Ольга БОЧАРОВА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ВЛАСТИ В КОЛХОЗНОЙ ДЕРЕВНЕ: РАБОТНИКИ ПОЛИТОТДЕЛОВ МТС В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ (на материалах Дона, Кубани, Ставрополья)
В статье рассматривается деятельность политотделов и достигнутые ими результаты через призму кадрового обеспечения. Внимание автора сосредоточено на повседневной жизни работников политотделов МТС в сложных условиях деревни времен «великого перелома».
The article reviews the activities of political departments and their achievements through the prism of human resources. The author's attention is focused on the daily life of workers of political departments of MTS in the difficult conditions of village during «the great turning point».
Ключевые слова:
деревня, малярия, машинно-тракторные станции (МТС), подбор кадров, политотделы, продовольственный паек, недостойное поведение, урожай; village, malaria, machine and tractor stations (MTS), selection of personnel, political departments, food rations, misbehavior, harvest.
БОЧАРОВА
Ольга
Владимировна —
старший
преподаватель
кафедры
юриспруденции
Южно-Российского
государственного
технического
университета
(Новочеркасский
политехнический
институт)
olichkin7@gmail.com
Политотделы машинно -тракторных станций (МТС) и совхо -зов были созданы решением состоявшегося в январе 1933 г. объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) «в целях поли -тического укрепления МТС и совхозов, повышения политической роли и влияния МТС и совхозов на селе и решительного улучшения политической и хозяйственной работы наших [то есть, коммуни -стических] ячеек в колхозах и совхозах»1. За обтекаемыми, осторожными официальными формулировками скрывалась катастрофиче -ская ситуация в сельском хозяйстве, ставшая закономерным ито -гом безудержного волюнтаризма коллективизаторов: сокращение поголовья скота, уменьшение численности рабочих рук вследствие бегства крестьян из деревни, нарастание трудовой апатии колхоз -ников из - за крайне низкой оплаты труда, резкое снижение уровня агротехники и, соответственно, урожайности и пр. Политотделы, изначально формировавшиеся как чрезвычайные органы власти на селе, должны были преодолеть нараставшую катастрофу в аграр ном секторе любыми способами — от репрессий до материального стимулирования трудовой активности непосредственных произво -дителей.
Деятельность политотделов, равно как и достигнутые ими резуль -таты, вряд ли возможно оценить однозначно. Однако при всей раз -ности оценок нельзя не признать, что эти чрезвычайные органы сыграли в жизни коллективизированной деревни весьма важную роль. Так называемый «политотдельский» этап развития колхоз -ной системы, охватывающий 1933—1934 гг. (с момента создания до расформирования политотделов машинно тракторных станций), заметно отличается от предшествующих и последующих этапов целых рядом специфических характеристик в области организации труда, взаимоотношений колхозников и представителей власти и т.д. Да и в архивных хранилищах документация политотделов МТС выделяется на фоне других материалов своей многочисленностью и высокой информативностью. Поэтому нет ничего странного в
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — 7 - е изд., ч. II. -М., 1953, с. 733-734.
том, что разнообразные вопросы фор мирования и функционирования полит отделов МТС и совхозов неоднократно освещались в специальной литературе, а наибольшее внимание исследователей привлекали организационно партийное, организационно хозяйственное и кара тельное направления деятельности работ ников данных органов1.
В соответствии с нормативными доку ментами политотделы МТС, непосред ственно контролировавшие деятель ность колхозов, создавались на каждой машинно тракторной станции «в составе начальника, двух его заместителей по общепартийной работе и одного помощ ника по комсомольской работе»2 (один из заместителей «по общепартийной работе» на самом деле являлся сотрудником ОГПУ с соответствующими функциями). Позже в штат были введены еще две единицы: орга -низатор работы среди женщин и редактор многотиражной политотдельской газеты. В целом по стране в 1933-1934 гг. в полит -отделы МТС было направлено 17 тыс. коммунистов3.
Дон, Кубань и Ставрополье, которые в
1933 г. объединялись в границах Северо Кавказского края (в 1934 г. из его состава был выделен Азово - Черноморский край, так что на Юге России возникли две круп -ные административно территориальные
1 См., напр.: Волченков Г.И. Политотделы МТС Московской области и их роль в организационно -хозяйственном укреплении колхозов в 19331934 гг. // Исторические записки, т. 58. — М., 1956, с. 306—326; Донгарова Т.С. Чрезвычайные органы партии. — М., 1976; Зеленин И. Е. Политотделы МТС (1933-1934) // Исторические записки, т. 76. — М., 1965, с. 2-56; он же. Политотделы совхозов в довоенные годы // Вопросы истории КПСС, 1966, № 8; он же. Политотделы МТС - продолже -ние политики «чрезвычайщины» (1933-1934 гг.) // Отечественная история, 1992, № 6, с. 42-61; Левизов А.Г. Политические отделы машинно -тракторных станций в борьбе за политическое и организационно хозяйственное укрепление кол хозов Дона : дис. ... к.и.н. - Ростов н/Д, 1950; Оганян А.Г. Историческая роль политических отделов МТС в деле укрепления колхозного строя в СССР. 1933-1934 гг. На материалах работы политотделов МТС Северо Кавказского края : дис. . к.и.н. - М., 1948; Шевляков А.С. Политотделы МТС и совхозов Сибири, 1930—1940- е гг. : дис. ... д.и.н. - Томск, 2001.
2 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — 7 -е изд., ч. II. -М., 1953, с. 739.
3 Зеленин И.Е. Сталинская «революция сверху» после «великого перелома». 1930—1939 гг.: политика, осуществление, результаты. - М., 2006, с. 140.
единицы), представляли собой важные аграрные регионы. Поэтому численность МТС здесь была высока: к 1 апреля 1933 г. в указанных границах насчитывалось 299 машинно - тракторных станций4, к 5 января
1934 г. — 3265. Соответственно, штатная численность работников политотделов Северо Кавказского края составляла в
1933 г. около 2 тыс. чел. Только в районы Ставрополья, Терека и национальные образования Северного Кавказа в 1933 г. были посланы для организации политот делов 392 чел.6
Надо подчеркнуть, что работники полит -отделов, как правило, не являлись мест -ными уроженцами и зачастую прибывали в южнороссийские регионы из других областей и краев СССР Так, среди началь -ников политотделов Северо - Кавказского края 68% составляли члены московской и ленинградской парторганизаций (среди их заместителей по партмассовой работе — 43%)7. Эти люди не представляли себе климатических условий Юга России, и поэтому первой проблемой для них стала акклиматизация. В особенности многие политотдельцы страдали от малярии, сви репствовавшей в низменных, заболочен ных районах Дона, Кубани, Терека.
В документах содержится огромное число жалоб работников политотделов Северо Кавказского (с 1934 г. - еще и Азово - Черноморского) края на то, что они не могут работать вследствие заболевания малярией. Бывали случаи, когда малярия выводила из строя чуть ли не всех работ ников того или иного политотдела МТС. Довольно сложно оказалось политотдель -цам обустроиться и обжиться на новом месте работы. В разоренных во время коллективизации селениях им пришлось столкнуться с дефицитом жилья и продо вольственного снабжения. В частности, в октябре 1933 г. директор Копанской машинно тракторной станции Северо Кавказского края рассказывал на совеща нии директоров новых МТС, что «станица
4 Материалы о работе политотделов МТС за 1933 год. - М., 1934, с. 204.
5 Там же, с. 204.
6 Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК), ф. 1, оп. 1, д. 15, л. 68.
7 Материалы о работе политотделов МТС за 1933 год. - М., 1934, с. 205.
[Копанская] была большая, но сейчас разрушена»1.
Особенно тяжело было жить в разо -ренных «чернодосочных» станицах, как пишет А.П. Скорик2. Сотрудники ОГПУ 7 февраля 1934 г. докладывали руководящим лицам Азово - Черноморского края, что «чернодосочная» станица Ленинградская (бывшая Уманская) «идет по линии разру шения — заборы[,] древонасаждения и т.д. беспощадно уничтожаются. Вид станицы за исключением центра - тяжелый»3. Тогда же станица Ново - Щербиновская описы -валась в следующих выражениях: «жилые дома, надворные постройки и заборы — в массовом количестве разрушаются и уни -чтожаются... с домов снимаются ставни, рамы, двери, крыши, крыльцо; остаются одни стены. Сараи, навесы, погреба и др. надворные постройки, а также заборы разбираются до основания. Деревья рубятся и сжигаются. по всей станице образуются громадные пустыри с остат ками разрушенных зданий и вырублен ных деревьев»4. Разумеется, жить в таких населенных пунктах, походивших на поля битв, было весьма неуютно.
Впрочем, жилищный вопрос работники политотделов решили достаточно легко, ибо после «раскулачивания» в селах и ста ницах Юга России хватало относительно целых «кулацких» домов, опустевших после ареста и ссылки их владельцев. По этому поводу члены Азово - Черноморского крайкома ВКП(б) указывали в апреле
1934 г., что в крае насчитывалось 26 тыс. пустующих домов, из них «вполне годных для жилья» — 5,1 тыс.5
Сложнее оказалось наладить продо вольственное снабжение работников политотделов. На первых порах политот дельцы испытывали трудности с центра лизованным распределением продоволь -ственных пайков и пытались покупать продукты питания у колхозов и колхозни ков. Брать что -либо из колхозных кладо -вых, как это беззастенчиво делали многие
1 Государственный архив Ростовской области (ГАРО), ф. Р- 2573, оп. 1, д. 127, л. 14.
2 Скорик А.П. Казачество Юга России в 30- е годы XX века: исторические коллизии и опыт пре -образований : дис. ... д.и.н. — Ставрополь, 2009, с. 462-467.
3 Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО), ф. 166, оп. 1, д. 114, л. 90.
4 Там же, л. 41-42, 43.
5 ЦДНИ РО, ф. 8, оп. 1, д. 31, л. 39(об).
местные руководители - от председате лей коллективных хозяйств до районных чиновников, - политотдельцы не желали: во- первых, это было преступление, с которым они должны были решительно бороться, во вторых, для них такое было неприемлемо с моральной точки зрения. Впрочем, очень скоро и среди работников политотделов нашлось немало любителей поживиться на дармовщинку.
Разоренные непомерно высокими госу дарственными заготовками натуральной продукции коллективные хозяйства зача стую ничем не могли помочь работникам политотделов. Колхозники же видели в них очередных чиновников и, не испы тывая к ним добрых чувств, иной раз просто отказывались продавать какие либо продукты. Но продовольственное обеспечение работников политотделов наладили весьма быстрыми темпами, т.к. сталинскому режиму они нужны были здоровыми и полными сил. Размеры про -довольственных пайков, выделявшихся сотрудникам политотделов МТС и чле нам их семей, превращали таковых в наи более обеспеченную группу сельского населения Юга России первой половины 1930 -х гг. Достаточно привести в качестве примера нормы снабжения работников политотделов Северо - Кавказского края на третий квартал 1933 г. (см. табл. 1). При этом необходимо добавить, что, помимо всех перечисленных в таблице продук тов (муки, крупы, рыбы, мяса, масла, жиров и пр.), для работников политотде -лов Северо Кавказского края предусма тривался в третьем квартале 1933 г. еще и так называемый «октябрьский» (то есть, праздничный, приуроченный к очеред ной годовщине Октябрьской революции) паек. Его размеры были следующими: 8 кг муки, 2 кг сахара, 2 кг «сыра галанского», 2 кг «рыбы копченой», 2 банки овощных консервов, 2 кг колбасы, 1 кг «конфект», 2 кг печенья на каждого работника полит отдела МТС6.
Хотя работники политотделов МТС и совхозов должны были служить для остальных партийно советских чинов ников и рядовых колхозников образцом высокой морали и сознательности, в источниках наличествует немало приме ров весьма недостойного их поведения: пьянства, разврата, злоупотреблений
6 ГАРО, ф. Р -1390, оп. 7, д. 441, л. 87(об).
Нормы продовольственного снабжения работников политотделов МТС СевероКавказского края на 3-й квартал 1933 г. 1
Продукты Порядок выдачи пайков политотдельцам
Через ОгПУ Через краевые организации
Начальник политотдела, его заместители и директор МТС Женорги и редакторы политотделов Члены семей работников политотделов
Мука (в месяц) 21 кг 17 кг 8,5 кг
Крупа (в месяц) 4,5 кг2 1,5 кг 400 гр
Макароны (в месяц) 4,5 кг нет нет
Рыба (в месяц) - 800 гр 600 гр
Масло растительное (в месяц) 900 гр - -
Сало топленое (в месяц) 600 гр - -
Жиры животные (в квартал) - 1 кг 300 гр
Мясо (в месяц) 2 кг 1 кг -
Сахар (в месяц) 1 050 гр 1 кг 600 гр
Соль (в месяц) 900 гр нет -
Чай (в месяц) 50 гр 50 гр 25 гр
Перец (в месяц) 150 гр - -
Лавровый лист (в месяц) 60 гр - -
1 Левакин А.С. Формирование и деятельность административно -хозяйственного аппарата колхозов в 1930- е гг. (на материалах Дона, Кубани и Ставрополья) : дис. ... к.и.н. — Новочеркасск, 2009, с. 59.
2 Для данной категории получателей крупа могла быть заменена горохом или наоборот.
служебным положением. Правда, отчасти алкоголизм политотдельцев можно было извинить тем, что вследствие спе цифики своей деятельности они нередко испытывали стресс, который и пытались снять спиртным. Так, начальник полит -отдела Отрадо - Кубанской МТС Азово -Черноморского края в апреле 1934 г. про -сил краевое руководство: «...разрешите отпуск и лечение[,] так как в данное время я имею нервостению в тяжелой форме и сильное переутомление»1.
1 ЦДНИРО, ф. 166, оп. 1, д. 227, л. 39.
Итак, в материально - бытовом плане работники политотделов МТС Дона, Кубани и Ставрополья могли считаться привилегированной группой и заметно выделялись среди подчиненных им чле -нов административно управленческого корпуса коллективных хозяйств, не говоря уже о рядовых колхозниках. Вместе с тем эпоха «великого перелома» создавала для политотдельцев известные трудности, как материальные, так и психологические, в преодолении которых им приходилось затрачивать порой не меньшие усилия, чем обычным жителям села.