Повествовательные особенности романа Г. Свифта «Водоземье»в контексте литературной традиции
Сафарова Зера Адиль-Гареевна
кандидат филологических наук
старший преподаватель, кафедра английской филологии, Крымский инженерно-педагогический
университет
295049, Россия, республика Крым, г. Симферополь, уп. Дрстлук, 14
И zerochka@gmail.com
Халитова Гульнара Аблязовна
старший преподаватель, кафедра английской филологии, ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-
педагогический университет*'
295024, Россия, республика Крым, г. Симферополь, ул. Селим Герай, 10, кв. 80
И anisa5@list.ru
Статья из рубрики "Литературоведение"
Аннотация.
Предметом исследования послужили повествовательные стратегии Г. Свифта как писателя - посмодерниста. Объектом исследования является роман Г. Свифта «Водоземье». Специфическое содержание романов писателя делает его особо актуальным и интересным, а особенно их повествовательное воплощение в конкретном художественном произведении. Целью работы является исследование нарративных особенностей, используемых в романе «Водоземье» Г. Свифта. Литературоведы практически единодушны во мнении, что прозу Свифта отличает внимание к серьезным философским проблемам. Неоднократно отмечается, что это внимание влечет за собой соответствующие последствия и в выборе темы, и в системе характеров, и в манере письма. Среди методов, используемых при написании данной работы, были использованы историко-генетический и структурно-функциональный. Новизной исследования является рассмотрение романа «Водоземье» с точки зрения повествовательной структуры, выявление в нем особенностей литературы постмодернизма. Выводы. В романе «Водоземье» отображается тенденция «историзации» прозы, что делает его сопоставимым с историческими романами. Другой особенностью стиля писателя Г. Свифта является субъективность прозы, главное место в которой занимает познающий и страдающий человек. Также особое место занимает сама «форма» романа, который состоит из отдельных фрагментов, порой не совсем связанных между собой, это и делает роман объектом особого внимания как со стороны читателей, так и со стороны критиков.
Ключевые слова: нарративные модели, объективная реальность, повествование, поток сознания, субъективизация прозы, точка зрения, историзация, постмодернизм, фрагментарность, хронологический порядок
DOI:
10.7256/2454-0749.2018.3.26586
Дата направления в редакцию:
13-06-2018
Дата рецензирования:
13-06-2018
Дата публикации:
18-06-2018
Грэм Свифт - своеобразный английский писатель, произведения его достаточно разноплановы и интересны не только в содержательном плане, но и в плане формальном. Наиболее показательным в этом ракурсе выступает его роман «Водоземье», который вызвал немало критических отзывов и споров.
«Водоземье» - знаменитый третий роман Г.Свифта, был опубликован в 1983 году. Рассказ ведется от третьего лица, учителем истории Томом Криком, он описывает свою молодость, проведенную в Норфолке, во время Второй мировой войны. Эти личные воспоминания вплетены в большую историю области, медленно раскрывают тайны семейного наследия, которые угрожают его браку. Книга получила премию «Страж-фантаст» и Мемориальную премию Джеффри Фабер. За ним последовали романы «Из этого мира» (1988), история фотожурналиста и его отчужденной дочери и «Послезавтра» (1992). После награждения Букеровской премией в 1996 г., Грэм Свифт был признан главным романистом, чьи рассказы были об особой английской отчужденности и, к тому же, с особым психологическим богатством. С самого начала романы Свифта были амбициозными в тематическом и повествовательном плане и неоднократно решали сложные идеи повествования, истории конфликтов между поколениями. Они часто организуются вокруг скрытой тайны, и его наклонная и нелинейная повествовательная техника поддается постепенному раскрытию событий в манере, напоминающей времена детективного романа девятнадцатого века. Основой этих повествовательных экспериментов является навязчивая идея Свифта о реальности истории, которая занимает центральное место в «Волан» (1981), «Водоземье» (1983), «Из этого мира» (1988) и «Послезавтра» (1992). Во всех этих романах Свифт рассматривает характер взаимоотношений между личной и общественной историей, между самобытными и
упорядоченными повествованиями и беспорядочной природой действительности ^^
Еще в начале ХХ века начали говорить о «пространственной форме», которая была свойственна модернизму и произведениям, написанным в этот период. Впервые о ней заговорил американский литературный критик Джозеф Френк в своей фундаментальной работе «Пространственная форма в современной литературе». В этой работе Френк сделал анализ современных ему произведений таких писателей, как М. Пруст, Дж. Джойс, Дж. Барнс и рассмотрел их произведения с точки зрения восприятия их читателем. Главная мысль, которую выдвинул Френк, была таковая, что читатель воспримет эти произведения не в хронологическом порядке, а в пространственном, то есть в какой-то определенный «застывший» момент времени. Это объяснялось тем, что переход от хронологического к пространственному обуславливается фрагментарностью
текста, нарушением хронологии рассказа, наличием в тексте ассоциативно связанных частей -Ш.
Среди приемов, которые можно выделить в аспекте этой ситуации и которые отменяют линейное восприятие текста, являются разрыв причинно-последовательных связей между фрагментами текста, множественность точек зрения, дефабулизация, монтаж и т. д. Все это проявляется и позже, в период постмодернизма, к которому мы относим роман «Водоземье» Г. Свифта. По мнению Ф. Штанцеля, австрийского ученого, автора работы «Typische Formen des Romans», в постмодернистком романе «сводятся» две совершенно разные, несводимые в одном фокусе зрения, разные точки зрения на изображаемое. В романе Свифта учитель истории Том Крик «берет» на себя роль некоего «хроникера», он как бы сливается с анонимным повествователем, иногда читатель даже путает, таким образом рассказывая историю Фенов. Рассказчик то говорит об истории Фенов, то уходит в далекие прошлые времена, то затрагивает историю Аткинсонов, связывая их со своей историей. Но на протяжении всего романа он постоянно возвращается к одной общей теме - теме истории. История звучит из его уст как важный предмет, который следует изучать ученикам в школе, история как некая категория, которую должны знать люди, живущие не только в этом крае, но и везде. Это множественность точек зрения на жизнь ставит вопроса, что такое история, втягивает ли она человека в себя или он проходит и живет мимо нее. Неспроста уже на уроках истории учитель Том рассказывает о ней, подчеркивая, что знание истории важно в жизни. Том подтверждает все исторические факты примерами, а также постоянно говорит о причинно-следственных связях, постоянно проскальзывает мысль, что ничего не проходит бесследно. Например, их юные шалости, поиски ответов на вопрос «почему», стали причиной смерти Фреди Парра, причиной бесплодности в браке Мери, а также гибели брата Тома - Дика. Но в тоже время, рассказчик «уводит» читателя в другую сторону, подводя его к тому, что не на все вопросы есть ответы. Этим подтверждается непонятная история осушения Фенов, так как вода все равно побеждает. Непонятно ему размножения угрей, а также состояние Сейры, которая то ли сошла с ума, то ли притворялась таковой. Свифт как бы показывает все события и их развитие параллельно: и Вторая Мировая Война, и отношения Тома и Мери, и обогащение Аткинсонов, и смерть Фредди и Дика, - все это сосуществует в общем потоке истории.
Правомерно говорить о ретроспекции как о важнейшем художественном приеме, с помощью которого реализуется концепт тайна в романе Грэма Свифта. Эту тайну и пытается разгадать Том Крик в своих размышлениях о размножении и делении угрей, о с о с то я нии Се йры.
Повествовательная структура романа «Водоземье» нелинейная, непоследовательная, автор то возвращается назад в прошлое, то рассказывает о событиях современности. Герой романа, историк, учитель в школе, Том Крик, вспоминает о своем детстве и юности. Свифт дает нам непоследовательно изложенную канву событий, он «подкидывает» некоторые события в настоящем, а потом резко «возвращается» в прошлое. Читатель находится в постоянном напряжении: что же случится дальше, или, наоборот, что было потом, чем закончились те или иные действия в романе. Например, рассказывая о трупе, найденном в реке, который оказался приятелем Тома, автор сначала подает читателю результат - труп в реке. Мы можем только догадываться о событиях, которые произошли до этого. Затем постепенно раскрываются факты такие, как кто был этот парень, почему он умер, или кто-то его убил. Читатель узнает, что это Фредди Парр, парень который любил Мери, который следил за ней и Томом. С помощью приема ретроспекции, которая четко проявляется в романе, автору удается достичь
некоей загадочности, неопределенности, что свойственно произведениям ХХ века.
Познающий, страдающий и сомневающийся человек - одна из главных тем в творчестве Г. Свифта, вследствие чего полагаем важным проанализировать представления писателя о человеке и определить значимость образа человека в художественном мире автора, а также его роль в философских осмыслениях Свифта. Различные грани творчества английского писателя уже не раз становились объектом научного анализа (см. об этом диссертации Е. В. Колодинской, О. В. Дорониной, Е. Г. Сатюковой, Е. Г. Петросовой,С. А. Стринюк); однако в большей степени исследователей интересовали вопросы на циональной идентичности, сп ецифика историографической мета проз ы; концепт «английскость» в прозе Свифта также стал предметом активной дискуссии, тогда как характер в субъективном повествовании Г.Свифта до сих пор оставался малоизученным. В романе «Водоземье» Крик - учитель истории, переплетает рассказ о семейных событиях своей собственной жизни с учетом событий и личностей со времен промышленной революции до настоящего времени.
История для Свифта выглядит как повествование прежде всего личной, а не фактической реальности, факт, отраженный в его использовании повествования преимущественно от первого лица в том, что это почти поток сознания. Рассказ истории имеет центральное значение для романа «Водоземье», так как Крик обсуждает саму природу истории и взаимоотношения между прошлым и настоящим. Роман по сути является драматическим монологом учителя истории в классе, рассказывающим о своей истории жизни, а также о своих предках. Таким образом, Свифт делает акцент на личную историю, субъективный характер памяти заставляет его задавать вопросы о разных перспективах поколений. Отношения между отцами и сыновьями, в частности, образуют повторяющуюся нить в романах Свифта. Его замысловатые нарративные модели ставят вопросы о взаимоотношениях между персональными историями и мировыми событиями, между личным и общественным восприятием. Он подчеркивает невозможность создать единую объективную реальность, вымышленную или иную, а через художественную литературу исследует саму природу художественной литературы.
Параллельно с историей жизни Криков и самого Тома Крика читателю дается и история развития и жизни самого края, где они жили - Фенов. Мы видим, как еда ли не с самого начала эта земля была всегда связана с водой, а люди пытались ее осушать. Сам факт того, что люди постоянно боролись с водой, говорит о борьбе между природой и человеком. Люди осушали фены, ставили дамбы, потом перенаправляли поток воды в другие стороны. Все это влияло на жизни людей.
Представление о цикличности исторического процесса влечет з а собой построение художественного мира на основе бинарной оппозиции земли и воды. К какой бы истории не обратился автор, будь то история жизни героя, история угря, бутылки из-под пива или сундука, она всегда вписывается в одинаковые пространственные координаты, в основе которых общий архетипический мотив оппозиции земли и воды, обозначенный в самом
названии романа J81.
Вода, которая выливается в виде вымышленной автобиографии, исследует роль повествования и при этом поднимает вопросы о средствах и методах автобиографии:
For that there is water, which everything in the world is trying to reduce to a general level, which has neither its own taste nor color, not the liquid form of the great Nothing? J121.
Романы Г.Свифта, историка по образованию, являются одним из наиболее ярких
примеров усиливающегося критического отношения к истинности знания человека о мире и о себе, о смысле исторического опыта и о его ценности, о познаваемости истории в целом. В этом отношении произведения этого, бесспорно, значительного британского прозаика, служат прекрасным примером современной «историзированной» прозы, в которой центральное место отведено человеку сомневающемуся, но, в то же время, человеку познающему, подвергающему критическому осмыслению свой жизненный опыт.
Литературоведы практически единодушны во мнении, что прозу Свифта отличает внимание к серьезным философским проблемам. Неоднократно отмечается, что это внимание влечет за собой соответствующие последствия и в выборе темы, и в системе характеров, и в манере письма.
Как убеждает анализ произведений писателя одной из основных черт прозы Свифта мы должны назвать углубленность в исследование внутреннего мира героя, познающего себя в потоке времени; его медитирующее сознание направлено на выявление закономерностей бытия в самом широком философско-историческом смысле этого слова.
Свифтом признается трагическое положение человека в мире, «семейный контекст» героя также предоставляет мало надежды для ожидания счастливого будущего. Герои Свифта вынуждены мириться с непонимание близких, они практически не способны выйти за рамки внутреннего «Я», замыкаясь в солиптическом восприятии мира.
Библиография
1. Валеева A.M. Особенности повествовательной формы романа Г. Свифта «Водоземье» Текст. / A.M. Валеева // Взгляд молодых. Казань: Изд-во КГУ, 2003.-С. 121-125.
2. Грэм Свифт: «Писатель стал культурным аутсайдером». Интервью с Г. Свифтом и Т. Фишером. Беседует А. Ливергант // Иностранная литература. — №10.-2006.-С.271-275
3. Джумайло О. За границами игры: английский постмодернистский роман. 1980-2000 Текст. / О. Джумайло. Вопросы литературы.-№ 5.-2007.-с.13-18
4. Доронина О.В. Малая проза в творчестве английских писателей второй половины XX века: Р. Тремейн, Г. Свифт, И. Макъюен. Дисс. канд. филол. наук [Текст] / О.В. Доронина.-М., 2003.-152 с.
5. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.-160 с.
6. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман 20 века. / Н.П.Михальская.-М,: Высш. шк., 1982.-192с.
7. Петросова Е.Г. Концепция «английскости» в современном постмодернистском романе. Дисс. канд. филол. наук: 10.01.03 / Е.Г.Петросова.-М.: МГУ, 2005.-146 с.
8. Попова И.Ю. Земноводный Грэм Свифт[Электронный ресурс]// Независимая газета. 1999.23декабря. URL:http://exlibris.ng.ru/lit/1999-12-23/2_swift.html(дата обращения 3.10.2017).
9. Свифт Г. Водоземье Текст. / Г. Свифт. Нижний Новгород: Perspective Publications Ltd., 1999.-382с.
10. Сидорова О.Г. Британский постколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы Великобритании. Дисс. доктора филол. наук: 10.01.03 / О.Г.Сидорова.-М., 2005.-с.12-70
11. Malcolm D. Understanding Graham Swift University of South Carolina Press / Malcolm D.-2003.-238 p.
12. Swift G. Learning To Swim And Other Stories. London: Picador, 1982. 154 p. 214.Swift G. Waterland. London: Picador.1983.-358p.