Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНИЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛУННОГО ЦИКЛА'

ПОВЕДЕНИЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛУННОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕВАЕМОСТЬ / РАСТУЩАЯ И УБЫВАЮЩАЯ ЛУНА / ЛУННЫЙ ЦИКЛ / ДВИЖЕНИЕ ВОКРУГ ЗЕМЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брюханова Вероника Германовна

Наблюдая за Луной, человек осознал зависимость своей жизни от её движения по ночному небу. Поэтому за всю свою историю человечество разработало много методик и календарей, которые помогали людям придерживаться лунных ритмов в своей повседневной жизни, не только указывая на лучшие сроки совершения религиозных ритуалов, но выбирая наиболее эффективное время для посева зерна, уборки дома, гадания, очищения организма и т. д. Полученные данные исследования можно использовать в организации учебного процесса. Педагогу можно учитывать лунный календарь при составлении календарно-тематического планирования, при планировании контрольных и самостоятельных работ, планировать изучение сложных тем в зависимости от влияния фаз на успеваемость учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MOON PHASE ON THE BEHAVIOR AND STUDENT ACHIEVEMENT

Watching the Moon, people became aware of the dependence of his life from her movements on the night sky. Therefore, throughout its history mankind has developed many techniques and calendars, which helped people to adhere to the lunar rhythms in their daily lives, not only indicating the best time of committing religious rituals, but choosing the most effective time for sowing grain, cleaning the house, divination, body purification, etc. of the Obtained research data can be used in the educational process. The teacher can take into account the lunar calendar when compiling calendar-thematic planning, scheduling control and independent work, to plan the study is complicated by the fact depending on the influence of phase on student achievement.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНИЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛУННОГО ЦИКЛА»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2014. № 2. С. 32-35.

УДК 612.1:796.3 ББК 75.1

ПОВЕДЕНИЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛУННОГО ЦИКЛА

В. Г. Брюханова

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Наблюдая за Луной, человек осознал зависимость своей жизни от её движения по ночному небу. Поэтому за всю свою историю человечество разработало много методик и календарей, которые помогали людям придерживаться лунных ритмов в своей повседневной жизни, не только указывая на лучшие сроки совершения религиозных ритуалов, но выбирая наиболее эффективное время для посева зерна, уборки дома, гадания, очищения организма и т. д. Полученные данные исследования можно использовать в организации учебного процесса. Педагогу можно учитывать лунный календарь при составлении календарно-тематического планирования, при планировании контрольных и самостоятельных работ, планировать изучение сложных тем в зависимости от влияния фаз на успеваемость учащихся.

Ключевые слова: успеваемость, растущая и убывающая Луна, лунный цикл, движение вокруг Земли.

Луна — естественный и единственный спутник Земли, находящийся от неё на расстоянии 384 тыс. км, что равно примерно 30 диаметрам Земли. Радиус Луны 1 738 км, что всего в 3,6 раза меньше радиуса Земли. Диаметр Луны чуть больше четверти земного — 3 476 км. Луна представляет собой холодное, скалистое шаровидное тело с твёрдой поверхностью, без атмосферы и воды. Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше земной. Плотность Луны всего в 3,3 раза больше плотности воды, что меньше, чем у любой из планет земной группы: самой Земли, Меркурия, Венеры и Марса. Масса Луны составляет 0,0123 массы Земли (приблизительно 1/81), или 7,3 • 1022 кг. Луна движется вокруг Земли со средней скоростью 1,02 км/с, по приблизительно эллиптической орбите в том же направлении, в котором движется подавляющее большинство других тел Солнечной системы, то есть против часовой стрелки. Возраст Луны около 4,65 млрд лет. Атмосферы на Луне нет. Небо над Луной всегда чёрное, даже среди дня, потому что для рассеивания солнечного света и образования голубого неба, как на Земле, необходим воздух, который там отсутствует. Также на Луне царит полная тишина, так как звуковые волны в вакууме не распространяются. По этой же причине погоды на Луне тоже нет; дождь, реки и лёд не формируют лунного ландшафта, как это происходит на Земле. В дневное время, не будучи защищённой атмосферой, температура лунной поверхности под прямыми лучами Солнца

поднимается значительно выше точки кипения воды (до +110 °С), а по ночам падает до -150 °С. Поверхность Луны довольно тёмная, она отражает в среднем лишь 7,3 % солнечных световых лучей, а в полнолуние она посылает на Землю в 465 000 раз меньше света, чем Солнце. В зависимости от фаз это количество света уменьшается гораздо быстрее, чем площадь освещённой части Луны. Так что когда Луна находится в четверти и мы видим половину её диска светлой, она посылает нам не 50 %, а лишь 8 % света от полной Луны. Даже невооружённым глазом на Луне видны неправильные протяжённые темноватые пятна, которые были приняты за моря; название сохранилось, хотя и было установлено, что эти образования ничего общего с земными морями не имеют. Телескопические наблюдения, начало которым положил в 1610 г. Г. Галилей, позволили обнаружить гористое строение поверхности Луны. Выяснилось, что моря — это равнины более тёмного оттенка, чем другие области, иногда называемые континентальными, изобилующие горами, большинство которых имеет кольцеобразную форму (кратеры). Обширные светлые участки лунной поверхности, называемые материками, занимают около 60 % видимого с Земли диска. Это неровные, гористые районы. Остальные 40 % поверхности — моря, ровные гладкие области. Материки пересечены горными хребтами. Они расположены главным образом вдоль «побережий» морей. Наибольшая высота лунных гор достигает 9 км.

Материалы и методы исследования. Обследовали учащихся третьих классов (19 человек) и студентов первого курса (17 человек). Методы исследования: анкетирование и математическое тестирование. Математические диктанты проводили вместе с преподавателем в новолуние, среднюю фазу и полнолуние.

Цель работы: изучить влияние фаз Луны на поведение и успеваемость учащихся третьих классов и студентов первого курса.

Вследствие вращения Земли с запада на восток Луна восходит на востоке и заходит на западе, двигаясь вокруг Земли в направлении с запада на восток. Вращаясь вокруг нашей планеты, Луна непрерывно меняет свою видимую форму: то она видна как полностью освещённый диск, то, как узкий серп, рога которого могут быть обращены как вправо, так и влево. Всё это объясняется разными положениями Луны относительно Земли и Солнца, отчего Луна и бывает по-разному освещена им. Это порождает смену лунных фаз. Полный цикл изменения лунных фаз проходит за 29,53 суток. Это так называемый синодический месяц, он примерно на 2,2 суток длиннее звёздного месяца — промежутка времени, в течение которого Луна «облетает» Землю и возвращается в прежнее положение.

Лунный месяц делится на четыре фазы.

Первая и вторая фазы — растущая Луна, третья и четвёртая фазы — убывающая Луна.

Первая фаза соответствует 1-7-м лунным суткам. Начало фазы — новолуние. Солнце и Луна в это время находятся на одной стороне от Земли, и происходит суммирование их сил гравитации, что вызывает максимальные приливы и отливы. В этот момент Луна практически неразличима, так как она обращена к Земле своей неосвещённой стороной. Время наступления этой фазы точно устанавливается по специальным астрологическим таблицам. Но со временем, ночью, начинает проглядывать узенький тонкий серп. Этот серп — не что иное, как освещённый край поверхности лунного диска. Луну в этот период называют молодым месяцем, растущей луной.

Вторая фаза Луны соответствует 8-15-м лунным суткам. Начало фазы — 1-я четверть. Вторая фаза наступает после новолуния примерно через неделю. Лунный диск при этом ос-вещён наполовину. Завершается эта фаза полнолунием. Лунный диск во время полнолуния полностью освещён. Яркость его наибольшая, ведь Луна находится почти напротив Солнца.

Полнолуние наступает в конце второй недели после новолуния.

Третья фаза Луны соответствует 16-22-м лунным суткам. Начало фазы — полнолуние. Луна и Солнце противостоят друг другу, и противодействуют их силы гравитации. В это время приливы и отливы минимальные, соответственно, меньше штормов и наводнений. После полнолуния освещение лунного диска постепенно снижается. К концу недели он уже будет освещён лишь наполовину. Луна начинает убывать.

Четвёртая фаза Луны соответствует 23-29-м, 30-м лунным суткам. Начало фазы — последняя четверть. Луна продолжает убывать. С каждым днём серп Луны становится всё тоньше и тоньше, пока не сойдёт на нет.

В новолуние бывают приливы, ведь именно в это время Солнце и Луна находятся по одну сторону относительно Земли. Именно поэтому такое время называют днями «тёмной» луны — ночного светила вообще не видно на небе (происходит это потому, что Солнце в это время освещает обратную сторону Луны). Однако оба светила находятся по одну сторону от нашей планеты, то водную оболочку они тянут сильнее, ведь к силе притяжения Луны добавляется ещё и сила притяжения Солнца. Начинается сильный прилив (а на противоположной стороне Земли — отлив). Во время полнолуния Солнце и Луна, наоборот, находятся по разные стороны от Земли. В этом случае Солнце тянет водную оболочку Земли на себя, а Луна — на себя. Прилив наблюдается и в том, и в другом случае, но слабее, чем во время новолуния.

ВлияниеЛуны на процессы в организме человека. Тело человека включает в себя значительную долю воды. С возрастом этот показатель уменьшается. Но в среднем, примерно на 70 % человеческий организм состоит из воды, поэтому тело наше подчиняется элементарным законам физики. Весь лунный месяц условно делится на 4 части, характеризующие положение Луны на линии Солнце-Земля-Луна. В зависимости от этого положения, к гравитационным силам Земли и Солнца, действующим на человека, добавляется:

Новолуние — поскольку в новолуние снижается давление жидкостей в организме, оно может стать трудным периодом для гипотоников, людей, у которых давление крови и так понижено. Эмоциональный спад может неблагоприятно сказаться на людях, склонных к депрессиям. В этот

34

В. Г. Брюханова

период можно ожидать высокой работоспособности и вдохновения от трудового коллектива, успехов в учёбе от школьного класса, быстрого выздоровления больного.

Первая четверть. В организме в этот период особенно вероятны сбои в работе системы пищеварения, обострения хронических заболеваний, разного рода нарушения равновесия. Физиологические процессы в это время как бы бросаются из одной крайности в другую, нет стабильности. Общая напряжённость часто приводит к возникновению головной боли, повышенной нервозности.

Полнолуние. Период полнолуния может оказаться трудным, кризисным для тех, кто склонен к перевозбуждению, чья психика нестабильна. Наш разум в это время так активен, что трудно заснуть, поэтому полнолуние может создать дополнительные трудности для людей, страдающих бессонницей.

Последняя четверть. К ней относится всё то, что было сказано для первой четверти; некоторое различие связано с тем, что в качестве сферы приложения своей энергии в последнюю четверть

люди чаще всего выбирают работу, карьеру, отношения с начальниками.

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты математических диктантов приведены в табл. 1-3.

Результаты исследования показали, что чем старше человек, тем большее влияние фазы Луны оказывают на организм. Результаты математического диктанта в полнолуние значительно хуже, чем в новолуние. Учащихся третьих классов, написавших на двойки в новолуние, оказалось 15,8 %, тогда как в полнолуние уже 21 %; 11,7 % студентов первого курса в новолуние получили двойки, а в полнолуние уже 23,5 %. Увеличилось и количество троек: в третьем классе с 47,3 до 57,9 %, на первом курсе количество работ, выполненных на «3», не изменилось. Результаты исследований выявили, что у учащихся и студентов качество обучения в средней фазе Луны значительно выше, чем в другие периоды. Так, показатель выполнения работ на «5» и «4» среди учащихся составил 21 и 52,6 % соответственно, среди студентов — 29,4 и 47,1 %. Работ, выполненных на «неудовлетворительно», нет.

Таблица 1

Результаты исследования успеваемости, проведённого в новолуние

Класс/Курс «5» «4» «3» «2» Качество Успеваемость

3-й класс (19 чел.) 2 (10,5 %) 5 (26,3 %) 9 (47,3 %) 3 (15,8 %) 36,8 % 84,1 %

1-й курс (17 чел.) - 2 (11,7 %) 13 (76,4 %) 2 (11,7 %) 11,7 % 88,1 %

Таблица 2

Результаты исследования успеваемости, проведённого в средней фазе

Класс/Курс «5» «4» «3» «2» Качество Успеваемость

3-й класс (19 чел.) 4 (21,0 %) 10 (52,6 %) 5 (26,4 %) - 73,6 % 100 %

1-й курс (17 чел.) 5 (29,4 %) 8 (47,1 %) 4 (23,5 %) - 76,5 % 100 %

Таблица 3

Результаты исследования успеваемости, проведённого в полнолуние

Класс/Курс «5» «4» «3» «2» Качество Успеваемость

3-й класс (19 чел.) 1 (5,2 %) 3 (15,8 %) 11 (57,9 %) 4 (21 %) 21 % 78,9 %

1-й курс (17 чел.) - 1 (5,8 %) 13 (76,5 %) 4 (23,5 %) 5,8 % 82,3 %

Наблюдая за поведением учащихся в новолуние и полнолуние, мы отметили неустойчивое поведение, быструю смену возбуждения на пассивность или наоборот. Из этого следует, что трудоспособность человека в полнолуние снижается. Полнолуние влияет на людей легковозбудимых, у которых психика нестабильна, в полнолуние они не высыпаются и, придя на занятия, не очень успешно выполняют контрольные и проверочные работы. Поэтому в новолуние и полнолуние

не рекомендуется планировать серьёзных контрольных мероприятий и экзаменов.

По данным медосмотра, абсолютно здоровых детей всего 14 % среди учащихся и 8 % среди студентов. Значит, в полнолуние и новолуние, оставшиеся 86 и 92 % будут испытывать воздействия, и чтобы условия для всех были одинаковы, лучше контрольные мероприятия проводить в средние фазы Луны.

Список литературы

1. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М., 1987. 230 с.

2. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. М., 2009. 510 с.

Сведения об авторе

Брюханова Вероника Германовна — студентка факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета, член студенческого научного общества «Олимп» при кафедре физического воспитания и спорта, Челябинск, Россия.

Научный руководитель: Кокорева Елена Геннадьевна — доктор биологических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия.

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2014. № 2. P. 32-35.

THE INFLUENCE OF MOON PHASE ON THE BEHAVIOR AND STUDENT ACHIEVEMENT

V. G. Bryukhanova

Student of the Faculty of Eurasia and East of Chelyabinsk State University, Member of the Student Scientific Society "OLIMP " at the Department of Physical Education and Sport, Chelyabinsk, Russia

Scientific adviser: E. G. Kokoreva, Doctor of Biology, Associate Professor of Physical Education and Sport of Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. keg-28@mail.ru

Watching the Moon, people became aware of the dependence of his life from her movements on the night sky. Therefore, throughout its history mankind has developed many techniques and calendars, which helped people to adhere to the lunar rhythms in their daily lives, not only indicating the best time of committing religious rituals, but choosing the most effective time for sowing grain, cleaning the house, divination, body purification, etc. of the Obtained research data can be used in the educational process. The teacher can take into account the lunar calendar when compiling calendar-thematic planning, scheduling control and independent work, to plan the study is complicated by the fact depending on the influence of phase on student achievement.

Keywords: academic performance, growing and waning Moon, the lunar cycle, the movement around the Earth.

References

1. Amosov, N. M. Razdumjya o zdorovje [Thinking about health] / N. M. Amosov. M., 1987. 230 s.

2. Brekhman, I. I. Valeologiya — nauka o zdorovje [Valueology — the science of health] / I. I. Brekhman. M., 2009. 510 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.