Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СИТУАЦИЯХ РИСКА ДЛЯ ЖИЗНИ'

ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СИТУАЦИЯХ РИСКА ДЛЯ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудник полиции / навыки / ситуация риска / метод / этапы / police officer / skills / risk situation / method / stages

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Ю. Бордачев

В настоящей статье изложены некоторые вопросы, связанные с выполнением своих функциональных обязанностей сотрудником полиции. Показаны некоторые сложности и особенности при подготовке сотрудников полиции, для обеспечения общественной безопасности. Роль предмета тактико-специальной подготовки сотрудников полиции ОВД. Формирование навыков при противодействии ситуации риска сотрудником полиции. Охрана общественного порядка играет важную роль для безопасности граждан. Знание, умения и навыки, приобретённые в процессе обучения позволят сотрудникам полиции качественно выполнять служебные обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIOR OF A POLICE OFFICER IN LIFE-THREATENING SITUATIONS

This article outlines some issues related to the performance of their functional duties by a police officer. Some difficulties and peculiarities in the training of police officers to ensure public safety are shown. The role of the subject of tactical and special training of police officers of the Department of Internal Affairs. The formation of skills in countering a risk situation by a police officer. The protection of public order plays an important role for the safety of citizens. The knowledge, skills and abilities acquired during the training process will allow police officers to perform their official duties efficiently.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СИТУАЦИЯХ РИСКА ДЛЯ ЖИЗНИ»

ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СИТУАЦИЯХ РИСКА ДЛЯ ЖИЗНИ

А.Ю. Бордачев, преподаватель

Сибирский юридический институт МВД России

(Россия, г. Красноярск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-153-156

Аннотация. В настоящей статье изложены некоторые вопросы, связанные с выполнением своих функциональных обязанностей сотрудником полиции. Показаны некоторые сложности и особенности при подготовке сотрудников полиции, для обеспечения общественной безопасности. Роль предмета тактико-специальной подготовки сотрудников полиции ОВД. Формирование навыков при противодействии ситуации риска сотрудником полиции. Охрана общественного порядка играет важную роль для безопасности граждан. Знание, умения и навыки, приобретённые в процессе обучения позволят сотрудникам полиции качественно выполнять служебные обязанности.

Ключевые слова: сотрудник полиции, навыки, ситуация риска, метод, этапы.

Современная служебно-боевая деятельность сотрудника правоохранительных органов характеризуется резким повышением вероятности возникновения в ней ситуаций риска для его собственной жизни,

чести и достоинства и угрозы жизни и достоинству членов его семьи. Было бы ошибочно и наивно полагать, что однажды приобретенные навыки в ситуации риска сохраняют свою эффективность бесконечно долго.

Это обусловлено возможными изменениями сферы деятельности сотрудника, появлением новых требований к его профессионально-деловым качествам, естественным процессом забывания и утраты этих навыков при достаточно длительном периоде отсутствия в них потребности.

Совершенствование однажды приобретенного навыка, как полезного и эффективного инструмента реализации задач повседневной служебно-боевой деятельности сотрудника, может осуществляться лишь при условии ежедневного или, по крайней мере, систематического и периодического его применения в реальных или учебных ситуациях.

Традиционные методики поведенческих навыков сотрудника полиции, воплощенные в современных программах их профессиональной подготовки, основаны на принципе сознательного формирования запрограммированных ответных поведенческих реакций его на возникающие вызо-

вы типичных для его служебной деятельности ситуации риска.

Однако этого недостаточно для реализации возложенных на полицию задач. При этом навыков точной стрельбы или знания приемов самообороны будет недостаточно без комплексного обучения тактическим действиям в различных условиях оперативной обстановки, в том числе боевой. Таким образом, неотъемлемой частью общей подготовки любого сотрудника органов внутренних дел является тактико-специальная подготовка, поскольку именно она предполагает моделирование тех или иных ситуаций, возникающих в оперативно служебной деятельности правоохранительных органов [1].

Достоинством методики формирования навыков в соответствии с приведенным алгоритмом, является сравнительная простота ее реализации, обусловленная достаточно большим накопленным опытом в оценке опасности ситуации риска и эффективных ответных действий, адекватных для каждой из этих ситуации риска.

Более прогрессивные методики формирования навыков свободны от этого недостатка, т.к. в программе подготовки сотрудника эти возможные отклонения реальных ситуациях от отождествляемых сотрудником учитываются в качестве вариативных дополнительных ответных действий программы подготовки. Это приводит к тому, что при правильной идентифи-

кации ситуации риска (реальной и программной), а также при верной оценке имеющихся отклонений этих СР, адекватность ответных действий сотрудника повышается до такой степени, что СР перестает быть угрожающей уже после однократного цикла программы ответных действий. Таким образом, необходимость в повторной «прокрутке» цикла отпадает.

Однако, при этом усложняется методика формирования навыков за счет повышения требований к способности сотрудника оценивать не только ситуацию, как таковую, но и ее отклонения от программной СР. А следовательно, требуется ему не только выбрать основу ответных действий (куст), адекватную данной СР, но и вариацию способа ее реализации (ветку куста), адекватную имеющемуся отклонению реальной СР от выбранной базовой.

На примере методики формирования двигательных навыков первая разновидность традиционной методики может быть успешно проиллюстрирована любой типовой методикой «натаскивания» сотрудника на отдельных наиболее эффективных приемах защиты его от безоружного или вооруженного нападения противника.

Вторая разновидность методики формирования навыков применительно к двигательной активности может быть представлена более прогрессивными базово-кустовыми методами обучения сотрудника приемам защиты от нападения противника.

Практический опыт физической и боевой подготовки сотрудников в рамках существующих программ служебной подготовки показывает, что объем времени, выделяемого для этой цели явно недостаточен при существующих методиках формирования навыков для эффективного применения результатов этой подготовки в реальной обстановке. Только сотрудники, прошедшие дополнительную подготовку в существенно большем объеме по времени и силам (по программе спецназа или специальных спортивных секций, клубов), способны на эффективное противодействие противнику в ситуации риска.

Для остальных сотрудников в реальных ситуациях представляется слишком риско-

ванным применение изученных защитных действий против вооруженного или подготовленного в физическом плане противника. Поэтому, попав в СР, сотрудник оказывается практически беззащитным, даже имея оружие, спецсредства и пройдя определенный курс боевой и физической подготовки. Причиной этого является один главный недостаток приведенных выше методик формирования навыков.

Ситуации риска (которое, как правило, на порядок меньше), что сводит на нет всю эффективность ответных действий сотрудника, даже если они адекватны ситуации [2].

Опыт показывает, что своевременным по отношению к воздействию факторов СР может быть только ответ сотрудника на подсознательном (рефлекторном) уровне. Это легко достигается многократным повторением цикла: воздействие - оценка -выбор ответа - ответ, до полного исключения двух промежуточных звеньев цикла, обусловленных сознательной деятельностью сотрудника. Однако, такой наработанный цикл: Воздействие - Ответ на подсознательном уровне практически всегда оказывается не адекватным, что требует больших затрат времени на отработку различных вариаций вызова и соответствующих вариаций ответа.

Таким образом формирование эффективных навыков требует значительно больших затрат времени, чем это предусмотрено программами служебной подготовки. В рамках существующих программ выход из этой ситуации может быть найден на пути поиска принципиально нового подхода к самой методике формирования навыков.

Для формирования эффективных навыков можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе сотрудник усваивает внешние проявления требуемого навыка, выполняемые с большой тщательностью в строгом соответствии с определенными принципами в нереальном масштабе времени (чаще всего это «растянутые» во времени действия, реже - «сжатые» или реальные). Данный этап овладения навыком может разбиваться при необходимости на дополнительные этапы - круги в

соответствии с количеством главных принципов или их групп. Признаком завершенности каждого круга, в данном случае первого, является «блуждание ума» во время бессознательного выполнения действия, т.е. уход его от реальности «здесь - теперь».

При этом характер безупречно выполняемых действий, усвоенных на первом этапе, может изменяться. Сопутствующими признаками, свидетельствующими о правильности реализации второго этапа методики, являются: существенное улучшение самочувствия, здоровья и ощущение целостности личности, устранение всевозможных «блоков» и «зажимов» в соответствующей сфере деятельности сотрудника, появление у него необычных способностей исцеления, экстрасенсорного восприятия и др.

На третьем этапе методики формирования навыков сотрудник полиции овладевает достаточно хорошо усвоенными на втором этапе проявления требуемыми поведенческими навыками в их информативном аспекте, в строгом соответствии с определенными принципами энергоинформационного взаимодействия с выбранными объектами. Признаком успешного овладения поведенческими навыками на третьем этапе методики является исчезно-

связи между вызовами ситуации и в полной мере адекватными им ответными действиями сотрудника.

Одним из главных достоинств метода трех этапов является качество конечных результатов, удовлетворяющее сколь угодно высоким требованиям. Справедливости ради следует указать на то, что реализация данной методики даже для достижения качества результатов, аналогичных результатам традиционных методов, в ряде случаев может потребовать даже больших затрат времени. Однако этот, кажущийся на первый взгляд, недостаток может быть оправдан двумя соображениями.

Таким образом, сотрудник, знакомый с данной методикой и целеустремленно овладевающий ею, способен в течение нескольких лет своей служебной деятельности без дополнительных затрат времени приобрести соответствующие поведенческие навыки. Они позволят ему на фоне существенного прироста общего профессионального уровня: во-первых, сформировать у себя необходимые базово-мотивационные установки; во-вторых, приобрести навыки профилактики возникновения в своей жизнедеятельности ситуации риска; в-третьих, овладеть навыками высокоэффективных, адекватных действий при возникновении риска.

вение проявления причинно-следственной

Библиографический список

1. Черменев Д.А. Особенности организации проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России / Д.А. Черменев, А.Ю. Бордачев // Научный компонент. - 2022. - № 1 (13). - С. 126-130.

2. Бордачёв А.Ю. Методика совершенствования навыка поведения сотрудника полиции в стрессовых ситуациях / Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Материалы XXIV международной научно-практической конференции. -Красноярск, 2021. - С. 72-74.

BEHAVIOR OF A POLICE OFFICER IN LIFE-THREATENING SITUATIONS A.Yu. Bordachev, Lecturer

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. This article outlines some issues related to the performance of their functional duties by a police officer. Some difficulties and peculiarities in the training ofpolice officers to ensure public safety are shown. The role of the subject of tactical and special training of police officers of the Department of Internal Affairs. The formation of skills in countering a risk situation by a police officer. The protection of public order plays an important role for the safety of citizens. The knowledge, skills and abilities acquired during the training process will allow police officers to perform their official duties efficiently.

Keywords: police officer, skills, risk situation, method, stages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.