Повседневная жизнь шотландских горцев в первой половине XVIII в. The daily life of the Scottish Highlanders in the first half of the XVIII th century
Сторчак Диана Андреевна
Студент 4 курса
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «УрГПУ»,),
Россия, г. Екатеринбург. e-mail: [email protected]
Storchak Diana Andreevna
4th year student Ural State Pedagogical University, Russia, Yekaterinburg. e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрена повседневная жизнь шотландских горцев в XVIII в. Прослеживаются культура и образ жизни Шотландского Высокогорья. А так же прослеживаются изменения в культуре и образе жизни в связи с политическими событиями. После известных якобитских восстаний английское правительство принимает ряд законов, которые повлияли на шотландских горцев и их общество. Во многом из-за этого многие традиции к концу века утачиваются, и происходит упадок края. Все выводы сделаны на основе анализа исторических данных.
Annotation.
The article examines the daily life of the Scottish Highlanders in the XVIII century. The culture and lifestyle of the Scottish Highlands are traced. There are also changes in culture and lifestyle in connection with political events. After the famous Jacobite uprisings, the English government passed a number of laws that affected the Scottish Highlanders and their society. Largely because of this, many traditions are lost by the end of the century, and the decline of the region occurs. All conclusions are based on the analysis of historical data.
Ключевые слова: шотландские горцы, якобитские восстания, килт, тартан, Шотландия, Англия.
Key words: Scottish highlanders, Jacobite uprisings, kilt, tartan, Scotland, England.
В настоящее время одним из самых националистически настроенных регионов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии является Шотландия, которая почти на протяжении десятилетия решительно настроена выйти из состава британского государства. В связи с этим в местной культуре актуализировался образ жизни и культура шотландского горца, которые трансформировались на протяжении длительного времени.
Проблема повседневной жизни шотландских горцев нашла свое отражение как в британской, так и в отечественной историографии.
Большое количество трудов британских историков посвящено данной теме. Так Коллинсон Ф. написал книгу «Традиционная и национальная музыка Шотландии», где рассматривает проблему музыкальной идентичности шотландцев. Он всесторонне рассматривает все аспекты, включая малоизвестные типы гэльской песни, волынку и музыку. В книге представлены более 100 примеров музыки, многие из которых из личных архивов автора.
Шотландский историк Смаут Т. С. в книге «История шотландского народа 1530-1830» поднимает проблему развития шотландского народа, его историю в данный период то, как трансформировалось шотландское общество в разных регионах. Исследователь Уотли К.А. в своем труде «Шотландское общество 1707-1830. За пределы якобитизма, к индустриализации» рассматривает развитие шотландского общество с момента образования Унии 1707 года, рассматривает Нагорье и Низменность в своем труде, реакционные движения в обществе.
Историк Питток М. прослеживает миф о Стюартах со времен Карла I до современной Шотландской национальной партии в книге «Изобретение Шотландии: миф о Стюартах и шотландская идентичность, с 1638 года по настоящее время». Он дает уникальное представление о «радикализме» шотландского якобитства, противопоставляя его сентиментальному образу, созданному викторианцами. Рассматривая тему, имеющую большое значение для современного британского общества, это исследование дает обширный анализ шотландской государственности, культа Стюартов и идеологии якобитов. Исследователи Фойстер Э. А. и Уотли К.А. в книге «История повседневной жизни в Шотландии, с 1600 по 1800 год» исследуют обычную повседневную жизнь, поведение, опыт и убеждения шотландского народа в период политических, социальных и экономических изменений.
Данная проблема нашла отражение и в отечественной историографии. Так Малкин С.Г. в книге «Мятежный край Его величества»: британское военное присутствие в Горной Шотландии в 1715-1745 гг.» поднимает проблему британского военного присутствия в Горной Шотландии и его роль в умиротворении этой самой беспокойной кельтской окраины Великобритании в XVШ в. В центре внимания — армия как инструмент и участник социально-экономической и политической «цивилизации» мятежной окраины. Похожая тема рассматривается в Военно-историческом Альманахе «Новый солдат. Шотландские горцы 1689-1746». В нем рассматриваются горские кланы, их военные обычаи. Историк Апрыщенко В.Ю. в статье «Власть символов или символы власти Шотландии в первой половине XIX века» рассматривает трансформацию символов Горной Шотландии в первой половине XIX века, их влияние на общество в целом.
Особые климатические условия сформировали особенный образ жизни и культуру горцев. Так на территории Хайленда (Высокогорья) была распространена клановая система. Слово «клан» в переводе с гэльского обозначает «род», «семья». Джон Стюарт Блэки в своей книге «Шотландские горцы и земельные законы» дает следующие определение клановой системе: «Клановая система - это просто семейная система в большем масштабе, но с такой же взаимозависимостью ее членов и той же душевной жизненной силой тела» [1].
Названия кланов формировались по разным факторам: от гэльских имен, другие были привнесены выходцами из Скандинавии, Нормандии и Англосаксонии. По структуре кланы делились на «родичей» и «пришлых». К «родичам» относились кровные родственники по мужской линии, «незаконнорожденные дети, признанные их отцами, усыновленные или принятые на воспитание, дети от женщины из клана и чужестранца и их потомки, а также люди, оказавшие клану какую-либо услугу, и принятые в клан члены другого (часто родственного) вымирающего клана. К пришлым относились люди из разношерстного класса рабов (например, пленных) или вассалов, проживавших на территории клана, иностранцы и их потомки» [2]. Кланами управляли вожди, которые передавали свою власть по наследству.
Жилища простых и знатных людей также отличались друг от друга. Очень хорошо дал их описание путешественник С. Джонсон. Так в его работе представлен дом обычного горца: «хижина сложена из камней, тяготеющих своими очертаниями к округлости камни не скреплены цементом; а вода спокойно уходит в почву, потому что полом служит голая земля. Света внутри нет, поскольку нет окон, а дырка в вереске служит для отвода дыма из очага дым, вполне естественно, сперва заполняет весь дом, а уже потом выходит наружу» [3]. В своем труде С. Джонсон описывает жилище клана Маклаудов на острове Скай: «Дом, являющийся основным местом пребывания Маклаудов, является частично старым и частично современным; он построен на скале и смотрит на воду». Неподалеку от дома располагаются руины замка неизвестной древности, предположительно бывшей норвежской крепости. На протяжении многих веков жители Гебридских островов жили в постоянном ожидании военных вторжений. Дом главы клана был долгое время окружен крепостью, и вход в дом был доступен исключительно по воде» [Там же, с.95].
Рацион жителей западных островов ничем не отличается от рациона англичан, а обычные жители питались хлебом из овса и ячменя, лепешки из овсяной муки, которые были грубыми и жесткими, также были блюда из рыбы и моллюсков, а после 1750 года в рацион добавляется картофель. Известно и блюдо Хаггис, которое стало известно благодаря «Оде Хаггису» Р. Бернса. Блюдо делают из рубленой овечьей требухи, смешанной с овсянкой, полученную массу туго набивают в баранью кишку. Образовавшийся ком варят, получая в итоге своеобразный пудинг.
В романе В. Скота «Роб Рой» отмечается, что половина взрослого населения безработные. Они жили за счет воровства, разбоя и угона скота. Там же упоминается, что у каждого лэрда было свое небольшое войско разбойников, которое он содержал за собственный счет. Вручную в Хайленде было налажено изготовление ткани из неокрашенной шерсти, вся работа выполнялась женщинами. Белый и черный использовались для одеял или пледов, а также для верхней одежды; серый цвет использовался для штанов и рукавиц стрелков и одежды фермеров. Данный процесс получил название «валяние». Женщины данную работу выполняли на природе, сопровождая ее комплексом песен, которые дошли и до наших дней.
Самой известной одеждой горцев был килт. Делился он на малый и большой. «Изначально килт представлял собой вовсе не юбку, а большой плед или, как его называют, большой килт. Размеры подобного килта были весьма внушительными. Плед мог достигать от 4 до 9 метров в длину, но стандартной считалась длина в 5 метров. Ширина пледа была примерно 1,5 метра» [4]. Изобретателем малого килта был Томас Роулинсон. В статье Х. Тревора-Ропера упоминается, что «за время своего пребывания в Гленгарри он заинтересовался горским костюмом и узнал о его неудобстве. Роулинсон послал за портным из полка, расквартированного в Инвернессе, и с ним вместе придумал, как «укоротить платье и сделать его удобным для работников. Результатом стал the feliebeg, или «малый килт», который получился так: юбку отделили от «пледа», и она превратилась в отдельный наряд с уже подшитыми складками» [5]. На ногах носили броуги - легкие кожаные башмачки на шнурке.
Народная культура Шотландского Высокогорья также уникальна, как и другие культуры. Особое место в культуре Хайленда занимает музыка. Музыкальная культура развивалась в тесном взаимодействии с природой. В концепции Г.Д. Гачаева приводится связь звучания музыкальных инструментов с природными стихиями. «Так, поданной концепцией преобладающей стихией является стихия воды, которая представлена четырьмя инструментами: боуран, волынка, арфа, фидл. Земля представлена звенящими шумовыми инструментами crotals; воздух различными типами уислов и отчасти волынкой; огонь — бронзовыми боевыми горнами» [6].
Известны также музыкальные вечера кейли (ceilidh). Во время кейли звучали старинные истории о приключениях, героях, чудесах, о жизни давних и ближайших предков. Данные вечера сближали народ, помогали сохранять народные традиции и осуществлять связь поколений. С. Джонсон в своем труде пишет, что после небольшого застолья с закусками и бесед, ковер с середины комнаты убрали и тридцать шесть человек стали танцевать. Данный танец заворожил автора; когда пришло время ужина, все вернули на свои места. А после ужина дамы пели народные песни, которые, как пишет С. Джонсон, слушал, «как англичане итальянскую оперу, восхищенно, не понимая слов» [7].
Наряду с музыкой и песней развивается и танец. Известен танец с кинжалами, который описывает Джеймс Логан в книге «Шотландский Гаэль, или Кельтские Манеры, сохранившиеся у горцев». Это довольно любопытная традиция древней Шотландии, о которой не все горцы знали в первой половине XIX века. Танец представлял собой своеобразные упражнения с кинжалом, который представили в Лондоне братья Мак Ленанн.
Шотландские горцы использовали обереги. Они имели разные функции и представляли собой разные предметы. Обереги и амулеты изготавливались и хранились как средство защиты от болезней, которые могли
привести к летальному исходу. Вера в сверхъестественные силы, такие как «сглаз» или колдовство, была глубоко укоренена. Считается, что некоторые элементы и материалы обладают особыми способностями, чтобы защищать, исцелять или приносить удачу. Эти силы могут быть вызваны путем произнесения словесного заклинания, часто языческого по происхождению, но с христианской формой.
В 1707 году Шотландия официально вошла в состав Британской империи по «Унии между Англией и Шотландией». С этого момента автономия страны прекратилась. По договору Шотландия стала частью нового единого союзного государства. Но не все шотландцы были согласны с данным решением.
Во второй половине XVIII века известны два крупных якобитских восстания - 1715 и 1745 годов. В 1715 Яков III попытался вернуть себе престол, но восстание потерпело поражение. Английский парламент принял «Закон о кланах», по которому было ограничение шотландских кланов. В 1716 году парламент Георга I принял закон, по которому запрещалось носить горцам оружие.
В 1745 году произошло второе якобитское восстание. По итогам данного восстания были самые серьезные последствия для Шотландского Высокогорья. «Закон о наследуемой юрисдикции» положил конец традиционным полномочиям вождей над членами клана. Теперь новые вожди кланов, бывшие уже не более, чем лордами - владельцами соответствующих земель, довольно быстро пришли к рационализации своих хозяйств. «Члены кланов выселялись с прежде занимаемых ими земель.
Освободившиеся территории пускались под пастбища новых, тонкорунных пород овец; к тому же, после войны огромные деньги были выведены на строительство широких, надежных дорог, и по сей день пересекающих Горную Шотландию примерно по такой же схеме» [8]. А «Закон о запрете» запрещал ношение килта и тартана, если ее не носили на военной службе. Этот закон был отменен в 1782 году, когда его цель была достигнута. M. Mорис пишет, что «немалая часть горцев отправилась в Глазго, Эдинбург, Абердин - дешевой и на все готовой рабочей силой, в которой отчаянно нуждалась бурно растущая шотландская промышленность» [9]
Постепенно Высокогорье оживает. Таким образом, повседневная жизнь шотландских горцев отличалась многогранностью, традициями и воинственностью. С момента, когда многие элементы жизни были утрачены или изменены, постепенно начинается ее восстановление. Народная культура Высокогорья разнообразна и колоритна. Основывается на вековых традициях и поверьях, что делает ее особенной.Особенно развивалась музыка, т.к. игра на волынках имела большое значение для горцев. Народные праздники в Хайленде имели языческую основу. Культура и образ жизни, отражая характер горцев Высокогорья, имеет неоднозначный характер, показывает где-то их несовершенство, а где-то - привлекательность.
Список используемой литературы:
1. Blackie J. The Scottish Highlanders and the Land Laws: An HistoricoEconomical Enquiry. - L.: Chapman and Hall Limited. - 1885. - 191 c.
2. Johnson S. A Journey to the Western Islands of Scotland. - L.: A. Strahan and T. Cadell. - 1796. - 396 c.
3. Pennant T. A tour in Scotland, and voyage to the Hebrides, 1772. - Chester: Printed by John Monk. - 17741776. - 481 c.
4. Дуглас Дж. Легенды и предания Шотландии. - M.: Центрополиграф .- 2020. - 253 c.
5. Бернс Р. Стихотворения. Сборник. - M.: Радуга. - 1982. - 705 с.
6. Скотт В. Роб Рой. - M: Вече, 2021. - 624 c.
7. Foyster E. A. A History of Everyday Life in Scotland, 1600 to 1800. - Edinburg: Edinburgh University Press. - 2010. - 334 c.
8. Тревор-Ропер Х. Изобретение традиций: традиции горцев Шотландии // Неприкосновенный запас . -2015. - № 6.
9. Баркова Ю.С. Mузыка и устнопоэтическое слово в традиционной культуре гэлов Шотландии. M. 2006.
С.11.