанное на повторах, занимает важное место в религиозной картине мира.

Отдельные молитвы пронизаны одно-коренными словами: Светоподательна светильника сущим во тьме неразумия, прежде гоняй Тя Павел, богоразумного гласа силу внуши и душевную быстроту уясни; сице и мене темные зеницы душевныя просвети.

В результате повтора однокоренных слов образуются важные в смысловом отношении антонимические словообразовательные гнезда («свет» - «тьма»; «разум» - «неразумие»).

В молитвенных текстах можно най-

ти также префиксальные повторы, которые особенно употребительны в начальной части, где содержится наименование адресата: ...Иисусе пречудный, Ангелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление. Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте: Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте... В данной молитве содержится большое количество слов с приставкой пре-, имеющей значение высшей степени качества.

Еще одна разновидность повторов -повтор тропов, обладающих общими семантическими компонентами или построенными по одинаковой схеме. В текстах молитв большое количество эпитетов, метафор, сравнений. Выразительны тропы, содержащие наименование Бога, Богородицы, Святых: безсмертный Царю, Щедре и Чело-веколюбче Господи, Чеснейшая Матерее, Пречистая Божья Матерь, Благого Царя Благая Мати, Пресвятая Владычице, Пресвятая Троице, и т.д. Каждому тематическому блоку (Иисус, Богородица) присущи свои повторяющиеся тропы: например, образ Иисуса связывается с понятиями бессмертия, человеколюбия, а образ Богородицы - с понятиями чистоты, святости, честности.

Наряду с семантическими, корневыми, префиксальными повторами, в молитвах употребляются синтаксические повторы: Господи, не лиши мене небесных твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. (...) Господи, избави мя всякого искушения. Молитва («Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста) состоит из более 10 повторяющихся синтаксических структур, что приводит к возникновению синтаксического параллелизма. Синтаксический параллелизм в молитвенных текстах вместе с другими видами повтора делает язык молитв настолько лиричным (в силу возникновения определенного ритма), что иногда трудно различить поэзию и прозу, поэтому можно говорить о смешении двух родов литературы.

Таким образом, в православных молитвенных текстах содержится большое количество разнообразных повторов, которые придают определенную стройность и цельность текстам, акцентируют внимание на наиболее важных моментах текста, вводят определенную сакральную символику, служат одним из средств поэтизации текста.

Проанализировав разные типы дискурсов, мы пришли к выводу, что повтор - универсальное средство создания воздействующего эффекта: они используются в разных типах дискурса для убеждения слушателей, для воздействия на их умы и чувства, для формирования адекватного восприятия информации, для концентрации внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.