Научная статья на тему 'Повседневная жизнь Кубанского учителя во второй половине XIX начале XX В. (по материалам краевых газет)'

Повседневная жизнь Кубанского учителя во второй половине XIX начале XX В. (по материалам краевых газет) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
457
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ЖАЛОВАНИЕ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / УЧИТЕЛЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / MODERNIZATION / CULTURE / DAILY WAY OF LIFE / STANDARD OF LIVING / SALARY / NATIONAL EDUCATION / INTELLECTUALS / TEACHERS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акоева Наталья Борисовна, Заева Неля Ильдусовна

В статье исследуется роль интеллигенции Юга России, которая состояла из учителей, преподавателей вузов, священнослужителей, казачьих офицеров, музыкантов, артистов и т.п., составляя небольшую часть из всей казачьей массы. Казачья интеллигенция с момента заселения и освоения Кубани была провозвестником и инициатором перемен в культурной жизни региона. Особое внимание обращается на будничную повседневную жизнь учителей, их должностные обязанности, образ и уровень жизни в конце XIX начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the role of the intelligentsia in the South of Russia which consisted of school teachers, higher educational institution teachers, priests, the Cossack officers, musicians, actors, etc., who constituted a smaller part of all the Cossack population. The Cossack intellectuals from the times of their settlement on and the development of the Kuban region were the heralds and initiators of changes in the cultural life of the region. Special attention is paid to everyday life of teachers, their professional functions, their way of life and standard of living at the late 19th early 20th century.

Текст научной работы на тему «Повседневная жизнь Кубанского учителя во второй половине XIX начале XX В. (по материалам краевых газет)»

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________

УДК 316.728(09)(470.62)

АКОЕВА Наталья Борисовна, доктор исторических наук, профессор

ЗАЕВА Неля Ильдусовна, кандидат исторических наук, доцент

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КУБАНСКОГО УЧИТЕЛЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX -НАЧАЛЕ XX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ КРАЕВЫХ ГАЗЕТ)

В статье исследуется роль интеллигенции Юга России, которая состояла из учителей, преподавателей вузов, священнослужителей, казачьих офицеров, музыкантов, артистов и т.п., составляя небольшую часть из всей казачьей массы.

Казачья интеллигенция с момента заселения и освоения Кубани была провозвестником и инициатором перемен в культурной жизни региона.

Особое внимание обращается на будничную повседневную жизнь учителей, их должностные обязанности, образ и уровень жизни в конце XIX - начале XX в.

Ключевые слова: модернизация, культура, повседневность, уровень жизни, жалование, народное образование, интеллигенция, учителя, просвещение.

doi: 10.17748/2075-9908.2015.7.2.013-01

AKOEVA Natalya Borisovna, Doctor of Historical Sciences, Professor

ZAEVА Nelya Ildusovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

EVERYDAY LIFE OF THE KUBAN TEACHER IN THE SECOND HALF OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES (ON MATERIALS OF REGIONAL NEWSPAPERS)

The article highlights the role of the intelligentsia in the South of Russia which consisted of school teachers, higher educational institution teachers, priests, the Cossack officers, musicians, actors, etc., who constituted a smaller part of all the Cossack population.

The Cossack intellectuals from the times of their settlement on and the development of the Kuban region were the heralds and initiators of changes in the cultural life of the region.

Special attention is paid to everyday life of teachers, their professional functions, their way of life and standard of living at the late 19th - early 20th century.

Keywords: modernization, culture, daily way of life, standard of living, salary, national education, intellectuals, teachers, education.

Модернизационные процессы второй половины XIX в. в России оказали существенное влияние на состояние народного просвещения.

Получение пусть и не слишком глубокого образования определенной частью казачества значительно расширило бы сферу распространения новых культурных ценностей и стало бы очередным важным шагом в процессе культурной трансформации социальной среды российского Юга, имевшей не только политические, но и общецивилизационные истоки. Важную роль в данном процессе играла местная интеллигенция.

Интеллигенция - это общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры [1, с. 197].

Интеллигенция Юга России состояла из учителей, преподавателей вузов, священнослужителей, казачьих офицеров, музыкантов, артистов и т.п., составляя небольшую часть из всей казачьей массы. Все эти люди несли с собой свои культурные стереотипы, безусловно влиявшие на донскую, кубанскую, терскую субкультуры.

Казачья интеллигенция с момента заселения и освоения Кубани была провозвестником и инициатором перемен в культурной жизни региона. Еще в Черноморском казачьем войске конца XVIII - первой четверти XlX в. находились весьма образованные люди: войсковой судья А.А. Головатый, войсковой писарь Т.Т. Котляревский, Ф.Я. Бурсак, К.В. Россинский, полковые и станичные священники, преподаватели училищ, писари. Тем не менее, их число было незначительным, влияние на общественную жизнь ограничивалось, как правило, службой.

Произошедшие в стране в последующие десятилетия изменения гораздо в большей степени повлияли на существование интеллигенции, в то время как другие слои южнороссийского социума были затронуты ими в значительно меньшей степени. С началом реформ в сфере образования и культуры большая часть казачьей интеллигенции с воодушевлением восприняла изменения, начавшиеся в культурной жизни Юга России. Она поддерживала правительство и войсковые власти в их стремлении сделать достижения отечественной и мировой культуры доступными для широких масс населения, в том числе и для казачества.

Дело осложнялось тем, что большинство населения России было не только не готово к восприятию ценностей новой модернизационной культуры, образования, но и не обладало элементарными образовательными навыками, необходимыми для жизни в менявшихся социально-экономических условиях. П.А. Востриков, учитель Елизаветинского городского училища, отмечал, говоря о культуре рассматриваемого периода в станице Наурской Терской области: «Народной читальни или библиотеки в станице нет, книги берут из двухклассного станичного училища. Есть те, кто просто берет книги, но дома не читает» [2, с. 197].

- 13 -

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

Регулярно проводимые казачьим начальством проверки показывали, что, как это отмечалось в рапорте командующего 2 Кавказского полка от 14 марта 1895 г., «на занятиях казаки отвечали на вопросы неуверенно, без сознательного понимания. Хорошо читает половина, другая - по складам. Знают простые правила арифметики - 4 человека, остальные пишут цифры» [3, л. 21].

Большинство казачьего населения было безграмотным и не умело ни читать, ни писать.

Поэтому на первый план в деятельности местных просветителей в области культуры встала задача элементарного просвещения казачьих и крестьянских масс. Всю свою энергию они направляли на ликвидацию безграмотности и распространение образования в широких народных массах.

Однако, интересно посмотреть, как жили представители одного из отрядов казачьей интеллигенции - учителя, те, кто готов был сеять «разумное, доброе, вечное», какова была их повседневная жизнь в казачьей станице или в городе.

Основным источником послужили материалы Кубанских областных ведомостей, главной газеты региона, и общественно-политической, экономической и литературной газеты «Кубанский край». Это статьи и письма учителей, священнослужителей, атаманов, казаков-станичников, официальные инструкции, отчеты городских и станичных органов власти.

При приеме на работу учитель должен предъявить свидетельство на звание учителя, удостоверение о нравственных качествах и педагогических способностях, если уже работал, свидетельство о политической благонадежности [4, с. 3].

Имелась также инструкция учителям и учительницам народных училищ. Исходя из нее, учитель должен вести список учащихся, журнал посещений, книгу для записи проступков и принятых мер, каталог книгам учительской и ученической библиотек, классных учебных пособий и многое другое.

Уроки рекомендовалось проводить в форме беседы, с наглядными разъяснениями, чаще спрашивать ребят, требовать полного ответа на поставленный вопрос. Ученик должен повторять материал, наблюдать, размышлять, отыскивать сходства и различия предметов. Уходить с каждого урока ученик должен с большими знаниями, чем вошел.

Среди занятия можно было давать учащимся отдых в виде гимнастических упражнений или пропеть хором песню «для освежения учеников и возбуждения внимания». Замечая шалости детей, ни в коем случае не кричать и не раздражаться.

В части воспитательной инструкция требовала «внушать трудолюбие, бережливость, религиозное чувство, уважение к закону, преданность государю, стремление к знаниям, любовь к ближнему» [5, с. 1-3].

При проверке училищ дирекция знакомилась «с характером и способами преподавания и степенью подготовленности учителя», проверяя знания учеников, присутствуя на уроках [6, с. 5].

Необходимо отметить, что многие учителя, помимо своих прямых обязанностей, принимали участие в сборе разных полезных сведений. Например, учителя Алейников, Кононенко, Шевченко, Георгиев собрали материал и написали статьи о физическом воспитании детей. 13 учителей и 1 учительница собирали сведения о курганах и других памятниках старины. Почти все учителя собирали сведения по программе статистико-этнографического описания населенных пунктов области [7, с. 4].

Член педагогического совета и преподаватель греческого языка Кубанской войсковой гимназии г. Ракушан составил и издал греческий лексикон к Демосфену, учитель истории и географии той же гимназии Г. Мамонтов продолжал разбирать дела в гимназическом архиве, чтобы составить исторический очерк о Кубанской войсковой гимназии [8, с. 4].

Учителя и учительницы станичных, сельских и аульских училищ принимали участие в работе санитарных отрядов, которые работали в крае в 1880 г. во время эпидемии дифтерии [9, с. 1-2].

Учитель станицы Кореновской А.Е. Уразко честно исполнял свои обязанности 14 лет. По его инициативе было построено здание блестяще оборудованного «Николаевского» училища, переименованного в двухклассное, устроен школьный бульвар, посажен школьный сад [10, с. 4].

В распоряжении епархиального начальства от 27 сентября - 10 октября 1896 г. духовенству, учителям и учительницам предлагалось в звании счетчиков помочь в проведении всеобщей переписи населения Российской империи [11, с. 1216-1217].

За эту сложную и напряженную работу учителя получали не совсем достойную зарплату. В 1877 г. учителям приготовительного класса при Кубанской учительской семинарии было назначено содержание в 845 руб. в год, из них жалование - 650 руб., квартирные - 195. Однако остальных категорий учителей это не коснулось [12, с. 1].

- 14 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________

Отчет помощника директора народных училищ Кубанской области о состоянии школ за 1877 г. позволял значительно шире приоткрыть завесу над теми проблемами в деле развития начального образования в казачьих областях, которые, как правило, не упоминались в отчетах для печати или для чтения главы административной и военной власти. Так, в станице Новопо-кровской, писалось в этом документе, «относятся к школе не только равнодушно, но и враждебно» [13], в станице Новоминской «жалованье учитель получает неисправно - по 3-4 руб. за раз; здание содержится грязно». В станице Калниболотской учитель за все время с 1 июля по 25 мая получил только 5о руб., а в станице Костромской учитель в течение семи месяцев подряд не получал своей заработной платы. В станице Губской учительница также не получала жалованье в течение полугода; учащиеся «молитвы знают плохо и то без объяснений» [14].

В отчете о народном образовании за 1880 г. в Кубанской области приводились сведения о личном составе учителей области, их заработная плата.

Менее 50 руб. получал 1 учитель (Тверское станичное училище);

50-100 руб. - 7 чел.;

100-200 - 25 чел.;

200-300 - 68 чел.;

300-400 - 140 чел.;

400-500 - 14 чел.;

Более 500 - 11 чел.

Средняя зарплата учителя составляла таким образом 277 руб., учительницы - 290 руб. В отчете также отмечалось, что большинство учителей пользуются готовой квартирой, отоплением, прислугой, многие - платой за обучение детей неказачьего сословия. По сравнению с прошлым годом, констатировалось в отчете, жалование выросло на 15 руб. [15, с. 4]. Можно провести сравнение с жалованием писцов в Анапской городской полиции, которое составляло 300 руб. при условии чистого почерка, знания канцелярского дела и удостоверения о поведении [16, с. 3].

В данном случае интересен также отчет Майкопской городской управы о расходах на второе полугодие 1879 г. Так, например, законоучителю городского училища положено жалования и столовые в 120 руб., двум учителям жалование и столовые - 432 руб. 10 коп., на учебные пособия выделено 40 руб., на уроки пения - 37 руб. 50 коп., а вот военному врачу за освидетельствование проституток - 250 руб. [17, с. 3].

Если же мы обратимся к письмам с мест, то картина будет еще безрадостней.

А. Федосеев пишет о школе в поселке Черноморский, где учитель получает жалование в 100 руб. от общества и 50 от войска при квартире и прислуге. Однако жители посчитали эту сумму слишком большой и уволили учителя, взяв вместо него местного поселкового писаря за 75 руб. [18, с. 1].

Учитель Гр. Фенев пишет, что жалования в 300-250 руб. едва хватает на жизнь. В некоторых станицах на учителя смотрят как на наемщика, которому зря платят [19, с. 2-3].

Учитель К. Глотов из станицы Рязанской отмечает, что есть учителя, которые не получают и без того «скудного жалования, волею рока обречены на голодовку, а иногда и с семейством» [20, с. 3].

Учитель П. Тарасенко из станицы Новомышастовской считает, что в 300 руб. жалования едва можно перебиваться при самой скромной жизни холостяку. В случае болезни или смерти учителя его семья без денег и без пенсии будет вынуждена продавать вещи, а потом пойти к кому-нибудь в услужение [21, с. 3].

Наиболее полную картину бытовых условий жизни станичного учителя дает в своих письмах народный учитель Кирилл Трофимович Живило, в будущем - видный общественный деятель Кубани.

20 сентября 1880 г. он писал, что посетил 83 школы, но даже в богатых станицах в комнате учителя обычно 2-3 табурета, деревянный стол, часто без скатерти. Он же служит и шкафом для книг. В спальне деревянная или железная 3-9-рублевая кровать. Лишь в станице Кавказской общество выделило 6 стульев, а священник на время - диван. В станице Григори-полисской в комнате учителя стояла одна железная кровать. Обстановка учительского жилья далеко уступала казачьей.

Описывает Живило и незатейливую одежду из белой парусины за 6-9 руб., картуз за 23 руб. Вместо шубы за 30-40 руб. учителя носят дешевое пальто за 8-15 руб. Те, у кого побогаче отцы или жены, носят более дорогую одежду, но это редкость [22, с. 3].

К началу XX в. ситуация во многих школах изменилась не значительно. А. Родный с горечью восклицает: «Как учитель может работать хорошо, когда у него нет необходимых пособий, когда он сам занят ежеминутно острой мыслью - где бы еще занять рублишко-другой, т.к.

- 15 -

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

жалования он не получает уже третий месяц, когда в школе "собачий" холод и т.д. и т.п.» [23, с. 3].

Многие корреспонденты отмечали, что педагогическая деятельность является одной из самых трудных, особенно для женщин, всецело посвятивших себя этой профессии. Не менее трудными были будни лиц, занимавшихся воспитанием детей и потом прекративших свою деятельность по болезни или другим причинам. Они оставались необеспеченными. Иван Линицкий из станицы Уманской пишет о бывшей надзирательнице Уманского благотворительного женского училища Глафире Васильевне Кожуховой, прослужившей 35 лет. Женщина 70 лет, больная, была уволена и осталась без крова, без родных, без пенсии.

Станичники очень ценили ее за нравственное влияние на их детей, собрали деньги. Атаман ходатайствовал о более капитальном обеспечении Глафиры Васильевны. В конце концов ей было выдано единовременное пособие и предоставлена бесплатная квартира при училище [24, с. 4]. Однако таких примеров очень мало.

Т.о., на плечах кубанских учителей лежали многочисленные обязанности по обучению, воспитанию учащихся городов и станиц, многие из них принимали активное участие в общественной жизни края. Несмотря на неблагоприятные условия жизни, низкое материальное обеспечение, которое предоставляло войско и государство, они продолжали заботиться о духовном здоровье народа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Большая советская энциклопедия // http: slovari.yandex.ru

2. Востриков П.А. Станица Наурская. Терская область // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (далее - СМОМПК). Вып. 33. - Тифлис, 1904.

3. Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК). Ф. 396. Оп. 1. Д. 6677.

4. В духовном мире // Кубанский край. - 1899. - 16 января.

5. Инструкция учителям и учительницам народных училищ // Кубанские областные ведомости (далее - КОВ). -1880. - 22 ноября.

6. Народное образование в Кубанской области в 1879 г. // КОВ. - 1880. - 5 июля.

7. Там же. - 2 августа.

8. Кубанская войсковая гимназия // КОВ. - 1877. - 1 октября.

9. Циркуляр г. Директора народных училищ Кубанской области от 28 марта 1880 г. - № 820 // КОВ. - 1880. - 5 апреля.

10. Азм С. Станица Кореновская. Противоречия // Кубанский край. - 1913. - 22 января.

11. Ставропольские епархиальные ведомости (далее - СЕВ). - 1896. - 16 октября.

12. Высочайшее повеление // КОВ. - 1877. - 20 августа.

13. Извлечение из отчета помощника Директора народных училищ Кубанской области // КОВ. - Екатеринодар. -1877. - № 14.

14. Там же.

15. Народное образование в Кубанской области в 1879 г. // КОВ. - 1880. - 19 июля.

16. Объявление о приеме на работу // КОВ. - 1880. - 5 июля.

17. Отчет Майкопской городской управы о движении городских сумм за второе полугодие 1879 г. // КОВ. - 1880. -1 марта.

18. Федосеев А. Несколько слов об одной поселковой школе из Закубанского уезда // КОВ. - 1880. - 9 февраля.

19. Фенев Г. По поводу статьи учителя Живило и Барановской // КОВ. - 1880. - 17 мая.

20. Глотов К. Заметка на возражение г-жи Б. по поводу статьи «Школьные недуги и средства» // КОВ. - 1880. - 5 июля.

21. Тарасенко П. Кое-что о статье г-жи Барановской // КОВ. - 1880. - 23 августа.

22. Живило К. К вопросу о недугах народной школы // КОВ. - 1880. - 20 сентября.

23. Родный А. Школьные дела // Кубанский край. - 1913. - 18 января.

24. Линицкий И. Из станицы Уманской // КОВ. - 1880. - 9 августа.

REFERENCES

1. Big Soviet encyclopedia [Bolshcaya sovetskaya encyclopedia]: slovari.yandex.ru

2. Vostrikov P. A. Stanitsa Naurskaya. The Tersky [Stanitsa Naurskaya. Terskaya oblast]. Collection of Materials area for the description of districts and tribes of the Caucasus. Tiflis, Vyp. 33. 1904. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. State archive of Krasnodar Krai. [Gosudarstbenni arhiv Krasnodarskogo kraya]. T. 396. Оп. 1. 6677. (in Russ.)

4. In an inner world [V duhovnom mire]. Kuban. 1899. January 16. (in Russ.)

5. Instruction to teachers and teachers of national schools [Instrukziya uchitelyam i uchitelnitsam]. Kuban regional sheets. 1880. November 22. (in Russ.)

6. National education in the Kuban area in 1879 [Narodnoe obrasovanie b Kubanskoiy oblasti]. Kuban regional sheets. 1880. July 5. (in Russ.)

7. In the same place. August 2

- 16 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________

8. Kuban army gymnasium [Kubanskaya voiyskovaia gimnasiia]. Kuban regional sheets. 1877. October 1. (in Russ.)

9. Circular of. Directors of national schools of the Kuban area of March 28, 1880 No. 820 the [Tsirkulyar Direktora narodnix utsilishch Kubanskoiy oblasti]. Kuban regional sheets. 1880. April 5. (in Russ.)

10. Azm S. Stanitsa Korenovskaya. Contradictions [Stanitsa Korenovskaya. Protivoreciya]. Kuban. 1913. January 22. (in Russ.)

11. Stavropol diocesan sheets [Stavropolskie eparxialnie vedomosti]. 1896. October 16 (in Russ.)

12. The highest command [Visotsayashcee povelenie]. Kuban regional sheets. 1877. August 20. (in Russ.)

13. Extraction from the report of the associate director of national schools of the Kuban area [Izvlecenie iz otcheta pomoshcnika Direktora narodnix utsilishch Kubanskoiy oblasti]. Kuban regional sheets. Ekaterinodar. 1877. No. 14. (in Russ.)

14. In the same place.

15. National education in the Kuban area in 1879 [Narodnoe obrasovanie b Kubanskoiy oblasti v 1879 g.]. Kuban regional sheets. 1880. July 19. (in Russ.)

16. Announcement of employment [Obiavlenie o prieme na rabotu]. Kuban regional sheets. 1880. July 5. (in Russ.)

17. Report of Maikop town council on the movement of the city sums for the second half of the year 1879 [Otchet Maiykopskoiy gorodskoiy upravi o dvishchenii gorodskix sum]. Kuban regional sheets 1880. March 1. (in Russ.)

18. Fedoseyev A. Neskolko of words about one settlement school from the Zakubansky district [Neskolko slov ob odnoiy poselkovoiy shckole iz Zakubanskogo uezda]. Kuban regional sheets 1880. February 9. (in Russ.)

19. Fenev G. Concerning article teachers Zhivilo and Baranovskoy [po povodu stati uchitelya Zhivilo i Baranovskoy]. Kuban regional sheets 1880. May 17. (in Russ.)

20. Glotov K. Zametk on objection madams B. concerning the article "School Illnesses and Means" [Zametka na vozrazhenie g - zhi B. po pobodu stati «Shckolnie nedugi i sredstva»]. Kuban regional sheets 1880. July 5. (in Russ.)

21. Tarasenko P. Which - that about article madams Baranovskoy [Koye - chto o statie g - zhi Baranovskoy]. Kuban regional sheets 1880. August 23. (in Russ.)

22. Zhivilo K. To a question of illnesses of national school [K voprosu o nedugax narodnoiy shckoli]. Kuban regional sheets 1880. September 20. (in Russ.)

23. RodniiyA. School affairs [Schkolnie dela]. Kuban. 1913. January 18. (in Russ.)

24. Linitsky I. From Umanskaya's village [Iz stanithi Umanskoiy]. Kuban regional sheets 1880. August 9. (in Russ.)

Информация об авторе Information about the author

Акоева Наталья Борисовна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного университета культуры и искусств,

Краснодар, Россия. akoeva nata@mail.ru

Заева Неля Ильдусовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Института экономики и управления в медицине и социальной сфере,

Краснодар, Россия.

Получена: 28.12.2014

Akoeva Natalya Borisovna, Doctor of Historical Sciences, Professor, Chair of History and Museology, the Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar, Russia. akoeva nata@mail.ru

Zaevа Nelya Ildusovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Chair of Legal Disciplines, Institute of Economy and Management in Medicine and Social Sphere,

Krasnodar, Russia.

Received: 28.12.2014

- 17 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.