Научная статья на тему 'Поведение человека'

Поведение человека Текст научной статьи по специальности «Право»

1037
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
делинквентное поведение человека / филантропия / Государство / гражданская свобода / civil freedom. / behavior of the person / philanthropy / the state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевчук В. Д.

Цель статьи состоит в исследовании делинквентного поведения человека. Изучение вопросов поведения человека развивалось последовательно, в процессе смены различных теоретических направлений. Первыми проблему на уровне преступности начали разрабатывать криминалисты. Но вскоре они поняли всю тщетность борьбы с таким социальным недугом, как преступления, с помощью общих наказаний. Затем развернулось широкое филантропическое движение, были организованы учреждения для исправительного перевоспитания преступников и создана служба помощи им на свободе в виде патронатов. Движущей силой филантропии была гуманность и сострадание. Только в отдельных случаях можно спасти человека от тюрьмы и суровых наказаний разработать всю программу профилактики правонарушений, а для людей уже совершивших преступление, важна работа специальных психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Behavior of the person

Article purpose consists in research behavior of the person. Studying of questions of behavior of the person developed consistently, in the course of change of various theoretical directions. The first on a crime rate criminalists have started to develop a problem. But soon they have understood all futility of struggle against such social illness, as crimes, by means of the general punishments. Then wide philanthropic movement was developed, establishments for corrective re-education of criminals have been organized and the service of the help by it on freedom in the form of patronages is created. Humanity and compassion was a philanthropy motive power. Only on occasion it is possible to rescue the person from prison and severe punishments – to develop all program of preventive maintenance of offenses, and for people already committed a crime, work of special psychologists is important.

Текст научной работы на тему «Поведение человека»

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Цель статьи состоит в исследовании делинквентного поведения человека. Изучение вопросов поведения человека развивалось последовательно, в процессе смены различных теоретических направлений. Первыми проблему на уровне преступности начали разрабатывать криминалисты. Но вскоре они поняли всю тщетность борьбы с таким социальным недугом, как преступления, с помощью общих наказаний. Затем развернулось широкое филантропическое движение, были организованы учреждения для исправительного перевоспитания преступников и создана служба помощи им на свободе в виде патронатов. Движущей силой филантропии была гуманность и сострадание. Только в отдельных случаях можно спасти человека от тюрьмы и суровых наказаний - разработать всю программу профилактики правонарушений, а для людей уже совершивших преступление, важна работа специальных психологов. Ключевые слова: делинквентного поведение человека, филантропия, государство, гражданская свобода

Все, что написано о человеке, будь то Библия или Конституция, повесть о любовных интрижках или героическая баллада, написано о его поведении. Писатели и философы, физиологи и криминалисты, психологи и педагоги, политики, наконец, озабочены одним - поведением человека. Даже, если пишут о сугубо философских проблемах, например, о свободе человека -самой беспроигрышной теме.

Исследование поведения человека шло сложным путем последовательной смены различных теоретических направлений. Первыми проблему на уровне преступности начали разрабатывать криминалисты. Но вскоре они более других поняли всю бесплодность борьбы с таким социальным недугом, как преступления, путем общих наказаний.

Затем развернулось широкое филантропическое движение, были организованы учреждения для исправительного перевоспитания преступников и создана служба помощи им на свободе в виде патронатов. Движущей силой филантропии была гуманность и сострадание. Время показало, что только в отдельных случаях можно спасти человека от тюрьмы и суровых наказаний, а разработать всю программу положительных мероприятий филантропия не могла.

На исправление преступников стали смотреть как на проблему воспитания, поэтому к работе привлекли педагогов. Но общество очень скоро поняло, что педагогика тоже бессильна.

Уголовно-антропологическое направление и школа вырождения привлекли к исследованию проблемы врачей, физиологов, гигиенистов. Одновременно социологи и психологи исследовали влияние социальной среды и психологические новообразования различных возрастов.

Так, постепенно, собирая и анализируя фактический материал, ученые и практики строили сложное по структуре понимание нормативного и отклоняющегося поведения. 1

Последние 15-20 лет поведением человека более всего занимаются социологи и юристы. Изменяется жизненное пространство человека, информационные технологии отдалили людей друг от друга, смена политических доктрин привела к терроризму, к криминализации. Высокие технологии не приведут к благосостоянию, об этом уверенно говорят социологи. Следовательно, необходимо говорить о проблеме несогласованности поведения человека и целей государства. Выбор последствий этой несогласованности невелик: или человек превратиться в «одномерное» существо (Маркузе), или государство деградирует.

Государство возникло как инструмент для подчинения воли и поведения человека, и вначале использовало для этого открытые, примитивные, жесткие формы. Со временем, в целях самосохранения, государство вынуждено было совершенствовать структуру властных институтов; этого требовала задача построения правового, социального, демократического общества. Изменились требования государства и к населению; число «одномерных» существ увеличивается и, как показала история, они не способны услышать призыв к совершенствованию жизни в стране, не воспринимают правила, исходящие от природы и от государства.

Основополагающей идеей политико-правовой сферы в обществе является идея свободы. «Нужно достигнуть гармонии, добродетели, героизма, хлеба...А не пустоты: а свобода есть просто пустота, простор. Двор пуст, въезжай кто угодно. Он не занят, свободен. Эта квартира пустует. Она свободна. Эта женщина свободна. У нее нет мужа, и можешь ухаживать. Этот человек свободен. Он без должности. Ряд отрицательных явлений, и «свобода» их все объединяет. Я свободен, не занят. От «свободы» все бегут: работник - к занятиям, человек - к должности, женщина - к мужу. Всякий - к чему-нибудь. Все лучше свободы, хуже «свободы» вообще ничего нет, и она нужна хулигану, лоботрясу и сутенеру... надо было стремиться к гармонии, порядку и работе»2.

Понимание свободы связано с конкретным историко-социально-политическим опытом народа, времени, страны. Наиболее часто употребляемое понятие «свобода» в современном законодательстве не имеет конкретного очертания, но в бытовом понимании людей означает отсутствие каких-либо ограничений в поведении и мышлении, отсутствие принуждения, возможность поступать так, как этого хочет человек. Гегель, обобщив учение Гоббса и Спинозы, предложил понимать свободу как познанную необходимость. Предел необходимости с развитием техники, науки, опыта будет расширяться и углубляться, что в соответствии с теорией познания и развития неминуемо приведет к установлению рабства над человеком. Таким образом, состояние свободы превращается в полную зависимость от правил.

Первоначальный период в развитии теорий поведения человека связан с христианским учением Августина А. Государство, имевшее ярко выраженный религиозный колорит, диктует требования к поведению человека. Высшей точкой контроля над поведением является Бог - эталон духовного

совершенства. На него не влияют внешние обстоятельства, и, хотя человек -творение Бога, он самостоятельно определяет линию поведения, исходит из своего разума, ориентируется на опорные точки, данные ему Богом, для разумного поведения - добро и зло, благодать или грех.

Вопросы роли и места индивида в политико-правовой сфере общества были актуальны во все времена. По мере утверждения, расширения и реализации концепции прав человека в России усложнялась как структура государства, его органов, так и сам механизм реализации прав человека. Подчинение воли человека государственным механизмам шло от открытых примитивных жестких форм до процедурно усложненных, завуалированных, способных превратить человека в «одномерное существо». Но увеличивающееся число «одномерных существ» не способно услышать искренний призыв к совершенствованию властных институтов на пути построения правового, социального, демократического государства.

Возможность создать гражданское общество появиться только при наличии большинства населения, воспринимающего право и готового реализовывать его требования.

Правовая активность граждан находится в зависимости от установившихся определенного уровня отношений властно-политического и управленческого характера. В случае, когда гражданин находит во властно-политических и управленческих отношениях конституционное отражение проблем его бытия, его социализация активизируется. Если же нормы права диктуются «сверху», интересы государства доминируют, противоречат потребностям человека, правовой нигилизм принимает масштаб, позволяющий расстроить нормальное функционирование государственного аппарата.

Человек зависит от Бога и отчитывается за мысли и поступки в Граде Земном только перед ним. Отобранные Богом, по мнению Августина Аврелия, смогут быть в «Граде Божьем» (небесном), где царит истинная правда и всеобщее стремление к единству и согласию.

Человек - арена борьбы Бога и дьявола (добра и зла) за душу. Противостоять злу самостоятельно человек не может; для поддержания в человеке образа Бога создается государство - «Земной град», куда должен стремиться человек. Поскольку «Град земной» возникает вследствие несовершенства человека, следовательно, он - результат греха и нуждается в обновлении в русле христианской добродетели и гуманизма. Государство ставит цель на поведение человека, и чем больше в человеке от животной природы (от зверя, дьявола), тем активнее и жестче это насилие.

На вопрос, каким должно быть поведение человека в «Земном граде», чтобы оно соответствовало требованиям Государства, Бога и удовлетворяло человеческие потребности, однозначно ответить невозможно; доминирующий тезис - государство выполняет позитивную роль, хотя она в своей основе негативна.

Определяющим для поведения человека является наступление неминуемого конца пребывания в «Земном граде»; таким образом, начало и конец

жизни человека зависит от Бога. Эта зависимость выражается в подчинении всей жизни человека церковным канонам. Бог выше государства, и выше человека, однако государство создано Богом как механизм борьбы со злом, внедренным в человека дьяволом. Следовательно, в соотношении «государство-человек», последний занимает низшую ступень.

Церковь руководит сознанием и поведением человека исходя из своих целей, при этом, теоретически обосновывает как позитивную, так и негативную роль государства. Христиане имеют обязанности перед обществом и должны служить ему в государственных учреждениях, участвовать в справедливых войнах, например. Но и государство должно желать того, что морально.

Существует универсальный порядок, который создал Бог: «Земной град» всего лишь часть универсального порядка. Цели государства и цели Бога должны совпадать. Если целью государства является удовлетворение лишь земных благ, то такое государство лишено правды и представляет господство силы.

В такой расстановке ценностей человек, хотя и удален от Бога, но находится в полной его власти. Подчинению государству освящено Богом, человек обречен Богом претерпевать гнет государства, так как животная природа человека требует контроля, который исходит от государства; в конечном счете, такую форму контроля избрал Бог.

В дальнейшем теория Августина, как основоположника христианской концепции приобрела различные оттенки. Фома Аквинский видел корень зла в свободе человека. В основу контроля над поведением человека он предлагал положить два элемента: понять требование государства и действовать с пониманием. Но и к государству уже предъявляются требования - обеспечивать общее благо, создавать условия для достойной жизни, сохранять порядок и гражданский мир. Если правитель захватил власть не получив благословения Бога, то эта власть лишена божественности. В этом случае поведение человека определяется законами от Бога. Допустимо восстание против тирана.

Способность человека забывать божественные законы приводит к греховным поступкам. В земной жизни человек может положиться на свой разум, с его помощью определить добро и зло в вещах и действиях, ставить перед собой цель и достигать ее. Бог знает об этой цели, но не вмешивается, не ограничивает свободу выбора поведения; он оценит действия и поступки человека, но потом, после земной жизни.

Для взаимоотношений человека с другими людьми и социальными институтами, Богом установлены правила, в основе которых - этические ценности.

Доминирующим смыслом существования человека в земной жизни -продолжиться в потомстве; этому должно способствовать и поведение человека. Исходя из смысла человеческого бытия, целей в деятельности людей, идеалов и сложившихся критериев в оценке жизни духовное пространство определялось расстоянием между храбростью и трусостью, подчинением и протестом, несчастьем и состраданием, добром и злом, ненавистью и любовью. Найти одну уравновешивающую прямую в таком количестве пересекающихся противоречий невозможно, поэтому правило поведения не могло

быть конкретным и однозначным, простым для понимания. Правила вытекают из следующих законов.

Вечный закон - универсальный порядок вещей, рациональный план Бога, Провидение. Этот порядок известен только Богу и блаженным святым.

Естественный закон - основной принцип его-«делай добро и избегай зла». По форме это отражение вечного закона в человеческом разуме. Этот человеческий закон предназначен для принуждения человека вести себя так, чтобы избегать зла и достигнуть добродетели, апеллирует к разуму, к заботе об общем благе, определяет средства для достижения цели.

Но любой закон должен быть основан на справедливости, иначе общество погрузится в тотальную коррупцию, он должен соответствовать божественному, в противном случае его можно не исполнять.

Учитывая период создания требований к поведению человека (354-1270) со стороны библейских теоретиков к его поведению и достигнутый уровень познания о деятельности мозга (разума) и понятия свободы в настоящее время, можно утверждать: требования, предъявляемые к поведению человека со стороны церкви были разумны, практичны, позитивны, потому что нужно было сохранить государство.

Сам факт признания церковью государства как института, необходимого для людей, представляет собой прогрессивное явление. Дано понимание сути государства, роли его для общества, для отдельного человека. Более того, предусмотрена возможность ограничить власть человеческого закона.

Земная жизнь человека реально обозрима, и поэтому более доступна для критики. Реагируя на эту критику государство с его бюрократией вынуждено реформировать и форму, и содержание.

В период земной жизни люди видят порочные черты государства и имеют возможность объединиться с целью противостояния, чтобы защитить себя. В небесном царстве такое объединение невозможно, каждый отвечает за себя. Отсутствие каких-либо гарантий для попадания в небесное царство и наличие пороков у посредников между Богом и человеком побуждало людей, с одной стороны, резко критиковать государственную бюрократию, с другой - подчиняться ей.

Государство под воздействием активного противостояния населения с целью ограничения его власти, не меняло своей сути, остается источником насилия и произвола, но уже вынуждено включить в сферу своей деятельности функции воспитания человека, соответствующего потребностям государства. Реализация этой функции обеспечила «земному царству» возможность стать более свободным от «царства Божьего».

Поведение человека определяется нормами, исходящими в большей степени от государства, так как санкции за их нарушение наступают еще при жизни, а не после смерти, как это было бы в случае отступления от религиозных канонов.

В программе воспитания своего населения обозначено качество, которым должно обладать население - это прежде всего защита своей территории. Расширение жизненного пространства - это смысл существования среди других народов. В Конституции всех стран включена статья, указывающая,

что защита территории - это священный долг каждого гражданина. Государство, формируя требования к поведению населения, включает в них значимые ценностные установки и психологические стереотипы населяющего территорию народа, оберегая и изучая язык, музыку и архитектуру, живопись, религию и другие ценности.

Представить (обозначить) нормативный тип поведения несложно, если государство (или какая-то профессиональная корпорация, конфессия, сословная группа) оформили параметры нормативности соответствующими формализованными нормами и подкрепили носителями этих норм - Героями. Библия - яркий тому пример.

В Дигестах Юстиниана (свод Римского права, созданный в У1 веке в восточной части римской империи (Византии) в правление императора Юстиниана) в Титуле II «О тех, которые объявлены пользующимися дурной славой» сказано:

«Признается пользующимся дурной славой тот, кто за позорные поступки уволен из войска командующим, либо тем, кому предоставлена власть постановлять решения по этим делам; кто выступает на сцене для увеселения людей или для декламации; кто занимается сводничеством; кто осужден уголовным судом за клевету или за облыжное обвинение по сговору с обвиняемым; кто был лично осужден за воровство, грабеж, причинение обиды, за злой умысел и обман, или пошел на соглашение с совершившим эти действия [чтобы освободить того от ответственности]; кто был осужден по предъявленному к нему иску, вытекающему из договора товарищества, опеки, поручения, хранения и при том не по иску, предъявленному к нему в ответ на предъявленный им иск; кто после смерти зятя, хотя и знал о том, что тот умер, выдал замуж свою подвластную дочь до истечения установленного обычаем срока траура и прежде чем та перестала оплакивать мужа.».

Нормы права в Древнем Риме четко обозначали нормативность. Но уже тогда понимали, что наиболее сложно определить нормативность в поведении человека, исходя из критериев высшего порядка, таких, например, как «Любовь к Родине, Отечеству, Патриотизм», потому что патриотичное поведение полностью находится в зависимости от социально-политической ситуации в обществе и государстве, а также от индивидуальной или корпоративной оценки этой нормативности. Поэтому, непатриотичное поведение общественное сознание может представить и как патриотизм, героизм. Именно общественное сознание выделяет среди бандитов в каком либо фильме «хороших бандитов - Робин Гудов». Любая рекламная или политическая кампания основывается на противопоставлении или подмене понятий, это обычный, отшлифованный в ходе практики технологический прием РЯ - кампаний.

Разработать критерии конкретного типа нормативности очень трудно, порою - невозможно. Не знать слов Гимна страны - непатриотично. Но многие предатели Родины знали текст Г имна... Как в этом случае быть? Предлагаемые государством идеалы также изменчивы и могут мгновенно стать проклятием, а герои часто объявляются преступниками и предаются суду.

Следовательно, когда речь идет о зыбкой, эфемерной сфере общественной жизни, ее социальной нормативности формализованного или неформа-

лизованного типов, оценка поведения отдельной личности или социальных масс должна быть очень взвешенной.

Моральный и политический масштаб каждого времени определяют свою нормативность, и она непонятна последующим поколениям. Поэтому, исторический анализ какого-либо деятеля прошлого всегда неточен или вовсе искажен. Нерон - Император, в современной трактовке - изверг. По меркам морали и нравственности сегодняшнего дня он действительно таков. Тем не менее, морализирующая и политизирующая историография, а вслед за ней - философия, политология, психология то и дело вязнут в нестыковке фактов. Да, Нерон убил мать и жену, Нерон дарил из милосердия жизнь рабам и преступникам, тиран, защищающий от республиканцев свободу, безумный развратник, насыщающий голодных и одевающий нагих (См.: Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем.-М.: Политиздат, 1990. - 463 с.). Как это можно понять в наше время? Измерять какими-либо нравственными мерками историческую личность - занятие интересное, но все это, на самом деле, оказывается фантазией историков. Надо лично пережить то время, но не трактовать его, потому что все равно это будет неверно. А значит и оценка поведения (плохого или хорошего) людей того времени тоже будет ошибочной.

Нравственные идеалы изменчивы; единственным критерием нормативности в поведении может служить неукоснительное следование идеалам в данный момент, в конкретной социальной среде. Но при этом необходимо помнить, что безусловное выполнение предписанных норм уже является не нормой, то есть отклоняющимся поведением, а нормативное поведение в чистом виде наблюдается только у животных или психически больных людей.

Поэтому, даже часто встречающаяся форма поведения не может являться критерием нормативности; асоциальное и даже антисоциальное (преступное) поведение в определенные периоды становятся в государстве основной, доминирующей формой регулирования отношений между людьми. Невозможно представить, чтобы государство и общество формально или на уровне обычая одобрили и поощряли такое поведение. Это невозможно, поскольку нормативы неформального уровня не имеют стратегической нацеленности вперед и всегда противоречат государственной политике. Впитанные с детства противоречащие государству нормы очень устойчивы: развивается скептицизм, недоверие к власти, желание навредить государству.

Определяя правила поведения для индивидов, степень их свободы государство считает нормативным поведение, которое не направлено против государства, его символов и всех элементов государственной власти, чему посвящено 5 разделов из 12 в УК РФ. Под угрозой наказания государство требует соблюдения этих требований для сохранения безопасности.

Результат воспитания государством своего населения проявляется как в повседневной жизни, так и во время критических ситуаций в стране. Данная тема была исследована Гегелем. Он считал, что удовлетворение потребностей в обычной жизни основано на эгоистическом интересе, что приводит к конфликтам и автономизации народа. Государство ориентирует людей на

объединение во имя общих интересов и целей. Но во время войны у населения контрастно проявляется существенное и несущественное, главное и второстепенное. «Жертвуя своей жизнью во имя государства, личность выполняет свой главный нравственный долг»3

В обычной повседневной жизни государство от народа требует подчинить свое поведение закону. Неподчинение закону, несоблюдение требований государства, заложенных в нормативных актах, пренебрежение интересами государства - это результат «плохого» воспитания государством своего народа, порождающего правовой нигилизм и политический аутизм.

Пренебрежение интересами населения при принятии законов и как следствие злоупотребление насилием, как показала мировая практика, ведут к вырождению и нравственному падению самой власти.

Если государственная власть оказывается малополезной для населения и человек должен выживать, то его поведение принимает не форму должного, но формы сущего (действительности). В такой ситуации правовые нормы могут быть реализованы только за счет принудительной силы. Авторитет такой силы низок, это свидетельство перерождения форм государства. В поведении людей, ощущающих бессилие государства, отражается их нежелание подчиняться слабой власти. Наиболее опасной для общества становится беспомощность государства перед властью олигархов и капитала. Данное явление характерно для современного периода в России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шевчук В.Д. Поведение/Монография. Ярославль, ЯГТУ, 2007. - 118 с.

2 Розанов В.В. «Опавшие листья». М.: Акт, 2001, с.523-524.

3 Гегель Г.В. Философия права. М., 1990. С. 359-362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.