Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 106-111. УДК 930
DOI 10.25513/2312-1300.2019.2.106-111
М. С. Носова
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ ОМСКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ОТРАЖЕНИИ ГАЗЕТЫ «ОМСКАЯ ПРАВДА»
Представлена попытка реконструкции повседневной жизни детей тылового Омска в годы Великой Отечественной войны. Показана актуальность этой тематики на страницах региональной газеты «Омская Правда» за 1941-1945 гг. Повседневность детей показана через призму их вовлечённости в трудовую деятельность, в культурную сферу, а также посредством освещения учебной сферы и материально-бытовых условий жизни.
Ключевые слова: война; детство; повседневность; периодика; «Омская правда».
M. S. Nosova
DAILY LIFE OF CHILDREN OF OMSK DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE REFLECTION OF THE NEWSPAPER "OMSKAYA PRAVDA"
In the article attempt of reconstruction of daily kids life in Omsk during the World War II is presented. Relevance of this theme on the "Omskaya Pravda" regional paper pages of 1941-1945 is shown. Kids everyday life is shown through prism of their involvement into labor activity, into cultural sphere, and also by highlighting educational field and living conditions.
Keywords: war; childhood; periodicals; "Omskaya Pravda".
История детской повседневности, рассмотренная через призму Великой Отечественной войны, становится актуальна в рамках антропологического поворота, когда для исследователей интересен человек и его история.
Великая Отечественная война оставила неизгладимый отпечаток на том поколении, которое прошло через неё детьми. В тыловом городе ужасы войны были не так осязаемы, но чувствовались в сводках по радио, в газетах и просто в изменении сферы быта, подчинённой лозунгу «Всё для фронта, всё для победы». Интересна в данном аспекте работа С. Г. Сизова: автор представляет все аспекты повседневной жизни подростка, его занятия и стремления, увлечения и трудности. Такие источники по-своему уникальны, они отражают бытовую сферу жизни [1].
Также в качестве примера изучения детской повседневности в тылу можно привести работы М. В. Ромашовой о Пермской [2-4]
© Носова М. С., 2019
и В. М. Коренюк о Молотовской областях [5-8].
В Омской области подобное исследование повседневности детей в тылу в годы Великой Отечественной войны не проводилось.
Целью нашей работы является исследование отражения на страницах регионального органа печати повседневной жизни детей г. Омска в годы Великой Отечественной войны.
Газета «Омская правда» все годы войны выходила ежедневно, кроме понедельника. С началом войны газета подстраивается под изменившиеся условия: сокращается количество полос (вместо обычных восьми полос газета публикуется на четырёх); в 19411942 гг. встречаются номера, изданные на листах вдвое меньшего формата. Скорее всего, это было связано с экономией бумаги или сокращением финансирования.
Менялось и содержание номеров газеты. Если до войны (с января до июня 1941 г.) материалы в основном представляли события сельскохозяйственной жизни региона, то с началом войны газета ежедневно публикует сводки с фронта, постановления правительства, небольшие отрывки художественных произведений, рассказывающие о героизме советских военных.
В ходе проведения исследования были полностью просмотрены все номера газеты с начала (22 июня 1941 г.) и до конца войны (9 мая 1945 г.). Количество релевантных теме публикаций достаточно объёмно (см. рис. 1). Тематика публикаций, освещающих быт и повседневность детей и школьников сибирского города, очень разнообразна (см. рис. 2).
В омской периодике за 1941 г. выявлена 41 статья о детях. За три месяца лета 1941 г. новости, в которых упоминаются дети, встречаются 16 раз. Уже в первые месяцы войны публикуются сообщения о необходимости обучения школьников основам гражданской обороны. В конце лета (21 и 27 августа) - новости о подготовке к учебному году. Судя по роду публикаций, привыкание к новой сфере жизни, определение тем, волнующих общество, и тем, требующих постоянного освещения в газетах, происходит постепенно.
Самой популярной является тема вовлечённости школьников в работу на колхозных полях. Это связано с резким повышением потребности в трудовых ресурсах в уборке урожая осенью 1941 г., обусловившим необходимость мотивации школьников и поощрения за работу. Вследствие перестройки учебного процесса под новые условия ещё одной знаковой темой становится тема учёбы, отражение смены педагогического состава, повышения требований к участию школьников и их родителей в жизни школы. Третья тема - помощь фронту: дети участвуют в общегородских субботниках, собирают металлолом и сдают все заработанные деньги в Фонд обороны.
29 декабря появляются первые сообщения об эвакуированных детях. В связи с эвакуацией повысился риск эпидемий кори и дифтерии, поэтому в одной из статей даётся инструкция о необходимости прививаться от этих заболеваний.
Количество публикаций за первый год войны превышает все остальные годы. Следует отметить, для исследования взяты статьи, публиковавшиеся только с 22 июня 1941 г. Это говорит о том, что даже в условиях военного времени общество понимало, что забота о детях остаётся одной из важнейших проблем.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Количество номеров за год
Публикации о детях
□ 1945 106 9
□ 1944 258 39
□ 1943 266 25
□ 1942 302 33
□ 1941 92 41
Рис. 1. Количество публикаций в газете «Омская правда» (1941-1945)
Рис. 2. Тематика публикаций в газете «Омская правда», %
1942 г. отмечается некоторым снижением количества статей о детстве. Это объясняется сокращением печатного места, необходимого для публикации сводок с фронта. Выпуски «Омской правды» за 1942 г. начинаются с 3 января. Уже зимой появляются статьи о подготовке к следующему посевному сезону. Судя по публикациям, помощь школьников была так велика, что на будущий сельскохозяйственный сезон строились планы по привлечению их к работе. Это подтверждают делопроизводственные документы отдела народного образования исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся, в которых отражены запросы в Министерство народного образования РСФСР, содержащие просьбу окончить учебный 1941/42 г. на 15 дней раньше в связи с необходимостью участия школьников в па-хотно-посевных работах [9, л. 68-69].
В 1942 г. появляется новая тематика публикаций: о героизме на фронте. Например, в статье «Мы слышим твой голос, Зоя» в № 57 от 8 марта автор рассказывает о подвиге Зои Космодемьянской и приводит письмо эвакуированных в Омск школьников, которые учились в её школе и были октябрятами в её отряде. Вполне понятен их посыл работать и учиться лучше, чтобы достойно почтить её память.
Ещё одной новой темой для публикаций становится повседневность эвакуированных детей. Например, статья «Эвакуированные дети дороги нам, как свои родные» (рис. 3) состоит из трёх разделов: «Крепкая дружба», «Как дома», «В родной семье». Детей, которые приехали из прифронтовых районов страны, взяли в школы, обеспечили учебниками, организовали дополнительные уроки для тех, кто по понятным причинам отстал от программы. Корреспондент побывала в школе-интернате и побеседовала с учениками и преподавателями. По словам воспитателей, «малыши чувствуют себя неплохо, и только порой жалеют, что нет мамы».
В статье «Однобокое гостеприимство» говорилось о трудностях в организации быта детей, прибывших из прифронтовых районов: детей приняли, поселили, но устроить их в школу сразу (по неизвестным причинам) не получилось. В других подобных статьях давалась информация о жизни эвакуированных детей, о том, как их встретило местное население. Авторы отмечали необходимость особенно приветливо относиться к детям из прифронтовых районов, ведь из-за тяжёлых условий жизни в оккупации и долгого переезда в тыл дети не могли полноценно учиться, поэтому многим приходилось проходить программу ещё раз.
Рис. 3. К статье «Эвакуированные дети дороги нам, как свои родные» (На снимке: эвакуированные дети на прогулке в окрестностях Омска. Фото М. Озёрского)
Одинаково часто в 1942 г. встречаются статьи об учёбе, в которых рассказывается про жизнь школ и организацию учебного процесса, а также статьи о государственной помощи семьям фронтовиков и многодетным семьям. Нередки упоминания о необходимости планово обучать детей работе с сельскохозяйственной техникой, что обосновывается пониманием важности участия школьников в уборной и посевной.
Необходимо отметить, что тематика статей отражает специфику жизни в военное время. Выявляются такие особенности повседневной жизни в Омской области, как достаточно большое количество эвакуированных из Ленинграда, активное включение школьников в сельскохозяйственные работы и в общественную жизнь.
1943 г. отмечен небольшим (25 статей) количеством публикаций, посвящённых детям. В начале года преобладают новости, сообщающие об открытии ёлки на площади Дзержинского и празднованиях для детей, посвящённых Новому году. Следующая интересующая нас небольшая заметка от 25 февраля рассказывает историю эвакуированной девочки Ады Занегиной, которая призывает всех детей сдавать деньги в фонд обороны «на танк» и отдаёт свои 122 руб. 25 коп. Именно с этой маленькой заметки в Омской газете началась большая история танка «Малютка». Воевавший с лета 1943 г.,
этот танк, по некоторым сведениям, дошёл до Берлина. Анализ статей за текущий год показывает, что к 1943 г. военный быт вошёл в привычку и стал нормой. Также развитие событий на фронте требует всё большего информирования населения для поддержания патриотических настроений среди граждан, находящихся в трудных бытовых условиях.
В публикациях 1943 г. преобладает тематика обучения детей в школах и вовлечённости их в сельскохозяйственные работы. Второй по количеству публикаций становится тема участия школьников в помощи семьям фронтовиков (дети собирают подарки, необходимые вещи, сладости и многое другое). Начинают появляться публикации, посвящён-ные досугу детей, в которых авторы рассказывали о том, какие мероприятия организовывались школьниками на работах в колхозах.
В 1944 г. основных тем для публикаций по интересующему нас вопросу две - учёба детей и их досуг. Год начинается с сообщений о работе пионерской организации в школе № 38, где ребята активно помогали семьям фронтовиков и писали свою стенгазету. А заметка «Забота о детях» рассказывала о детском саде № 19: там на момент написания статьи находилось около 200 детей, работал интернат на 65 человек. Воспитатели детского сада для детей, чьи родители трудились для фронта, всеми силами старались заменить им родительскую заботу. Чтобы подчеркнуть
доброту и заботливость педагогов, автор приводит историю о девочке Вале, которая ходила одна по улицам, пока кто-то из воспитателей её не встретил и не привёл в детский сад. Теперь девочка считает его своим домом.
1944 г. характеризуется увеличением числа публикаций о детской повседневности. Популярной темой остаётся учёба, но в другом аспекте. Авторы подробно и много рассказывали о том, как школьники выпускных классов готовились и сдавали школьные испытания на аттестат зрелости. Благодаря этим сообщениям и наблюдается увеличение количества статей. Второй по частоте является тема досуга школьников. В качестве примера можно привести прошедший зимой пионерский слёт. Автор статьи «Пионеры готовятся к слёту» подробно осветил процесс подготовки. Оставались приоритетными сообщения о труде школьников на колхозных полях. В течение всего лета печатались отчёты о характере и качестве работы школьников. Выход мирных аспектов жизни детей на первый план можно связать с тем, что боевые действия шли на территории Европы, а местная жизнь потихоньку приспособилась к условиям войны.
В 1945 г. отмечаем сокращение количества публикаций о повседневности детей. С одной стороны, исследуемый период заканчивается 9 мая, с другой - появляется возможность значительно расширить тематику публикаций в региональной газете в связи с приближением окончания войны, что служит причиной сокращения статей по исследуемой теме. В статьях об учёбе наблюдается расширение тематики за счёт описания подготовки к предстоящим аттестационным экзаменам. Часто печатались статьи о помощи семьям фронтовиков, в которых авторы рассказывали, как комсомольцы искали детей, за которыми не успевали присматривать родители, а также детей, не посещающих школу из-за отсутствия тёплой одежды или обуви.
Несмотря на то что исследуемый период заканчивается в мае 1945 г., мы изучили все месяцы с целью: 1) проследить, как отражалась судьба эвакуированных в войну после её окончания; 2) выявить динамику изменений формата, тематики и направленности публикаций в послевоенные месяцы. Количество статей по детской повседневности небольшое,
встречаются сообщения об эвакуированных ленинградцах, которые возвращаются домой. После окончания Великой Отечественной войны меняется сам характер газеты. Восстанавливается количество полос (с четырёх до восьми), появляются элементы графического оформления в виде рисунков и узоров. О наступлении мирной жизни свидетельствует внимание авторов к досугу детей.
Как видно из графика на рис. 1, большинство статей о детской повседневности были опубликованы в 1941 и 1944 гг. Информации за 1941 г. много, хотя публикации учитывались нами только с 22 июня. Это связано с большим количеством сообщений о первых учебных днях в военный период. В 1944 г. всплеск публикаций о детской повседневности повторяется за счёт подробного освещения авторами сдачи школьниками экзаменов на аттестат зрелости, а также в связи с постепенным привыканием к военным действиям и вхождением их в повседневную жизнь.
В 1945 г. публикации (до Дня Победы) представлены тематикой весны, окончания учебного года и сдачи экзаменов.
Общая тематика публикаций о детской повседневности в газете «Омская правда» в годы Великой Отечественной войны очень разнообразна и затрагивает почти все сферы повседневной жизни.
Региональная газета позволяет определить следующие особенности детства в тыловом регионе: основной чертой, присущей всем тыловым районам, является наличие большого количества эвакуированных. В Омске, в основном, это были ленинградцы: в город эвакуировано 23 детских дома (около 2 300 детей). В периодике это отражается следующим образом: первые сообщения об эвакуированных появляются в декабре 1941 г., а повседневная жизнь эвакуированных детей подробно освещается с 1942 г.
Далее особое внимание уделялось помощи школьников в колхозах. Данная тема -самая популярная, так как дети ездили в подшефные совхозы; те, кто жил в селе, обязательно трудились на полях; эвакуированные работали на пришкольных участках. Поняв, что без труда детей и подростков обойтись в тяжёлое военное время не получится, детей начинают обучать основам сельскохозяйст-
венных наук в школах. Естественно, все эти процессы находят отражение в печати.
Как мы видим, для такого тылового города, как Омск, наряду с сообщениями с фронтов, одной из самых популярных тем является тема повседневной жизни детей. Она занимает около 15 % от общего количества публикаций на всём протяжении Великой Отечественной войны. Из тематики статей выясняется, что повседневная жизнь детей состояла из трудовых будней в период уборки урожая, образовательного процесса, решения ряда материальных трудностей и проведения досуга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сизов С. Г. Повседневная жизнь сибирского школьника в годы Великой Отечественной войны (По материалам дневника П. П. Капитонова) // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки : материалы Междунар. на-уч.-практ. конф. - Омск, 2014. - С. 200-203.
2. Ромашова М. В. Советское детство в 1945 -середине 1950-х гг.: государственные проекты и провинциальные практики (по материалам Молотовской области) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Пермь, 2006. - 24 с.
Информация о статье
Дата поступления 13 марта 2019 г.
Дата принятия в печать 28 мая 2019 г.
Сведения об авторе
Носова Марина Сергеевна - аспирант кафедры «История, философия и социальные коммуникации» Омского государственного технического университета (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644050, Россия,
Омск, пр. Мира, 30а
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Носова М. С. Повседневная жизнь детей Омска в годы Великой Отечественной войны в отражении газеты «Омская правда» // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 106-111. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2.106-111.
3. Ромашова М. В. Дети и феномен детства в отечественной истории: новейшие исследования, дискуссионные площадки, события // Вестник Пермского государственного университета. История. - 2013. - № 2. - С. 109-116.
4. Ромашова М. В. Вспоминая войну: детский взгляд на большую историю // Вестник Пермского государственного университета. История. - 2010. - № 1. - С. 65.
5. Коренюк В. М. Повседневная жизнь детей военного и послевоенного времени (по материалам Молотовской области) : дис. ... канд. ист. наук. - Пермь, 2017. - 293 с.
6. Коренюк В. М. Изменение повседневной жизни детей в городах Молотовской области в годы Великой Отечественной войны // Успехи современной науки. - 2016. - № 2 (1). -С. 91-94.
7. Коренюк В. М. Детская игровая повседневность 1940-1950-х гг. (на материалах Моло-товской области) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 7 (69). -С. 80-82.
8. Коренюк В. М., Суслов А. Б. Военная повседневность детей репрессированных родителей в годы Великой Отечественной войны (на материалах Молотовской области) // Вестник Томского государственного университета. История. - 2016. - № 6 (44). - С. 44-52.
9. Государственный исторический архив Омской области. Ф. 1272. Оп. 1. Д. 231.
Article info
Received March 13, 2019
Accepted May 28, 2019
About the author
Marina S. Nosova - postgraduate student of the Department of History, Philosophy and Social Communications of the Omsk State Technical University (Omsk, Russia)
Postal address: 30a, Mira pr., Omsk, 644050, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Nosova M.S. Daily Life of Children of Omsk during the Great Patriotic War in the Reflection of the Newspaper "Omskaya Pravda". Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 2 (22), pp. 106-111. DOI: 10.25513/23121300.2019.2.106-111 (in Russian).