Научная статья на тему 'Повествовательный и а-повествовательный сюжет: постановка вопроса'

Повествовательный и а-повествовательный сюжет: постановка вопроса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
222
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повествовательный и а-повествовательный сюжет: постановка вопроса»

Список литературы

1. «Возрастающий интерес рекламодателей к журналам обусловливается в первую очередь растущим интересом читателей к этому виду прессы. Большая часть роста тиражей обеспечивается именно глянцем. Так, по данным ФАПМК, совокупный тираж журналов в России в 2005 году составил 1,865 млрд экз., что на 370 млн. экз. больше, чем в 2004 году. Глянцевых журналов в 2005 году было выпущено 850 млн экз. — на 250 млн больше, чем годом ранее». См.: Российский рынок рекламы в прессе в 2006 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. media-online.ru/index.php3?&id=95313. - Заголовок с экрана : 5.08.2008..

2. Концевой, М. Методологические основания оценки меди-асредств в воспитании личности / М. Концевой // Адукацыйныя i выхаваучыя асяроддз1 i практыю : зборшк навуковых арты-кулау пад агульнай рэдакцыяй кандыдата псдагапчных навук У К. Слабша. - Вщебск, 2005. - С. 50.

3. Соколова, Е. П. Пресса и парламентаризм в политическом процессе России : дис. ... канд. полит, наук : 10.01.10 / Е. П. Соколова ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького ; науч. рук. М. М. Ковалева. — Екатеринбург, 2005.

4. Тимашков, А. Ю. Глобализация культуры и актуальные проблемы гуманитарных исследований [Электронный ресурс] / А. Ю. Тимашков. - Режим доступа : http://www.spbric.org/ researching7.html. - Заголовок с экрана : 5.08.2008.

Федоров В. В.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ И А-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ-НЫЙ СЮЖЕТ: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Категории сюжета и повествования литературного произведения очень часто подменяются, ставятся в синонимические отношения. Сюжет низводится до повествования, то есть до способа изложения материала. М. М. Бахтин в своих работах точно, с одной стороны, дал определение литературному произведению как диалектическое единство «рассказываемого события» и «события

рассказывания», разведя понятия «фабула» и «сюжет» [1; 304]. Действительно, независимо от формы бытования, устной или письменной, произведение излагается, обретается в речевой деятельности участника художественной коммуникации. С другой стороны, тем самым он свел способы развертывания последнего до рассказа, наррации. Непосредственно идеи М. М. Бахтина были положены в основу постструктуралистской нарратологии, направления, изучающего «сюжетно-повествовательные единицы», представителями которой являются Ж. Женнет, П. Рекер, В. Шмидт. В центре рассмотрения этих ученых различные техники повествования, посредством которых автор воплощает свою «картину мира», «точку зрения». Основой нарративной методики является исследование самого «рассказа» о факте, который превращается в событие изображенного мира. Часто под событием понимается действие внешнее, «жесты», поступки, то есть «сценарий». В риторике это называется диегезис, способ повествования, при котором объекты и события описываются буквально, вместо того, чтобы быть обозначенными косвенно, разновидность мимесиса.

Однако «рассказ», «наррация», только один из возможных вариантов развертывания сюжета литературного произведения, причем стадиально более поздний. На это, в частности, указывает О. М. Фрейденберг. По ее мнению, повествование возникает, когда происходит распадение единого «субъектно-объектного носителя действия» мифа, в котором «нет различия между тем, кто рассказывает, что рассказывать, кому рассказывать» [5; 266 - 267], потому что это сам бог в его страданиях и радостях, проявление синкретичного первобытно мышления. С разделением О и 8 единый «рассказ» распадается на прямую и косвенную речь: на предмет изображения и рассказывание о нем, на описание (жалобу) и наррацию (действие) [5; 267 - 272], причем вначале ведущую роль играет первый элемент. Возникает временная и пространственная дистанция. На это указывает и место положения рассказа, «середина... внутри анарративной части»: пролог - рассказ - эпилог [5; 279 - 280]. Итак, в самом мифе заложены два основных способа сюжетного развертывания: прямой (личный) рассказ-описание и рассказ-действие. Постепенно рассказ-действие «фабулизиро-вался и новеллизировался» [5; 284], проходя ряд промежуточных

фаз, наполняется внешними действиями, перипетиями, снижается значимость описаний, личных вставок, которые в конечном счете были низведены до «вставных» элементов.

В происхождении наррации можно увидеть и формирование литературных родов, как это показал А. Н. Веселовский: от первобытного синкретизма, до лирики, эпоса и драмы. Но можно сделать и другой вывод.

Если предположить, что личный рассказ-описание и косвенный рассказ-действие не только стадиально, но типологически противопоставлены, то можно говорить о двух равноправны способах развертывания сюжета, о двух типах сюжета: повествовательном и а-повествовательном, - об их художественных функциях и эстетических возможностях. В основе данной классификации сюжета лежит именно способ его словесного, речевого развертывания. Стоит сделать несколько оговорок. Во-первых, сюжет основывается всегда на двух элементах, меняется их соотношение, иерархия. В любом сюжете есть и описание, и повествование, но они выполняют разные функции: рассказать или описать событие. Во-вторых, традиционно принято выделять фабульные и бесфабульные сюжеты, на основании наличия/отсутствия действий и событий. В сюжетологии эти понятия строго разделяются, под действием понимают количественные изменения персонажа, под событием - качественные [3; 246-248], поэтому лирике отказывают в фабульности. Однако если предположить, как гипотезу, что и в лирическом произведении качественные, но только психолого-эмоциональные, изменения подготавливаются количественными, нарастание, то «... фабула и сюжет в своеобразной форме выступают даже в лирической поэзии (зафиксированные речью движения)» [2; 426]. Отличается лишь принцип: в эпосе фабульный ряд строится на причинно-следственных связях, а в лирике на ассоциативных, «точечная фабула» [2; 428].

Таким образом, повествовательный и а-повествовательный типы сюжета уточняют жанрово-родовую природу произведения. Рассмотрим каждый тип с позиций художественных и содержательных возможностей.

Повествовательный сюжет в своей основе имеет рассказ-действие. Основной акцент переносится действие персонажей, поэто-

му в таких сюжетах обычно есть напряженная интрига, разветвленная фабула. Сюжетная композиция четко делится на экспозицию, завязку, нарастание, кульминацию, развязку. Рассказ-описание сводится до художественных деталей (портрет, интерьер, пейзаж), до «вставных» и внефабульных элементов (ретардация) и выполняет вспомогательную, характерологическую функцию. Герои, носители определенных характеров получают четкую социальную, психологическую мотивировку, воплощают определенный конфликт, они четко отделены от повествователя и рассказчика временными рамками, эстетической позицией. Именно в таком типе сюжета проявляется психологизм как изображение внутреннего мира в его развитии и детерминизме. События повествовательного сюжета всегда имеют четкие пространственно-временные параметры, причем господствует время, которое служит зримым воплощением развития, действия. Композиционно такой тип сюжета строится на причинно-следственных связях, внутренних - психологических, внешних - фабульный ряд. Но самое главное, это какую функцию выполняет повествовательный сюжет, какие художественные возможности в нем заложены. О. М. Фрейденберг отмечает: «Наррацию создает понятийное мышление. Оно порождает предложения цели, причины, условия, что движет сюжет...» [5; 282]. Мы можем говорить, что повествовательный сюжет рассказ-действие представляет собой аналитическое рассмотрение, комментарий исторической ситуации, ее осмысление. Коммуникативная задача данного сюжета - растолковать и объяснить действительность, упорядочить бытие. Автор выступает подчас с определенной социальной ролью: учителя, наставника, проповедника, знатока. Он пытается высказаться. Неслучайно, что повествовательный сюжет получил наибольшее развитие в реализме, и в стихийном, и в просветительском, и в социально-психологическом. Подобный тип сюжета исследует различные социальные и психологические связи, процессы становления и развития. Типичный пример - роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», сюжет которого можно назвать «галерей рассказов». В содержательном отношении это, по терминологии Н. Д. Тамарченко, сюжет-становления [4; 49]. В результате повествовательный сюжет рассказ-действие дает возможность позна-

ния законов бытия в их динамике. Другая причина, по которой данный тип сюжета распространен в реалистическом дискурсе это иллюзия правдоподобия. Автор сознательно делает допущение об условности художественного мира, рассказывая о нем, создавая реалистическую конструкцию. Иными словами, авторское сознание предполагает выдумку, фантазию в литературном произведении, но посредством рассказа и комментария делает сюжет обоснованным с точки зрения жизненной правды, или рассказывает о возможном (Аристотель).

А-повествовательный тип сюжета строится на иных принципах. В его основе лежит рассказ-описание. На первый план здесь выходят анарративные элементы: описания, отступления от основного фабульного ряда - авторские, лирические. Само повествование либо задерживается (ретардация), либо вообще прекращается (климакс). Внешняя фабула сведена до минимума или вообще отсутствует. Рассказ-действие выполняет вспомогательную функцию композиционной скрепы. Само движение изображенного мира останавливается, время перестает играть ведущую роль, оно, как в лирическом стихотворении, сжимается. Главной системой координат становится пространство. Образно говоря, а-повествовательный сюжет рассказ-описание это ряд застывших картин, которые крепятся лейтмотивами, построенными по ассоциации, а не на причинно-следственных отношениях. Меняются и участники этого мира. В данном типе сюжета властвует один характер, который пластически объективируется в различных образах и чаще всего созвучен авторскому голосу. В содержательном аспекте назовем такой тип сюжет-сознания. В конечном итоге, а-повествовательный сюжет-описание демонстрирует объектно-субъектный синкретизм, о котором мы уже говорили. Главное - непосредственное выражение эмоциональных состояний. «Рассказ» становится частью сознания автора, которое он пытается описать, материализовать. Меняются его функция и коммуникативная задача. Функция нахождения себя в феноменологическом смысле в мире, самоопределения и познания. Возникает экзистенциальная проблематика. Коммуникация направлена внутрь литературного произведения - создание внут-ритекстого пространства. Данный тип сюжета характерен для

явлений, которые мы объединим в понятии нереалистическое. Он актуализируется в переходные эпохи, такие как «конец века», когда происходит пересмотр и переоценка всех существующих ценностей и норм, когда логический анализ и комментарий невозможны. Авторское сознание как бы умолкает, отказывается от социализации. Психологизм заменяется лиризмом, манифестацией эмоциональных поз. Чаще всего а-повествовательный сюжет в родовых отношениях соотносится с лиро-эпикой. Иллюстрацией выдвинутых тезисов служит творчество ряда прозаиков конца 19

- начала 20 вв. так называемого нереалистического направления. Хотя уже в творчестве А. П. Чехова наметилась тенденция к смене рассказа-действия рассказом-описанием, номинация произведений писателя «лирические», что и отразило общий кризис эпохи.

Таким образом, в нашей работе мы продемонстрировали возможность классификации сюжетов по способу их развертывания, изложения. Данная типология не отменяет другие классификации, существующие в современном литературоведении, но достраивает теорию сюжета. Также мы попытались наглядно показать художественные возможности повествовательного и а-повествова-тельного типов сюжета, их специфику.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи / М. М. Бахтин.

- М., 2000.

2. Кожинов, В. В.Сюжет,фабула,композиция/В. В. Кожинов // Теория литературы : в 4 т. - М., 1964. - Т. 2. Роды и жанры литературы - С. 408 - 485.

3. Левитан, Л. С. Сюжет в художественной системе литературного произведения / Л. С. Левитан, Л. М. Цилевич. - Рига, 1990.

4. Тамарченко, Н. Д. Типология реалистического романа / Н. Д. Тамарченко. - Красноярск, 1998.

5. Фрейденберг, О. М. Происхождение наррации // Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.