УДК 94(470.4) "1914/1918":329 ББК 63.3(2)61
Е.М. МИХАЙЛОВА
ПОВОЛЖСКИЕ ПРАВЫЕ ПАРТИИ ПОСЛЕ 1917 ГОДА: СУДЬБЫ ЛИДЕРОВ
Ключевые слова: правые партии и организации, монархисты, Февральская революция, Октябрьская революция, Поволжье, политические лидеры.
Революции 1917 г. в корне изменили общественный строй и политическую систему России. В результате идеологического и социально-политического противоборства трансформировался партийный дизайн. В условиях падения монархии правые партии и организации, занимавшие значительное место и игравшие немалую роль в системе поздней Российской империи, подверглись репрессиям и ушли с политической арены, разделив судьбу российского самодержавия. Статья посвящена рассмотрению судеб лидеров правомонархических партий и организаций Поволжья начала XX в. в контексте революционных событий 1917 г. и в условиях начинающейся Гоажданской войны. На основе значительного комплекса источникового материала освещено изменение политического места и роли поволжских правых партий и организаций в политической конфигурации революционной России. Особое внимание уделено раскрытию позиций новой революционной власти к правым партиям и организациям и их политическим лидерам. Проанализировано отношение лидеров правомонархического движения Поволжья к февральско-мартовским событиям 1917 г. и Октябрьской революции. На основе биографического, историко-систем-ного и политико-ситуативного методов в статье выявлены исторические детали обстоятельств последних лет жизни лидера Астраханской народно-монархической партии Н.Н. Тихановича-Савицкого, профессора юриспруденции Казанского императорского университета, председателя Казанского Царско-народного русского общества В.Ф. Залеского, председателя Казанского отдела Русского Собрания и ряда отделов Союза русского народа А.Т. Соловьева. Особое место отведено рассмотрению трагической судьбы духовного наставника и почетного председателя Саратовского Православного всероссийского братского союза русского народа, епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганева). На основе конкретных материалов сделан вывод о трагичности и драматичности революционного вектора развития общества.
События столетней давности - две революции 1917 г. и начало трагических событий Гражданской войны 1918 г., приведшие общество к социально-политическому идеологическому расколу - заставляют вновь и вновь обращаться к историческим моментам этого периода для осмысления общественно-политических событий современности.
Февральская революция в корне изменила политическую картину российской общественной системы. Имевшая многовековую историю монархия перестала существовать, открыв простор гражданскому расколу и тяжелейшему периоду в истории России. К 1917 г. у монархии защитников, по сути, не оказалось. Практически безмолвно в февральско-мартовские дни 1917 г. с политической арены ушли политические партии и организации, находившиеся на правом фланге поздней Российской империи и оказавшие самодержавной власти в годы Первой русской революции неоценимую помощь.
Февраль 1917 г. поставил правые партии и организации в весьма неоднозначные условия. На фоне ликвидации института самодержавной власти, для защиты которого и были сформированы правомонархические партии, перед ними встал вопрос о собственном месте в новой политической конфигурации и принципах партийный деятельности. Однако к этому времени ни по-
тенциальных сил, ни организованной вертикали правоконсервативные объединения не имели. Последовавший вскоре, в марте 1917 г., официальный запрет Временным правительством правых партий и организаций и закрытие их печатных органов ускорили их уход с политической сцены.
Вслед за этими решениями новой власти последовали и официальные меры по отношению к лидерам и активистам правых организаций, в том числе и Поволжья.
Одним из первых, уже 3 марта 1917 г., Астраханский губернский исполнительный комитет (АГИК) без предъявления официального обвинения взял под арест председателя Астраханской народно-монархической партии (АНМП) Н.Н. Тихановича-Савицкого. Н.Н. Тиханович-Савицкий был одним из активных правых деятелей Поволжья, авторитетный и известный во всей России. Это он, один из немногих лидеров правого лагеря, в предреволюционные годы неоднократно предостерегал Николая II о готовящемся перевороте и грозящей государству революционной опасности [21. С. 573-583]. Лидер АНМП неоднократно обращался к астраханским властям - в АГИК и Астраханский Совет солдатских депутатов - с прошениями об освобождении, в которых писал, что «опасаться пропаганды контрреволюции с моей стороны нет основания, так как считаю преступным учинение смуты в то время, когда все помыслы населения должны быть сосредоточены на победе над Германией, против смуты во время войны я усиленно боролся все время» [6. Л. 1, 6, 11]. Чуть позже, в начале мая 1917 г., его жена Л. Тиханович-Савицкая отправила министру Временного правительства А.Ф. Керенскому письмо, в котором она просила освободить мужа: «...Три месяца, как мой муж... сидит в заключении... По словам Комитета. никакого обвинения к мужу предъявлено быть не может, отпустить же его не хотят, опасаясь, что он, будучи видным монархическим деятелем., поведет контрреволюционную пропаганду. Муж указывает Комитету на неосновательность этих опасений, так как считает преступным заводить смуты во время войны; он все время боролся против этого, а теперь, говорит, и подавно, когда Государство стоит на краю развала. Невозможно лишать человека свободы, держать его, больного, в духоте, в пыли, на сквозняке, в обстановке, угнетающей морально., лишь на основании одних предположений о его дальнейшей деятельности, к тому же это подрывает провозглашенные принципы свободы и законности и становится похожим на партийную месть». И далее продолжала: «Ленинцев, проповедующих измену Родине, оставляют свободными, а монархистов, беззаветных патриотов, держат взаперти, на основании одних предположений. Кроме того, муж говорит, Правительству следует принять во внимание, что в непродолжительном времени власть перейдет к толпе и солдатам, сторонникам Ленина, и политические заключенные могут подвергнуться смертельной опасности» [23. С. 136]. По состоянию здоровья в конце июня 1917 г. Саратовская судебная палата освободила бывшего председателя АНМП из-под ареста. В следующем месяце Н.Н. Тиханович-Савицкий получил разрешение выехать для лечения на Кавказские Минеральные Воды, причем должен был регулярно извещать Астраханский губернский исполнительный комитет о своем местопребывании. Последние сведения о местожительстве Н.Н. Тихановича-Савицкого поступили в начале августа 1917 г. из г. Нальчик [6. Л. 17, 19, 22, 27-30, 33]. О дальнейшей его судьбе практически ничего неизвестно. По некоторым дан-
ным, осенью того же года на Кавказе Н.Н. Тиханович-Савицкий был замучен большевиками [1. С. 661].
В предреволюционные годы свернуло свою политическую деятельность, уделяя основное внимание хозяйственной и благотворительной работе, Казанское Царско-народное русское общество (ЦНРО), руководимое профессором кафедры энциклопедии и истории философии права Казанского императорского университета Владиславом Францевичем Залеским. Развернувшее до Первой мировой войны активную общественно-политическую работу благодаря своему лидеру, ЦНРО теперь больше работало на военные нужды [17. С. 169]. Известно, что со студентами физико-математического факультета профессор В.Ф. Залеский даже ставил технические опыты по превращению этилового алкоголя в более ценные и технически применимые продукты [11. С. 84]. Вскоре после февральских событий, 4 марта 1917 г., в местной газете «Камско-Волжская речь» В.Ф. Залеский, разочарованный в так легко расставшемся от царя народе, заявил том, что ЦНРО приостановило свою деятельность. В сообщении прессы отмечалось: «Небольшая группа правых, объединяющаяся вокруг портновской школы (давно уже работающей на оборону), заранее решила воздерживаться от политических выступлений впредь до окончательной победы над внешними врагами и полного внутреннего успокоения. С восстановлением нормальной политической жизни члены этой группы воспользуются принадлежащим всякому русскому гражданину правом примкнуть к тем легализованным политическим партиям, программы которых будут соответствовать их убеждениям» [12. 4 марта; 4. С. 416]. На следующий день, 5 марта 1917 г., на экстренном заседании Совета Казанского университета профессор В.Ф. Залеский, комментируя распространявшиеся в Казани слухи о необходимости защиты революционных завоеваний от правомо-нархистов, сообщил, что «в Казани правых организаций нет». Одновременно он заявил о своем признании «нового строя». Но, несмотря на это, 17-19 марта он подвергся кратковременному аресту.
После октябрьских событий В.Ф. Залеский продолжал работать на юридическом факультете Казанского университета. Есть свидетельства о том, что, несмотря на его заверения лояльности новым властям, последние относились к нему весьма настороженно. Пророчески прозвучали его слова, произнесенные на заседании Совета университета 7 октября 1917 г.: «Это только начало» [4. С. 416].
О дальнейшей его судьбе известно немного. В соответствии с постановлением Совета университета от 14 декабря 1918 г. профессор юриспруденции В.Ф. Залеский был признан отчисленным из него с 1 января 1919 г. как, согласно этому же документу, выбывший из Казани «по обстоятельствам гражданской войны». Предполагается, что он покинул Казань со многими не принявшими советской власти во время массового исхода из города перед приходом частей Красной Армии [15]. По некоторым данным, В.Ф. Залеский поддерживал Белое движение [2. С. 145]. Известно также, что в 1919 г. он работал профессором в Томском университете. По неподтвержденным данным, В.Ф. Залеский умер в 1922 г. в Томске [4. С. 416; 8. С. 424].
Организатором и бессменным руководителем ряда отделов Союза русского народа (СРН) в Казани и Казанской губернии, а также Казанского отдела Русского Собрания (КО РС) был уважаемый и известный за пределами
Казанской губернии общественный деятель, коллежский асессор, педагог Александр Титович Соловьев. Одновременно А.Т. Соловьев в течение 25 лет руководил созданным по его инициативе Казанским обществом трезвости (КОТ), являясь одним из родоначальников трезвеннического движения в стране. Во время Первой мировой войны он был одним из активных организаторов помощи раненым и беженцам [3. С. 474]. Пользовавшийся доверием властей и искренне преданный своему делу, А.Т. Соловьев имел право личного доклада казанскому губернатору, являлся членом ряда санкт-петербургских, московских и местных научных, просветительных, благотворительных и других обществ.
После февральско-мартовских событий 1917 г. деятельность Казанского отдела Русского Собрания была запрещена. В этих условиях А.Т. Соловьев вместе со своими единомышленниками Н.Ф. Катановым, П.А. Рождественским, А.П. Яблоковым и другими прилагает немало усилий для сохранения Казанского Общества трезвости, которое новой властью воспринималось как имеющее монархическую направленность, а потому неприемлемое по аналогии с правыми партиями. 12 марта 1917 г. на заседании Общества проводились выборы нового его состава, и А.Т. Соловьев вновь был переизбран его председателем. 17 марта 1917 г. постановлением казанского Исполнительного комитета Общественной безопасности даже без осведомления казанского губернского комиссара В.В. Молоствова А.Т. Соловьев был арестован и заключен в одиночную камеру (при этом по отношению к нему применили физическую силу). В его квартире был произведен обыск и изъяты документы руководимых им организаций и материалы частной переписки [19. Л. 24об.; 2. С. 182]. Без имеющихся на то оснований Исполнительный комитет общественной безопасности г. Казани инкриминировал ему «вредную противоправительственную деятельность». 19 марта А.Т. Соловьев был освобожден из-под ареста.
В этих тяжелых смутных условиях Казанское общество трезвости пыталось заниматься благотворительностью, издавало журнал «Деятель», редактируемый А.Т. Соловьевым, в пасхальные дни устроило обед для бедноты [5]. Однако попытки сохранить КОТ не увенчались успехом. В апреле 1917 г. Исполнительный комитет общественной безопасности г. Казань запретил деятельность КОТ «ввиду крайне нежелательного направления». Были закрыты также чайные общества, которые занимались просветительской деятельностью. «Камско-Волжская речь» от 22 мая 1917 г. об этом сообщала следующее: «Исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в виду переполнения библиотек при чайных общества трезвости погром-ною литературой, предложил комитету общественной безопасности библиотеки эти осмотреть, всю обнаруженную в ней черносотенную литературу изъять из обращения, остальные же книги и брошюры, в случае пригодности их, передать культурно-просветительской секции Совета р[абочих] и с[олдатских] д[епутатов]. Самое помещения чайных передать в ведение городского управления с просьбою использовать их для районных политических клубов» [12. 28 апр.; 1. С. 636]. После этих событий А.Т. Соловьев отошел от политических и общественных дел. 3 декабря 1918 г. он скончался.
Известным по всей России православным духовным лидером был епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (в миру - Георгий Ефремович Долганов), являвшийся почетным председателем созданного в 1908 г. по его инициативе Православного всероссийского братского союза русского народа
(ПВБСРН). Попав в 1912 г. в опалу, епископ Гермоген был уволен от управления епархией (которым, кстати, руководил в с 1903 г.) и сослан в Жировиц-кий монастырь на покой. В августе 1915 г. святителя перевели в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии.
Свое отношение к Февральской революции епископ Гермоген выразил в следующих словах: «Я не благословляю случившегося переворота, не праздную мнимой еще «пасхи» (вернее же мучительнейшей Голгофы) нашей многострадальной России и исстрадавшегося душой духовенства и народа, не лобызаю туманное и «бурное» лицо «революции», ни в дружбу и единение с ней не вступаю, ибо ясно еще не знаю, кто и что она есть сегодня и что она даст нашей Родине, особенно же Церкви Божией завтра. А сложившуюся (или «народившуюся») «в бурю революции» власть Временного правительства считаю вполне естественным и необходимым - для пресечения и предупреждения безумной и губительной анархии - признавать и об этой власти и правительстве молиться, дабы они всецело служили одному лишь благу Родины и Церкви» [10. С. 180-181]. 8 марта 1917 г. духовный лидер саратовских правых был назначен епископом Тобольской кафедры.
Октябрьская революция застала Гермогена в Москве, в период, когда он в августе-декабре 1917 г. участвовал в работе Поместного собора Православной Российской Церкви. Принципиальный сторонник восстановления патриаршества, он и сейчас выступал за это. Епископ не принял Октябрьской революции, не скрывая своего отношения к большевикам [13. С. 9]. «С тяжелым сердцем я выехал из Москвы и, доехав с трудом до Тобольска, отдался здесь целиком борьбе с большевизмом. И должен . признаться, что последний сильнее моей проповеди. Я с ужасом вижу, как эта зараза распространяется по краю» [18. С. 323-324], - говорил он в начале 1918 г.
Окормляя тобольскую паству, он призывал «сохранить верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами. революции и их современными жрецами, требующими от православных русских людей выветривания, искажения русской народной души космополитизмом, интернационализмом, коммунизмом, открытым безбожием и скотским гнусным развратом» [10. С. 188].
В Тобольской епархии проводились беседы на церковные темы, епископ Гермоген сам выступал с религиозными проповедями. По его инициативе здесь проводился сбор для солдатских нужд, по его же благословению при Иоанно-Дмитриевским братстве для помощи возвращавшимся с фронта солдатам был организован особый отдел. Попавший в свое время в немилость Николая II во время заключения царской семьи в Тобольске владыка тайно посылал им просфоры, передавал молитвы и патриаршее благословение, поддерживал с ними переписку, называя их «многострадальным Святым Семейством» [1. С. 224]. Императрица Александра Федоровна в январе 1918 г. писала А. Вырубовой: «Гермоген каждый день служит молебен у себя для папы и мамы (для Николая II и Александры Федоровны. - Е.М.)» [9. С. 217].
23 января 1918 г. последовал декрет Совнаркома об отделении церкви от государства. Епископ Гермоген, защищая православие, обратился к пастве следующими словами: «Поднимите ваш голос в защиту церковной апостольской веры, церковных святынь, церковного достояния. Оберегайте святыню вашей души, свободу вашей совести! Никакая власть не может требовать от вас того, что противно вашей вере, вашей религиозной совести!» [10. С. 190]. Отпечатанные с обращением листки раздавались по храмам.
Весной 1918 г., в период начала гонений на православных верующих, Святейший Патриарх Тихон благословил провести по всей стране крестные ходы. Несмотря на запрет властей, в Вербное воскресенье 28 (15 по ст. стилю) апреля 1918 г. епископ Гермоген решил провести в Тобольске крестный ход. Сразу после проведения крестного хода «по соображениям политического характера и ... целью охранения общественной тишины и порядка» [22. С. 217] владыка по решению тобольского исполкома был арестован и в ночь на 29 апреля отправлен в Тюмень, затем в Екатеринбург. Его обвинили в «контрреволюции» и «агитации против существующей власти», что было совершенно необоснованно и о чем епископ Гермоген доказывал в объяснительной записке екатеринбургскому Совету народных комиссаров [7. Л. 92-96]. Для защиты епископа из Тобольской епархии прибыла депутация мирян и представителей духовенства, которая попыталась выкупить владыку. Большевики запросили колоссальную по тем временам сумму в 100 тыс. руб., которую после переговоров снизили до 10 тыс. Однако после уплаты выкупа члены делегации исчезли, их больше никто не видел. Существует предположение, что большевики их расстреляли.
Владыка оставался в заточении в екатеринбургской тюрьме. В День Святого Духа 24 июня ему было разрешено отслужить в тюремной камере молебен. Вечером 25 июня вместе с другими арестованными, человек 8-9, епископа Гермогена увезли из тюрьмы, а ночью 26 июня их доставили в Тюмень на пароход «Ермак». Вечером следующего дня пароход прибыл к селу Покров-ское, где арестованных, кроме владыки и священника с. Каменское Екатеринбургской епархии П. Корелина, перевели на пароход «Ока», затем высадили на берег и расстреляли.
Вечером 28 июня епископа Гермогена вместе со священником П. Коре-линым также перевели на пароход «Ока», который направился в сторону Тобольска. Около полуночи священника П. Корелина с привязанными гранитными камнями красноармейцы сбросили в воду. В половине первого ночи из трюма на палубу был выведен епископ Гермоген. До самой последней минуты владыка непрестанно молился, и когда палачи перевязывали веревкой камень, Гермоген кротко благословил своих убийц, которые над ним издевались [14. С. 21; 10. С. 204-205; 16. С. 110-111; 20. С. 196]. Его столкнули в реку Тобол. Принципиальный и последовательный в своих монархических убеждениях и искренне, всей полнотой сердца преданный православной вере, епископ Гермоген оставался таким до последних дней своей жизни.
Так закончились судьбы известных лидеров поволжского правомонархиче-ского движения начала XX в. Революционные события и надвигающаяся Гражданская война открыли новую страницу истории нашей страны, свидетельствуя о трагичности революционного пути развития, несущего колоссальные неоправданные жертвы. Драматические события столетней давности являются для современности и последующих времен наглядным предостережением.
Литература и источники
1. Алексеев И.Е., Богоявленский Д.Д., Иванов А.А., Каплин А.Д., Климаков Ю.В., Медоваров М.В., Михайлова Е.М., Степанов А.Д., Стогов Д.И. Правая Россия. СПб.: «Царское дело», 2015. 736 с.
2. Алексеев И.Е. На страже Империи. Вып. IV: Статьи и документы по истории черносотенства, русского национализма, дворянства, политического сыска и белого движения. Казань, 2011. 314 с.
3. Алексеев И.Е. Соловьев Александр Титович // Русский консерватизм середины XVIII -начала XX века: энциклопедия / отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2010. 639 с.
4. Алексеев И.Е. «Чьим бы то ни было слугою я никогда не был.» // Воинство святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века / сост. и ред. А.Д. Степанов, А.А. Иванов. СПб.: Царское дело, 2006. 808 с.
5. Голос Казани. 1917. 28 марта.
6. Государственный архив Астраханской области (ГА АО). Ф. 1093. Оп. 1 Д. 28.
7. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 353. Оп. 3. Д. 737.
8. Долгов Е.Б. Залесский (Залеский) Владислав Францевич // Татарская энциклопедия: в 5 т. Казань: Идел-Пресс, 2005. Т. 2. С. 424.
9. Иоффе Г.З. Великий Октябрь и эпилог царизма. М.: Наука, 1987. 365 с.
10. Игумен Дамаскин (Орловский). Епископ Гермоген (Долганев). М.: Кучково поле, 2010.
400 с.
11. Казанская губерния в годы Первой мировой войны: сб. документов и материалов / под общ. ред. Д.И. Ибрагимова. Казань: Главное архивное управление при Кабинете министров Республики Татарстан, 2014. 208 с.
12. Камско-Волжская речь. 1917. 4 марта; 28 апр.
13. Коганицкий И. 1917-1918 гг. в Тобольске: Николай Романов. Гермогеновщина // Пролетарская революция. 1922. № 4. С. 3-15.
14. Красный террор в годы Гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии // Вопросы истории. 2001. № 9. С. 10-35.
15. Малышева С. «Великий исход» казанских университариев в сентябре 1918 г. // Гасыр-лар авазы - Эхо веков. 2003. № 1/2(30/31). С. 87-92.
16. Михайлова Е.М. Гермоген (в миру - Долганов Георгий Ефремович) // Русский консерватизм середины XVIII - начала XX века: энциклопедия / отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2010. 639 с.
17. Михайлова Е.М. Региональные правоконсервативные партии и организации и их лидеры в «новой России (на примере Поволжья) // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды: сб. тр. Всерос. науч. конф. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена СПб., 2013. 198 с.
18. Мраморнов А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гер-могена (Долганова, 1868-1918). Саратов: Научная книга, 2006. 366 с.
19. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 1246. Оп. 1. Д. 26.
20. Степанов А.Д. «Вы в подвиге, Господь благословляет Вас» // Воинство святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века / сост. и ред. А.Д. Степанов, А.А. Иванов. СПб.: Царское дело, 2006. 808 с. С. 187-197.
21. Стогов Д. Черносотенцы: жизнь и смерть за великую Россию. М.: Институт Русской цивилизации; Алгоритм, 2012. 672 с.
22. Тобольские епархиальные ведомости. 1918. № 13-14-15.
23. Чхартишвили П.Ш. Черносотенцы в 1917 году // Вопросы истории. 1997. № 8. С. 133-143.
МИХАЙЛОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА - доктор исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Россия, Чебоксары ([email protected]).
E. MIKHAILOVA
RIGHT-WING PARTIES OF THE VOLGA REGION AFTER 1917: THE FATES OF LEADERS
Key words: right-wing parties and organizations, monarchists, the February revolution, the October revolution, the Volga region, political leaders.
The revolutions of 1917 radically changed the social and the political system of Russia. ^s a result of ideological and social-political confrontation, the party structure was transformed. Under the conditions of the fall of the monarchy, right-wing parties and organizations that held a prominent position and played a significant role in the system of late Russian Empire underwent repressions and withdrew from the political arena, having shared the fate of the Russian czarist autocracy. The article is devoted to examining the fates of leaders of the right-monarchist parties and organizations of the Volga region at the beginning of the 20th
century in the context of revolutionary events of 1917 and in the conditions of unfolding Civil War. On the basis of a significant complex of source material, the change in the political position and role of the Volga region right-wing parties and organizations in the political configuration of revolutionary Russia is given coverage. A particular attention is paid to revealing the attitude of the new revolutionary government with regard to right-wing parties and organizations and their political leaders. The attitude of leaders of the right-monarchist movement of the Volga region to events of February-March 1917 and the October Revolution is analyzed. Based on biographical, historical-systemic and political-situational methods, the article reveals historical details in the circumstances of the last years of life of the leader of the Astrakhan People's Monarchist Party N.N. Tikhanovich-Savitsky, professor of law at Kazan Imperial University, the chairman of Kazan Tsar-folk Russian society V.F. Zaleski, the chairman of Kazan department of the Russian Assembly and a number of departments of the Union of the Russian people A.T. Solovyov. A special place is given to considering the tragic fate of a spiritual mentor and an honorary chairman of Saratov Orthodox All-Russian fraternal union of the Russian people, Bishop of Saratov and Tsaritsyn Hermogen (Dolganev). On the basis of specific materials, a conclusion is drawn about a tragic and dramatic character of the revolutionary vector in the development of society.
References
1. Alekseev I.E., Bogoyavlenskii D.D., Ivanov A.A., Kaplin A.D., Klimakov Yu.V., Medovarov M.V., Mikhailova E.M., Stepanov A.D., Stogov D.I. Pravaya Rossiya [Right-wing Russia]. St. Petersburg, Tsarskoe delo Publ., 2015, 736 p.
2. Alekseev I.E. Na strazhe Imperii. Vyp. IV: Stat'i i dokumenty po istorii chernosotenstva, russkogo natsionalizma, dvoryanstva, politicheskogo syska i belogo dvizheniya [On guard for the Empire. Issue 6: Articles and documents on the history of the Black Hundreds, Russian nationalism, nobility, domestic intelligence and the White Movement]. Kazan, 2011, 314 p.
3. Alekseev I.E. Solov'ev Aleksandr Titovich [Solov'ev Aleksandr Titovich]. In: Russkii konser-vatizm serediny XVIII - nachala XX veka: entsiklopediya [Russian conservatism of the mid XVIII -beginning of the XXth centuries: encyclopaedia]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2010, 639 p.
4. Alekseev I.E. «Ch'im by to ni bylo slugoyu ya nikogda ne byl...» [Never have I been a servant to anyone...]. In: Voinstvo svyatogo Georgiya. Zhizneopisaniya russkikh monarkhistov nachala XX veka [The army of St. George. Biographies of Russian monarchists of the beginning of the XX century]. St. Petersburg, Tsarskoe delo Publ., 2006, 808 p.
5. Golos Kazani [The voice of Kazan], 1917, March 28.
6. Gosudarstvennyi arkhiv Astrakhanskoi oblasti. F. 1093. Op. 1. D. 28 [State archive of the Astrakhan region. Archive 1093. Anagraph 1. Document 28].
7. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii. F. 353. Op. 3. D. 737 [State archive of the Russian Federation. Archive 353. Anagraph 3. Document 737].
8. Dolgov E.B. Zalesskii (Zaleskii) Vladislav Frantsevich. Tatarskaya entsiklopediya: v 5 t. [Tatar Encyclopaedia. 5 vols.]. Kazan, Idel-Press Publ., 2005, vol. 2, p. 424.
9. Ioffe G.Z. Velikii Oktyabr' i epilog tsarizma [Great October and the epilogue of tsarizm]. Moscow, Nauka Publ., 1987, 365 p.
10. Igumen Damaskin (Orlovskii). Episkop Hermogen (Dolganev) [Bishop Hermogen (Dolganev)]. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2010, 400 p.
11. Ibragimov D.I., ed. Kazanskaya guberniya v gody Pervoi mirovoi voiny: sb. dokumentov i ma-terialov [Kazan province during the WWI: a collection of documents and materials]. Kazan, 2014, 208 p.
12. Kamsko-Volzhskaya rech' [Speech of Kamsk and Volga], 1917, March 4; Apr. 28.
13. Koganitskii I. 1917-1918 gg. v Tobol'ske: Nikolai Romanov. Hermogenovshchina [Years 1917-1918 in Tobolsk: Nikolai Romanov. Hermogenovshchina]. Proletarskaya revolyutsiya [Proletarian Revolution], 1922, no. 4, pp. 3-15.
14. Krasnyi terror v gody Grazhdanskoi voiny [Red Terror during the Civil War]. Po materialam Osoboi sledstvennoi komissii [Materials of the Special Board of Inquiry]. Voprosy istorii [Issues of History], 2001, no. 9, pp. 10-35.
15. Malysheva S. «Velikii iskhod» kazanskikh universitariev v sentyabre 1918 g. [Exodus of Kazan universities in September 1918]. Gasyrlar avazy- Ekho vekov [Gasyrlar avazy - Echo of centuries], 2003, no. 1/2 (30/31), pp. 87-92.
16. Mikhailova E.M. Hermogen (v miru - Dolganov Georgii Efremovich) [Hermogen (secular name - Dolganov Georgii Efremovich)]. In: Russkii konservatizm serediny XVIII - nachala XX veka: entsiklopediya [Russian conservatism of the mid XVIII - beginning of the XX centuries: encyclopaedia]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2010, 639 p.
17. Mikhailova E.M. Regional'nye pravokonservativnye partii i organizatsii i ikh lidery v «novoi Rossii (na primere Povolzh'ya) [Regional right-wing parties and organizations and their leaders in the "new" Russia (on the example of the Volga region)]. Revolyutsiya 1917 goda v Rossii: novye podkhody i vzglyady: sb. tr. Vseros. nauch. conf. [Proc. of Rus. Sci. Conf. «Revolution of 1917 in Russia: new approaches and views»]. St Petersburg, 2013, 198 p.
18. Mramornov A.I. Tserkovnaya i obshchestvenno-politicheskaya deyatel'nost' episkopa Hermo-gena (Dolganova, 1868-1918) [Church efforts and social-political activities of Bishop Hermogen (Dolga-nov, 1868-1918)]. Saratov, Nauchnaya kniga Publ., 2006, 366 p.
19. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Tatarstan. F. 1246. Op. 1. D. 26 [National archive of the Republic of Tatarstan. Archive 1246. Anagraph 1. Document 26].
20. Stepanov A.D. «Vy v podvige, Gospod' blagoslovlyaet Vas» [You are heroes. God blesses you]. Stepanov A.D., Ivanov A.A., eds. Voinstvo svyatogo Georgiya. Zhizneopisaniya russkikh monarkhistov nachala XX veka [The army of St. George. Biographies of Russian monarchists of the beginning of the XXth century]. St. Petersburg, Tsarskoe delo Publ., 2006, 808 p.
21. Stogov D. Chernosotentsy: zhizn' i smert' za velikuyu Rossiyu [The Black Hundreds; life and death for the Great Russia]. Moscow, 2012, 672 p.
22. Tobol'skie eparkhial'nye vedomosti [Tobolsk Diocesan Journal], 1918, no. 13-14-15.
23. Chkhartishvili P.Sh. Chernosotentsy v 1917 godu [The Black Hundreds in 1917]. Voprosy istorii [Issues of History], 1997, no. 8, pp. 133-143.
MIKHAILOVA ELIZAVETA - Doctor of Historical Sciences, Head of Humanities and Foreign Languages Department, Cheboksary Cooperative Institute (Branch) of the Russian University of Cooperation, Russia, Cheboksary ([email protected]).
Формат цитирования: Михайлова Е.М. Поволжские правые партии после 1917 года: судьбы лидеров // Вестник Чувашского университета. - 2018. - № 2. - С. 109-117.