Научная статья на тему 'Повседневность как предмет исследования гуманитарных наук'

Повседневность как предмет исследования гуманитарных наук Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
876
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Повседневность / повседневная жизнь личности / быт / обыденное сознание / модель поведения / ОБРАЗ ЖИЗНИ / Everyday life / everyday life of the person / Life / common consciousness / behavioral model / style of living

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Полякова Ирина Павловна

Анализируются подходы к исследованию проблем повседневности, делается вывод, что наиболее целостную картину бытия человека может дать лишь социальная философия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most interesting and actual problems of humanitarian sciences is the problems of everyday life. Psychology, sociology, history, culture and social philosophy work at this subject. There are interested in different aspects of the problem, because everyday life is a very complicated phenomenon. The main purpose of social philosophy is to present the whole picture of everyday life.

Текст научной работы на тему «Повседневность как предмет исследования гуманитарных наук»

УДК 930.1

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

© 2009 г. И.П. Полякова

Липецкий государственный технический университет, Lipetsk State Technical University,

398600, г. Липецк, ул. Московская, 30, Moskovskaya St., 30, Lipetsk, 398600,

mailbox@stu. lipetsk. ru mailbox@stu. lipetsk. ru

Анализируются подходы к исследованию проблем повседневности, делается вывод, что наиболее целостную картину бытия человека может дать лишь социальная философия.

Ключевые слова: повседневность, повседневная жизнь личности, быт, обыденное сознание, модель поведения, образ жизни.

One of the most interesting and actual problems of humanitarian sciences is the problems of everyday life. Psychology, sociology, history, culture and social philosophy work at this subject. There are interested in different aspects of the problem, because everyday life is a very complicated phenomenon. The main purpose of social philosophy is to present the whole picture of everyday life.

Keywords: everyday life, everyday life of the person, life, common consciousness, behavioral model, style of living.

В последние годы в социальной философии возросла актуальность проблем повседневности, стали появляться исследования по проблемам бытовой культуры, образа жизни личности, философскому осмыслению обыденности. Это связано с осознанием того, что из подробностей и мелочей быта, особенностей повседневного существования человека складывается устойчивая типологическая определенность, своеобразное «лицо» общест-

ва как такового. Ценность исследований быта заключается в том, что он выступает миниатюрной копией общественного бытия в целом.

Под повседневностью традиционно понимается нечто привычное, рутинное, нормальное, себе тождественное в различные моменты времени.

Однако, несмотря на важность и сложность этого феномена, повседневность является основой и необхо-

димой предпосылкой исследований в социальных науках, но почти никогда не становится темой этих исследований. Изучение повседневности откроет новые возможности участия социальной науки в человеческой жизни. При внимательном рассмотрении проблем повседневности вскрывается огромный пласт вопросов, непосредственно касающихся целого ряда научных дисциплин: истории, социологии, культурологии, психологии и, безусловно, социальной философии.

Представим в общих чертах различные аспекты проблем повседневности в русле вышеперечисленных наук.

Исследование повседневности дает обширный материал для интерпретаций в свете исторической науки. Реальная история не может рассматриваться в отрыве от отдельного человека, его образа жизни и поведения. По замечанию Д.Н. Круглова, в эволюции повседневности отражается состояние цивилизационного процесса в целом [1].

Изучение повседневной жизни помогает адекватно воспринять исторический процесс, разрушить неверные стереотипы. При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть в конкретных обстоятельствах, через его деятельность подойти к изучению общественных процессов.

Исследование повседневности - это попытка найти точки соприкосновения отдельного человека и государства, сблизить их. Каждая историческая эпоха создает свою специфику взаимодействия общества и человека, общества и природы. История различных народов формировала уникальное культурное пространство, воплощавшее базовые представления эпохи о миропорядке, вечности, жизни и смерти, а ценности, нормы и правила морали накладывали отпечаток на облик поселений людей, их образ жизни, воплощавших их представления о красоте и гармонии. Окружающая среда оказывает влияние на внешний вид и внутренний мир человека. Каждая историческая эпоха формирует свои каноны, свою символику правил человеческого поведения. Подчеркивая эти символические принципы, запретами и разрешениями устанавливается граница между нормой и патологией человеческого существования. Структуры повседневности, сплетаясь друг с другом, образуют специфические локальные пространства, которые охватывают различные стороны человеческой жизнедеятельности. Они включают в себя как сознательные, так и бессознательные элементы, что формирует сложную систему повседневного бытия [2].

Разные культуры способствуют выработке разнообразных стандартов поведения людей. Они охватывают все сферы жизнедеятельности человека и выражаются в своеобразных символических формах: обрядах и ритуалах, художественных стилях и религиозных представлениях, стереотипах сознания и поведения и т.д. Как отмечает А.В. Бабаева, поведение достаточно точно отражает специфику конкретной исторической эпохи и происходящие в ней изменения. Оно, сформировавшись на основе ценностно--нормативных систем, выступает как «ключ» к прочтению смысла конкретной исторической эпохи. Это связано с тем, что, несмотря на стремление человека к многовариантности, многообразие поведен-

ческих образцов в историческую эпоху никогда не бывает беспредельным. На упорядочивание вариантов поведения направлена тенденция к унификации, которая проявляется в выработке доминирующих программ поведения в каждый конкретный исторический период [3].

Повседневность становится предметом интереса историков во второй половине XIX в. В это время, особенно в конце XIX - начале ХХ в., появляются как отечественные, так и зарубежные исследования, посвященные быту, нравам, обычаям народов европейских стран. Таковы, например, работы А. Терещенко, Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина, С.В. Ешевского, К.А. Иванова, Э.Э. Ви-олле-ле-Дюка, Э. Фукса, П. Гиро.

По мнению В.Д. Лелеко, вопросы, которые интересовали ученых первой волны можно свести к следующим группам:

1. Макро- и микросреда обитания: природа, город, деревня, жилище (в его обращенности вовне, наружу и внутреннее пространство, включая интерьер, мебель, утварь, и т. д.).

2. Тело и заботы о его природных и социокультурных функциях: питание, физические упражнения, гигиена, врачевание, костюм.

3. Ключевые, поворотные, личностно и социально значимые моменты в жизни человека, обрядово оформленные, - рождение (крещение), создание семьи (свадьба), смерть (похороны).

4. Семья, семейные отношения, межличностные отношения в других микросоциальных группах (профессиональных, конфессиональных и др.).

5. Досуг: игры, развлечения, семейные и общественные праздники и обряды.

В.Д. Лелеко также отмечает, что для работ этого периода характерен фактографически-описательный подход. Исследователи сосредоточивают внимание на внешней, предметно-материальной стороне жизни, на отдельных поступках, на внешнем выражении человеческих чувств, представлений, взаимоотношений, зафиксированных в устоявшихся формах: обычаях, обрядах, ритуалах. Ученых интересуют прежде всего стереотипы поведения, а не регулирующие их полубессознательные установки массового сознания [4].

Одной из ключевых работ, дающих понимание повседневности в русле исторической науки, является труд Р.Й. Хёйзинги «Осень средневековья», посвященный описанию форм европейской жизни и форм мышления XIV-XV вв. В данной работе осуществлен поворот исследовательского внимания к внутренним, ценностным, содержательным смыслам жизненных и мыслительных форм западноевропейской средневековой культуры. Наибольшее распространение опыт исторической реконструкции механизмов и установок сознания определенной эпохи, а также исследование ментальностей получили в трудах представителей французской школы «Анналов». Именно в рамках данной школы формируется история повседневности как одно из исследовательских направлений. Оно получает поддержку и широко распространяется во многих европейских странах, начиная с 60-х гг. и до настоящего времени.

В.Д. Лелеко выделяет следующие особенности исследования проблем повседневности в русле современной истории: стремление связать повседневность как микроисторический уровень жизни с макроисторией (экономикой, политикой, уровнем развития техники, и т. д.), показать их взаимодействие; отказ от самоценного бытописательства, обращение к ментальному уровню повседневной жизни, к идеалам, стереотипам сознания, ценностным ориентациям, что в свою очередь открывает перспективу раскрытия культурных смыслов бытовых вещей, одежды, форм и формул поведения, общения, т. е. перспективу семиотического, эстетического, культурологического исследования повседневности.

Каждая историческая эпоха формирует свои доминирующие модели поведения, позволяющие понять господствующие ценности людей, их мировоззренческие установки. История предоставляет обширный материал для социальной философии, касающийся особенностей повседневной жизни людей разных исторических эпох и культур, что даёт возможность выделить общие сущностные черты повседневной жизни человека [4].

Круг проблем, исследуемых социологией, будет неполным без рассмотрения проблем повседневности. Социолог, занимаясь общественными процессами, не может оставаться равнодушным к проблемам отдельного человека как члена данного общества. Проблемы повседневности ставятся и исследуются в рамках нескольких взаимосвязанных направлений социологии ХХ в., а именно: символического интеракционизма, феноменологической социологии и этнометодологии. Круг проблем, решением которых занята современная социология, представлен следующим образом.

Так, И.Т. Касавин выделяет области повседневности, вызывающие интерес социологов: зонирование пространства обитания в быту; хронометраж времени будничного и выходного дней, недель труда и отпуска; формы досугового поведения; ролевые структуры и функции в разных контактных группах (семейных, офисных, клубных, прочих); тактики языкового поведения, особенности языковой личности; специфика межличностного взаимодействия в специальных учреждениях; порядки социализации разных общественных групп; порядок сна, формы питания, ритуалы ежедневные и праздничные, модификации этикета, статусные значения пользования сложной техникой (автомобилем, кухонным оборудованием, компьютером, радиотелефоном, музыкальным инструментом, проч.); место в компьютерной «паутине»; многие другие стороны бытовой, но по -своему знаковой сферы жизни современного человека [5].

Социолог стремится выяснить, каким образом человек усваивает те или иные стереотипы поведения, какие приемы воздействия наиболее эффективны, как влияет государственная идеология на разные слои и возрастные группы людей, как общественный слой отражается на частной, повседневной жизни людей.

Помимо общих вопросов повседневности, социолог пытается проникнуть в глубины человеческой жизни, обосновывая выбор поведения человека в отношении семьи, работы, культуры отдыха и т.д. Социолога вол-

нуют самые разнообразные детали, формирующие картину быта современного человека и причины, по которым человек выбирает тот или иной стиль жизни.

При этом социологи не просто описывают наблюдаемые феномены, но и интерпретируют их, делая выводы в отношении всего общества в целом, четко разделяют повседневные и внеповседневные ситуации, уделяя повышенное внимание первым. К повседневным относится тот тип ситуаций, который отличается от пограничных, кризисных и т.д., т.е. ситуаций, вырывающихся из обыденного ряда событий.

Другими словами, в поле внимания социологии повседневности должны попадать прежде всего те сферы, которые составляют «мир маленького человека».

Таким образом, повседневность является одним из ключевых понятий современной социологии, используемой самыми различными группами в русле разнообразных концепций, не вызывая при этом полемики и дискуссии.

Дополнить картину повседневности позволяют данные культурологических исследований. Культура любой страны и любой эпохи не мыслится без понимания повседневной жизни ее коренных жителей. Только представление реалий повседневности: обычаев, ритуалов, основных занятий, увлечений людей - может сформировать адекватную картину жизни того или иного народа в ту или иную эпоху. Источниками сведений могут выступать среда обитания, документы, здания, предметы домашнего обихода и интерьера, художественные образы (картины, фотографии, видеосъемка, афиши, открытки), книги и другая почтовая продукция, народный фольклор (пословицы, анекдоты).

Культуролога интересует прежде всего взгляд со стороны на специфику быта: особенности восприятия жизни людьми, их интересы, продукты их творчества, стиль одежды и особенности ухода за внешностью, мода, досуг, праздники, ритуалы, душевные переживания, правила этикета и т.д. Кроме того, культурологов интересует интеллектуальная составляющая повседневности - ментальность как основа, дающая ключ к пониманию духовных феноменов.

Действительно жизненный мир отдельного человека есть общий знаменатель всей человеческой практики. Чтобы постичь глубинные аспекты повседневной жизни того или иного народа, стороннего наблюдения часто недостаточно. Поселившись в качестве гостя, временного члена той или иной общины (как правило, в социумах архаичного, традиционного типов; вообще, чужих, а не родных для него), исследователь получает возможность не только наблюдать ее жизнь во всем многообразии, но и участвовать в ней собственнолично. Таким образом, ему могут открыться и такие стороны жизни людей, от которых не остается достаточно или же вовсе следов в исторических, документальных источниках. Только наблюдение чужой повседневности позволяет заглянуть за фасад любой культуры, в закулисные уголки настоящей жизни.

Повседневность достаточно широко представлена в искусстве, особенно в живописи. При этом следует учи-

тывать, что искусство гораздо раньше науки «исследовало» и утвердило культурную ценность обыденной жизни. Достаточно вспомнить живопись «малых голландцев» и немецко-австрийский «бидермайер» - духовное движение и художественное течение 1820-1850 гг., незаслуженно обойденные вниманием в отечественной науке. Бидермайер как выражение жизненных ценностей и мировоззрения немецкого бюргерства с его интересом к скромным семейным радостям и заботам, поэтизацией мира вещей, уюта был следующим после реализма голландской живописи художественным возвышением обыденной жизни среднего класса. Бидермайер создает целостный, законченный по стилю жилой интерьер, в котором исследователи обнаруживают большую часть современных типов мебели. Повседневность как определенный модус культуры также имеет системный характер. Системный анализ повседневности предполагает определение и описание основных ее элементов и структуры, рассмотрение ее функций и динамики исторического развития. Культурологическая модель повседневности должна сочетать в себе фундаментальность, присущую философскому анализу бытия, и фактологическую конкретность, за которой стоит своеобразие, специфика повседневной жизни. Культурология должна использовать и интегрировать данные и методы специальных наук о культуре, прежде всего историографии, истории культуры, социологии, семиотики культуры [4].

Психологию как науку о душе в общепринятом понимании мало должны волновать проблемы повседневного. Принято считать, что духовность и душа относятся к высшим материям, в то время как повседневное - это исключительно низменное и земное.

Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в нем, воплощая в жизнь духовные, высшие ценности, в то время как повседневность наполнена решением земных проблем и реализацией на практике утилитарных ценностей, способствующих выживанию и лучшей адаптации личности. Тем не менее для лучшего понимания личности, ее потребностей и мотивов, ценностей и установок достаточно проанализировать ее образ жизни. Личностные особенности проявляются в формах организации быта, привычках, ближайшем окружении, стиле поведения и внешнем облике.

Во всех отраслях психологической науки (социальная, детская, дифференциальная, клиническая психология и т.д.) касаются вопросов, связанных с бытом и повседневностью личности. Итак, в качестве важнейшей формы человеческой жизнедеятельности повседневность стала объектом, на котором сконцентрированы интересы многих гуманитарных дисциплин. Для классической психологии XIX - начала XX в., пусть даже привлекшей внимание к феномену бессознательного, приоритет рационально-рефлексивной стороны сознания был общим местом. Интроспекционизм Вундта и вюрцбургской школы психологии мышления, геомет-ризм гештальтистов, «Эго» Фрейда - все это феномены одного ряда, характеризующие сциентистскую линию в психологии. Предметом их интереса стал один из аспектов повседневности, а именно повседневное сознание.

Донаучное, повседневное сознание, de facto являясь неизбежным предметом психологических исследований, рассматривалось вместе с тем как принципиально несовершенное, требующее очищения, прояснения, усовершенствования с помощью рефлексии и науки.

Поворот к анализу повседневности как самоценного феномена в рамках психологической науки представляет собой общую тенденцию второй половины XX в. Он обусловлен кризисом абстрактных подходов, в которых предметом является изолированный индивид, противопоставленный научному методу его исследования. Среди ученых растет осознание того, что настоящий, живой человек встречается лишь в повседневной жизни, в мире повседневности. Человек обнаруживает себя в мире феноменально, ориентируясь во времени, работая, удовлетворяя свои потребности и переживая разочарования в еде, сне, любви, творчестве.

Существует даже понятие «Alltagspsychologie», «everyday psychology» (психология повседневности, повседневная психология).

Повседневность как объект накладывает определенные требования и на методологический инструментарий, изменяя содержание и направленность психологического исследования.

1. Поле повседневности - отрезок жизни, ограниченный социальными, биографическими, биологическими, экологическими факторами.

2. Повседневность проявляется в этом отрезке жизни как обусловленная не отдельным событием, а социальной, психической или физической ситуациями, с которыми сталкивается индивид или группа.

3. Повседневность - это не какой-то единственный объективный мир, а доступный всем мир опыта, проявляющийся в многообразии частично пересекающихся субъективных миров.

4. Повседневность - это сохранение единой формы в процессе изменения, повторение сходного через близкие по значению перерывы. Это в значительной мере проблема времени (в биологическом, астрономическом, социальном контексте), проблема жизненных ритмов.

Таким образом, повседневность, являясь сложным, многоаспектным феноменом, представляет интерес для ряда дисциплин социально-гуманитарного цикла. Человека невозможно рассматривать вне контекста его повседневной жизни, поэтому каждая дисциплина уделяет внимание тому или иному фрагменту повседневного мира человека, в то время как социальная философия ставит задачу превратить мозаичное видение жизни человека в целостную картину его бытия.

Литература

1. Круглое Д.Н. Повседневность как предмет философской рефлексии : дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1996. 162 с.

2. Бабаева А.В. Миф в пространстве повседневности // Смысл мифа: мифология в истории и культуре : сб., посвященный 90-летию профессора М.И. Шахно-вича. Сер. «Мыслители». Вып. 8. СПб., 2001. С. 300.

3. Бабаева А.В. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Мои-

сея Самойловича Кагана // Материалы Междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г., Санкт-Петербург. Сер. «Symposium». Вып. 12. СПб., 2001. C. 177-179. 4. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в евро-

Поступила в редакцию

пейской культуре. СПб., 2002. 5. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М., 2004. 432 с.

22 сентября 2008 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.