Литература
1. Арутюнян Ю.В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии // Общественные науки и современность. 2009. № 4. С. 91-97.
2. Барулин В.С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретения себя. СПб.: Алетейя, 2000. 422 с.
3. Иванова Н.М. Молодежь Чувашской Республики на рубеже XX-XXI веков: социокультурный облик и тенденции развития. Чебоксары: ЧГИГн, 2008. 98 с.
4. Капустина З.Я. Гражданственность как ценность культуры. Псков: ПОИПКРО, 2006. 216 с.
5. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Ч. 1. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. М.: Изд-во РАГС, 2007. 184 с.
6. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 416 с.
7. Трофимова И.Г. Формирование гражданственности как качества личности студента (на материале изучения иностранного языка в техническом вузе). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 204 с.
8. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997. 505 с.
НИКИТИНА ЭРБИНА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NIKITINA ERBINA VITALYEVNA - candidate of philosophical sciences, assistant professor of Philosophy and Methodology Science Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 111.11: 124.51
Н.И. ПРАВОВСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Ключевые слова: повседневность, ценность, вечная ценность, мировоззрение, выбор.
Дан анализ философского понятия «вечная ценность». Рассмотрены аксиологическая и мировоззренческая функции системы ценностей в повседневной жизни человека, влияние общечеловеческих ценностей на процесс принятия решений в повседневной жизненной практике и формирование мировоззрения. Методом трехкругового анализа исследовано слияние событийного, временного и вечного в повседневности. Дана оценка значения гуманитарных ценностей для современного общества.
N.I. PRAVOVSKAYA EVERYDAY LIFE IN AXIOLOGICAL MEASUREMENT
Key words: everyday life, value, eternal value, outlook, choice.
In the article the analysis of philosophical concept «eternal value» is presented, axiological and world outlook functions of the value system in the everyday life are considered. The influence of universal values on the decision-making process in life experience and outlook formation is also described. The integration of the event, time and eternality in everyday activity is investigated by the method of the three-circular analysis. The estimation of humanity values for a modern society is given.
Каждый день жизнь ставит человека перед проблемой выбора. Выбор этот многовариантен, касается всех сфер жизнедеятельности и неразрывно связан с мировоззрением человека. Жизнь, мир, здоровье, семья, любовь, верность, справедливость, истина, бескорыстная дружба, взаимопомощь и т.д. являются вечными ценностями человеческой жизни. Только усвоив и впитав эти ценности, можно создать здоровое, способное к созиданию общество. В условиях духовного кризиса человеку особенно важно ориентироваться на непреходящие ценности бытия. В наши дни актуализируется проблема поиска глубинных оснований, вечных ценностей и мотивации бытия человека и определения его мировоззренческой картины повседневности. Для исследователя представля-
ется необходимым определить влияние смысложизненных категорий на механизм принятия решений в повседневной жизни; важно понять, каким образом «вечное» воздействует на повседневную практику человека, ее событийную и временную составляющие; выяснить, можно ли повседневность отделять от аксиологических, мировоззренческих установок человека.
Вопрос роли ценностей в жизни человека всегда волновал исследователей, этой проблемы касались Платон, Аристотель, А. Августин, М. Монтень, И. Кант, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Ф. Ницше и др. Однако чаще всего повседневная жизнь и мировоззренческая, ценностная основа человека рассматривались в разных плоскостях, дистанцированно друг от друга. Влияние вечных ценностей на повседневную жизненную практику не получило должного освещения. Интересной методологической моделью исследования повседневности, способной раскрыть ее новые грани, может явиться метод трехкругового анализа Ю.Г. Кудрявцева [4], рассматривающий мир человека на уровнях событийного, временного и вечного. Первый уровень - миросозерцание - отражает внутренний и внешний мир человека, раскрывает конкретику, бытовые представления, взаимосвязи лежащих на поверхности явлений, или «арифметику бытия». Миропонимание - следующий уровень отражения человеком себя, раскрывает социальность и повторяемость жизненный ситуаций и является «алгеброй бытия». И, наконец, третий круг бытия -мировоззрение - является «высшей математикой», отражает вечный уровень бытия. Человек постигает мир в процессе прохождения этих трех уровней, расположенных в порядке усложнения: от интуитивности - к теоретическому обоснованию, от бытовой повседневности - к философичности.
При исследовании конкретных событий представляется необходимым выявить смысл поступка, действия, его основополагающее вечное начало. На первый взгляд повседневность отражается лишь в круге событийного и включает в себя быт, рутину, труд, отдых, каждодневное общение людей. Однако повседневность заключает в себе более глубокие формы бытия человека. Каждый день являет собой модель всей жизни человека, он переживает разнообразные чувства, эмоции, принимает решения, поступает согласно здравому смыслу, общепринятым нормам или стереотипам. Человек в повседневной жизни решает и бытовые вопросы, входящие в первый круг событийного; и вопросы более значимые, относящиеся к временному уровню; и вопросы глобальные, значимые всегда и для всех - вопросы вечного круга.
В повседневности, ежедневных действиях происходит слияние вечного, временного и событийного, вечное предстает в качестве смыслообразующего фактора конкретной мысли или поступка. Все три круга - событийный, временной и вечный - оказывают огромное влияние на мировоззрение человека. Оно включает в себя эмоционально-ценностные и интеллектуальные контексты, имеет субъективную окрашенность, помогает человеку определить отношение к самому себе, окружающему миру, обществу, включает основные жизненные позиции человека, его ценностные ориентации, убеждения, идеалы, принципы и т.д. Процесс становления мировоззрения человека неразрывно связан с проблемой выбора, а последняя, в свою очередь, базируется на представлении о ценностях. Способность к выбору раскрывает индивидуальность человека, в соответствии с выбором конструируется все его повседневное бытие. Проблема выбора вышла в ряд актуальных в начале XX в. и наибольший интерес вызвала у экзистенциалистов, считавших, что мир не предзадан, а сформирован нашими представлениями о нем. Так, по мнению Ж.-П. Сартра, «Человек - прежде всего проект, который переживается субъ-
ективно... Индивидуальный субъект сам себя выбирает... Нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, - всегда благо» [5. С. 323-324]. Роль положительного, блага, ценности играет в жизни человека очень важную роль. Вкладывая благое в свои поступки и мысли, человек формирует вокруг себя созидательное начало, идеалы добра, истины, справедливости. Человек, бытийствуя в социуме, с одной стороны, впитывает уже существующие представления о нем, с другой - формирует свою мировоззренческую картину. Следует согласиться с Г.Г. Кириленко, определяющей повседневность как универсальный контекст принятия решений и отмечающей, что «сложные проблемы, которые решаются человеком повседневности под видом проблем бытовых, свидетельствуют о мировоззренческой насыщенности повседневности... Повседневность - это своеобразный резервуар культуры, склад не нужных пока (или «уже») вещей, это отсрочка творчества, выбора, решения» [3. С. 61-63]. Человек, в которого семья и общество заложили всю совокупность общечеловеческих ценностей - понятие добра и любви, мира и дружбы, справедливости и истины, оказываясь перед трудностью выбора, обращается к этой «сокровищнице» ценностных ориентиров, делая выбор в пользу наиболее приемлемого варианта решения проблемы. В качестве обще-употребимой нормы вечные ценности изначально включены в ткань повседневности, являются своего рода ее матрицей. Конкретность, событийность повседневности становится иллюстрацией ценностных норм человека.
В повседневных обыденных ситуациях проявляется отношение человека к самому себе, окружающим, миру, вечным ценностям. Повседневность предстает перед нами как множество реально досягаемых и ежедневно проживаемых нами миров: индивидуально-личностного, семейно-бытового, социального, религиозного, профессионального, этнического, нормативно-ценностного и др. Повседневность многовекторна и многомерна, она имеет всеохватывающий характер. Повседневная жизненная практика человека состоит из множества взаимосвязанных элементов - труда, отдыха, развлечений, общения с другими членами социума. Повседневность, состоящая из множества повторяющихся изо дня в день устоявшихся, привычных, рутинных форм жизни, базируется на ценностных приоритетах человека. Вечные вопросы жизни и смерти, добра и зла, справедливости и несправедливости оказывают большое влияние на принятие решений и, как следствие, на вектор развертывания повседневной жизни. Человеку, не имеющему прочного моральнонравственного «фундамента», сложно ориентироваться во множестве вариантов в поисках правильного решения. Размышляя о ценностях повседневной жизни, российские исследователи В.Е. Давидович и Е.В. Золотухина-Аболина правомерно соотносят их с пирамидой потребностей А. Маслоу: наряду с ценностями материального благосостояния, удовольствия, самоутверждения, признания, целедостижения, развлечения, авторы отмечают такие непреходящие ценности, как ценность жизни, здоровья, любви, справедливости. Исследователи отмечают опасную тенденцию нашего времени - подмену ценностей идеологиями: «Идеология - это утверждение Жертвы ценностями повседневности. Либо всеми ценностями, либо их жизненно важной частью. Вместо ценностей повседневности выдвигаются иные - надповседневные, общенациональные, общегрупповые, общечеловеческие или трансцендент-
ные ценности» [1. С. 11]. На наш взгляд, такая проблема действительно актуализировалась. В условиях экономической и культурной глобализации, гиперкоммуникации, нестабильности, утраты смысла жизни, веры в вечные ценности, углубления кризиса гуманности проблема подмены ценностей выходит на первый план. Человек оказывается в бесконечном потоке разнообразной информации, становится жертвой «клипового» мышления - он не способен выкроить время на то, чтобы остановиться и взглянуть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты. Нестабильность и шаткость положения человека в современном мире объясняются тем, что процессы изменения окружающей социокультурной среды его обитания несопоставимо более скоротечны, чем он способен их осмыслить. Идея саморазвития и самоопределения теряется в суете повседневной жизни. Современному человеку сложно сконцентрироваться на своих ощущениях, сформировать свою мировоззренческую позицию, он боится остаться наедине с самим собой, не умеет размышлять. Анализ литературы и социальной практики позволяет выделить следующие проблемы человека начала XXI в.: рассеянное внимание, обрывочность и фрагментарность мышления, внутренняя напряженность и беспечность одновременно, нехватка времени на рефлексию, самоанализ и самоопределение, ломка традиционных ценностей и устоев при отсутствии четких нравственных ориентиров.
Повседневность протекает в индивидуальном для каждого человека пространстве-времени, наполнена спецификой индивидуального ощущения, восприятия и переживания мира, предметов и явлений, в этом смысле она субъективна. Повседневная культура бытия в социально-философской рефлексии оказывается отражением духовной сферы изучаемого общества, так как включает в себя не только такие элементы, как жилище, пища, внешний образ, но и более глубинные формы - своеобразную основу, состоящую из многовековой традиции формирования мировоззрения. Для выхода из духовного кризиса современному человеку необходимо ориентироваться на вечные ценности жизни: любовь, дружбу, созидательность, справедливость, взаимопомощь и т.д. Только человек, сориентированный на идеалы гуманного общества и впитавший непреходящие ценности жизни, способен принимать правильные решения в своей повседневной жизненной практике.
Литература
1. Давидович В.Е., Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и идеология // Философские науки. 2004. № 3. С. 5-17.
2. Касавин И. Т. Мир науки и жизненный мир человека // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход: сб. науч. тр. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2006. 472 с.
3. Кириленко Г.Г. Повседневность как универсальный контекст принятия решений // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 56-71.
4. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского: событийное, временное, вечное. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 400 с.
5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.
396 с.
ПРАВОВСКАЯ НАДЕЖДА ИВАНОВНА - аспирантка кафедры философии, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
PRAVOVSKAYA NADEZDA IVANOVNA - post-graduate student of Philosophy Chair, Volga State University of Technology, Russia, Yoshkar-Ola.