УДК 94:371.8(571.56-25)"1941/1942"
https://doi.org/10.24158/fik.2018.5.8
Тумусов Аян Аянович
аспирант кафедры всемирной, отечественной истории, этнологии и археологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА ЯКУТСКА В 1941-1942 ГГ.
Tumusov Ayan Ayanovich
PhD student, World, Russian History, Ethnology and Archeology Department, North-Eastern Federal University
EVERYDAY LIFE OF YAKUTSK SCHOOL STUDENTS IN 1941-1942
Аннотация:
В статье прослеживаются изменения, произошедшие в повседневной жизни школьников города Якутска в первые годы Великой Отечественной войны, подробно описана трансформация занятий учащихся. Так, помимо учебы, юноши и девушки за-нимались уборкой урожая, проходили военную подготовку во всевобуче, принимали участие в тимуровском движении, собирали пожертвования для фронта (как денежные, так и в виде вещей). Остро стоял вопрос обеспечения семей школьников предметами одежды и продуктами питания, при этом приоритетным было материальное снабжение детей красноармейцев. Охарактеризована ситуация с наличием школ в городе, их кадровым составом. Сделан вывод о том, что, несмотря на военное по-ложение и убыль значительной части населения, город Якутск продолжал развиваться в рассматриваемый период: строились и вводились в эксплуатацию жилые дома, школы, театры и кинотеатры, в летнее время функционировал городской парк отдыха.
Ключевые слова:
Якутская АССР, город Якутск, школа, школьник, Великая Отечественная война, Советский Союз, быт, повседневность, тыловые будни.
Summary:
The research examined the changes in everyday life of Yakutsk school students in the early years of the Great Patriotic War; the transformation of their lessons was described. Thus, in addition to tuition, boys and girls gathered crops from the fields, received universal military training, became the members of the Timur movement, collected donations (money, clothes) and sent them to the military front. To provide families of school students with clothes and food was the urgent task. At the same time, the priority was given to the financial support for soldiers' children. The availability of schools and their staff in the city were discussed. The author concluded that, despite the military situation and sending a large part of the population to the front, Yakutsk continued to develop during the period under review. In particular, new dwelling houses, schools, theatres, and cinemas were built and used; in summer, a city park was open.
Keywords:
Yakut ASSR, the city of Yakutsk, school, school student, Great Patriotic War, Soviet Union, everyday life, daily routine, home front life.
Изучение истории Великой Отечественной войны постоянно требует применения новых подходов. Одним из новых подходов в современной исторической науке является история повседневности - Alltagsgeschichte, которая предполагает детальное рассмотрение вопросов быта, труда и власти. Изучение «микроистории» («социально-историческая наука») началось примерно в 1930-е гг. во Франции с возникновением школы «Анналов», основоположниками которой считаются историки Фернан Бродель [1] и Эдмунд Гуссерль. Далее по хронологии следуют немецкие историки Лутц Нитхаммер [2] и Альф Людтке [3]. Помимо западных историков стоит отметить отечественных ученых, проводивших исследования в рамках истории повседневности, таких как Н.Б. Лебина [4], Е.С. Сенявская [5], Г.В. Андреевский [6] и т. д. Историография Якутии времен Великой Отечественной войны представлена трудами Д.Д. Петрова [7], Ю.Д. Петрова, И.В. Про-тодьяконова, К.М. Соколова, К.Н. Тимофеева [8], Д.Д. Избекова.
22 июня 1941 г. нацистская Германия напала на СССР, началась Великая Отечественная война. Солдаты Рабоче-крестьянской Красной армии и жители оккупированных территорий испытали на себе весь ужас войны. Однако, несмотря на огромные потери в 27 млн чел., война закончилась в столице противника - Берлине. Огромный вклад в победу внесли не только армия, флот, авиация и заводы, но и простой народ, жители тыловых городов.
Одним из таких городов был Якутск. В довоенные годы в Якутске проживало примерно 52,9 тыс. человек [9]. За годы Великой Отечественной войны сильно изменился количественный и качественный состав населения Якутской АССР. Этому способствовали отправка на фронт мужского населения (примерно 60 тыс.), убыль гражданского населения, сокращение естественного прироста населения из-за резкого снижения рождаемости и некоторого повышения смертности, нарушение половозрастного равновесия.
Учебные заведения города Якутска во время войны продолжали работать. Около 40 % учителей школ города ушли на фронт. Рабочие места мужчин, призванных на фронт, заняли женщины, а также школьники и студенты.
После учебы школьники массово выполняли некоторые виды сельскохозяйственных работ, работали на гражданских предприятиях, проходили военную подготовку во всевобуче, учились в школе фабрично-заводского обучения и даже записывались в тимуровцы. Многие дети во время войны стали сиротами либо воспитывались без отца.
В Якутске было 8 начальных, 7 неполных и 2 средние школы. В этих школах обучалось около 700 детей, работало 255 учителей, в том числе в начальных школах - 52, в неполных -101, в средних - 102 человека. Среди всех учителей было 98 мужчин. Высшее образование имели 35 человек, неоконченное высшее - 63, среднее - 140, неоконченное среднее - 15, начальное - 2. При этом сотрудников учебных заведений не хватало, требовалось еще 11 учителей, 3 директора и 9 завучей [10].
29 сентября 1941 г. было построено новое двухэтажное здание для начальной школы № 8, которая впоследствии в 1942 г. получила статус средней школы. Также во время войны на улице Дзержинского была построена деревянная школа на 280 мест. В 1941/42 учебном году открылась начальная школа № 11. В ней обучалось 343 ученика в десяти классах, работало 12 учителей.
В Якутске имелась школа фабрично-заводского обучения, которая набирала юношей от 16-17 лет для подготовки плотников, бондарей, работников лесной и угольной промышленности. Срок обучения был сокращен на 4-5 месяцев в связи с военным положением и необходимостью быстрого овладения навыками. В школу набирались юноши не только из Якутска, но и из ближних районов: Намского, Мегино-Кангаласского, Орджоникидзевского, Чурапчинского и Аллах-Юнь-ского. Выпускные экзамены имели непосредственно практический характер: проходили на стройках, при кладке печей. Там же учащиеся получали свои оценки. Так, весной 1942 г. 11 учащихся сдали на 5-й разряд [11].
В годы войны важную роль играл всевобуч (всеобщее военное обучение), куда направлялись школьники 8, 9 и 10-х классов [12]. Под руководством политработников и командиров-военруков бойцы занимались спортом, практиковались в тактике и стрельбе, ходили на лыжах, метали бутылки с горючей смесью, готовились стать саперами и пулеметчиками. Всего курс занятий длился около 110 часов. Через три месяца в конце курса подростки сдавали зачеты на якутском зеленом луге. Бойцы получали военную специальность - снайпер, пулеметчик, лыжник, сапер. Так, например, в январе 1942 г. бойцы Торопчинов, Полынцев, Корнилов, Чегдаев стали отличниками всевобуча [13]. Бойцы всевобуча носили военную униформу - гимнастерку защитного цвета и брюки-шаровары по образцу РККА.
Военное воспитание было приоритетным в условиях войны, поэтому в школах открывались военно-патриотические кружки, военные кабинеты. Школы приобретали винтовки и лыжи. 789 школьников участвовали во всегородском лыжном кроссе 19 марта 1944 г., 85 % из них получили значки БГТО («Будь готов к труду и обороне»). Особо отличились 1, 3, 9-я средние и 13-я начальная школы [14].
Среди школьников по всей стране было организовано тимуровское движение. Школьники-пионеры 15-й средней школы города Якутска стали тимуровцами, помогали семьям призванных красноармейцев. Тимуровцы разделились на 5 команд, в основном выполняли хозяйственные работы и работу по дому: кололи дрова, ходили за хлебом, стирали белье, присматривали за детьми. Всего обслуживалось 17 семей фронтовиков [15]. Среди них особо отличились пионеры Галя Зайцева, Люба Цайм, Роза Давидович, Шура Заусаева и Ваня Кузьминых.
Школьников города помимо тимуровского движения привлекали к сельскохозяйственным работам, создавались специальные бригады. Они изучали трактор и комбайн, оказывали помощь колхозам: убирали хлеб, косили сено, обрабатывали огороды, следили за скотом. В Якутске тысячи школьников были охвачены добровольными работами [16]. Сельскохозяйственные работы поощрялись денежными средствами при условии выработки плана для 14-летних учеников на 40 %, а для 10-летних - на 20 %. Руководителю бригады сверх зарплаты выплачивалась премия за выполнение плана [17].
В годы Великой Отечественной войны остро стоял вопрос бытового снабжения. Так, в декабре 1942 г. директор 16-й школы просил выдать ученику-отличнику 4-го класса Василию Яны-гину одну пару валенок по причине пропуска учеником уроков из-за их отсутствия. В семье Яны-гиных шестеро детей, отец погиб на фронте [18]. Со стороны гороно была незамедлительно организована выдача валенок учащемуся.
В 1943/44 учебном году между школьниками было распределено около 2000 пар ботинок, 2000 пар ичиг, 2000 пар чулок и носков. Кроме того, школьники - дети военнослужащих получили
бесплатный завтрак (выделено средств на сумму 22 тыс. р.), также 25 тыс. р. было отведено на покупку одежды учащимся [19].
Несмотря на нехватку одежды, школьники Якутска отправили на фронт огромное количество теплых вещей: пальто, валенки, шапки, чулки, белье, рукавицы, теплые носки, брюки, заячьи шкуры. Всего было собрано 388 предметов одежды. Также школьники устраивали пожертвования фронту. Например, пионерка-отличница Галя Наземникова из 14-й начальной школы Якутска пожертвовала 1000 р. в фонд обороны [20].
Досуг школьников во время войны в основном составляли посещения театра и кинотеатра. В Якутске работали кинотеатр «Заложный», клуб НКВД и новый русский драмтеатр, построенный в 194l г. (ныне имени Пушкина). Также в мае 1942 г. был построен новый кинотеатр «Горкино» (ныне Центральный). Он строился с 1938 г. и был рассчитан на 500 мест. В кинотеатрах демонстрировались в основном патриотические фильмы: «Боевой киносборник № 7», «Эскадрилья № 5», драма «Поднятая целина» и комедии «Сибиряки», «Свинарка и пастух». Особый интерес школьников вызывала кинохроника фронта: сборник «Союзкиножурнал» и «Разгром немецких войск под Москвой».
Велся набор школьников в пионерлагеря на летние каникулы. Приоритетным был набор детей красноармейцев. Летом открывался городской парк культуры и отдыха, в котором помимо каруселей и качелей в мае 1942 г. был установлен электросиломер. Имелись библиотека, уголок агротехпропаганды [21].
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны город Якутск был одним из тыловых городов страны. Несмотря на военное положение и убыль значительной части населения, город развивался. Так, в годы войны строились кинотеатры, театры, жилые дома, школы, а летом работал городской парк отдыха.
Якутские школьники вынесли все тяжести войны, активно помогали фронту, выполняли сельскохозяйственные работы, в том числе уборку урожая, обучались водить трактор, комбайн и получали денежное вознаграждение за свой труд. Школьники также работали на производстве, учились во всевобуче, участвовали в тимуровском движении, устраивали денежные и вещевые пожертвования солдатам РККА. Свой досуг школьники проводили в кинотеатрах, театрах, городском парке отдыха, библиотеках и пионерлагерях.
К негативным сторонам тыловой жизни следует отнести, во-первых, слабое материальное снабжение (нехватка продуктов питания, дефицит предметов одежды; приоритетом при снабжении пользовались дети фронтовиков); во-вторых - падение морального духа школьников по причине потерь родителей или близких на фронте.
Ссылки:
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. 2-е изд. М., 2006. 592 с.
2. Niethammer L. Lebenserfahrung und kollektives Gedächtnis. Die Praxis des "Oral History". Frankfurt am Main, 1980. 375 S.
3. Людтке А. История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти / пер. с англ. и нем. К.А. Левинсона [и др.]. М., 2010. 268 с.
4. Лебина Н.Б. Советская повседневность: нормы и аномалии от военного коммунизма к большому стилю. 3-е изд. М., 2018. 488 с.
5. Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX в. Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М., 2006. 288 с.
6. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху : в 2 кн. Кн. 2. 1930-1940-е годы. М., 2008. 445 с.
7. Петров Д.Д.: 1) Трагедия на озере Ильмень. Якутск, 2015 ; 2) Якутяне в боях на озере Ильмень. 2-е изд., перераб. и доп. Якутск, 2003. 31 с.
8. Протодьяконова И.В., Соколова К.М., Тимофеева К.Н. Во имя победы и достойной жизни 1941-1945. Якутск, 2010. 224 с.
9. Перепись Якутской АССР от 1939 г.
10. От первых школ до наших дней: очерки / авт.-сост. В.С. Иванова (Зверева). Якутск, 2007. 36 с.
11. Якутия. Хроника, факты, события: 1917-1953 г. Ч. 2 / сост. А.А. Калашников. Якутск, 2004. 327 с.
12. НА РС (Я) (Нац. арх. Респ. Саха (Якутия)). Ф. 693. Оп. 1. Д. 374.
13. Социалистическая Якутия. 1942. № 5 (5514). 6 янв.
14. Там же. 1944. № 58 (7139). 22 марта.
15. Бечерякова Е.Г. Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска) [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 20 (79). С. 7-9. URL: https://moluch.ru/archive/79/13993/ (дата обращения: 04.03.2018).
16. Социалистическая Якутия. 1942. № 66 (5575). 20 марта.
17. НА РС (Я). Ф. 693. Оп. 1. Д. 370. Л. 12-14.
18. Там же. Д. 435. Л. 2.
19. Там же. Л. 1.
20. Социалистическая Якутия. 1942. № 86 (5595). 10 апр.
21. Там же. № 120 (5629). 22 мая.
References:
Andreevsky, GV 2008, Everyday life of Moscow in the Stalin era, in 2 books, book 2, Moscow, 445 p., (in Russian).
Becheryakova, EG 2014, 'Everyday life of Soviet school students during the Great Patriotic War (Yakutsk case)', Molodoy uchenyy, no. 20 (79), pp. 7-9, viewed 04 March 2018, <https://moluch.ru/archive/79/13993/>, (in Russian).
Braudel, F 2006, Civilization and capitalism, 15th-18th centuries, vol. I: the structure of everyday life, 2nd ed., Moscow, 592 p., (in Russian).
Census of the Yakut ASSR 1939, n.p., (in Russian).
Ivanova (Zvereva), VS (comp.) 2007, From the first schools to present days: essays, Yakutsk, 36 p., (in Russian).
Kalashnikov, AA (comp.) 2004, Yakutia. Chronicles, facts, events: 1917-1953, Part 2, Yakutsk, 327 p., (in Russian).
Lebina, NB 2018, Soviet everyday life: norms and anomalies from military communism to a great style, 3rd ed., Moscow, 488 p., (in Russian).
Ludtke, A & Levinson, KA (transl.) 2010, The history of everyday life in Germany: New approaches to the study of labor, war and power, Moscow, 268 p., (in Russian).
Niethammer, L 1980, Lebenserfahrung und kollektives Gedächtnis. Die Praxis des "Oral History", Frankfurt am Main, 375 S., (in German).
Petrov, DD 2003, The natives of Yakutsk in the battles on Lake Ilmen, 2nd ed., Yakutsk, 31 p., (in Russian).
Petrov, DD 2015, The tragedy on Lake Ilmen, Yakutsk, (in Russian).
Protodyakonova, IV, Sokolova, KM & Timofeeva, KN 2010, For the sake of victory and a dignified life in 1941-1945, Yakutsk, 224 p., (in Russian).
Senyavskaya, ES 2006, Opponents of Russia in the 20th-century wars. Evolution of the enemy image in the minds of the army and society, Moscow, 288 p., (in Russian).
Socialist Yakutia 1942a, No. 5 (5514), January 06, (in Russian).
Socialist Yakutia 1942b, No. 58 (7139), March 22, (in Russian).
Socialist Yakutia 1942c, No. 66 (5575), March 20, (in Russian).
Socialist Yakutia 1942d, No. 86 (5595), April 10, (in Russian).
Socialist Yakutia 1942e, No. 120 (5629), May 22, (in Russian).