Научная статья на тему 'Повседневность в пространстве виртуальной культуры'

Повседневность в пространстве виртуальной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
235
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОСТЬ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / EVERYDAY LIFE / ВИРТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / VIRTUAL CULTURE / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / INTERNET COMMUNICATIONS / VIRTUAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лугуценко Т.В.

Рассмотрены причины необходимости философско-антрополо-гического анализа информационных технологий как средств трансформации повседневной жизни человека. Показано, что информационные технологии позволяют преодолевать многие из физических препятствий для коммуникации, повышают возможность участников коммуникативного процесса донести до других свою точку зрения, но наряду с этим они разрушают непосредственную межличностную коммуникацию и основанные на ней сообщества, вытесняют живые социальные контакты виртуальными, приводят к росту одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN THE SPACES OF EVERYDAY VIRTUAL CULTURE

The article studies the reasons for philosophical and anthropological analysis of information technology as a means of transforming everyday life. It is shown that information technology can overcome many of the physical barriers to communication, enhance the capacity of members of the communicative process to convey to others their point of view, but along with this it destroys the direct interpersonal communication and based on it community, replacing the live with virtual social contacts, leads to an increase in loneliness.

Текст научной работы на тему «Повседневность в пространстве виртуальной культуры»

G. А. Lemeshko

(Senior Professor)

Donetsk National Technical University (Donetsk, Donetsk People's Republic) E-mail - lemeshko. donntuagmail. com

FORMATION OF HISTORIOSOPHICAL THOUGHTS IN ANCIENT RUSSIA: «SERMON ON LAW AND GRACE» BY MITROPOLITAN HILARION

Annotation. The present article focuses on the emergence of the historiosophical thought in the Ancient Russia. For this purpose there has been analysed the work by the eminent thinker of 11st century Hilarion "The Sermon on Law and Grace" where for the first time in the history of the domestic philosophical thought, the question concerning the direction of the historical process, its wheels, Russia's place and role in it, was raised.

Much attention is paid to the originality of stating and solving historiosophical problems by the metropolitan Hilarion, to his patriotism and his influence on philosophical and historiosophical domestic thought development.

Keywords: worldwide historical process, Old Testament, Law, New Testament, God's Grace, historiosophy.

Поступила в редакцию 09.09.2015

УДК 130.2

Т. В. Лугуценко

(д.филос.наук, профессор) Луганский университет имени Владимира Даля (г. Луганск, ЛНР).

telfira@yandex.ru

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ВИРТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Рассмотрены причины необходимости философско-антрополо-гического анализа информационных технологий как средств трансформации повседневной жизни человека. Показано, что информационные технологии позволяют преодолевать многие из физических препятствий для коммуникации, повышают возможность участников коммуникативного процесса донести до других свою точку зрения, но наряду с этим они разрушают непосредственную межличностную коммуникацию и основанные на ней сообщества, вытесняют живые социальные контакты виртуальными, приводят к росту одиночества.

Ключевые слова: виртуальность, повседневность, виртуальная культура, Интернет-коммуникации.

Постановка проблемы. Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что если традиционно повседневность рассматривалась как «процесс жизнедеятельности индивидов, развертывающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий» и противопоставлялась неповседневности, ответственной за инновации и трансформации, то сегодня повседневная жизнь человека сама становится полем непрекращающихся трансформаций, где быстрыми

темпами идет процесс типизации и легитимации того, что еще совсем недавно воспринималось в качестве нереального и фантастического. Таким образом, в связи с бурным развитием новейших технологий само содержание понятия «повседневная жизнь человека» нуждается в пересмотре.

Информационные технологии в настоящее время развиваются с экспоненциально возрастающей интенсивностью, обусловливая изменения всех уровней бытия общества и человека, в том числе и его повседневной жизни. Причем, большинство людей даже не отдают себе отчета в том, насколько их повседневная жизнь зависит от компьютеров и информационно-телекоммуникационных систем. Повседневность даже тех людей, которые ни разу в жизни не включали компьютер и не совершили ни одного звонка по мобильному телефону, во многом связана с развитием информационных технологий, ведь с их помощью сегодня осуществляется управление всей системой жизнеобеспечения. Информационно-коммуникационные технологии прямо и непосредственно воздействуют на повседневную жизнь человека, определяя специфику и качество его труда, быта, досуга, образа жизни и даже мышления. «Уже сегодня можно говорить о том, что развитие компьютерных технологий создает не только новый технологический уклад, но скорее, новую социальную реальность», - пишет В. Л. Иноземцев.

В философском осмыслении нуждаются изменяющиеся под влиянием высоких технологий темпорально-топологические характеристики человеческого бытия и коммуникативная среда повседневности. Если ранее повседневная жизнь разворачивалась во вполне конкретном географическом пространстве, а время воспринималось как линейное и необратимое, то теперь ни пространство, ни время не могут быть охарактеризованы столь однозначно. Современный человек получает возможность свободно оперировать временными потоками и пространственными характеристиками, проводить большую часть времени в виртуальном пространстве, общаться с помощью современных технологий связи с людьми, находящимися за тысячи километров от него. Меняется и сама структура повседневности: главенствующее положение в ней теряют рабочее время и трудовая деятельность как таковая (все шире распространяются дистанционное образование и теле-работа). В ткань повседневной жизни в качестве неотъемлемой составляющей у большего числа людей входят ежедневное общение с помощью электронной почты, SMS или телеконференций, поиск необходимой информации с помощью поисковых систем и оплата счетов через Интернет.

Анализ последних исследований и публикаций. Развитие информационных технологий позволяет исследователям сделать вывод о формировании «кнопочной культуры» и о появлении особого типа человека - «человека виртуального», для которого более привычным становится взаимодействие с другими людьми посредством информационных технологий, а не при непосредственном личном контакте [1; 3; 4; 6]. По мере расширения сети пользователей Интернета и мобильной телефонии, целые пласты повседневной человеческой деятельности переносятся в среду дистанционной коммуникации. Все чаще Интернет становится средой купли-продажи различных товаров, а также средством развлечения и проведения досуга. Причем повседневность трансформируется очень быстро - то, что еще десять-двадцать лет назад казалось человеку немыслимым, сегодня составляет неотъемлемую часть его жизнедеятельности. В связи с этим необходимо исследовать психофизиологические механизмы и социокультурные каналы воздействия информационных технологий на повседневность, изучению которых в современной философ-

ской антропологии уделяется недостаточно внимания, возрастает необходимость философско-антропологического анализа информационных технологий как средства трансформации повседневной жизни человека.

В современных философских исследованиях информационные технологии в качестве средства трансформации повседневной жизни человека изучены недостаточно полно, хотя в целом анализу роли и места высоких технологий в жизни современного общества и человека уделяется большое внимание. Так, экономические и социальные трансформации, происходящие под воздействием информационных технологий, анализируются в работах М. Кастельса, И. Мелюхина, Э. Тоффлера, М. Уорнера и М. Витцеля, Ф. Уэбстера, Д. Хелда и др. Аксиологические изменения, происходящие под воздействием информационных технологий, рассматриваются в трудах 3. Баумана (индивидуализированное общество), Д. Нейсбита (технологии и поиски смысла), Б. Гладарева (трансформация условий и структур повседневной коммуникации пользователей информационных технологий).

Недостаточная изученность информационных технологий как средства трансформации повседневной жизни человека обусловлена, прежде всего, тем, что повседневность как таковая стала предметом пристального анализа сравнительно недавно. История изучения повседневности берет начало в работах представителей феноменологии Э. Гуссерля и А. Шюца, определивших повседневность как сферу человеческого опыта, характеризующуюся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающую на основе трудовой деятельности, обладающую рядом характеристик, среди которых - уверенность в объективности и самоочевидности мира и социальных взаимодействий. Повседневность у А. Шюца выступает как продукт взаимодействия человека с объективным миром: «С самого начала повседневность предстает перед нами как смысловой универсум, совокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним» [8, с. 130]. Являясь одной из сфер реальности, одной из «конечных областей значений», она первична по отношению к другим сферам и является «верховной реальностью», поскольку человек в ней живет, трудится и всегда неизбежно в нее возвращается. Анализируя свойства обыденного мышления и деятельности, А. Шюц прослеживает, как осуществляется переход от непосредственного личного опыта индивида к социальному как объективному, то есть, как повседневная жизнь выступает тем «полем», где происходит конструирование значимого социального мира.

Эмпирическое исследование повседневности находится в центре внимания эт-нометодологии (Г. Гарфинкель). Этнометодологи исследуют то, каким образом люди строят свой мир, предполагая, что повседневной жизни свойственна определенная упорядоченность. Повседневность, по их мнению, состоит из практических правил, согласно которым люди живут и следования которым они ожидают от других. Таким образом, повседневность, с позиции этнометодологии, конституируется определенными предположениями о нормальности происходящих действий.

Существенный вклад в изучение повседневности внесли историки, прежде всего, Ф. Бродель, который ввел проблему повседневности в историческое познание. Он обратил внимание на то, что условия повседневного существования, тот культурно-исторический контекст, на фоне которого разворачивается жизнь человека, его история, оказывают определяющее влияние на поступки и поведение людей. Изучению повседневной жизни не выдающихся исторических личностей, а массового «безмолвствующего большинства» посвятили ряд своих работ Н. Элиас,

А. Гуревич. Данные авторы исследовали и ментальность обычных людей (их переживания), и материальную сторону повседневности - социальное пространство, мир вещей.

В последние десятилетия повседневная жизнь человека является предметом изучения таких исследователей как В. Исаев, Н. Журба и др. Опираясь на классические работы представителей феноменологии, данные авторы исследуют как сущностные характеристики повседневности, так и ее многообразные проявления в различные исторические эпохи. Большинство исследователей вслед за А. Шюцем определяют повседневность как всеохватную сферу «...человеческого опыта, ориентации и действий, посредством которых люди осуществляют свои планы, дела и интересы, манипулируя объектами и общаясь с другими людьми» [8, с. 130]. Российский философ Е. Золотухина-Аболина в своем исследовании «Повседневность и другие миры опыта» под «опытом» понимает все богатство переживаемых и мыслимых содержаний субъективности [2, с. 27]. Основными характеристиками повседневности в большинстве работ выступают будничность, рутинность, традиционность, нормальность (обычность), прагматичность, повторяемость и понятность.

Анализ работ исследователей повседневности показывает, что в большинстве из них не анализируется повседневная жизнь человека в условиях информационного общества, не рассматриваются те изменения, которые вносят в повседневность информационные технологии, а если эти изменения и отмечаются, то их не относят к сфере обыденности. Так, например, Н. Журба относит сферу виртуальности, в частности, компьютерный мир, к так называемым «лагунам вне повседневного». Отмечая отличия виртуального мира и повседневности, данный автор сравнивает виртуальный мир с картиной, а повседневность со стеной, на которой она нарисована.

Основная часть. В настоящее время виртуальность не следует противопоставлять повседневности по нескольким причинам. Во-первых, для всё большего числа людей само пребывание в виртуальной реальности становится типичным, повторяющимся, ежедневным действием. Во-вторых, стоит обратить внимание на проблему «зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции» (Internet Addiction Disorder, или IAD, Internet Behavior Dependency), которая активно исследуется в настоящее время. Интернет-аддиктам, число которых в настоящее время увеличивается, свойственны неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или накоплением долгов; склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение продолжительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время. То есть структура повседневной жизни компьютерных аддиктов приобретает существенные изменения. В-третьих, многие особенности виртуальной деятельности и принципы, действующие в виртуальном мире, люди склонны переносить в мир реальный. На наш взгляд, данные факты требуют своего философского осмысления и возможной корректировки самого понимания повседневного и внеповсе-дневного.

Недостаточно изучены и такие, становящиеся привычными и получающие все большее распространение в настоящее время явления, как развитие новых средств коммуникации (электронная почта, мобильная телефония и SMS). Их влияние на повседневную жизнь современного человека рассматривается лишь по отдельности, хотя они оказывают комплексное воздействие на повседневность (Г. Рейнгольд). Проблемы виртуального пространства и его влияния на жизнь людей и современную культуру в целом исследует Дж. Бэттелл, в работах которого с различной степенью детальности рассматриваются лишь отдельные моменты трансформации повседневности под воздействием развития новейших технологий.

В современной философской антропологии практически не исследованы социокультурные механизмы воздействия информационных технологий на повседневность, недостаточно полно изучена специфика их влияния на основные конституирующие элементы повседневной жизни человека. Социокультурные каналы воздействия информационных технологий на повседневность, основными из которых являются возникновение информационных сетей и утверждение сетевого принципа в общественной жизни, распространение Интернет-поиска и текстинга специфически изменяют жизненное пространство человека. На наш взгляд, характеристиками темпоральности, сформировавшимися под воздействием информационных технологий, являются исчезновение понимания времени, размывание ритмичности, десинхронизация, уплотнение временных дистанций, переход от периодических к непрерывным операциям. Подчеркнем, что следствием развития информационных технологий стала непрерывная трансформация повседневной жизни человека, значительное ускорение типизации и легитимации того, что еще недавно не относилось к сфере повседневного. Таким образом, наиболее существенным изменениям в настоящее время подвергаются такие конституирующие элементы повседневности, как жизненное пространство, темпоральность и коммуникативная среда.

Основными психофизиологическими механизмами влияния информационных технологий на повседневную жизнь человека являются визуализация восприятия действительности и речевые трансформации, выражающиеся в «примитивизации» языка и придании ему компьютерно-подобного характера. Информационные технологии предъявляют диаметрально противоположные требования к человеческой психике. С одной стороны, от личности требуется склонность к действиям без эмоций, выстроенным по законам формальной логики, с другой стороны, человеку предъявляется чрезвычайно богатый ряд эмоционально-чувственных образов, анализ которых оказывается весьма затруднительным.

Важнейшими социокультурными каналами воздействия информационных технологий на повседневную жизнь человека являются утверждение сетевого принципа в общественной жизни, происходящее под действием принципов ризо-мы, перенос навыков, приобретенных в виртуальной среде в реальную действительность, Интернет-поиск, облегчающий ориентацию человека в современном мире, а также текстинг, позволяющий преодолевать пространственные барьеры и создавать сетевые сообщества. Информационные технологии уплотняют жизненное пространство современного человека, нормализуют пространственные перемещения, уменьшают зависимость между пространственным местоположением и выполнением основных функций повседневной жизни, формируют сетевое жизненное пространство, позволяют человеку находиться одновременно в двух местах:

занимаемом ими физическом месте и виртуальном пространстве коммуникации, зачастую более значимом.

Выводы. Развитие информационных технологий приводит к становлению таких особенностей темпоральности, характерных для повседневной жизни человека информационного общества, как нелинейность, псевдоцикличность, персонализа-ция времени, размывание биологической и социальной ритмичности, десинхрони-зация, сжатие временных дистанций. Информационные технологии позволяют преодолевать многие из физических препятствий для коммуникации, повышают возможность участников коммуникативного процесса донести до других свою точку зрения, но наряду с этим они разрушают непосредственную межличностную коммуникацию и основанные на ней сообщества, вытесняют живые социальные контакты виртуальными, приводят к росту одиночества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. - М.: Прогресс, 1986. - 223с.

2. Золотухина-Аболина Е. В. Повседневность: философские загадки. - К.: Ника-Центр, 2006. - 256 с.

3. Иванов Д. В. Виртуализация общества. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. -284 с.

4. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы // учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2000. - 304 с.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 311 с.

6. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. -М.: Изд-во МГУ, 1999. - 267 с.

7. Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла. - М.: ACT, 2005. - 298 с.

8. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. -1988. - № 2.

9. Young K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction - and a Winning Strategy for Recovery. - New York, 1998.

T. V. Lugutsenko

(Ph.D., Professor)

Lugansk Vladimir Dal' University (Lugansk, Lugansk People's Republic)

telfira@yandex.ru

IN THE SPACES OF EVERYDAY VIRTUAL CULTURE

Annotation. The article studies the reasons for philosophical and anthropological analysis of information technology as a means of transforming everyday life. It is shown that information technology can overcome many of the physical barriers to communication, enhance the capacity of members of the communicative process to convey to others their point of view, but along with this it destroys the direct interpersonal communication and based on it community, replacing the live with virtual social contacts, leads to an increase in loneliness.

Keywords: virtual, everyday life, virtual culture, Internet communications.

Поступила в редакцию 11.08.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.