Научная статья на тему 'Поведение героя в ситуации нравственного выбора как объект художественного отображения'

Поведение героя в ситуации нравственного выбора как объект художественного отображения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
401
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР / MORAL CHOICE / ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЯ / THE BEHAVIOR OF THE HERO / ДРАМАТИЧЕСКОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ / THE DRAMATIC CLASH OF THE CONFLICT / КОНФЛИКТ / ПРОБЛЕМА СЕМЬИ / THE PROBLEM OF THE FAMILY / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО / ARTISTIC SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сатылган Кызы Гулнур

В статье идет речь о бытово-психологической драме « Встреча » Б. Жакиева. Анализируется поведение героя в ситуации нравственного выбора как обьект художественного отображения. Уделяется особое внимание художественному мастерству драматурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сатылган Кызы Гулнур

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведение героя в ситуации нравственного выбора как объект художественного отображения»

The behavior of the hero in a situation of moral choice as an object

of artistic reflection Satylgan kyzy G. Поведение героя в ситуации нравственного выбора как объект художественного отображения Сатылган кызы Г.

Сатылган кызы Гулнур /Satylgan kyzy Gulnur - кандидат филологических наук, и. о. доцента, кафедра кыргызского языка и литературы, Нарынский государственный университет им. С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье идет речь о бытово-психологической драме «Встреча» Б. Жакиева. Анализируется поведение героя в ситуации нравственного выбора как обьект художественного отображения. Уделяется особое внимание художественному мастерству драматурга. Abstract: the article deals with household-psychological drama «Meeting» B. Zhakieva. We analyze the behavior of the hero in a situation of moral choice as the object of artistic reflection. To pay special attention to the artistic skill of the playwright.

Ключевые слова: нравственный выбор, поведение героя, драматическое столкновение, конфликт, проблема семьи, художественное мастерство.

Keywords: moral choice, the behavior of the hero, the dramatic clash of the conflict, the problem of the family, artistic skills.

Видный кыргызский драматург Бексултан Жакиев нередко ставит героев своих пьес в ситуацию нравственного выбора. Этот прием использован и в бытовой психологической драме «Встреча». В острых ситуациях нравственного выбора, в драматических обстоятельствах раскрываются истинное лицо, духовно-интеллектуальный уровень, степень развития персонажей этой драмы. Произведение начинается с показа суеты по поводу подготовки к свадьбе, которая пройдет в ресторане на окраине города. Для подготовки пира жених приходит в ресторан с двумя товарищами. Сразу после прихода в ресторан он станет центром всеобщего внимания вследствие своих нелогичных, неадекватных действий. Считавшийся порядочным сыном авторитетной личности Алкана Алжановича, жених выпивает полный стакан коньяка, вынуждает пришедшего в буфет ресторана Шейше пить водку вместе с ним, потом между ними возникает конфликт [2, с. 218-219]. Когда впервые читаешь эту сцену, думаешь, что драматург создает интересное начало произведения. Однако впоследствии по-иному развязывается узел вопроса, раскрывается тайна проблемы.

Б. Жакиев изображает обыденное событие в жизни искусно, как будто в фотообъективе. Значение этого эпизода заключено не во внешней схожести с правдой жизни. Смысл события состоит в выражении психологического противоборства, происходящего внутри героя. Реформатор театра К. С. Станиславский в свое время отметил: «В таких пьесах не сами факты, а отношения героев к ним становятся главным центром, смыслом, волнующим сердце зрителя» [4, с. 262]. Эта глубокая мысль К. С. Станиславского непосредственно относится к вышеописанному эпизоду. Так как этот эпизод показывает не только одно событие, а внутреннюю жизнь жениха, её «подводные камни», внешне не наблюдаемые.

Дело было так. Уважаемый всей округой отец Алкан Алжанович женит своего сына на нелюбимой невесте - «дочери знатных родителей». Поэтому наш герой так бесится еще до начала свадебной церемонии.

Только теперь читатель начинает осознавать обстоятельства дела. Не может парень отказаться от женитьбы, боясь своего всесильного, авторитетного отца. Не может отменить свадьбу, так как все гости уже приглашены. Он хочет праздновать свою свадьбу как все люди, от всей души, но невеста ему незнакома. Из-за таких противоборствующих чувств он с ума сходит, пьет спиртное, конфликтует с Шейше.

Знание искусной передачи внешнего события, психологии этого события, глубинных причин действий героя характеризует художественное мастерство драматурга.

Такое мастерство выражения «второго плана» является особенностью драмы «Встреча». И авторитарный, всеми уважаемый, отец тоже испытывает от хулиганских действий сына определенный психологический дискомфорт [2, с. 236-237].

В пьесе драматическое столкновение между отцом и сыном передается через их многозначительный диалог. Эти строки невозможно читать спокойно, бездумно, без чувств. Хулиганство сына вышло естественно и убедительно. Пьяное состояние сына искусно использовано

для раскрытия идеи драмы. Искусство подготовить почву для предстоящего конфликта выдает художника, досконально изучившего классическую литературу, в том числе и драматургию.

По логике жанра, конфликт отца и сына должен обостряться, и жених должен отказаться от нелюбимой невесты. В этом случае жених попадает в ситуацию нравственного выбора, ему необходимо сделать правильный шаг. Однако жених геройствует только в пьяном угаре. А на самом деле в ситуации решающего выбора не может быть истинным героем.

После отрезвления, через некоторое время, он станет тихим как овечка, согласится на женитьбу с незнакомой, нелюбимой девушкой и весело начнет торжественное пиршество. Таким образом, жених показывает свою неспособность на решительную борьбу за свое счастье. Он выбрал путь «легкой» жизни, жизни по расчету.

Драма Б. Жакиева «Встреча» отличается глубоким художественно-психологическим исследованием проблем семейной жизни, раскрытием последствий жизни без любви. Семья без любви - социально опасное явление. Правдивости этого свидетельствует сюжетная линия, связанная с любовной трагедией Шейше и Айым. Б. Жакиевв своей драме тему любви и семьи рассматривал с разных ракурсов. «Встреча» в своей малой композиции охватывает объемную, многостороннюю проблему.

Шейше и Айым создали семью по любви. Но тетя Шейше с неуемной антипатией действует по отношению к ним. Приводя в качестве аргумента небеременность снохи, собрав родственников во главе с патриархом рода, поставит вопрос о разводе молодых. Патриарх семьи и остальная родня требуют от Шейше или быть с неродящей женой и уйти из семьи, или выбрать родных. Таким образом, любящие друг друга сердца будут разделены. А причина была в несчастной жизни тети Шейше. Её муж не обращал на неё никакого внимания. Шейше всем сердцем любил Айым и всячески показывал ей знаки своей привяганности. Именно это не нравилось тете Шейше, а не физиологические проблемы Айым. Так злобствующая тетя разрушает счастливую во всех отношениях молодую семью [2, с. 226-227].

Драма «Встреча» не только затрагивает проблемы семьи без любви, но и остро ставит вопрос сохранения любви в семье. Эта пьеса нам доказывает, что любовь - это не только чувства, не только эмоции для зашиты любви, для её расцвета требуется своеобразная внутренняя нравственная культура, а если нужно, то и духовный подвиг. Например, семья Шейше и Айым была вполне счастливой. Но Шейше не смог защитить свою семью, свою любовь. Он не смог противиться воли старших. В ответственной ситуации, когда личная жизнь поставлена на чашу весов, герой раскрылся, кто он есть на самом деле. В связи с этим обстоятельством считаем уместным вспомнить мнение исследователя С. Имихеловой: «Особым видом современной драмы считаются произведения, служащие сюжетным центром в ситуации выбора; испытания, раскрывающие подлинное этическое содержание личности, твердость его нравственных убеждений. При выборе, кем бы он ни был, всегда раскрывается социальная, нравственно-этическая сущность личности» [3, с. 85].

Если продолжить мысль С. Имихеловой, Шейше показал себя не имеющим своей нравственной позиции, своих определенных личностных убеждений. Это духовно бедный человек.

Б. Жакиев в своей драме утверждал философию самостоятельности и свободы выбора личности. Такая идея в условиях современного гражданского общества очень актуальна.

Драма «Встреча» отличается иллюстрацией идей, языком образов и конфликтов. В этой драме способ построения сюжета специфичен. В построении сюжета драматург еще раз успешно употребляет прием художественной условности, не раз использованной в его произведениях. Драматург не показывает жизнь героев в сюжетной последовательности, а во многих случаях передает ее через параллельное представление ранее происходящих событий к событиям, проходящим в настоящее время.

Драма богата выразительностью речи. Особенно впечатляющи и психологичны диалоги и монологи утративших первую любовь бывших супругов. Глубоко эмоциональна встреча Айым с опустившимся Шейше, для которого алкоголь стал смыслом жизни.

Если вкратце подытожить, драма «Встреча» Б. Жакиева является этапным произведением в кыргызской драматургии, глубоко раскрывающим тему любви и семьи. Проблематика «Встречи» и сегодня актуальна. В связи с этим уместно вспомнить слова С. Асанбекова - критика драматургии: «Особенности в качестве драматурга, мысли в драмах известного художника, интонация, «почерк», своеобразие которого как писателя-драматурга узнаваемы издалека, до настоящего времени не освоены, не раскрыты» [1].

Морально-этическая проблематика драмы «Встреча» и серьезность её художественной обработки доказывает правильность мысли С. Асанбекова и достойность драматургии Б. Жакиева для глубокого внимательного изучения со стороны критиков и исследователей.

Литература

1. Асанбеков С. Таланттын кеп кырдуулугу // «Кыргызстан маданияты», 1986. 16-январь.

2. Жакиев Б. ^ттурген жаз да келээр. Фрунзе: Кыргызстан, 1978.

3. Имихелова С. С. Современный герой в русской советской драматургии. Москва: Наука, 1983.

4. Станиславский К. С. В мире идей и образов. Москва: Советский писатель, 1983.

The effectiveness of the organization teaching the Uzbek language and literature

based interactive technologies Aminova N.

Эффективность организации преподавания узбекского языка и литературы на основе интерактивных технологий Аминова Н. И.

Аминова Нафиса Истамовна / Aminova Nafisa — студент, филологический факультет, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: одной из основных задач современного образования становится задача заинтересовать и мотивировать ученика к изучению предмета, стимулировать его познавательную и творческую активность. В статье рассматриваются место, роль и эффективность использования интерактивных технологий и средства при изучении узбекского языка и литературы. Abstract: one of the main tasks of modern education gets over-hut interest and motivate the student to the study of the subject, to stimulate its cognitive and creative activity. The article deals with the place, role and efficiency of the use of interactive technologies and tools for teaching the uzbek language and literature.

Ключевые слова: интерактивные технологии и средства, основные направления применения, интерактивные технологии в учебном процессе, формы и эффективность использования применения, интерактивные технологии в преподавании узбекского языка и литературы.

Keywords: interactive technologies and means, while the main directions of Applications, interactive technologies in the learning process, form and efficiency of the use of interactive technologies in teaching the Uzbek language and literature.

В связи с внедрением новые интерактивные технологии в обучении позволяют более эффективно организовать учебный процесс, предоставляют ученикам новые средства, методы и источники получения учебного материала. Введение в образовательную среду интерактивных технологий, основанных на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления, существенным образом повышает эффективность учебной деятельности, за счет автоматизации обработки информации и вычислений которого формируется понимание сути учебного материала [1].

Интерактивные технологии обладают интегрирующим свойством по отношению ко всем остальным технологиям, новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы ученик смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.

Современному учителю нужны средства не только представления интересных занятий, но и мощные средства составления таких занятий, а также средства контроля знаний учеников, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении.

В процессе изучения узбекского языка и литературы с применением интерактивных технологий компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения и мощный инструмент, позволяющий активизировать процесс познавательной деятельности, способствующий развитию гибкости мышления и формированию умения ориентироваться и адаптироваться в своей деятельности. Поэтому учитель должен ставить перед собой цель - обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность учеников, а для достижения данной цели помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.

В настоящий момент в преподавании узбекского языка и литературы для развития познавательной и творческой деятельности учеников используются современные интерактивные технологии, которые повышают качество образования, результативно применить учебное время и понижать часть репродуктивной деятельности учеников за счет сокращения времени.

Интерактивные технологии при изучении узбекского языка и литературы обращены на индивидуализацию и мобильность учебного процесса, несмотря на возраст учащихся и уровень знаний, а также представлено большое количество методик интерактивных технологий, которые можно применить на уроках в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.