Научная статья на тему 'Особенности крестьянского быта сибирской провинции в годы Великой Отечественной войны'

Особенности крестьянского быта сибирской провинции в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
981
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / БЫТОВАНИЕ / ПРОВИНЦИЯ / ЭВАКУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / ГЕНДЕР / EVERYDAY LIFE / EXISTENCE / PROVINCE / EVACUATION / PROFESSIONAL STATUS / GENDER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлова А.А.

Рассматривается повседневная жизнь деревенских жителей во время Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется изменению занятий и быта с началом войны. Показано, как изменяется сознание обычных женщин, стариков, подростков после ухода на фронт мужской части деревни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Peasant Life of the Siberian Province in the Years of the Great Patriotic War

The article deals with the daily life of villagers during the Great Patriotic War. Special attention is given to change classes and life with the beginning of the war. It is shown how the consciousness of ordinary women, the elderly, teenagers after leaving for the front men of the village.

Текст научной работы на тему «Особенности крестьянского быта сибирской провинции в годы Великой Отечественной войны»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 119-125. УДК 908

DOI 10.25513/2312-1300.2017.4.119-125

А. А. Козлова

ОСОБЕННОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА СИБИРСКОЙ ПРОВИНЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ*

Рассматривается повседневная жизнь деревенских жителей во время Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется изменению занятий и быта с началом войны. Показано, как изменяется сознание обычных женщин, стариков, подростков после ухода на фронт мужской части деревни.

Ключевые слова: повседневность; бытование; провинция; эвакуация; профессиональный статус; гендер.

A. A. Kozlova

FEATURES OF PEASANT LIFE OF THE SIBERIAN PROVINCE IN THE YEARS

OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article deals with the daily life of villagers during the Great Patriotic War. Special attention is given to change classes and life with the beginning of the war. It is shown how the consciousness of ordinary women, the elderly, teenagers after leaving for the front men of the village.

Keywords: everyday life; existence; province; evacuation; professional status; gender.

В последние годы всё большее внимание уделяется истории повседневности, которая позволяет полнее раскрыть особенности существования народа на каком-то конкретном этапе. Особую роль такого рода исследования приобретают применительно к военным периодам, которые серьёзно меняют условия бытования всех категорий населения. Для большинства мужчин изменение социального статуса в таком случае считается естественным (военнообязанное население идёт на фронт или становится к станкам военных предприятий), но не меньшим изменениям подвержена и женская часть общества, которая осваивает мужские роли и в профессиональном, и в социальном плане.

Исторические исследования, имеющие отношение к нашей теме, можно условно разделить на следующие категории.

Во-первых, это работы, связанные с изучением социально-экономического развития СССР в годы Великой Отечественной войны. В 1942 г. при Академии Наук СССР была создана комиссия по сбору материалов о Великой Отечественной войне, а внутри неё был создан сектор, собиравший материалы о героизме в тылу, об эвакуации промышленных предприятий, о перестройке советской экономики на военные рельсы. Отделение Истории и философии АН СССР в это же время сделало историю военной промышленности одной из ведущих исследовательских тем. В январе 1946 г. все материалы были переданы в Институт истории для дальнейшей разработки. Но параллельно с академической наукой изучением данной проблемы занимались и в Госплане. В 1944 г. был опубликован «Сборник документов и мате-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования Омской области в рамках научного проекта № 17-11-55006 «Повседневная жизнь в Западной Сибири накануне и во время Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)».

© Козлова А. А., 2017

риалов по вопросам труда в период Отечественной войны», который состоял из нормативно-распорядительных документов, изданных с 22 июня 1941 г. по 5 января 1944 г., особое внимание уделялось указам и постановлениям Президиума ВС СССР, СНК, ЦК ВКП(б), а также приказам и инструкциям отдельных наркоматов. После войны в 1948 г. была опубликована монография Н. А. Вознесенского, в которой он охарактеризовал процесс перевода мирной экономики на военные рельсы [1]. Г. С. Кравченко в своей работе рассматривает экономическое развитие страны военного времени по периодам [2]. В 1970 г. вышла коллективная монография «Советская экономика в период Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.» [3]. Очень полезными при раскрытии заявленной темы стали монографии Ю. А. Горькова [4] и Н. Я. Комарова [5] с одинаковыми названиями «ГКО постановляет», где рассматриваются все основные указы высшего органа власти нашей страны в военные годы.

Таким образом, интерес к теме был очевиден, но он продолжает сохраняться и в наше время, поскольку феномен развития советской экономики, особенно проблемы эвакуации предприятий и запуска их на новом месте в короткие сроки, не оставляет исследователей равнодушными. И в наше время на основе новых документов и переосмысления фактов вновь появляются работы такого направления. Примером может стать вышедшая в 2015 г., к 70-летию Победы, под редакцией И. В. Караваевой коллективная монография «Экономический фундамент Победы: параллели истории и современности», где целая глава посвящена крестьянству, которое выделяется в качестве базового элемента мобилизационной модели советской экономики [6, с. 205-219].

Во-вторых, труды, посвящённые проблемам исследования повседневности. Сама история повседневности как часть социальной истории активно развивается с 1960-х гг. В области теории российской истории повседневности и гендерной истории наиболее значимые работы написаны Н. Л. Пушкаре-вой и Л. П. Репиной, а их последователи приступили к разработке этих направлений, связанных с конкретными эпохами исторического развития нашей страны. Современные ис-

следователи акцентируют внимание на особом влиянии Великой Отечественной войны на ментальность советского человека. Авторы склонны считать войну состоянием противоречивого отношения общества к индивидуальности. В историографии Великой Отечественной войны в последнее время отчётливым стало исследование социокультурных и психологических проблем, в том числе связанных с различными группами населения. Достаточно сослаться на результаты исследований Г. А. Янковской и М. Н. Потемкиной. М. Н. Потемкина - автор монографии, вышедшей в 2006 г. и посвящённой противоречивым реалиям эвакуации и существования всего эвакуированного населения [7]. Г. А. Янковская обращается к эвакуации творческой интеллигенции и интерпретирует этот процесс как «напряжённое столкновение мира двух мифологизированных и мифогенных столиц Советского Союза и мира советской провинции» (цит. по: [8]). В изучении повседневной истории сибирской провинции среди современных исследователей особое место занимают работы В. Г. Рыженко и В. Ш. Назимовой [8]. Что же касается омской военной повседневности, то исследователи в основном занимаются частными направлениями внутри данной проблемы, например изучением деятельности отдельных предприятий [9], учебных заведений [10], государственных учреждений.

Источниковая база для исследования по данной теме включает в себя материалы Омского Областного архива, малотиражные газеты, выходившие в различных районах Омской области в военный период, а также материалы устной истории в виде воспоминаний современников военных лет.

Развитие собственного сельского хозяйства для экономики страны является необходимым в любых условиях, но особенно важным это представляется в экстремальных ситуациях, например в период войны, когда ограничены возможности импорта продуктов питания. Экономика нашей страны советского времени периодически была связана с разного рода ограничениями во внешней торговле, что вынуждало уделять собственному производству особое внимание, причём как в промышленности, так и сельском хозяйстве. Продовольственная безопасность в воен-

ный период позволяла создавать продуктовую базу для Победы. В первые же месяцы войны Германия вместе с союзниками оккупировала значительную часть сельскохозяйственных районов страны, где до этого производилась подавляющая масса продуктов питания: Украину, Белоруссию, южные области РСФСР. Исходя из сложившейся обстановки, на остальные районы, особенно находившиеся в глубоком тылу Сибирь, Казахстан, Урал, ложилось обязательство поставок в армию необходимого количества продуктов питания, а также нельзя забывать о необходимости снабжения городов, где шло производство военной техники, поэтому самим селянам мало что оставалось. При этом не стоит забывать, что в тыловой деревне проживали практически сплошь женщины, старики, дети, поскольку те мужчины, кого не забрали на фронт, были призваны в трудовую армию для работы в городе и вернулись домой только после окончания войны. Сложность производства заключалась ещё и в том, что из деревни изымались трактора, грузовые машины, а зачастую и лошади, поскольку всё, что нужно было для фронта, военные получали в первую очередь. По воспоминаниям жителей деревни, уровень механизации сельского хозяйства в первый год войны упал практически до нулевого, поэтому повсеместной сибирской нормой стало использование не только лошадей, но и коров, а также мускульной силы человека [11, с. 17]. Зачастую возвращались к использованию серпов для жатвы. Необходимость поставок зерна для фронта, а также для города вынуждала сокращать другие сельскохозяйственные культуры, в том числе сахарную свёклу, картофель и т. п., а это значит, что питание деревенского жителя сибирского тыла было крайне скромным, если не сказать скудным. Однако несколько спасало наличие личных коров, птицы (особенно гусей, на которых не распространялся продуктовый налог, поэтому их старались держать помногу), огородов, где можно было выращивать овощи для своей семьи. Сложность заключалась в нехватке рабочей силы и времени. По воспоминаниям детей войны, обычной едой была приготовленная матерью похлёбка с лебедой, заправленная молоком, а также травяные лепёшки с мёрзлой картошкой [11, с. 71]. Ситуация

несколько улучшалась в летний период, когда выкапывали луговой лук, собирали щавель, а затем - ягоды и грибы. Большое внимание уделяли также лекарственным травам, собирая их и для собственных нужд, и для сдачи государственным учреждениям.

Всем этим должны были заниматься дети и старики под руководством женщин. Даже в мирное время жизнь сельской женщины значительно отличалась от городской. В городе были труженицы заводов, фабрик, но были и домохозяйки, а в деревне была несколько иная ситуация. Трудиться на поля выходили все, особенно в горячую пору уборки урожая. После работы дома нужно было заниматься на собственном огороде, накормить скотину и выполнять повседневную домашнюю работу. Это были обычные сельские будни, но с началом войны всё изменилось, поскольку теперь женщины должны были работать за себя, мужа, брата. В упомянутой ранее монографии под редакцией И. В. Караваевой указано, что общая выработка трудодней к 1942 г. была увеличена с 253 до 352, при этом имело место чёткое разделение на количество в период весеннего сева, периода прополки, обработки посевов и уборки урожая [6, с. 210]. В 1942-1943 гг. выдача продуктов на трудодни сократилась по сравнению с довоенным периодом в 2-3 раза. Кроме того, с 1 июля 1941 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР была установлена временная надбавка по подоходному налогу, что затрагивало всех граждан, в том числе работников села, а также почти вдвое повышался сельскохозяйственный налог, тем самым уменьшая и без того невысокие доходы крестьян. С ноября 1941 г. был введён дополнительный налог на одиноких и бездетных в размере 3-5 % в зависимости от доходов - это прежде всего задело молодое поколение. В декабре для лиц старше 18 лет был введён военный налог, причём размер его зависел от годового заработка. Конечно же, он взимался и с сельского населения. Кроме того, колхозники были активными участниками государственных займов, подписок на денежно-вещевую лотерею. Удивляет и восхищает то, что при этом многие крестьянки откликались на денежные сборы - напрямую или путём отчисления трудодней - на экстренные нужды, например

для строительства танковой колонны «Боевые подруги» в Русско-Полянском районе или авиаэскадрильи «Омский комсомолец» в Мо-лотовском районе1. Кроме денежных средств, к зиме 1941 г. была заложена традиция сбора тёплых вещей для бойцов Красной Армии, начиная с вязаных носков, варежек, шарфов и заканчивая тулупами и валенками. Это тем более важно подчеркнуть, что, по воспоминаниям, дефицит одежды был настолько силён, что приходилось носить по нескольку слоёв, поскольку дыры зашивать было уже невозможно, ткани расползались в руках хозяек [11, с. 47]. Поэтому с большой радостью воспринимали такую награду за особые заслуги, как парашютный шёлк, ведь он был особо прочным, и можно было сшить платье, которого хватало надолго. Вообще одежду в основном шили из льна, но его нужно было предварительно вырастить и обработать, а в военные годы, когда посевы льна вынуждены были сократить, остро ощущалась нехватка тканей.

Следует вспомнить также о подарках, которые направлялись бойцам Красной Армии к праздникам, прежде всего, конечно, к Новому году и Дню Красной Армии. Так, жители Русско-Полянского района к 1942 г. подготовили новогодних подарков на сумму 23 тыс. рублей. Причём была организована делегация для сопровождения этих подарков на фронт.

Нужно также отметить ещё один аспект изменений условий труда женщин - это необходимость осваивать новые профессии из-за отсутствия мужчин. В газете «Большевистское слово» Кормиловского района уже в конце июня 1941 г. пишут об организации для женщин курсов трактористов, чтобы они имели возможность использовать оставшуюся на селе технику. Освоив неженские профессии, жительницы села имели возможность помочь своему колхозу или совхозу, и они начали вносить рационализаторские предложения. В газете «Молодой большевик» говорится о том, что уже в августе 1941 г., едва научившись управлять трактором, женщины стали к нему закреплять не одну, а 4-5 конных косилок, что позволяло высвобождать лошадей для работы на других участках. Кроме того, начался постепенный перевод бензиновых моторов тракторов и комбайнов на керосин. Думается, это гово-

рит о том, что в силу необходимости женщины становились специалистами в мужских профессиях, зачастую не только выполняя, но и перевыполняя план. Наградой за особые достижения были дополнительные килограммы зерна во время его выдачи на трудодни или мякина для скота. Корова была кормилицей всей семьи, поэтому в основном предпочитали второе, а также прилагали все возможные силы по увеличению заготовки кормов для животных. А за особые заслуги награждали денежными премиями.

Нормой в годы войны стали воскресники, приуроченные к различным праздникам, даже к 8 Марта, с целью выполнить ту работу, на которую обычно не хватало времени, например ремонт школы, складского помещения или коровника. Другая цель - это перечисление средств, заработанных во время воскресников (или зачёт трудодней) в Фонд обороны СССР, который был создан в августе 1941 г.

Кроме того, с конца лета 1941 г. начинается освоение дополнительных военных умений и навыков: военно-санитарного дела, службу связи, правила противохимической обороны. Газета Молотовского района «Большевистский путь» пишет о том, что в ноябре 1941 г. при военном отделе РК ВКП(б) организована боевая дружина из 33 женщин для изучения боевой винтовки и тактических военных занятий. Выпускницы таких курсов могли отправляться добровольцами на фронт, привлекаться к работе в госпиталях или иных учреждениях либо оставались в резерве на случай крайней необходимости. Кроме того, нужно отметить, что далеко не всегда обучение было добровольным: так, девушкам старше 16 лет приходили вызовы в школу ФЗО для получения рабочей профессии с последующим трудоустройством на предприятия города. Жительницы Седельниковского района вспоминают, что, хотя в деревне было тяжело, но в городе условия были ещё хуже, поэтому многие не выдерживали и сбегали домой [11, с. 18]. Во время обучения, а затем и работы, такие ученики проживали в общежитиях при омских предприятиях, которые зачастую в первые годы войны находились в антисанитарных условиях, в основном из-за нехватки воды, отсутствия канализации. Кроме того,

заработная плата учеников была значительно ниже, чем у рабочих, поэтому вполне понятно желание молодежи вернуться домой.

К весне 1942 г. населению деревни начала оказываться помощь со стороны города, вернее сказать, это было взаимовыгодное сотрудничество. Рабочие омских предприятий брали шефство над МТС, помогая в ремонте техники, в ответ крестьяне помогали посевным материалом для подсобных хозяйств заводов [12]. Кроме того, с весны 1942 г. стали регулярно проводится ярмарки: жители деревни привозили продукты, а взамен могли купить промышленные товары, изготовленные из отходов промышленного производства. Тем самым в крестьянских домах появились новые чайники, кастрюли, вёдра, топоры, ножи и т. п. Это те предметы быта, без которых обойтись своими силами было трудно, хотя старики в деревне часто старались изготовить подобные вещи из подручных материалов. Современники вспоминают, что даже коньки у детей были, но только из дерева и привязывались верёвками к валенкам, а необходимые для учёбы детей чернила делали из сажи, разведённой в молоке [13]. Острой проблемой был дефицит соли. Выходили из положения, добавляя во время варки пищи щепки от бочек, в которых до войны хранили соль. Магазинов на селе практически не было, поэтому ярмарки, а также собственные умения и смекалка позволяли получать необходимые в быту вещи. По примеру таких ярмарок с лета 1942 г. стали организовывать межрайонные ярмарки, которые действовали даже после войны.

Несмотря на военное время, у всех был и досуг. Отмечали праздники, особенно большое внимание уделяли празднованию годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции и 1 Мая, хотя были и профессиональные праздники (железнодорожников, авиаторов), а также традиционные (Новый год).

Особая ответственность лежала на учителях. Женщины этой профессии неизменно пользовались на селе большим уважением, теперь в военное время у них появились новые обязанности. Нужно было организовать пионеров для помощи колхозу в прополке, сборе лекарственных трав (которые использовались не только в медицине, но и метал-

лургическом и пиротехническом производстве), заготовке топлива на зиму. Кроме того, именно учителя вместе с медицинскими сё-страми должны были заниматься профилактикой эпидемий. Так, благодаря тщательным регулярным осмотрам предупредили возникновение сыпного тифа. Педагоги организовывали своих учеников для самостоятельного ремонта сельских школ, поскольку у взрослых не хватало на это времени, а учебный год начинался, как обычно, 1 сентября. Учителя также занимались организацией детского досуга. Газета Черлакского района «Большевик» в 1942 г. писала о том, что 6 августа на Иртыше были организованы соревнования по плаванию для школьников и воспитанников детских домов. Всем было понятно, что идёт война, но такие мероприятия укрепляли надежду на Победу и приход мирного времени. Для высвобождения рабочих рук молодых матерей стали открывать детские сады и ясли. Так, 1 мая 1943 г. в Русской Поляне был открыт детский сад. Роль педагогов в данного рода мероприятиях также сложно переоценить. Много внимания уделялось учителями анализу прессы, нужно было обсуждать со школьниками статьи в местных и центральных газетах, воспитывая патриотический дух в подрастающем поколении. Особое внимание уделялось подвигам земляков. Кроме того, дети под руководством учителей постоянно писали письма красноармейцам, поздравляли с праздниками. На эти письма приходили ответы с призывами помогать взрослым и благодарностью за поддержку. Их читали с большим воодушевлением. К осени 1941 г. в деревню стали прибывать эвакуированные, в том числе детские дома, над которыми пионеры брали шефство, оказывая посильную помощь.

Таким образом, очевидно, что в экстремальных военных условиях происходит изменение быта всех категорий населения. Для сельских обывателей сибирской провинции изменения были связаны с практически полным отсутствием мужчин, призванных либо на фронт, либо в трудовую армию в город. Это вынуждало женщин уделять больше времени обучению и освоению мужских профессий. Очевидно, что выполнять роль матери времени оставалось немного, поэтому отчасти функции воспитания и организации

досуга брала на себя школа в лице учителей, пионерско-комсомольских организаций. Стоит также отметить, что военная жизнь в провинции была связана с обычными бытовыми лишениями и повседневными радостями. С одной стороны, старались всё отдавать фронту, отправляя в посылках так необходимые самим предметы одежды, обуви, собирая скудные финансы в Фонд обороны СССР или подписываясь на государственные займы. С другой стороны, это необходимость принимать эвакуированных, сначала делясь с ними необходимыми предметами быта, топливом, а зачастую и жильём. При этом сохранялись и черты довоенной жизни: во-первых, это праздники, наиболее популярными из которых были общегосударственные и профессиональные, во-вторых, субботники и воскресники, которые были нормальным явлением трудовой жизни советских людей и в довоенный период, только теперь средства, заработанные на них, шли на военные нужды, в-третьих, система поощрений, созданная ещё в довоенный период, в которой превалировали нематериальные ценности (занесение на Доску почёта, статья в местной газете, объявление благодарности).

Кроме того, экономическую пользу от сибирской провинции получило государство в целом. Благодаря женскому и детскому труду жителей деревни наша страна в военные годы получила бесперебойное снабжение фронта, а также городского населения продуктами питания. Кроме того, женщинам и подросткам в крайне тяжёлых условиях удалось сохранить и даже увеличить количе -ство посевных площадей благодаря овладению ими большинством тонкостей мужских профессий, усовершенствований, постоянному самоограничению.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Здесь и далее использована информация региональной периодики (газеты «Большевистская степь», «Большевистское слово», «Молодой большевик», «Большевистский путь», «Большевик») 1941-1944 гг.

Информация о статье

Дата поступления 21 августа 2017 г.

Дата принятия в печать 30 октября 2017 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М. : Госполитиздат, 1948. - 192 с.

2. Кравченко Г. С. Военная экономика СССР в 1941-1945 гг. - М. : Воениздат, 1963. - 400 с.

3. Советская экономика в период Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. - М. : Наука, 1970. - 503 с.

4. Горьков Ю. А. ГКО постановляет. - М. : ОЛМА-пресс, 2002. - 574 с.

5. Комаров Н. Я. ГКО постановляет. - М. : Воен. изд-во, 1990. - 429 с.

6. Экономический фундамент Победы: параллели истории и современности : к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне : монография / под ред. И. В. Караваевой. - М. : Институт экономики РАН, 2015. - 344 с. -ЫЯЬ: http://inecon.org/docs/Karavaeva_book_ 2015.pdf (дата обращения: 16.08.2017).

7. Потёмкина М. Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны на Урале: люди и судьбы. - Магнитогорск : МаГУ, 2006. - 265 с.

8. Рыженко В. Г., Назимова В. Ш. Интеллигенция в эвакуации: настроения, труд и быт (по источникам личного происхождения) // Культурное наследие Сибири. - 2015. - № 2. - ЫЯЬ: http://sibnasledie.omsu.ru/page.php?id = 58 (дата обращения: 16.08.2017).

9. Козлова А. А. Эвакуация предприятий как один из главных факторов социально-экономического развития Омска в годы Великой Отечественной войны (на примере производственного объединения «Полёт») // Омск -300: Прошлое. Настоящее. Будущее : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2016. - Ч. 1. - С. 93-98.

10. Кабакова Н. В. Повседневность экстремального времени: условия труда преподавателей СибАДИ в начальный период Великой Отечественной войны (1941 г.) // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, новации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ»). - Электрон. текстов. дан. - Омск : СибАДИ, 2015. -С. 1131-1136. - ит_: http://bek.sibadi.org

11. Щи из горькой лебеды. Седельниковские дети Великой Отечественной войны. - Омск : Изд. Загурский С. Б., 2010. - 320 с.

12. Государственный исторический архив Омской области. Ф. 2401. Оп. 1. Д. 40. Протоколы парткома завода № 166 (19.02.1942 -30.08.1942).

13. Война в истории моей семьи : сб. студ. работ. -Вып. 3. - Омск : СибАДИ, 2010. - 329 с.

Article info

Received August 21, 2017

Accepted October 30, 2017

Сведения об авторе

Козлова Анна Александровна - канд. ист. наук, доцент Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644080, Россия, Омск, пр. Мира, 5

E-mail: beigul-1@yandex.ru Для цитирования

Козлова А. А. Особенности крестьянского быта сибирской провинции в годы Великой Отечественной войны // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 119-125. DOI: 10.25513/2312-1300. 2017.4.119-125.

About the author

Kozlova Anna Alexandrovna - Candidate of Historical sciences, Associate Professor of the Siberian State Automobile and Highway University (Omsk, Russia)

Postal address: 5, Mira pr., Omsk, 644080, Russia

E-mail: beigul-1@yandex.ru For citations

Kozlova A. A. Features of Peasant Life of the Siberian Province in the Years of the Great Patriotic War. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 4 (16), pp. 119-125. DOI: 10.25513/2312-1300.2017.4.119-125 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.