Научная статья на тему 'Поволжье: опыт межкультурного диалога'

Поволжье: опыт межкультурного диалога Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / HISTORICAL EXPERIENCE / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / SOCIAL MEMORY / ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЕ / CIVILIZATIONAL INTERACTION / БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THEOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буравлева Вера Викторовна, Бродовская Людмила Николаевна, Фазлиев Айваз Миннегосманович

The work is devoted to the complex study of the problems associated with the identification of trends, methodological foundations of the development of multicultural education and its humanistic essence; revealing the peculiarities of its design and implementation in a multi-ethnic and multicultural region. Further study of the experience of the Volga region for the training of clergy for the multi-religious region, of course, is relevant. Conference proceedings, results of research by Russian and foreign colleagues should be reflected in the academic literature and General works of the history of Russian culture. The primary objective of the work is in the tideway of this problem. Today, the potential of humanitarian disciplines teaching as a way of harmonization of ethnic and confessional relations practically are not involved. It is necessary to continue the tradition of the influence of the Kazan gymnasium and Kazan University on the development of culture and education of all the peoples living in the Kazan region. Oriental languages, including Tatar began to be first studied in the Kazan gymnasium. It is difficult to overestimate the role of Kazan Orientalists in the development of education, literature and print Tatar, Chuvash, Mari, Mordovian and other people. An important direction of research is the consideration of Oriental studies as a social and scientific phenomenon associated with society, government, religion and ideology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буравлева Вера Викторовна, Бродовская Людмила Николаевна, Фазлиев Айваз Миннегосманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VOLGA REGION: EXPERIENCE OF INTER-CULTURAL DIALOGUE

The work is devoted to the complex study of the problems associated with the identification of trends, methodological foundations of the development of multicultural education and its humanistic essence; revealing the peculiarities of its design and implementation in a multi-ethnic and multicultural region. Further study of the experience of the Volga region for the training of clergy for the multi-religious region, of course, is relevant. Conference proceedings, results of research by Russian and foreign colleagues should be reflected in the academic literature and General works of the history of Russian culture. The primary objective of the work is in the tideway of this problem. Today, the potential of humanitarian disciplines teaching as a way of harmonization of ethnic and confessional relations practically are not involved. It is necessary to continue the tradition of the influence of the Kazan gymnasium and Kazan University on the development of culture and education of all the peoples living in the Kazan region. Oriental languages, including Tatar began to be first studied in the Kazan gymnasium. It is difficult to overestimate the role of Kazan Orientalists in the development of education, literature and print Tatar, Chuvash, Mari, Mordovian and other people. An important direction of research is the consideration of Oriental studies as a social and scientific phenomenon associated with society, government, religion and ideology.

Текст научной работы на тему «Поволжье: опыт межкультурного диалога»

8.Крымский А. История Турции и её литературы (от возникновения до начала расцвета). М„ 1916; Крымский А История Турции и её литературы. От расцвета до начала упадка. М„ 1910.

9.Переписка академиков АЕ.Крымского и И.Ю.Крачковского 1920-1930-х годов (Публикация И.М. Сми-лянской // Неизвестные страницы отечественного востоковедения. М„ 1997. С. 204.

10. Подробнее см.: Василюк О. Д. Неизвестные работы Агафангела Крымского по тюркологии в фондах ИР НБУВ // Схщний cbít. 2013. №4. С.84-92.-Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/UJRN/SkhS_2013_4_9; Василюк О. Д. Особисп папери Агатангела Кримського у фондах 1нституту рукпису НБУВ // Рукописна та книжкова спадщина Украши. 2013. вип. 17. С.80-95; Клименко I. В. Агатангел Юхимович Кримський // Oco6obí apxiBHi фонди 1нституту рукопису. Пупвник. К., 2002. С.276-282; Матвеева Л.В., Чернжов 1.Ф. Про тюрколопчну спадщину академжа Агатангела Кримського // Кримський АЮ. Вибраш сходознавч1 пращ: в 5 т. Т.П. Тюркология. К, 2007. С.5-26; Черников И.Ф. Об исследованиях АЕ.Крымского по туркологии: 20-е годы / / Восток 1992. №1. С.104-112 и др.

References

l.Sm.: Bazijants А.Р. Lazarevskij institut v istorii otechestvennogo vostokovedenija. M„ 1973; Bartol'd V.V. Istorija izuchenija Vostoka v Evrope i Rossii. 2-е izd. L., 1925; Dantsig B.M. Blizhnij Vostok v russkoj nauke i literature: Dook-tjabr'skij period. M„ 1973; Ego zhe. Izuchenie Blizhnego Vostoka v Rossii (XIX-nachalo XX v.], M„ 1968;Ego zhe. Russkie puteshestvenniki na Blizhnem Vostoke. M., 1965; Dolinina A. Nevol'nik dolga. SPb., 1994; Istorija otechest-vennogo vostokovedenija s serediny XIX veka do 1917 goda. M., 1997; Kononov A.N. Biobibliograficheskij slovar' otechestvennyh tjurkologov: Dooktjabr'skij period / pod red. i s wed. AN.Kononova. M„ 1974; Krachkovskij I.Ju. Izbran-nye sochinenija. T.V. Ocherki po istorii russkoj arbistiki. M.-L., 1958; Gurnitskij KI. Agafangel Efimovich Krymskij. M„ 1980; Krims'kij AJu. Vibrani shodoznavchi pratsi: v 5 t T.I. Arabistika. K, 2007; Krims'kij A. Ju. Vibrani shodoznavchi pratsi: v 5 t T.IV. Ira-nistika. K, 2008; Krims'kij AJu. Vibrani shodoznavchi pratsi: V 51 T. V. Iranistika. K, 2010.

2.Krymskij A.E. Iz istorii Turtsii (Ot osnovanija gosudarstva do HVI veka). Konspektlektsij. M„ 1909; Krymskij AE. Istorija Turtsii i ее literatury ot rastsveta do nachala upadka. M„ 1910 (Trudy po vostokovedeniju, izdavaemye Laza-revskim in-tom vostochnyh jazykov, vyp. 29, № 1); Krymskij A.E. Istorija Turtsii //Tsar'grad. (pod red I. Lazarevskogo. M„ 1915. S. 3-34; Krymskij AE. Istorija Turtsii i ее literatury. T.l. M„ 1916 (Trudy po vostokovedeniju, izdavaemye Lazarevskim in-tom vostochnyh jazykov, vyp. 28-a).

3.Red.: Ashmarin N. Ocherk literaturnoj dejatel'nosti kazanskih tatar mohammedan. Za 1880-1895 gg. M„ 1901. IV. (Trudy po vostokovedeniju, izdavaemye Lazarevskim in-tom vostochnyh jazykov, vyp 4).

4.Krymskij A.E. Stranitsy iz istorii severnogo ili kavkazskogo Azerbajdzhana (klassicheskoj Albanii). Scheki // Pamjati akad. N. Ja. Mara (1864 -1934). M. -L„ 1938. S. 369-384.

5.Vasiljuk O.D. Agatangel Krims'kij ta Entsiklopedicheskij slovar'" Brokgauza-Cfrona // Agatangel Krims'kij. Narisi zhittja i tvorchosti. Kiev, 2006. S. 435-442.

6.1z turets'kih narodnih pisen' // Narod 1890. № 18. S. 282-284; Turetskie narodnye pesni. Muz. teksty s per. i ob"jasnenijami B. Millera, dop. wedeniem AKrymskogo. M., 1903 (Trudy po vostokovedeniju, izdavaemye Lazarevskim in-tom vostochnyh jazykov, vyp. 17); Nigar-Hanum. Stinnij kalendar (Z tsiklu: «Vnevoli») // Lit-nauk Visnik 1904. T. 26. kn. 4. S.l; Soobschenie o turetskoj gramote sultana Mahmuda II iz sobstvennoj kollektsii AJuKrymskogo. Protokol № 97 // Drevnosti vostochnye. Trudy Vostochnoj komissii Moskovskogo arheologicheskogo obschestva.1907. № 10. S. 11; Z narodnih pisen'. 1-17. 8 ijulja 1890 r. Zvenigoroda na Kiivschini // Krymskij A. Pal'move gillja. Ch. 2. M., 1908. S. 17-0; Migri-hatuna. Lito. Vona («Milij! - kazhu: se zh ne pershaja stricha» // Lit-nauk visnikl912.T. 60. kn. 11. S. 194 i dr.

7.Krims'kij AJu. Vibrani shodoznavchi pratsi: v 51 Т.П. Tjurkologija. K, 2007; Krims'kij A. Ju. Vibrani shodoznavchi pratsi: v 51 T. III. Tjurkologija. K, 2007.

8.Krymskij A Istorija Turtsii i ejo literatury (ot vozniknovenija do nachala rastsveta). M„ 1916; Krymskij A Istorija Turtsii i ejo literatury. Ot rastsveta do nachala upadka. M„ 1910.

9.Perepiska akademikov A.E. Krymskogo i I.JuKrachkovskogo 1920-1930-h godov (Publikatsija I. M. Smiljanskoj // Neizvestnye stranitsy otechestvennogo vostokovedenija. M„ 1997. S.204.

10. Podrobnee sm: Vasiljuk O.D. Neizvestnye raboty Agafangela Krymskogo po tjurkologii v fondah IR NBUV // Shidnij svit 2013. №4. S.84-92.-Rezhim dostupa: http://nbuv.gov.ua/UJRN/SkhS_2013_4_9; Vasiljuk O.D. Osobisti paperi Agatangela Krims'kogo u fondah Instituto rukpisu NBUV// Rukopisna ta knizhkova spadschina Ukraini. 2013. vip. 17. S. 80-95; Klimenko I.V. Agatangel Juhimovich Krims'kij // Osobovi arhivni fondi Instituto rukopisu. Putivnik K, 2002. S. 276-282; Matveeva L. V., Chernikov I.F. Pro tjurkologichnu spadschinu akademika Agatangela Krims'kogo // Krims'kij A Ju. Vibrani shodoznavchi pratsi: v 51 T. II. Tjurkologija. K, 2007. S. 5-26; Chernikov I.F. Ob issledovanijah A. E. Krymskogo po turkologii: 20-e gody // Vostok 1992. №1. S.104-112 i dr.

УДК 316.7

В.В.Буравлева, Л.Н.Бродовская, АМ.Фазлиев ПОВОЛЖЬЕ: ОПЫТ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА

Работа посвящена комплексному исследованию проблем, связанных с выявлением тенденций, методологических основ развития поликультурного образования и его гуманистической сути; выявлению особенностей его проектирования и реализации в условиях полиэтнического и поликультурного региона. Раскрыт потенциал преподавания гуманитарных дисциплин, а также феномена исторической памяти и межкультурного обмена как лучшего способа гармонизации этноконфессиональных отношений.

Ключевые слова: исторический опыт, традиционная культура, социальная память, цивилизационное

взаимовлияние, богословское образование.

Aivaz М. Fazliev, Vera V. Buravleva, Lyudmila N. Brodovskaya THE VOLGA REGION: EXPERIENCE OF INTERCULTURAL DIALOGUE

The work is devoted to the complex study of the problems associated with the identification of trends, methodological foundations of the development of multicultural education and its humanistic essence; revealing the peculiarities of its design and implementation in a multi-ethnic and multicultural region.

Further study of the experience of the Volga region for the training of clergy for the multi-religious region, of course, is relevant Conference proceedings, results of research by Russian and foreign colleagues should be reflected in the academic literature and General works of the history of Russian culture. The primary objective of the work is in the tideway of this problem. Today, the potential of humanitarian disciplines teaching as a way of harmonization of ethnic and confessional relations practically are not involved. It is necessary to continue the tradition of the influence of the Kazan gymnasium and Kazan University on the development of culture and education of all the peoples living in the Kazan region. Oriental languages, including Tatar began to be first studied in the Kazan gymnasium. It is difficult to overestimate the role of Kazan Orientalists in the development of education, literature and print Tatar, Chuvash, Mari, Mordovian and other people. An important direction of research is the consideration of Oriental studies as a social and scientific phenomenon associated with society, government, religion and ideology.

Keywords: historical experience, traditional culture, social memory, civilizational interaction, theological educa-

Изучение истоков духовной культуры народов Поволжья, богатой и вместе с тем, непростой истории формирования и развития - как части духовного наследия древнего Волго-Уральского региона - является одним из важных исследовательских направлений этнографии, истории и регионо-ведения. Большой интерес ученых к прошлому нашего края продиктован огромным влиянием, которое оказывали народы Поволжья на развитие материальной и духовной жизни России, всей Евразии. Уникальный симбиоз культур, сложившийся в Среднем Поволжье играл значительную роль в становлении и развитии тюркского мира, внес несомненный вклад в историю мировой цивилизации.

Среди ключевых проблем региональной истории есть одна чрезвычайно актуальная, решение которой дает возможность ответить на широчайший спектр вопросов, связанных с духовной, культурной, политической, экономической жизнью, социальными процессами в Поволжье. Нельзя сказать, что история ислама здесь была обойдена вниманием ученых. Но методология изучения этого сложного, многофункционального и многопланового явления в советский период истории, основанная на жестких идеологических подходах, зачастую приводила к искажению роли ислама в истории народов Поволжья и Приуралья, размывала тот фундамент, на котором строилось и развивалось тюрко-мусульманское сообщество России.

В начале нового тысячелетия религиозный фактор и борьба с экстремизмом стали во многом определяющими доминантами в понимании многих сложных явлений современного мира, являются важнейшим условием социокультурной интеграции, способствуют сохранению и продлению культурной традиции, совмещает в себе не только собственно религиозные представления, верования, ритуалы, но также и нормативную мораль, право, философские и социальные учения. Через этот опыт общество в немалой степени определяет свое отношение к внешнему миру и свое видение перспектив дальнейшего развития.

В духовной жизни и культуре народов нашего края до начала прошлого века религиозный компонент был определяющим. Настало время более четко определить методологические подходы к изучению богатейшего духовного наследия. Возрождение национальной культуры, религиозное возрождение сегодня представляет собой некое возвращение к традициям. Изучение этих традиций и формирование толерантности - одна из задач преподавания истории, других гуманитарных дисциплин. Недостаточное внимание этому вопросу в процессе преподавания во многом связано с содержанием материала учебников. Россия - страна, в которой традиции взаимодействия культур уходят вглубь столетий. Российское государство формировалось с самих истоков как многонациональное, однако, этот процесс не нашел должного освещения в учебной литературе. Учебная литература по истории России и истории культуры России не рассматривает Россию как полиэтническое, поликонфессиональное государство. История России описывается лишь как история русского народа, само упоминание о многонациональном характере Российского государства, его федеративном устройстве встречается редко. Эти проблемы затрагиваются лишь в небольшой части учебников, причем, как правило, издающихся в регионах (Уфа, Ижевск, Хабаровск). А ведь крайне важно подчеркнуть роль различных народов в этногенезе российского общества, акцентировать внимание на фактах межкультурного диалога на всех этапах истории.

Диалог культур и этносов в Поволжье имеет давнюю и противоречивую историю. Современный Татарстан признан ЮНЕСКО региональной моделью миротворчества, в чем, безусловно, большая заслуга всех участников процесса межэтнического и межконфессионального диалога. Значи-

тельную роль в этом процессе играет информационное и научно-методическое обеспечение: научно-практические конференции, круглые столы, семинары, в работе которых принимают участие ученые, представители различных государственных структур, религиозных конфессий республики. Особенно хочется выделить издания Совета по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан серии «Культура, религия, общество» [3, с.15-24]. В учебной литературе необходимо акцентировать внимание на фактах межкультурного диалога: отношения Древней Руси с Византией и Великой Степью, с Золотой Ордой, с западными и восточными соседями России. Русская культура, православное сообщество Волжско-Камского региона испытывало влияние «инородческих исповеданий». В ходе попыток «обрусить татар», подорвать влияние ислама, русские меняли представления о самих себе, о своей нации и культуре. С другой стороны, идеи мирного сосуществования и религиозной толерантности четко прослеживаются в творческом наследии татарских мыслителей. Татарская общественная мысль, обращаясь к теме «общей Родины», показывая общность исторической судьбы русских и татар, обосновывала тезис «равных прав в общем Отечестве». Даже идея тюр-ко- татарского единства проповедовалась, в частности, И.Гаспринским в контексте поисков русско-мусульманского консенсуса [1]. Исследователи указывают на близость общественно-политических взглядов ряда демократически настроенных русских интеллигентов и мусульманских модернистов, на их взаимовлияние [3, с.127].

Диалог культур всегда разворачивается в виде множества диалогов на всех уровнях жизнедеятельности социума, направлен на консолидацию усилий в решении социальных и просветительских задач. В России была широко распространена благотворительность. Сегодня благотворительность становится площадкой для этноконфессионального развития. [4, с.266-270].

В условиях поликонфессионального общества одним из факторов формирования представлений о «другом» является образование в целом, и религиозное в частности. Интересны подходы к решению проблемы подготовки священнослужителей в РТ. Создавшаяся система мусульманского образования в РТ в настоящее время охватывает разные уровни, включая Российский исламский институт (известен также как Казанский исламский университет) со светским организационно-правовым статусом. Наиболее сложной проблемой при создании этой системы оказалось становление религиозного образования на основе сложившихся традиций, с учетом богословского наследия великих татарских теологов концаХ1Х-начала XX веков [2, с. 197.]

Известно, что досоветская культурная, политическая элита татар или принадлежала к духовенству или происходила из него. Сегодня мусульманские учебные заведения РТ пока еще не вышли на уровень подготовки мусульманской интеллигенции высшей квалификации, способной активно участвовать в оздоровлении российского общества По мнению ректора Российского исламского института в Казани Р.М.Мухаметшина, мусульманские учебные заведения переживают застой [4, с.27-33]. Это важная проблема не только для религиозных деятелей. Светская интеллигенция также может внести свой вклад в формирование полноценной системы мусульманского образования, которая строилась бы на исторических традициях российских мусульман и была бы адаптирована к российской действительности. Несмотря на трудности становления религиозного образования, хочется отметить, что при подготовке священнослужителей для поликонфессионального региона Поволжья и Исламский институт в Казани и Казанская духовная семинария учитывают этот фактор [4, с.ЗЗ; 144-146].

В современной литературе выделяются богословские аспекты мусульманско-христианского диалога. Но ведь важен диалог не столько между религиями, а реальный диалог между представителями тех или иных конфессий. Необходимо обратить внимание на проблемы диалога светского и религиозного сознания. В школах Татарстана введен комплексной учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», являющийся одним из первых шагов в реализации концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения России. Дальнейшее изучение опыта Поволжья по подготовке священнослужителей для поликонфессионального региона, безусловно, является актуальным.

Материалы конференций, результаты исследований российских и зарубежных коллег должны найти отражение и в учебной литературе, и в обобщающих трудах по истории культуры России. В этом направлении видится первоочередная задача работ в русле данной проблемы. Сегодня потенциал преподавания гуманитарных дисциплин как способа гармонизации этноконфессиональных отношений практически не задействован. Необходимо продолжить традицию влияния Казанской гимназии и Казанского университета на развитие культуры и образования всех народов, проживавших в Казанском крае. В Казанской гимназии впервые стали изучать восточные языки, в том числе и

татарский. Трудно переоценить роль казанских востоковедов по развитию образования, литературы и печати татарского, чувашского, марийского, мордовского и других народов [3, с.170-176].

В начале XXI в. нам волей судеб выпала архиважная гуманитарная задача - поиск ответов на сложные вопросы эпохи демократии, информационной, технической и технологической революции. Глобализация современных систем связи делают мир более тесным и в то же время более уязвимым. В настоящее время любая идея благодаря СМИ становится более доступной и действенной. Это благо, но оно требует повышенной ответственности. И именно сейчас крайне важно иметь традиции, которые могли бы противостоять разложению и стабилизировать общество, а вместе с тем давали бы ответы на злободневные проблемы.

Источники и литература

1.Гаспринский, Исмаил Бей. Россия и Восток. - Казань: Татарское книжное издательство, 1993. -130 с.

2.Набиев, Р.А. Исламское возрождение: пути осмысления в контексте развития государственно-конфессиональных отношений в постсоветское время // Российские мусульмане в этноконфессиональных процессах XIX-XXI вв.: коллективная монография / под общ. ред. РАНабиева. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. - С.142-199.

3.Социокультурный потенциал межконфессионального диалога: материалы Международной научной конференции (Казань, 23-24 мая 2013г.) / сост. и отв. ред. РАНабиев. - Казань: Казан, ун-т 2013. - Вып.23. (Серия «Культура, религия, общество»), - 410 с.

4.Традиции и новации в сфере этноконфессиональных взаимодействий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 13-14 октября 2011 г. / Серия «Культура, религия и общество». Вып. 21 / Под общей ред. Р.А. Набиева. - Казань: Ин-т истории Ш. Марджани АН РТ, 2012. - 316 с.

References

1. Gasprinskiy, Ismail Bey. Rossiya i Vostok - Kazan': Tatarskoye knizhnoye izdatel'stvo, 1993. -130 s.

2. Nabiyev, R.A. Islamskoye vozrozhdeniye: puti osmysleniya v kontekste raz-vitiya gosudarstvenno-konfes-sional'nykh otnosheniy v postsovetskoye vremya // Rossiyskiye musul'mane v etnokonfessional'nykh protsessakh XIX-XXI w: kollektivnayamonografiya/ pod obshch. red. RA Nabiyeva. - Kazan': Izd-vo MOiN RT, 2010. - S. 142-199.

3. Sotsiokul'turnyy potentsial mezhkonfessional'nogo dialoga: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Kazan', 23-24 maya 2013g.) / sost i otv. red. R.A. Nabiyev. - Kazan': Kazan. un-t2013. Vyp.23. (Seriya «Kul'tura, religiya, obshchestvo»). - 410 s.

4. Traditsii i novatsii v sfere etnokonfessional'nykh vzaimodeystviy. Materialy Vserossiyskoy nauchno-praktiche-skoy konferentsii. Kazan', 13-14 oktyabrya 2011 g. / Seriya «Kul'tura, religiya i obshchestvo». Vyp. 21 / Pod obshchey red. R.A. Nabiyeva. - Kazan': In-tistorii SH. Mardzhani AN RT, 2012. - 316 s.

УДК 008

АЮ.Тихонова, В.С.Линник, В.В.Парамонова КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕЛА УНДОРЫ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.1

В статье рассматриваются объекты культурного наследия одного из районных центров Ульяновской области - села Ундоры. Доказывается важность изучения культурных объектов любого региона с позиций истории их становления и существования в современной действительности.

Ключевые слова: история культуры, культурное наследие, Среднее Поволжье, Ульяновская область, объекты культурного наследия, палеонтологический заказник, палеонтологический музей, симбирцит.

Anna Yu. Tikhonova, Victoria S. Linnik, Valentina V. Paramonova CULTURAL HERITAGE OF THE VILLAGE UNDORY: THE PAST AND THE PRESENT

Each subject of the state is unique. It is primarily shown in the history of development of regional cultural processes, one of the characteristics of which is the formation of cultural objects. The article deals with the objects of cultural heritage of one of the regional centers of the Ulyanovsk region - Undory village. The importance of studying cultural objects of any region from the positions of the history of their formation and existence in modern reality is proved in the article. The state paleontological wildlife sanctuary originated as a result of researches of fossil sediments of ancient epochs (since the XVIII century) take the lead among the objects of the cultural heritage of Undory village. The fossilized remains of living organisms, mammoths, ancient lizards, dinosaurs still can be found here. A golden marble onyx with impurities of nacre, called simbircite was found there. A paleontological museum was created on the basis of paleontological collections of the school museum. The rare exhibits are presented in its exposition. The object of the religious cultural heritage is the Undory church in the name of the Resurrection of Christ which history dates back to 1658. Undory is the only place in Russia with a natural discharge of mineral water with a high content of mineral substances, the medicinal properties of which have been used in medicine since the beginning of the XIX century. 20 spring-wells in Undory region are included in the resort area created in the middle of the 2 0th century and belong to the natural monuments of Ulyanovsk region.

Key words: history of culture, cultural heritage, Middle Volga, Ulyanov region, objects of cultural heritage, paleontological wildlife sanctuary, paleontological museum, simbircite.

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Историко-культурное наследие Ульяновского правобережья: замечательные прибрежные поселения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.