Научная статья на тему 'Поволжские солевозчики'

Поволжские солевозчики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3031
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульга И. И.

Эльтонские соляные промыслы второй половины XVIII первой четверти XIX вв. имели важное экономическое значение для России. Во многом успех соляного промысла зависел от чумаков Слободской Украины, переселившихся в Нижнее Поволжье и выделенных государством в особую категорию крестьян казенных солевозчиков. В статье рассмотрены различные меры экономического стимулирования казенных солевозчиков к увеличению объемов вывозимой с озера соли, успехи и неудачи соляной транспортировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALT CARRIGERS IN THE VOLGA REGION

Elton salt mines of the second half of the 18th century the first quarter of the 19th century were of great importance for Russian economy. The progress of salt mining in many respects depended on the chumaks from Slobodskaya Ukraine. They later moved to Nizhneye Povolzhye and were isolated by the state into the special category of peasants governmental salt teamsters. The article considers different measures of the governmental salt teamsters stimulation aimed at increasing the bulk of the salt taken out from the lake. The author highlights advances and failures of salt transportation as well.

Текст научной работы на тему «Поволжские солевозчики»

Таким образом, на протяжении 1960 - 1970-х гг аграрная политика государства не претерпела серьезных изменений и не могла предотвратить углубляющегося кризиса в аграрном секторе экономике.

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1986.

2. Материалы ХХ111 съезда КПСС. М., 1966.

3. Милосердое В.В. Аграрная политика России: ХХ век. М., 2002.

4. Пленум ЦК КПСС. 24 - 26 марта 1965 г.: стеногр. отчет. М., 1965.

5. Президиум ЦК КПСС.1954 - 1964: черновые протокольные записи заседаний: стенограммы. М., 2003.

6. РГАНИ (Российский государственный архив новейшей истории). Ф. 2. Оп. 3. Д. 173.

УДК 94(47.4)

ї І А I ЁЛЙЁЁА N I ЁАА I фхЁЁЁ

Ё.Ё. 0бёиаа,

ёаТаеаао ёпоТдё+а-пёёд Табё, поад0ёё УдаУТааааоаёи ёаоаа-ди абїа Тёоад Тид ё пТоёаёиТТ-уёТ ТТ !ё+а-пёёд аёпоё Уёё Т, Шда-оТапёёё аТаТТиё ёТ-поёобо аё Тё Таё+апё Тё ё дёїё+апёТё аадТУап-ТТпоё

ААЙ01ЁЁ. 2008. № 5(24)

С 1747 г начинаются Эльтонские соляные разработки (промыслы). С этого момента Саратов становится важным стратегическим поставщиком соли в верховые города Российской империи. Эльтонская соль по своим вкусовым качествам хотя и незначительно уступала пермской, но в отношении стоимости добычи ей не было равной. В процесс добычи и поставки эльтонской соли можно выделить три этапа: первый - выломка соли со дна озера и складирование ее на берегу второй - транспортировка гужевым транспортом от озера в саратовские и камышинские соляные магазины и третий этап - доставка соли с соляных магазинов к потребителю. Все этапы находились под контролем Низовой Соляной конторы, которая располагалась в Саратове.

Нельзя сказать, что история эльтонских соляных промыслов не привлекала внимание ученых - как в дооктябрьский период, так и после него было написано немало научных трудов и статей. В то же время необходимо отметить, что один из ключевых этапов эльтонской соледобычи (транспортировка соли от озера в саратовские и камышинские магазины) остается малоизученным. Освещение этой проблемы позволяет несколько в ином ракурсе посмотреть на экономические, социальные и демографические процессы, протекавшие в Саратовском крае во второй половине

XVIII - первой половине XIX вв.

Один из пунктов указа Правительствующего Сената о начале соледобычи на озере Эльтон гласил: «... печатными указами вызвать поставщиков, которые бы взялись возить с озера соль и ставить в казну» [8. № 9376]. На основании печатных приглашений заняться транспортировкой соли с озера Эльтон в числе первых в Саратовское Поволжье со своими семьями и волами пришли чумаки из будущих Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний. Также немалая часть желающих поучаствовать в эльтонской операции прибыли из великороссийских городов. Однако тяжелые условия Заволжья заставили великороссиян отказаться от возки соли. Напротив, украинские чумаки, привыкшие к подобным условиям транспортировки соли в степях Таврии и Крыма, сами высказали желание переселиться поближе к Эльтонскому озеру Обращаясь к Чемодурову, чумаки желали «оставаться тамо зимовать, а некоторые желали зажить там поселением» [9. С. 1314].

15 марта 1754 г. Сенат позволил «всем тем малороссиянам, кои там обретаются, и к возке соли обзаводились волами и всяким припасами, как при Саратову так и при Дмитриевску, на луговой, а не на горной стороне быть и скот свой пасти, лес незаповеданный рубить на починку их телег позволить» [8. № 10197]. На противоположном от Саратова и Камышина берегу Волги, возле соляных магазинов и вдоль основных солевозных трактов стали быстро расти слободы украинских чумаков: Покровская, Узмо-рье, Пестравка, Порубежка, Николаевская, Котово, Владимировка, Ра-хинка, Самойловка. В 1762 г., по данным третьей ревизии, в Саратовской губернии насчитывалось 3 428 украинцев-чумаков. Четвертая ревизия (1782 г.) показала, что за прошедшие 20 лет количество чумаков возросло до 9 674 человек.

Чумаки по сходной цене скупали у ломщиков соль и после загрузки фур ценным товаром отправлялись к саратовским и камышинским «луговым» магазинам. Экономическая выгода заключалась в перепродаже привезенной соли поставщикам для дальнейшей транспортировки ее в другие губернии Российской империи. Немалую выгоду чумакам сулило и несовершенство законодательной и административной системы. До 1766 г им удавалась избегать уплаты податей. По докладу Слободской Украинской губернской канцелярии, в Покровской слободе за малороссиянами, состоящими в ведомстве Низовой Соляной канторы, за 1763 и 1764 гг. накопилось около 10 000 руб. подушных денег. Чумаки, формально принадлежавшие Соляной конторе, не обязаны были ей платить какую- либо подушную подать. Этим должна была заниматься Саратовская воеводская канцелярия, которая, в свою очередь, не имела никакой юридической власти над чумаками. Для преодоления возникшей ситуации Сенат издал указ от 22 мая 1766 г., который предписывал воеводской канцелярии взыскать недоимки с покровских чумаков и впредь собирать с них причитающиеся ежегодные сборы [8. № 12657].

Из года в год вывоз соли увеличивался, например в 1747 г за одну поездку в августе - сентябре доставлено казне 13 275 пудов соли, в 1751 г. в магазины было вывезено 3 253 759 пудов соли, а в конце 1850-х гг еже -годный вывоз соли из озера составлял 6,5 млн пудов. С этого момента Эльтонский соляной промысел приобрел всероссийское значение. В отдельные годы он давал две трети добываемой в государстве соли. В 60 -70-е гг. Х1Х в. эльтонской солью снабжались 16 губерний России [7. С. 91].

Вывоз соли с Эльтонского озера начинался с наступлением весны, когда появлялся подножный корм для волов, обыкновенно это происходило после Ни-колина дня (9 мая). Этот срок был обусловлен необходимостью окончания вспашки участков под сев хле-

ба. Вывоз соли с озера продолжался до сентября, реже - до середины октября, но только в самые удачные годы. К празднику Покрова обычно начинались дожди, с чем было связано прекращение транспортировки соли. Солевозчики берегли своих волов-тру-жеников «и ни в грязь, ни в дождь никогда не употребляли. Волы в большую грязь не в силах вести возложенной на них тяжести от вязкости, топкости и падкости по пути, солонцеватая глина раскатывается, набивается меж копыт вязкой и гадкой грязи, кожа саднеет и трескается толь сильно, что волы по хромоте не могут тронутся с места... при малейшем дожде волы преют под ярмом и повреждаются» [2. Л.54-55]. В общей сложности вывозить соль было возможно в течение 130 - 150 дней в году (май-октябрь). Если исключить 30 дождливых дней, приходившихся на этот период, получается, что для перевозки соли было пригодно только 100 - 120 дней в году

По чумацкой традиции основным тяглом того времени были волы. Государство позаботилось о верных тружениках и помощниках чумаков. Для выпаса волов вдоль соляных трактов была намежевана сорокавер-стная полоса земли. Всем, кто нарушал границы межевых полос, грозило суровое наказание. Только в 1832 г

по предписанию от 7 декабря министра финансов полоса для выпаса волов была уменьшена до десятиверстной широты [3. Л.6, 22].

К началу первой ходки в озерных магазинах еще недостаточно было заготовлено соли для перевозки ее в камышинские и саратовские соляные магазины. Холод, сильные ветра, большая глубина залегания рапы затрудняли добычу соли со дна озера на начальном этапе. Возчикам приходилось ждать у озера первой ходки неделю - две, а иногда и три [3. Л.42-43].

Дождавшись соли и погрузив ее на фуры, рано утром чумаки отправлялись в путь. Первый дневной переход продолжался до начала жары. С началом жары погонщики распрягали волов, кормили и давали им «роздых». После того как жара спадала, чумаки продолжали свой путь дальше, до тех пор пока совсем не стемнеет. Ночной отдых был недолгим. После утреней зари все начиналось с начала. Осенью, когда становилось прохладней, груженые солью фуры двигались весь светлый день безостановочно. Неизменным правилом чумаков было давать отдых волам на вечернюю и утреннюю зарю, в это время и сами волы и их корм освежались от росы. Если же это правило нарушалось, волы начинали тощать и слабеть, у животных начиналась «жестокая каменная болезнь, трудная и безнадежная к поправлению» [3. Л.44].

Одним из неудобств, с которыми сталкивались чумаки во время своего путешествия по степи, был недостаток питьевой воды. Несмотря на то что вдоль соляных трактов были выкопаны колодцы («копани»), скапливавшаяся в них вода в большинстве случаев была солоноватой и не всегда могла использоваться для питья. Поэтому в засушливые периоды, отправляясь в путь, чумаки на 4 - 5 фур под соль брали одну фуру с бочкой питьевой воды. По утверждению РВ. Веденского, для перевозки 1 млн пудов соли к луговым и нагорным магазинам нужно было примерно 1 700 парово-ловых фур [1. С. 83].

Расстояние от Эльтонского озера до камышинских соляных магазинов составляло 127 верст. Весь камышинский тракт был разбит на 12 станций, или, как тогда называли чумаки, «уповод». Таким образом, расстояние между «уповодами» составляло 12 - 15 верст. Весь путь от озера к камышинским магазинам составлял 6 дней, а в хорошее осеннее время - 5 с половиной дней. Обратный путь с порожними фурами составлял 5 дней. В общей сложности полная ходка за солью у камышинских возчиков составляла 11 дней, без времени потраченного на загрузку фур солью [3. Л.45]. С учетом всех простоев и отдыха между возками за сезон чумаки на одной пароволовой фуре делали до 12 ходок. Для возки в камышинские «луговые» магазины были приписаны чумаки из украинских слобод и сел Николаевская, Котово, Самойловка, Владимировка, Рахинка, а также частично привлекались чумаки из слобод Покровской, Узморье, Порубежка, Пестравка и др.

Путь от Саратова к Эльтонскому озеру был более чем в 2 раза длиннее и составлял 274 версты [3. Л.52]. На это расстояние за сезон чумаки делали 6 ходок к озеру и обратно. В Саратовские соляные магазины соль возили чумаки из слобод Покровской, Узморье, Порубежка, Пестравка и др.

На первый взгляд, саратовский соляной тракт был невыгоден. Но он был необходим, поскольку позволял складировать добытую соль несколько выше по течению Волги. Кроме того, вывоз соли по двум путям позволял сохранить волов и лошадей в случае их массового заболевания и обеспечить кормом скот.

Прибыв в Николаевск или Покровск, возчики сгружали соль на склады, перевезя соль через Волгу, далее она развозилась по губерниям. Из саратовских магазинов соль переправлялась в Рязанскую, Тульскую, Тамбовскую и Пензенскую губернии, из камышинских - в Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Нижегородскую, Саратовскую, Симбирскую, Казанскую губернии. Также камышинские магазины частично пополняли запасы соли Воронежской, Курской и Орловской губерний, довольствовавшихся преимущественно крымской солью.

В 1780-х гг прибыльность транспортировки соли для чумаков существенно уменьшилась. Предлагаемые суммы за провоз соли стали невыгодными, и чумаки стали искать выгоду уже на других работах и промыслах. Первоначально сложившуюся ситуацию казна попыталась решить путем привлечения к транспортировке соли вольнонаемных возчиков. Однако желающих в необходимом количестве казна так и не смогла нанять. На протяжении нескольких лет правительство пыталось таким образом решить проблему, но это не удалось. Тогда правительство решило предоставить чумакам льготы, среди которых главными можно считать следующие: «Безденежно давать на раструску и утечку на каждый пуд по 21/2 фунта, кои от них по прежним заведениям брали, также свободны они будут и от сбора с них тогда взыскиваемого на содержание ведущей к озеру дороги и колодцев» [10. С. 298]. Но и эти льготы не могли снизить малоприбыльность транспортировки соли. Чумаки, несмотря на уговоры чиновников, продолжали уклоняться от возки соли.

Указом Правительствующего Сената от 30 апреля 1797 г малороссияне Саратовской и Камышинской округи были выделены в особую категорию крестьян -казенных солевозчиков - и навсегда приписывались к вывозке соли с Эльтонского озера. Спустя год, 27 сентября 1798 г, аналогичным указом был издан относительно малороссиян Волгской и Балашовской округи. Таким образом, ранее свободные украинские чумаки оказывались в полной зависимости от чиновников соляной конторы. Наряду с указанием о приписке чумаков к Соляной конторе правительство решило их «навсегда предписать от всех государственных податей и отдачи рекрут, указами сверх того удовольствовать их потребным числом земли (по 15 десятин на душу. - И.Ш.) без вечного недостатка с угодь-ями из казенных земель» [4. Л.3]. Этот шаг был предпринят в надежде, что солевозчики будут более охотно заниматься извозом соли. Этим же Указом возчикам была установлена фиксированная плата за провоз соли от озера до соляных магазинов. За доставку соли в саратовские магазины государство платило солевозчикам по 10 коп. с каждого пуда соли, в камышинские - 6 коп. В качестве стимулирования назначенным к возке чумакам Соляное правление выдавало задаток в счет заработка.

Процесс наделения эльтонских солевозчиков землей затянулся больше чем на десятилетие. Соляное правление особо не беспокоила эта проблема, хотя оно было обязано способствовать увеличению сенокосных площадей и росту поголовья солевозного скота (волов).

С ростом потребления в государстве соли в начале 1800-х гг. казна приняла решение увеличить ежегодную добычу эльтонской соли с 7 млн пудов до 12 млн пудов. В 1804 г. для выработки конкретных предложений по увеличению соледобычи на озере Эльтон была создана специальная «Экспедиция об усовершенствовании Эльтонской соляной операции». Также для получения особого мнения в Санкт-Петербург были отправлены головы Покровской и Николаевской слобод Пономаренко и Коваленко.

Экспедицией было установлено следующее. Для того чтобы увеличить ежегодную добычу соли в объеме 12 млн пудов, требовалось, во-первых, увеличить саму численность солевозчиков и, во-вторых, увеличить плату за провоз. Из-за быстрого падения курса ассигнационного рубля чумаки с неохотой выполняли предписанные им обязанности по транспортировке соли. Увеличивать плату за извоз государственная казна не спешила, но решать проблему вывоза с озера соли было необходимо. В 1804 г. правительство строго указало 12 199 казенным солевозцам заниматься только транспортировкой соли и ничем иным. 24 февраля 1804 г. министр внутренних дел доложил царю о проблемах снабжения государства солью. По окончании доклада царь повелел приписанным к казне солевозчикам ежегодно вывозить с озера 7 млн пудов соли. Также казна решила выкупить у Нарышкиных два села, Красный Яр и Песчанку заселенные украинцами в количестве 1 801 душа мужского пола, и возложить на них дополнительно вывоз еще 1 млн пудов соли [2. Л.81], что в общей сложности позволяло увеличить вывоз до 8 млн пудов. За вывоз соли сверх нормы до саратовских магазинов солевозчикам причиталась доплата по 2 коп. с пуда, до камышинских - 1 коп. с пуда [2. Л.78-79]. Однако и эти меры правительства не могли заинтересовать чумаков увеличить вывоз соли, поскольку установленные казной плата и доплата были недостаточны и не окупали затрат возчиков на содержание волов и соответствующего инвентаря. Простой подсчет чиновников соляной канторы показывал, что вывоз соли из озера приносил камышинским солевозчикам убыток в суме 24 руб.

66,25 коп., а саратовским - 29 руб 56,25 коп. Подсчеты академика К.Ф. Германа показывают, что убыток чумаков, возивших соль в саратовские магазины, составлял 29 руб. 56 коп., в камышинские магазины - 76 руб. 50 коп. [5. С. 194 - 197]. Заниматься хлебопашеством оказывалось гораздо выгоднее, чем возить соль, тем более что «вновь образованный одесский порт предоставил возможность выгодно сбывать хлеб» [2. Л.80].

Помимо финансовых убытков солевозчики терпели большой убыток и в «солевозном скоте». В конце XVIII -начале XIX вв. чумаки лишились множества волов. Во «Мнении Экспедиции об усовершенствовании Эльтонской соляной операции» министру внутренних дел отмечалось: «... во многих прошедших годах свирепствовавшие заразительные на скот болезни довели большую часть возчиков до нищеты. В недавних годах лиши-

лись они многих тысяч скота, лето 1804 г было посчастливее прежних, а с настоящим 1805 г болезни на скот настолько жестокие опять возвратились и доныне при всех попечениях местного начальства с членами врачебной управы нет способа прекратить скотский падеж» [2. Л.87]. К этим словам чиновника экспедиции можно добавить лишь сухие цифры статистики, характеризующие общий размах падежа скота. Только за 1805 г в селениях эльтонских чумаков пало 3 524 волов. В то время самая худшая пара волов стоила 60 руб., а лучшая - 100 руб. Если за среднюю стоимость пары хороших волов принять 80 руб., то потери солевозчиков только от падежа скота в 1805 г составили 140 960 руб. Также немалые средства чумаки тратили на корм и содержания необходимого инвентаря.

Все эти неблагоприятные обстоятельства создавали условия для того, чтобы солевозчики под любым предлогом уклонялись от вывоза соли. Попытки привлечь к вывозу соли вольных возчиков оказывались для казны невыгодными: вольные возчики требовали гораздо более высокую плату, чем была установлена за провоз соли чумакам. Доля вывезенной вольными возчиками соли в общем объеме составляла только 8%.

18 августа 1805 г. саратовский гражданский губернатор Беляков получил высочайшую инструкцию о том, как необходимо относиться к солевозам. В ней указывалось: «Сей род людей столько необходим по связи упражнения его с добыванием соли, что расстройство его положения не местное только может произвести зло, но неотвратимый родит вред и оскудение в целой России. Из сего вы можете разуметь, сколько тщатель -ное должно обращать внимание к сим поселянам...» [6. С. 452]. С марта 1806 г. казна снова увеличила плату за вывоз соли в соляные «магазины», в саратовские - 13 коп. с пуда, в камышинские - 7 коп., и выдала возчикам кредиты для закупки волов [2. Л.149].

Предпринятые правительством меры позволили увеличить, начиная с 1807 г., ежегодную добычу эльтонской соли до 10 млн пудов. Эти объемы добычи соли сохранялись до 1815 г. В этот период эльтонской солью снабжалось 10 губерний империи. Несмотря на увеличившийся рост вывоза соли казну все больше и больше беспокоил тот факт, что численность солевозчиков к 1913 г увеличилась и составляла более 23 тыс. душ, а извлеченная из озера соль, в которой была острая необходимость, полностью к Волге не доставлялась [1. С. 228]. Казна недобирала крупную сумму денег Для выяснения причин в 1915 г. из столицы на Эльтон была отправлена специальная ревизия во главе с обербергмейсте-ром и кавалером Фроловым. Главную причину сложившейся ситуации ревизор увидел в разорении многих хозяйств солевозчиков, что было, по его мнению, следствием плохого управления, несоответствие размера повинностей тем ресурсам, которыми располагали хозяйства [1. С. 230]. В итоге все больше и больше крепостной труд становился невыгодным казне. Государство еще несколько раз пыталось административными методами исправить ухудшающуюся ситуацию. За 1821 -1830 гг. на оба перевалочных пункта было доставлено

всего 20 млн пудов. Но главная причина уменьшения соледобычи и солевывоза - неэффективность крепостного труда - до второй половины 1820-х гг оставалась незамеченной.

В 1828 г. эльтонские чумаки были лишены статуса государственных солевозчиков и приравнены в правах и обязанностях к остальными государственным крестьянами. В новом качестве и в новых условиях эльтонские солевозчики продолжили возку соли. Изменения и выгоду стали ощущать не только сами чумаки, но и казна. В 1834 г. прибыль, полученная казной от эльтон -ской соли, говорит сама за себя - 2 440 238 руб. При этом солевозам за поставку соли и на расходы, связанные с заготовкой и ее продажей, было уплачено лишь 156 238 руб. 13 коп., т.е. всего 6% от валовой выручки.

В 1850 г. солевозный тракт от Эльтона до слободы Покровской был закрыт. Через некоторое время был закрыт и соляной тракт до г Камышина. С прокладкой железной дороги к озеру Баскунчак в 1880 г. разработки эльтонской соли прекратились, так как она уже не могла конкурировать с более дешевой баскунчакской солью.

Таким образом, эльтонский соляный промысел на протяжении второй половины XVIII - первой половины

XIX вв. имел важное экономическое значение как для России, так и Саратовского края в частности. Во многом успех этого промысла зависел от переселившихся со Слободской Украины чумаков, в последующем выделенных в особую категорию крестьян - казенных солевозчиков. Полученное от правительства разрешение украинским чумакам поселиться вблизи мест промысла способствовало освоению пустующих территорий Нижнего Поволжья. Во многом успех соледобычи определялся уровнем личной свободы и мерами экономического стимулирования со стороны правительства в лице Соляной конторы. Когда чумаки были свободны, государство экономическими способами могло контролировать и стимулировать соледобычу Когда же чумаки оказались приписанными к Соляной конторе (закрепощены), никакие меры уже не могли стимулировать желание чумаков заниматься транспортировкой соли.

1. Веденский Р.В. Соляное дело в России в XVIII - первой половине XIX вв.: дис... д-ра истор. наук. М., 1986.

2. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 3.

3. ГАСО Ф. 1. Оп. 1. Д. 270.

4. ГАСО Ф. 407. Оп. 1. Д. 634.

5. Герман К.Ф. Статистическое описание озера Елтона // Статистический журнал, СПб., 1806. Т. 1. Ч. 1.

6. Леопольдов А.Ф. Статистическое описание Саратовской губернии. СПб., 1839.

7. Очерки истории Саратовского Поволжья (1855 - 1894). Т. 2. Ч. 1. / под ред. И.В. Пороха. Саратов: СГУ, 1995.

8. Полное собрание законов Российской империи.

9. Российский государственный архив древних актов (РГАДА) Ф. 248. Оп. 24. Д. 1515.

10. РГАДА Ф. 248. Оп. 56. Д. 4710.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.