Научная статья на тему 'Повседневность как интегративная категория культурологического знания'

Повседневность как интегративная категория культурологического знания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
108
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повседневность как интегративная категория культурологического знания»

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Рещикова И.П.

Тематизация культурологии была и остается проблемным в методологическом отношении предприятием. Данная статья представляет попытку выяснения тех имманентных причин, в силу которых позиционирование культурологии в качестве дисциплины непродуктивно, и попытку обоснования ее рассмотрения как интердисциплинарного поля.

Г енезис культурологии обусловлен процессами эпистемических

трансформаций Х1Х-ХХ вв. В сфере гуманитарных наук длительный период аккумуляции разнообразного фактического материала, сопровождавшийся процессом углубления и академической дифференциации отдельных дисциплин, сменился критическим периодом осмысления и обобщения эмпирических данных. Так начался поиск нового общего гносеологического базиса, поскольку великие метадоктрины Х1Х в. с их макроаналитическими интенциями, последовательным монизмом, телеологизмом и европоцентризмом уже не обеспечивали адекватной интерпретации

накопленного материала. Поиск затянулся до настоящего времени: на роль нового базиса пробуются различные парадигмы. В целом эта ситуация уже традиционно определяется как перманентный методологический и

мировоззренческий кризис, изначально локализованный в сфере истории, поскольку с Х1Х в. именно история была «царицей наук» [2; 12]. Заметим, что статус «венца гуманитаристики» история не утратила и в следующем столетии - несмотря на мощные потрясения самих основ исторического знания; в ХХ в. по-прежнему «история образует «среду» гуманитарных наук» [3; 389].

Тем не менее ситуация кризиса имела глобальные для науки в целом последствия. Транзитивный период ее существования сделал небесспорной ясность и прозрачность универсума, созданного классическим

философствованием; проект познаваемой, предсказуемой, ограненной в своей завершенности и совершенстве реальности был исчерпан к концу Х1Х в.

Прибегая к метафоре, можно сказать, что «эра невинности» ушла в прошлое, а «греховный плод» предстал в виде методологической рефлексии по поводу оснований гуманитаристики. Результатом стало «осознание собственной наготы»: более не могла оставаться адекватной новым

эпистемическим условиям знаменитая максима Л. Ранке о том, что долг историка - описывать прошлое «как собственно это было»:

1) подверглась переосмыслению центральная «священная» категория исторического исследования - исторический факт. В связи с этим стала очевидной необходимость наполнения новым содержанием

такого фундаментального критерия исторического знания, как объективность;

2) этот импульс породил цепную реакцию по всему пространству научного знания, заставив ученых усомниться в статусе факта как основы теперь уже любого научного исследования, а также и в статусе знания, оперирующего фактами (подлинность и несомненность результатов исследования перестали быть конститутивными характеристиками научного знания): «Никакое знание в условиях модернити не есть знание в «старом» смысле, где «знать» - значит быть уверенным. Это относится в равной степени и к естественным, и к гуманитарным наукам» [5; 106];

3) в результате рефлексии о природе исторического познания возникло понятие гуманитарные науки, что отразилось в опытах классификации наук с постулированием принципиального (на тот момент) различия двух типов научного познания;

4) таким образом, появилась собственно гуманитаристика как интеллектуальный феномен и началось активное определение ее предмета, методологии и категориально-понятийного аппарата. Итогом стала профессионализация входящих в состав гуманитарного знания дисциплин.

Крупный гносеологический сдвиг в истории не мог не стать причиной аналогичных изменений в смежных дисциплинах. Уже в сер. Х1Х в. обозначилось свойственное гуманитарной области познания интердисциплинарное взаимодействие. Сначала оно было оформлено как идея «колонизации» историей смежных дисциплин, зачисляемых в разряд вспомогательных; позже - как их союз и формирование новой социальноисторической науки. К рубежу Х1Х-ХХ вв. возник первичный синтез, который был дезинтегрирован уже к 1960-м годам появлением множества субдисциплин с бесконечнымивзаимопересечениями объектов и методов исследования.

Общим вектором описанных процессов стало движение к междисциплинарности (впрочем, понимаемой различно на разных этапах этого движения); общим контекстом явилось переосмысление рациональности как фундаментальной категории западного мышления. Различение наук о духе и наук о природе достаточно быстро сменилось постулированием возможности их интеграции: новое решение проблемы субъект-объектных отношений привело к снятию жесткого бинаризма в соотношении «гуманитарного» и «естественного» знания, причем импульс к такому «смешению языков» был дан физиками.

В целом научное знание эпохи «эпистемического переворота» описывается как пребывающее в стадии формирования единой общенаучной картины мира; при этом сам образ науки, базирующейся на новом типе рациональности, определяется как «постнеклассический» [4; 29].

Следует отметить, что «тотализация» науки как таковой сопровождается параллельным процессом усложнения дисциплинарного разнообразия в пределах обоих ранее выделенных типов познания. Общей чертой этого умножения дисциплин стала расфокусировка исследовательской точки зрения с макро- на микроаналитическую перспективу, с внеличностных законов на процессы конструирования жизненной конкретики. Тем не менее попытки осуществления декларированного нового исторического синтеза не привели к формированию монолитной объектно-методологической целостности и, как отмечают исследователи, вряд ли приведут в ближайшем будущем. Одной из причин этого является определенная ригидность академической системы и консерватизм этоса, консолидирующего научные сообщества. Однако это не самая важная причина.

Новый образ науки - это огромное исследовательское пространство, которое образовалось за последние 100-150 лет в результате многократных дифференциаций и реинтеграцийсубдисциплин и смежных наук. Постмодернизм через серию «вызовов» и «поворотов» («антропологического» начала 1980-х, «лингвистического» и «семиотического» конца 1980-начала 1990-х) сформировал к концу ХХ в. новую исследовательскую парадигму - культурологическую: складывается особый «социокультурный подход к изучению исторического прошлого с новой масштабной задачей - раскрыть механизм социального взаимодействия» [1].

В этой связи культурология вряд ли вообще должна рассматриваться как специальная четко очерченная отрасль знания. Культурология -результат тематизациигуманитаристики на новых основаниях: это

исследовательское поле, в пределах которого любые дисциплинарные разграничения весьма относительны. Именно поэтому непродуктивны традиционные попытки демаркации субдисциплин внутри культурологии; в частности, последовательное проведение дихотомии история культуры-теория культуры результируется порожденной культом «объективного факта» механистичной бинаристской оппозицией.

Постмодернизм инициировал отход от понимания науки как системы с центрированной структурой: это уже не столько система производства и трансляции знания, сколько децентрированное и плюралистичное в предметном отношении дискурсивное поле, требующее переопределения объекта исследования. Понятие культура напряженно интерпретировалось в течение всего ХХ в., одновременно производилась калькуляция его определений с растущим пониманием невозможности терминологического дефиницирования. Главная причина, по которой данное понятие вряд ли может оставаться центральным в пространстве новой парадигмы, - это его вписанность в прежнюю эпистемологическую модель и отягощенность напластованиями прежних интерпретаций.

Более адекватным категориальным базисом культурологии как дискурсивного поля может стать и фактически уже становится повседневность. В отношении специфицированности эта категория вряд ли благополучнее, чем категория культура, но ее дискуссионность детерминирована уже не столько фундаментальностью природы понятия (как это имеет место в проблеме определения культуры), сколько вписанностью повседневности в современную научную ситуацию, связью с решением обозначенных выше гносеологических проблем эпохи «кризиса» едва ли не всех гуманитарных наук.

В спорах относительно перспектив развития истории после «культурологического поворота» постепенно формулируется сфера ее современной компетенции: ею должна стать «культурная история

социального», объединяющая макро- и микроаналитические подходы различных дисциплин. «Обновленная» история будет заниматься анализом «конструирования социального бытия посредством культурной практики, возможности которой, в свою очередь, определяются и ограничиваются практикой повседневных отношений» [1]. Такая новая наука (исследовательское поле), судя по всему, лишь в силу традиции сохранит название «история», поскольку ее предметно-методологическая определенность будет конституироваться с помощью установленной совокупности правил, позволяющих не «отражать» объект, тем самым «спасая» факт и фактичность, а создавать его репрезентации [6; 58].

Повседневность, все чаще становящаяся центральной категорией исторических, антропологических, социологических и прочих «культурологических» исследований, предстает как явленное воплощение трансформации гуманитаристики, как историзированный вариант понятия культура. Повседневность наилучшим образом позволяет синтезировать и теоретико-методологические аспекты современных исследований, и их очевидный интерес к ткани жизненной конкретики.

Список использованной литературы

1. Репина, Л. П. Междисциплинарность и история [Электронный ресурс] /Л. П. Репина. - http://images.humanities.edu.ru/pubs/2003/11.

2. Могильницкий, Б. Г. История исторической мысли ХХ века [Текст]: курс лекций /Б. Г. Могильницкий; под ред. В. М. Мучника. - Вып. 1: Кризис историзма. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. - 206 с.

3. Фуко, М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук [Текст] /М. Фуко. -СПб., 1994.

4. [Обсуждение книги В. С. Степина «Теоретическое знание»: материалы круглого стола] // Вопросы философии. - 2001. - № 1.

5. Гидденс, Э. Последствия модернити [Текст] / Э. Гидденс //Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

6. Эксле, О. Г. Факты и фикции: о текущем кризисе исторической науки [Текст] / О. Г. Эксле //Диалог со временем: альманах интеллектуальной

истории / Под ред. Л. П. Репиной. - Вып. 7. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. -392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.