Научная статья на тему 'ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ВОЕНАЧАЛЬНИКА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ'

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ВОЕНАЧАЛЬНИКА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЁТР I / Я.В. БРЮС / СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 ГГ. / GREAT NORTHERN WAR OF 1700-1721 / АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ПРИКАЗ / THE ARTILLERY ORDER / ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДЦЕЙХМЕЙСТЕР / PYOTR I / YA.V. BRUCE / GENERAL FELDZEICHMEISTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимов Сергей Владимирович

Статья посвящена повседневной жизни выдающегося сподвижника Петра I генерал-фельдцейхмейстера Якова Вилимовича Брюса (1670-1735) во время Северной войны (1700-1721 гг.). Впервые на основе документов Походной артиллерийской канцелярии, хранящихся в Архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург), исследованы особенности быта крупного военачальника во время военных действий, рассмотрены особенности квартирования, питания, обмундирования, лечения, организации деловой и личной переписки, управления собственным движимым и недвижимым имуществом, научные занятия и досуг, взаимоотношения Я.В. Брюса с представителями высшего командного состава петровской армии и правящей элиты русского общества.Article deals with the everyday life of the outstanding associate of Pyotr I - General Feldzeichmeister Jacob V. Bruce (1670-1735) during the Northern War (1700-1721). For the first time on the base of documents the Office of the artillery camp, kept in the Archives of the Military Historical Museum of Artillery, Engineering Troops and Signal Troops (St. Petersburg) the specific features of life of the major military commander during the war are studied, the features of quartering, nourishment, clothing, treatment, organisation of official and personal correspondence, managing their own movable and immovable property, scientific studies and leisure, relationships of Ja.V. Bruce with the senior officers of Pyotr's army and the ruling elite of the Russian society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ВОЕНАЧАЛЬНИКА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ»

ИЗ ФОНДОВ ВОЕННЫХ АРХИВОВ

Ефимов Сергей Владимирович — заместитель начальника Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи по научно-просветительской и выставочной

работе, кандидат исторических наук (E-mail: artillery@yandex.ru)

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ВОЕНАЧАЛЬНИКА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Деятельность выдающегося сподвижника Петра Великого генерал-фельдцейхмейстера (1711), генерал-фельдмаршала (1726) российской армии Якова Вилимовича Брюса на военном и государственном поприще освещена в исторической литературе достаточно широко. Тем не менее повседневная жизнь этого военачальника во время Северной войны 1700—1721гг., как, впрочем, и всего генералитета петровского времени, требует дополнительного изучения. Этому в немалой степени может способствовать исследование эпистолярных жанров той эпохи. В архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) сохранилась переписка Я.В.Брюса как личного, так и делового характера, содержащая хотя и скудную, но интересную информацию о его жизни, участии в боевых действиях, о походах и научных изысканиях. Самые ранние из писем относятся ко времени назначения Я.В.Брюса начальником русской артиллерии и второго похода под Нарву (1704), самые поздние — к 1713году, последнему периоду участия Я.В.Брюса в Северной войне.

«В доме милости твоей... всё в добром сохранении»

(Семейные дела Я.В. Брюса)

С почтой из Приказа артиллерии, которым Я.В.Брюс руководил с 1704года, он, будучи в походах, получал редкие весточки из дома от своей супруги Марфы Андреевны (1675—1728). Она была замужем за Яковом Вилимовичем с 1694года. Дочь генерал-поручика от кавалерии на русской службе, эстонца по происхождению Генриха Цеге фон Мантейфель — Марфа Андреевна (Маргарита) не понаслышке знала тяготы походной жизни и старалась хоть как-то скрасить военные будни мужа.

Эта трогательная забота проявлялась во всём, даже в мелочах. Так, например, через обер-комиссара Приказа артиллерии подполковника Е.Зыбина она к новому, 1706, году послала в Гродно Якову Вилимовичу «бутылию с воткою» в туеске и «ведерко с калачами»1. А в доме Брюса в эти дни побывали даже сам Пётр1 и его сын царевич Алексей. 4января 1706года подьячий Артиллерийского приказа А.Брылкин писал Брюсу в Гродно: «Государыня моя, Марфа Андреевна, в добром здравии и в доме твоём милостию Божией всё сохранно. Государь изволил славить в доме твоём декабря в 29день2 в первом часу дня. Зело изволил увеселиться, и убрано было кушанье, также и напиткам зело изрядно. Назавтрее изволил кушать царевич и забавлялись с великим веселием, танцевали и в лещотки играли до полуночи»3.

Марфа Андреевна достойно принимала царственных особ. Даже суровый начальник Преображенского приказа князь-кесарь Ф.Ю.Ромодановский отписал Брюсу: «В доме твоём славили, и всё, слава Богу, исправили добре»4.

Многие месяцы войны Я.В.Брюс ни разу не был дома и требовал от дьяка Артиллерийского приказа Н.П.Павлова сообщать ему в письмах о домашних делах. С 5декабря 1706года практически все письма дьяка содержат стандартные приписки: «А... в доме милости твоей по нижеписанное число милостию Божиею всё в добром сохранении»5.

В 1707году Я.В.Брюс смог наконец-то встретиться с любимой супругой Марфой Андреевной. Пользуясь затишьем на театре военных действий, он просил жену приехать в Жолкву (Нестеров Львовской области, Украина). Путешествие продолжалось довольно долго из-за того, что она «в Калуге заскорбела [заболела] и, даже, посылала к Москве за доктором»6.

В конце января 1707года генерал-фельдмаршал Б.П.Шереметев отдал распоряжение оказывать М.А.Брюс содействие в поездке, выделять ей лошадей и провожатых. В феврале супруги наконец-то встретились.

Заботясь о перенёсшей болезнь жене, Я.В.Брюс приказал прислать из Москвы «зенчилинц [женьшеня] 2фунта, которое привозят из Сибири». При этом Яков Вилимович не считался даже с высокой ценой чудодейственного корня. «А преж сего такое коренье в покупке было фунт по 20рублей, а ныне ежели по той цене не сыщешь, то хотя и дорожей купя, и всеконечно, присылай не умедляв»7, — писал он дьяку Павлову.

Спустя некоторое время Я.В.Брюс просит прислать по Зфунта чаю и кофе, для него же было приобретено 2пуда «кенарского» (канарского, т.е. привезённого с Канарских островов) сахара. К столу военачальника из Москвы доставлялась белорыбица («рыбы белуги 2 теша да 2 ящика икры, 6 спинок осетровых»)8.

Осенью 1707года Марфа Андреевна вернулась в Москву, а в 1708году в семье Брюсов произошло радостное и долгожданное событие: родилась дочь Наталья. Это произошло, скорее всего, в последних числах января и не позднее 2 февраля, поскольку именно в этот день дьяки Артиллерийского приказа поздравили своего начальника с рождением дочери: «Желаем тебе, государь, от Господа Бога милости и здравия, и щастливого радостного пребывания по желанию милости твоей. Поздравляем тебя, государь, с новорожденной дщерию твоею, а нашей государыней Наталиею Яковлевной»9.

Крещение новорожденной состоялось в Москве, причём крёстным отцом был сам наследник русского престола царевич Алексей Петрович. Я.В.Брюс поспешил поблагодарить царевича: «Вашей Царской Высокости всенижайшое благодарение отдаю за превеликую милость вашу, что не изволили нашу низость презрети и были приемником дочери моей. При том желаю всякие щастие имети, дабы мог случай сыскати такую высокую милость вашей Царской Высокости верною своею услугою заслужити»10.

Подчинённые Брюса, остававшиеся в Москве, постоянно информировали своего начальника о его жене и дочери. Приказной курьер Ануфрий Брылкин сообщал: «Марфа Андреевна и Наталья Яковлевна в добром здравии», «в доме всё сохранно». Подполковник Ефим Зыбин писал Я.В.Брюсу, что «госпожа генеральша Марфа Андреевна в козельских вотчинах в добром здравии». Из другого письма можно узнать, что супруга Брюса проводила летние месяцы в принадлежавшем Якову Вилимовичу подмосковном селе Плохине. Московский комендант князь М.П.Гагарин лично изволил отписать о добром здравии жены и дочери Я.В.Брюса11.

Со своим старшим братом Романом (1668—1720) — петербургским обер-комендантом Я.В.Брюс более или менее регулярно обменивался письмами. Как правило, это в основном деловая

корреспонденция относительно выполнения различных распоряжений, снабжения армии, перевозок боеприпасов и артиллерии и т.п. Тем не менее они содержат сведения и личного характера.

В одном из писем Я.В.Брюс поздравил брата с радостным событием — рождением сына Александра. «Поздравляю тебя, братец, Богом данным сыном и зело радуюсь о том, что он тебе честь сделал восприемнить»12, — писал он брату.

Всё лето и начало осени 1706года Роман Вилимович был занят подготовкой похода на Выборг. Снабдить всем необходимым собиравшиеся в строившемся Санкт-Петербурге войска оказалось крайне трудно. В сентябре 1706года драгунский полковник граф фон О.Р.Шомбург пожаловался Меншикову на Р.В.Брюса, заявив, что его драгуны «безоружейны, и безлошадны, и безодёжны». Князь разгневался на петербургского коменданта, кроме того, масла в огонь подлили некие доброхоты, обвинившие Романа Вилимовича в том, что он строит себе хоромы по деревням.

Р.В.Брюс оправдывался перед братом: «Хотя бы я скота был глупее, я бы того не учинил». Он клялся под угрозой лишения чина и чести, что строит дом не для себя, а для губернатора князя Меншикова: «И тот дом не себе я строил, построен для приезду его сиятельства; мне не в вотчину Санкт Питербурх дан». Зная расположение светлейшего князя к брату, Роман Вилимович просил его о заступничестве перед Меншиковым от «ненавистников и лживцев», а также заверял, что «все полки удовольствованы будут к походу»13.

В 1712году по просьбе Романа, находясь в заграничном походе, Яков Вилимович подыскивал для своего подросшего племянника домашнего учителя из немецких студентов («молодаго и смирнаго штудиоза, который бы мог быть в доме моём для ученья моего сына Александра», «нарочитого, который бы по-немецки и по-французски мог учить»)14.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВиВС). Ф. 2. Оп. 1. Д. 9. Л. 179 об.

2 Все даты приводятся по старому стилю.

3 Архив ВИМАИВиВС. Ф. 2. Оп. 1. Д. 9. Л. 264, 264 об.

4 Там же. Л. 52.

5 Там же. Л. 402, 404, 411 и др.

6 Там же. Д. 33. Л. 458.

7 Там же. Л. 742

8 Там же. Л. 703, 743, 774; Д. 131. Л. 381.

9 Там же. Д. 38. Л. 635.

10 Там же. Л. 7.

11 Там же. Л. 304 об.

12 Там же. Д. 6. Л. 192 об.

13 Там же. Д. 9. Л. 258 об., 259.

14 Брюс Р.В., Брюс Я.В. [Из переписки. 1712 г.] // Русская старина. 1890. Т.66. №5. С.347—350. В ст.: Струков Д.П. Штуденты — домашние наставники в 1712 г.

АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

Панченко Анатолий Михайлович — начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Новосибирского высшего военного командного училища (военного института) МО РФ, полковник, кандидат исторических наук, доцент (E-mail: lvt_nvvku@mail.ru)

«ВОЗИЛИСЬ СУХАРИ — ДОЛЖНА ВОЗИТЬСЯ И БИБЛИОТЕКА»

Создание войсковых библиотек в период Русско-японской войны 1904—1905 гг.

9декабря* 1903года на имя начальника штаба Квантунской области из Главного штаба была отправлена телеграмма: «Вследствие заявления командующего войсками области в отчёте за 1902г. о неудовлетворительном состоянии офицерских библиотек войсковых частей, расположенных в Квантунской области, государь император 4ноября 1903г. повелел на приобретение книг для вышеозначенных библиотек отпустить из запасного кредита по §II ст.3 сметы Главного штаба 1903г. — 4000руб.»1. После получения этой телеграммы на имя начальника штаба Квантунской области из Временного штаба наместника его императорского величества на Дальнем Востоке поступило её разъяснение от 11января 1904года: «Сообщаю Вашему Превосходительству, что наместник полагает: денег, ассигнованных из кредита Главного штаба на офицерские библиотеки, пока не расходовать, когда же будет построено новое собрание [в Порт-Артуре], положить в ней начало хорошей библиотеке»2.

Однако средств, отпускавшихся из государственной казны на создание и комплектование офицерских библиотек, было явно недостаточно. Одним из источников пополнения библиотек стал сбор пожертвований в европейской части страны. Активное участие в формировании библиотеки военного собрания Порт-Артура принимали 13-й и 17-й армейские корпуса, выделяя часть книг из своих офицерских библиотек. В Киевском военном округе собирались произведения отечественных и зарубежных авторов для квантунских библиотек. Общее число подаренных дальневосточникам книг превысило 10003. Таким образом, перед Русско-японской войной войсковые библиотеки на Дальнем Востоке только начали создаваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.