ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Daily Stress and Characteristics of Self-esteem in Different Periods of
Adulthood Strizhitskaya O.1, Petrash M.2 Повседневный стресс и особенности самооценки в разные периоды
взрослости Стрижицкая О. Ю.1, Петраш М. Д.2
'Стрижицкая Ольга Юрьевна / Strizhitskaya Olga — кандидат психологических наук, доцент;
2Петраш Марина Дмитриевна / Petrash Marina — кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития и дифференциальной психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируются особенности повседневного стресса в связи с самооценкой. Рассматриваются связи между параметрами самооценки и повседневного стресса в разных возрастных группах. Представлены результаты анализа 104 взрослых людей в возрасте от 23 до 60 лет (с делением на возрастные группы). Полученные связи свидетельствуют о наиболее тесных связях повседневного стресса и самооценки в средней возрастной группе.
Abstract: the article analyzes characteristics of daily stress and self-esteem. The paper considers correlations of daily stress and self-esteem in different age groups. The results represent data of '04 adults aged 23-60 (divided into age groups). Analysis revealed the most intensive correlations of daily stress and self-esteem in middle age group.
Ключевые слова: повседневный стресс, самооценка, психология взрослых. Keywords: daily stress, self-esteem, adult psychology.
Жизнь взрослого человека, особенно в мегаполисах, сопряжена с высокой скоростью решения разнообразных задач, интенсивными межличностными отношениями в разных сферах жизни, высокими темпами профессиональной деятельности. Все это приводит к более напряженному ритму жизни в целом, что сказывается на переживании человеком стресса, а также усиливает повседневный стресс от событий и ситуаций, обладающих самих по себе незначительной интенсивностью.
Данные о повседневном стрессе противоречивы. В некоторых исследованиях показано негативное влияние повседневного стресса на психологическое благополучие и психическое здоровье взрослого человека [1], в то время как другие исследования таких связей не выявляют [2, 3].
Несмотря на растущий интерес к проблеме повседневного стресса в последние десятилетия, количество исследований, соотносящих психологические параметры и особенности переживания повседневного стресса, остается невелико [4]. В частности, самооценка, являющаяся одним из ключевых компонентов Я-концепции человека, остается мало освещена в контексте повседневного стресса, особенно в российских исследованиях.
Дизайн исследования.
В данной статье мы представляем результаты части исследования, посвященного повседневному стрессу, особенностям самооценки взрослого человека и их взаимосвязей с различными видами повседневных стрессоров.
В исследовании приняли участие 104 человека (мужчины и женщины, возраст 23-65). Для целей исследования выборка была поделена на три возрастных подгруппы: (1) 23-34 года (N=44); (2) 35-49 лет (N=35); (3) 50-60 лет (N=25).
Для изучения повседневных стрессоров использовался модифицированный список стрессовых событий: список состоял из 82 событий, представляющих восемь основных сфер -работа (дела), межличностные отношения, проблемы окружающей действительности, отдых (досуг), финансы (материальное положение), социальное, медицинское и другое обслуживание, бытовые проблемы, личная сфера.
Для изучения самооценки использовалась методика Дембо-Рубинштейна, а также данные демографической анкеты для измерения самооценки материального статуса и удовлетворенности жилищными условиями.
Представленные ниже результаты были получены с помощью IBM SPSS 20.0.
Результаты исследования.
Уровневый анализ не выявил значимых различий в возрастных группах. При этом структурный анализ соотношения показателей повседневного стресса и характеристик самооценки обнаружил существенные различия между выделенными возрастными группами. Следует отметить, что все связи между показателями стресса и самооценки были последовательными и носили реципрокный характер, т.е. во всех группах и по всем показателям высокий уровень переживания стресса соответствовал низким значениям параметров самооценки и наоборот.
Особенности младшей возрастной группы (23-34 года). Анализ соотношения показателей повседневного стресса и самооценки в младшей возрастной группе выявил относительно небольшое количество связей (7). В частности, самооценка здоровья была отрицательно связана со стрессом в профессиональной сфере (г=-.280), общая самооценка отрицательно связана c бытовыми стрессорами (г=-.293) и личными стрессорами (-.303), уверенность в себе отрицательно связана с профессиональными стрессорами (г=-.360), стрессорами окружающей действительности (г=-.346) и досуга (г=-.372) и бытовыми стрессорами (г=-.430).
Средняя возрастная группа (35-49 лет). Корреляционный анализ данных показал иную картину по сравнению с младшей возрастной группой. В средней группе было выявлено больше связей (16), в том числе были получены связи между финансовыми стрессорами и удовлетворенностью жилищными условиями (г=-.426), а также личными стрессорами и удовлетворенностью материальным положением (г=-.428).
Также были получены отрицательные связи между самооценкой счастья и досуговыми стрессорами (г=-.396) и стрессорами, связанными с обслуживанием (г=-.451). Наиболее тесно связанными со стрессом параметрами самооценки были общая самооценка и самооценка уверенности в себе. Как общая самооценка, так и самооценка уверенности в себе были отрицательно связаны с межличностными стрессорами (г=-.414 и г=-.537 соответственно), стрессорами окружающей действительности (г=-.432 и г=-.594 соответственно), финансовыми стрессорами (г=-.552 и г=-.572 соответственно), бытовыми стрессорами (г=-.410 и г=-.694 соответственно) и личными стрессорами (г=-.515 и г=-.620 соответственно). Интересно также отметить, что самооценка внешности была отрицательно связана со стрессорами в сфере межличностных отношений (г=-.457) и бытовыми стрессорами (г=-.433).
Старшая возрастная группа (50-60 лет). В старшей возрастной группе была выявлена лишь одна корреляционная связь между самооценкой и показателям повседневного стресса: отрицательная связь между бытовыми стрессорами и самооценкой будущего (г=-.583). Интересно отметить, что, несмотря на ожидавшиеся связи между стрессорами и самооценкой здоровья, удовлетворенности жилищными условиями или материальным положением - как наиболее часто встречающимися жалобами среди старшего поколения, - таких связей выявлено не было.
Обсуждение.
Корреляционный анализ позволил обнаружить некоторые различия в структурных связях самооценки и повседневного стресса. На примере двух взятых групп показателей мы смогли обнаружить, что место переживания повседневных стрессоров в структуре психологических характеристик меняется в возрастном плане. Хотя в исследовании использовался метод поперечных срезов, мы можем гипотетически предположить динамику подобных изменений. Так, в младшей возрастной группе идет «адаптация» к взрослой, самостоятельной жизни - и наиболее задействованными в рассматриваемой системе выступают стрессоры, связанные с профессией, бытовыми условиями, окружающей действительностью.
В период средней взрослости - средняя возрастная группа - интенсивность нагрузки во всех сферах нарастает, повседневный стресс аккумулируется и каждая из рассматриваемых сфер усиливает переживание других, и мы видим множество связей стрессоров с самооценкой в самых разнообразных сферах.
В старшей возрастной группе мы видим иную картину - связи практически отсутствуют. Мы не связываем это с отсутствием стрессов у пожилых людей, но возраст 50-60 лет является переходным, что прослеживается во многих исследованиях, как в России, так и за рубежом. Например, в исследовании Стрижицкой [5] было показано, что в этот период происходит трансформация самооценки, ее реструктурирование, что может отчасти объяснять полученные нами результаты.
Заключение и ограничения исследования.
Повседневный стресс является важным фактором функционирования взрослого человека. В нашем исследовании мы обратились лишь к одному компоненту, который может помочь выявить механизмы и ресурсы проживания повседневного стресса. Ограничением
исследования является немногочисленность выборки, тем не менее, полученные данные позволяют оценить перспективность данного направления исследований и могут рассматриваться как пилотажные для дальнейшего углубленного изучения проблемы.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект 16-'8-'0088 «Комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и ресурсы их преодоления в разные периоды взрослости»
Литература
1. Flannery R. B. Major Life Events and Daily Hassles in predicting Health Status: Methodological inquiry // Journal of Clinical Psychology, 1986. Vol. 42. P. 485-487.
2. Baer P. E., Garmezy L. B., McLaughlin R. J., Pokorny M. J. Stress, coping, family conflict, and adolescent alcohol use // Journal of Behavioral Medicine, 1987. Vol. 10. P. 449. doi:10.1007/BF00846144.
3. Nowak J., Matheson S. L., McLean N. L., Havard P. Regenerative trait and cold hardiness in highly productive cultivars of alfalfa and red clover // Euphytica, 1992. Vol. 59. P. 189. doi:10.1007/BF00041272.
4. O'Connor D. B., Conner M., Jones F. McMillan B., Ferguson E. Exploring the benefits of conscientiousness: an investigation of the role of daily stressors and health behaviors annals of behavioral medicine, 2009. Vol. 37. P. 184. doi:10.1007/s12160-009-9087-6.
5. Стрижицкая О. Ю. Самоотношение и временная трансспектива личности в период поздней взрослости. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., 2006. 24 с.
6. Стрижицкая О. Ю. Структура некоторых эмоциональных показателей в разные периоды взрослости // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 1 (43). С. 246-252.
7. Стрижицкая О. Ю. Наставничество и самоактуализация взрослых // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 12 (42). С. 247-251.