Научная статья на тему 'Повесть «Вино из одвуванчиков» Рэя Брэдбери как роман воспитания'

Повесть «Вино из одвуванчиков» Рэя Брэдбери как роман воспитания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
755
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЭДБЕРИ / ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ / РОМАН ВОСПИТАНИЯ / БАХТИН / BRADBURY / DANDELION WINE / BILDUNGSROMAN / BAKHTIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Платыгина Софья Михайловна, Поршнева Алиса Сергеевна

В статье ставится задача рассмотреть повесть «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери как роман воспитания путём выявления в сюжете признаков жанра, выявленных М.М.Бахтиным в его работе «Роман воспитания и его значение в истории реализма». На основе сопоставления сделаны выводы о том, что повесть принадлежит к жанру романа воспитания, представляя собой реалистический тип жанра роман становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOVEL "DANDELION WINE" BY RAY BRADBURY AS A BILDUNGSROMAN

The article aims at considering novel "Dandelion wine" by Ray Bradbury as a bildungsroman by revealing in the plot features of the genre. The features used were established by Bakhtin in his work "Bildungsroman and its role in the history of realism". The research comes to the conclusion that the novel appears to be realistic type of the genre Entwicklungsroman ("development novel").

Текст научной работы на тему «Повесть «Вино из одвуванчиков» Рэя Брэдбери как роман воспитания»

Robert Graves. The author compares the interpretation of the historical facts and the images of the historical figures, finds similarities and differences, basing on the longstanding tradition of the English historical novel originated from the novels of Walter Scott. The author demonstrates that the writers' interpretation of the great historical personality gets away from the stereotype but it doesn't contradict the historical reality.

Key words: Mary Renault, Robert Graves, historical novel, histori-cism, the great historical personality

УДК 821.111-312.9

ПОВЕСТЬ «ВИНО ИЗ ОДВУВАНЧИКОВ» РЭЯ БРЭДБЕРИ КАК РОМАН ВОСПИТАНИЯ

Софья Михайловна Платыгина

студентка Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина

620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19. olgal850@yandex.ru

Алиса Сергеевна Поршнева

к.филол.н., доцент кафедры иностранных языков

Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19. alice-porshneva@yandex.ru

В статье ставится задача рассмотреть повесть «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери как роман воспитания путём выявления в сюжете признаков жанра, выявленных М.М.Бахтиным в его работе «Роман воспитания и его значение в истории реализма». На основе сопоставления сделаны выводы о том, что повесть принадлежит к жанру романа воспитания, представляя собой реалистический тип жанра - роман становления.

Ключевые слова: Брэдбери, Вино из одуванчиков, роман воспитания, Бахтин.

Рэй Брэдбери принадлежит к числу выдающихся авторов современности, обладает многочисленными литературными наградами, среди которых Nebula Award (1988), Science Fiction Hall of Fame (1970), O'Henry Memorial Award (1947/1948) и другие. Многие исследователи рассматривают произведения Рэя Брэдбери как научную фантастику. Например, Ю.М.Ханютин называет его одним из крупнейших писателей-фантастов нашего времени [Ханютин 1977: 70]. Действительно, та

© Платыгина С.М., Поршнева А.С., 2012

часть творчества писателя, которая относится к жанру фантастики, получила широкую популярность у читателей и исследователей: об этом свидетельствуют и награды, и исследования его произведений. Американский писатель и исследователь Гэри Вульф занимался поиском черт научной фантастики в творчестве Брэдбери. Например, в критическом эссе "The Remaking of Zero: Beginning at the End" исследуются основные характерные черты научной фантастики Брэдбери в произведениях, написанных в период после холокоста [Wolf 1983: 1-19]. Среди исследователей, рассматривающих эту часть творчества писателя можно также назвать Н.В. Маркину, которая в диссертации «Художественный мир Рэя Брэдбери: традиции и новаторство» исследует концептуально-жанровую связь творчества Брэдбери с произведениями научно-фантастической классики и современной фантастики [Маркина 2006].

Некоторые исследователи занимались изучением определенных концептов и приёмов их создания в творчестве автора, среди них В.В.Литвинова, автор статьи «Концепт «город» в художественном мире Рэя Брэдбери» [Литвинова 2008]. Изучению жанровой проблематики произведений писателя также посвящен ряд научных работ, например, диссертация Ю.С.Серенкова посвящена исследованию особенностей жанрового мышления Рэя Брэдбери. В книге Уэйна Л. Джонсона «Рэй Брэдбери» автор анализирует стиль и язык американского писателя, повторяющиеся темы в его творчестве: путешествия в пространстве и времени, роботы, магия, смерть и другие. [Johnson: 1980]

Но все перечисленные исследования схожи в том, что они рассматривают произведения Брэдбери как принадлежащие к разного рода фантастике. Нельзя не согласиться с тем, что Рэй Брэдбери существенно обогатил жанр фантастики, добавив в копилку классики этого жанра такие произведения, как «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники» и многие другие. Но творчество писателя в целом многогранно, в нем отражены различные жанры и проблемы. Повесть «Вино из одуванчиков» также не осталась без внимания исследователей, но существующие работы по изучению повести связаны с рассмотрением стилистических особенностей и приёмов в произведении, как, например, в статье Марвина Менглинга, где автор исследует основные темы и стиль произведения [Mengeling 1971]. О своеобразии описания детства в повести «Вино из одуванчиков» писал Деймон Найт в статье «When I Was in Kneepants: Ray Bradbury», но в этой статье освещаются черты произведения, делающие повесть Брэдбери выдающейся среди многих других, затрагивающих так или иначе ту же тему детства [Knight 1967]. Таким образом, повесть «Вино из одуван-

чиков» исследована далеко не полно, поэтому мы решили проанализировать наличие у произведений Брэдбери черт классических жанров.

Целью данного исследования является выявление в повести «Вино из одуванчиков» признаков жанра романа воспитания.

Конечно, «Вино из одуванчиков» является повестью, а не романом. Но жанр произведения на языке оригинала определён как novel, а в американских и других западных литературных исследованиях аналогично с русским термином роман воспитания используется термин coming-of-age novel (story), потому что «novel» переводится на русский язык и как «роман», и как «новелла, рассказ». Поэтому в данном исследовании будет вполне обоснованно рассматривать повесть «Вино из одуванчиков» как написанную в жанре роман воспитания.

Проблематика и виды классического романа воспитания рассматриваются в работе М.М.Бахтина «Роман воспитания и его значение в истории реализма». Как показано в исследовании Бахтина, наиболее существенными для определения жанра являются такие признаки, как тип взаимоотношения между автором и героем и особенности художественного пространства и времени - хронотопа. В его работе было выделено 4 типа романа воспитания: 1. Идиллически-циклический: а) идиллически-циклический (чисто возрастной) роман становления; б) идиллически-циклический (частично возрастной) роман становления (жизнь как опыт, школа); 2 Биографический (автобиографический); 3. Дидактико-педагогический роман; 4. Реалистический тип романа становления.

Именно последний тип, по мнению Бахтина, и есть «в самом общем смысле роман становления человека» [Бахтин 1979: 199]. В упомянутом исследовании Бахтин дает этому типу следующее определение: «Наряду с господствующим, массовым типом стоит иной, несравненно более редкий тип романа, дающий образ становящегося человека. В противоположность статическому единству здесь дается динамическое единство образа героя. Сам герой, его характер становятся переменной величиной в формуле этого романа. Изменение самого героя приобретает сюжетное значение, а в связи с романа. Время вносится вовнутрь человека, входит в самый образ его, существенно изменяя значение всех моментов его судьбы и жизни. Такой тип романа можно обозначить в самом общем смысле как роман становления человека» [Бахтин 1979: 200].

Если мы обратимся к исследуемому нами «Вину из одуванчиков», то главным героем повести является Дуглас Сполдинг, «мальчик 12 лет от роду» [Брэдбери 2008: 11]. Уже возраст героя говорит о том, что его личность находится в процессе становления. Естественно, что в его

жизни должны произойти перемены, но сам герой об этом не догадывается, в начале повести в нем еще живет ощущение того, что все вокруг будет неизменным, не считая времен года. Такое мироощущение присуще герою в начале пути, но практически каждый день лета 1928 года открывает ему новые стороны жизни. Примечательно, что Дуглас с младшим братом ведут тетрадь, где они записывают все новое, что случается с ними летом, эта деталь помогает еще лучше пошагово проследить процесс взросления мальчика.

Существенные перемены в жизни героя приходят через изменения в мелочах, таких как, например, замена привычного городского трамвая на автобус. Вместе с мелочами, конечно, происходят и более существенные изменения, а некоторые, например, переезд лучшего друга, смерть прабабушки, заставляют Дугласа совершенно по-другому взглянуть на мир и расстаться со своим прежним представлением о жизни - с ним происходит то, что Бахтин называет «существенным становлением человека» [Бахтин 1979: 190].

Внутреннее взросление главного героя имеет в повести сюжетное значение. Об этом говорит и композиция произведения, состоящего из нескольких коротких историй, связанных со многими из жителей Гринтауна. Все истории объединены тем, что Дуглас, оказываясь в центре событий, или, наоборот, наблюдая за другими людьми со стороны, размышляет над происходящим, делает выводы и, в конечном счете, приходит к осознанию чего-то нового. Причем взросление героя тесно связано с течением времени: день за днем в своей тетради он записывает свои небольшие открытия и размышления, которые в итоге приводят его к более общим выводам, подготавливают его к переходу на новую ступень жизни, превращению из ребенка в юношу.

Но повесть заканчивается концом августа 1928 г., когда Дуглас готов к тому, чтобы перейти на новую ступень жизни. После всего, что произошло с ним за три месяца лета, он находится в растерянности: старые представления о мире оказались неверными, а новые выводы пока не укладываются в сознании маленького человека. Естественные вещи, впервые постигаемые Дугласом, кажутся ему невероятными: «Значит, если трамваи, и бродяги, и приятели, и самые лучшие друзья могут уйти на время или навсегда, или заржаветь, или развалиться, или умереть, и если людей могут убить, и если такие люди, как прабабушка, которые должны жить вечно, тоже могут умереть, ...если все это правда, ...значит, я, Дуглас Сполдинг, когда-нибудь... должен... »[Брэдбери 2008: 326].

Тем не менее, герою приходится принять подобные вещи, вместе с осознанием реалий жизни происходит истинное взросление героя, ста-

новление его личности. Окончательное взросление, подготовленное всем сюжетом повести, остается за пределами повествования. Но последующее развитие героя очевидно, и сомневаться в том, что процесс «существенного становления» Дугласа Сполдинга уже начался, не приходится.

Таким образом, центральное значение в повести «Вино из одуванчиков» приобретает процесс взросления главного героя с течением времени. Внутри Дугласа Сполдинга происходят перемены, ведущие к развитию личности героя, изменению его мировоззрения, взрослению. Наблюдается динамическое единство образа героя - от начала повести и до конца один и тот же герой идет по пути постепенного развития, постигая жизнь и, в то же время, оставаясь самим собой.

Несмотря на то, что «Вино из одуванчиков» является повестью, мы можем сделать вывод о том, что данная повесть обладает чертами, выделенными М.М.Бахтиным, и принадлежит к жанру романа воспитания, представляя собой реалистический тип жанра - роман становления.

Список литературы

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

Брэдбери Р. Вино из одуванчиков. М.: Эксмо, 2008. 384 с.

Рэй Брэдбери. Творчество писателя URL: http://bradbury.ru (дата обращения: 21.01.2012).

Литвинова В.В. Концепт «город» в художественном мире Рэя Брэдбери // Гуманитарные исследования Журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2008. №2(26). С 70-74.

Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира. М.: Искусство, 1977. 303 с.

Knight, Damon When I Was in Kneepants: Ray Bradbury / In Search of Wonder: Critical Essays on Science Fiction - Advent, 2nd edition, 1967. pp. 108-13.

Mengeling, Marvin E. Ray Bradbury's Dandelion Wine: Themes, Sources, and Style. / English Journal, 1971, №7. pp. 877-887.

Johnson, Wayne L.. Ray Bradbury. F. Ungar Publishing Company, 1980 173 p.

Wolfe, Gary K. The Remaking of Zero: Beginning at the End / In The End of the World, edited by Eric S. Rabkin, Martin H. Greenberg, and Joseph D. Olander / Southern Illinois University Press, 1983.pp. 1-19.

THE NOVEL "DANDELION WINE" BY RAY BRADBURY AS A BILDUNGSROMAN

Sofia M. Platygina

Student Ural Federal University named after the first president of Russia B.N.Yeltsin 620002, Russia, Yekaterinburg, Mira Str, 19. kurmyana@yandex.ru

Alice S. Porshneva

Candidate of Philology, Associate Professor of the Foreign Languages Department Ural Federal University named after the first president of Russia B.N.Yeltsin 620002, Russia, Ekaterinburg, Mir Str., 19. alice-porshneva@yandex.ru

The article aims at considering novel "Dandelion wine" by Ray Bradbury as a bildungsroman by revealing in the plot features of the genre. The features used were established by Bakhtin in his work "Bildungsroman and its role in the history of realism". The research comes to the conclusion that the novel appears to be realistic type of the genre - Entwicklungsroman ("development novel").

Key words: Bradbury, Dandelion wine, bildungsroman, Bakhtin.

УДК 821.(7).09-21

ФЕНОМЕН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО В ДРАМАТУРГИИ США ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Валентина Викторовна Котлярова

к.филол.н., доцент, Ветеран труда

Челябинский государственный педагогический университет

454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69. vadim_lebedinskii@mail.ru

В данной статье представлено исследование проблемы взаимодействия национального и интернационального в истории развития драматургии США второй половины XX в. Этот феномен свидетельствует о широте и многообразии единого мирового культурного пространства. Драматургия США 1950-1990-х гг. - дальнейшее развитие реалистических, неомодернистских и неоавангардистских тенденций в связи с европейской классической театральной культурой. Особое значение для плодотворного развития американского театра имеет чеховская традиция. Художественный мир выдающихся драматургов США-А.

© Котлярова В.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.