Научная статья на тему 'Поведение акторов малого бизнеса: роль организационной культуры'

Поведение акторов малого бизнеса: роль организационной культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТОР / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / НОРМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ACTOR / SMALL BUSINESS / ORGANIZATIONAL VALUES / NORMS / ORGANIZATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятлов Александр Викторович, Сажин Петр Викторович

В данной статье целью исследования является классификация поведения акторов малого бизнеса по критериям организационных ценностей и норм. Показывается, что поведение российских малых предпринимателей можно охарактеризовать как: традиционное, присваивающее; неопределенное; или как инновационное. Исходя из предложенной схемы, можно отметить, что в поведенческих установках отражается базисные убеждения, которые влияют на цели и способы их достижения в сфере экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дятлов Александр Викторович, Сажин Петр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BEHAVIOR OF ACTORS OF SMALL BUSINESS: THE ROLE OF ORGANIZATIONAL CULTURE

In this article, the aim of the study is to classify the behavior of actors in small business according to the criteria of organizational values and norms. It is shown that the behavior of Russian small businesses can be described as: traditional allotting; uncertain; or innovative. Based on the proposed scheme, it can be noted that in the behavioral attitudes reflected the basic beliefs that affect the goals and means of achieving them in the sphere of economic activity.

Текст научной работы на тему «Поведение акторов малого бизнеса: роль организационной культуры»

УДК 316.663.5

ДЯТЛОВ Александр Викторович, доктор социологических наук, профессор, Ростов-на-Дону, Россия avdyatlov@yandex. ш

САЖИН Петр Викторович, кандидат социологических наук, доцент, Краснодар, Россия petr.sazhin@gmail.com

ПОВЕДЕНИЕ АКТОРОВ МАЛОГО БИЗНЕСА: РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье целью исследования является классификация поведения акторов малого бизнеса по критериям организационных ценностей и норм. Показывается, что поведение российских малых предпринимателей можно охарактеризовать как: традиционное, присваивающее; неопределенное; или как инновационное. Исходя из предложенной схемы, можно отметить, что в поведенческих установках отражается базисные убеждения, которые влияют на цели и способы их достижения в сфере экономической деятельности.

DYATLOV Alexander Viktorovich, Doctor of Sociology Sciences, Professor, Rostov-on-Don, Russia avdyatlov@yandex.ru

SAZHIN Peter Viktorovich, Candidate of Sociology Sciences, Associate Professor,

Krasnodar, Russia petr.sazhin@gmail.com

THE BEHAVIOR OF ACTORS OF SMALL BUSINESS: THE ROLE OF ORGANIZATIONAL

CULTURE

In this article, the aim of the study is to classify the behavior of actors in small business according to the criteria of organizational values and norms. It is shown that the behavior of Russian small businesses can be described as: traditional allotting; uncertain; or innovative. Based on the proposed scheme, it can be noted that in the behavioral attitudes reflected the basic beliefs that affect the goals and means of achieving them in the sphere of economic activity.

Ключевые слова: актор, малый бизнес, организацион- Keywords: actor, small business, organizational values, ные ценности, нормы, организационная культура. norms, organizational culture.

Поведение представителей российского малого бизнеса вызывает особый интерес. От реализуемых стратегий участников этого значимого сектора рыночной экономики зависит и достижение целей организации, и отношение к малому бизнесу со стороны и общества, и государства.

В общих чертах поведение российский малых предпринимателей можно охарактеризовать как: традиционное, присваивающее; или неопределенное; или же инновационное.

Исходя из предложенной классификации, можно отметить, что в их поведенческих установках отражаются базисные убеждения и нормы, которые влияют на цели и способы их достижения в сфере экономической деятельности. Представители малого бизнеса в экономическом поведении руководствуются экономической целесообразностью. Поведение акторов малого бизнеса определяется стремлением «сохранить достигнутые позиции». Поведенческие установки включают потребительские интенции.

Влияние организационных норм и ценностей, компонентов организационной культуры проявляется в том, что малый бизнес в отношениях с властью не выработал стратегий взаимодействия, развитие малого бизнеса проявляется «индивидуальным выбором» и продолжает остерегаться внешнего организационного воздействия.

Российский малый бизнес в следовании организационным нормам действует по правилу ограничения деловой эффективности в собственном деле и не содержит деловых амбиции. Предпринимательский класс заявляет о вложении средств в собственное дело, размер внутренних заимствований явно недостаточен для перевода его в инновационное состояние. Наукоемкие технологии могли бы стать организационными инновациями, однако позиции акторов не свидетельствуют о выведения отношений малый бизнес-государство в цивилизованное русло - российский малый бизнес основывается на приоритете доходов.

Градация интересов работающих в малом бизнесе показывает, что «хорошие заработки» занимают лидирующие позиции, далее идет «возможность творческого и личного роста» и «высокая степень ответственности». Уверенность в будущем более низка по сравнению с работающими в бюджетной сфере, малый бизнес имеет более высокие издержки со страхованием от неопределенности. Трудности, связанные с ведением бизнеса, относятся, прежде всего, к отношениям с внешней средой, и в поведении доминирует склонность «быть осторожным», сосредоточить усилия на сохранении достигнутых пределов.

Мотивация поведения в малом бизнесе не различается с государственным сектором в контексте целей деятельности. Наиболее привлекательной остается возможность «зарабатывать больше», что является компенсацией за «нестабильность». Собственно рыночная дости-женческая мотивация занимает «скромное место», а преобладает неудовлетворенность с опа-

сениями «потерять собственное дело» или увеличить расходы, связанные с «решением вопросов» с контролирующими органами.

Представители малого бизнеса амбициозны, настроены на карьерный рост, но структурные ограничения в малом бизнесе таковы, что трудно рассчитывать на «собственное дело» без поддержки со стороны близкого круга. Малый бизнес находится в состоянии организационной неурегулированности, и акторы ориентированы на недопущение конкуренции, связанной с приходом в их бизнес новичков.

Поведение представителей малого бизнеса характеризуется наличием рыночной мотивации, стремлением «хорошо зарабатывать» и определяется одновременно «наследством», стремлением к стабильности и желанием «иметь дополнительные льготы», что вступает в противоречие с рыночной установкой «делать деньги», ибо большинство из них вышло из советской организационной среды, вынужденно занимается предпринимательством и свою деятельность воспринимает как необходимость выживать в условиях потери работы.

Как отмечает В.А. Мансуров, очевидна невостребованность прошлого опыта [1]. Новоиспеченные предприниматели формировали рыночные инновации, основываясь на осознании «полагаться на самих себя», что благоприятно отражается на социальном самочувствии, если иметь в виду большую долю выходцев из советских «патерналистских» организаций (НИИ, оборонные структуры). В такой ситуации поведение ориентировано на извлечение прибыли из имеющихся социальных и экономических ресурсов, нацеленных на потребление и посреднические отрасли, где риск хотя и велик, но несоизмерим с вкладываемыми инвестициями в освоение новой экономической ниши.

Доминирующее в предпринимательской среде присваивающее поведение можно квалифицировать как «непроизводительное», неинновационное, но оно характеризуется большим эффектом адаптации в условиях вынужденного выбора и отсутствия внешних гарантий. Взамен утраченной социальной защищенности представители малого бизнеса сформировали стратегию дистанцирования от государства, поддерживая свой независимый статус, в отличие от работников государственного сектора.

Внутриорганизационные отношения не имеют прежнего значения, работники малых предприятий руководствуются функциональными нормами, но не склонны видеть в улучшении отношений с руководством дополнительные преференции. Гораздо важнее условия труда, которые выражают исполнение договорных обязательств обеими сторонами, что не связано с межличностными отношениями. Большинство представителей малого бизнеса являются оптимистами, но он связан с ощущением адаптивности и умением наладить контакты с конкретными представителями власти. Присваивающее поведение построено на инерционности ситуации и не является гибким в реагировании на новые вызовы среды.

Присваивающее поведение «традиционно» по своему характеру, так как не основывается на рыночной мотивации, создавая облик знакомой микросреды как альтернативы «знакомого большого мира», в которой есть ощущение безопасности и благополучия. Российский социолог Ю.А. Левада подчеркивает, что «параметры благосостояния не связаны с личной планкой достижений, ни с результативностью предпринятых усилий. Возможны два варианта объяснения этих обстоятельств: 1) предпринимаемые весьма значительные усилия в целом недостаточны для того, чтобы обеспечить соответствующее ожиданиям и стандартам существование; 2) нормативные представления о том, что положено каждому, связаны не с работой, а с наличием недоверия в иерархической системе» [2]. Отсутствие институциональных условий привело к тому, что малый бизнес воспринимается сферой, где можно «заработать» простому человеку, в то время как более организованные и ранжированные сферы реализуют преимущества только для высокостатусных групп населения. Что же касается второго варианта, то малый бизнес претендует на занятие более привилегированного положения по сравнению с работниками бюджетной сферы.

Присваивающее поведение традиционно и по целям и способам их достижения, так как исходит из того, что инициатива, инновационность являются привилегией высокостатусных групп и изменение поведенческих ориентиров ведет к конфликтности, к позитивному или заведомо отрицательному результатам.

Присваивающее поведение не претендует на референтные позиции в бизнес-среде, его ориентированность на инертность связана с использованием анархической идентификационной матрицы: поведение современной элиты представляется недостижимым, а присваивающее поведение создает эффект благополучия, унаследованный с тех времен, когда большинство бизнесменов входили в научно-техническую и гуманитарную интеллигенцию, были высококвалифицированными работниками.

Присваивающее поведение выражается и в оценке организационных целей и норм как символов самодостаточности и стабильности бизнеса. Представители данной поведенческой позиции хотели бы видеть в организации «пространство обособления, отчуждения от неблагополучных и непредсказуемых внешних влияний. Непредсказуемая среда оценивается как ухудшение, то есть если относительно собственных перспектив выражается уверенность, то внешние условия трактуют как неудовлетворительные» [3]. С превентивным поведением часто связывается непроизводительный, адаптивный характер российского малого бизнеса, присваивающее поведение достаточно для поддержания бизнеса в условиях отсутствия конкуренции и неэффективно для развития собственного дела, когда предпринимателю необходимо привлечение новых ресурсов.

Представители малого бизнеса на поведенческом уровне, предъявляя претензии к деятельности государственных органов, находятся в стадии «организационной аморфности», не переходят поведенческие модели активного действия. Из «традиционализма», вынесенного из советской эпохи, следует, что «маленькие люди» не компетентны «саморазвиваться», что в малом бизнесе не может быть управленческой вертикали над массой «самостоятельных лиц».

К организации проявляется интерес, если создаются дополнительные возможности для привлечения ресурсов. Особо высоко число ожидающих - в сфере торговли и услуг - 64% и 63% соответственно» [4], в то время как среди занятых в производстве оно составляет 49%. Различие связано с тем, что бизнес в сфере торговли и услуг ориентирован на извлечение прибыли из существующих ресурсов и ограничивается только достигнутым на «ведение бизнеса», не располагает планами «расширения бизнеса». В производственном секторе значим более «агрессивный» бизнес, здесь сосредоточено больше новичков, тех, кто пришел в бизнес по «добровольному выбору» и рассматривает свою деятельность как жизненную карьеру, заинтересован не только в стабильных доходах, но и символическом капитале, претендует на то, чтобы вырваться из экономической микросреды, того изоляционизма, который присущ представителям присваивающего поведения. Представители присваивающего поведения предпочитают обходиться минимальными затратами, если они не связаны непосредственно с сохранением «собственного дела»: соответственно для этой категории предпринимателей рынок не представляет сферу движения товаров и капиталов, действия по принципу «спроса - предложения», в котором актор малого бизнеса остается «диктующей стороной».

Позиции респондентов показывают, что представители предпринимательского слоя не склонны демонстрировать свои доходы, в целом ориентируются на формулу «живем как все». В таком социальном принципе нельзя видеть только стратегию ухода от контроля налоговых структур или от опеки со стороны криминала. Можно предположить, что присваивающее поведение исходит из параметров потребления и эффективности собственного факта признания достигнутого благополучия. Если бы российский малый бизнес развивался организационно и претендовал на определенную социальную ответственность, то предприниматели в большей степени бы ориентировались на вложение доходов в новое дело и создание новых рабочих мест.

В таком потребительском аспекте выражается позиция неопределенности, эквивалентная переходу от жизни по образцу «советского аскетизма» к рыночным инновациям, где деньги выступают «мерилом успеха» и не трактуются как причина социальной несправедливости.

Неопределенное поведение проявляет себя в том, что, будучи хозяевами собственного дела, собственниками, предприниматели солидаризуются с наемными работниками. В этом есть определенный прагматизм: нежелание разделить «налоговое бремя» со средним и крупным бизнесом. Для неопределившихся характерно выступать с претензиями как представителям бизнеса, но они подчеркивают свою связь с народом, не обозначая свою принадлежность к рынку. Они стоят на позиции «напряженного труда», опасаясь обвинений в эксплуатации других. Неопределенное поведение состоит в приложении усилий для поддержания собственного дела и отречения от договорных отношений, в нежелании принять издержки, связанные с наймом работников. Ощущая себя бизнес-классом, они не характеризуют свой бизнес как наследственный, имеющий традицию, и при возможности ориентируют молодое поколение на госслужбу или работу в крупных компаниях.

Неопределенность довлеет и в том, что большинство нацелено на финансовую помощь близких и не питает надежд на действенность рыночных навыков. Руководствуясь рыночной мотивацией в открытии собственного дела, они невысоко оценивают значение информации, столь необходимой для включения механизмов спроса-предложения и для установления правил приемлемой конкуренции. Они не отходят в этой позиции от стихийности рынка, осознавая,

что во многом зависят от внешних обстоятельств, но не готовы переходить к инициативе формирования рыночного спроса.

Таким образом, в поведении неопределившихся предпринимателей организационные ценности и нормы действуют инструментально, они порвали с традициями прежнего профессионального образа жизни, уже не ощущают себя «работниками фабрики», но и не склонны демонстрировать свою самостоятельность, заявлять о себе как о представителях новых организационных структур. По существу, их поведение находится в состоянии внутренней напряженности: в качестве целей определяется «логика выживания», и в то же время определяются социальные притязания, выходящие за пределы микросреды; разделяется принцип признания роли малого бизнеса, и при этом демонстрируется дистанцирование от рыночной экономики; не приветствуется деловая кооперация, но проявляется стремление к нахождению эффективных организационных форм.

Неопределившиеся осознают необходимость преодоления аморфного состояния малого бизнеса, но с опаской и недоверием относятся к актуализации самостоятельных позиций, не будучи уверенными в возможности состязаться с представителями среднего и крупного бизнеса, как организация, имеющая свои специфические интересы. Неопределившиеся, составляющие относительное большинство в малом бизнесе, направляют свои усилия на приспособление старых формул сохранения достигнутого успеха к новым условиям. Организационные ценности и нормы влияют на неопределившихся в той степени, в каковой они эффективны в достижении заявленных целей.

Российский малый бизнес не дает убедительный образец внутриорганизационной интеграции, что является причиной избыточного адаптивного потенциала. Партикулярные цели и интересы устойчивы, но позиции акторов свидетельствуют о стремлении к универсальности поведенческих стандартов, что требует разработки и принятия иерархии организационных ценностей.

Адаптировавшиеся в рынке представители малого бизнеса сейчас переходят к протесту, вызванному стремлением доказать состоятельность и самостоятельность. Но и в этом процессе неопределенное поведение делает бизнесменов заложниками отношений с властью. Не актуализируя энергию созидания, инновации, трудно рассчитывать на адаптацию к новым условиям. Неопределенное поведение можно назвать транзитивным, но его продолжительность свидетельствует о несплоченности российского малого бизнеса и о том, что государству «выгодно», чтобы представители бизнеса не заявили о себе, как о силе, опирающейся на инновационный эффект.

Представители инновационного поведения ориентируются на цели «самостоятельности» малого бизнеса, достижение паритета в отношениях с обществом и государством. Инно-вационность расширяет возможности действовать в привычных рыночных условиях. Малый бизнес постоянно заявляет о себе и в таких инновационных сферах, как связь, наука, образование, но его доля колеблется от общего числа предприятий в пределах 0,9—1,5% [5]. Заметен спад малого бизнеса в промышленности, что связано с процессом монополизации, передела собственности в пользу крупного бизнеса и государства. Инновационное поведение малого бизнеса ориентируется на умение «выторговывать выгодные позиции» и в меньшей степени действует по схеме «приумножения собственных ресурсов».

Малый бизнес, который мог бы значительно преуспевать за счет внедрения информационных технологий, использует технологические новации преимущественно в сфере управления и не испытывает потребности в маркетинге, сбыте, расширении ассортимента предлагаемых товаров и услуг. Вероятно, данные инновации требуют кооперации, соединения в деловые альянсы, поиск новых партнеров.

Инновационное поведение ограничено в деятельности, поскольку не преодолело присваивающий синдром, не отталкивается от нейтрализации административных барьеров. В поисках оптимальной социально-экономической ниши представители малого бизнеса чаще пытаются сохранить самодостаточность, чем заключать договора со средним и крупным бизнесом в качестве субподрядных структур. Отсутствие малого бизнеса в таких перспективных направлениях, как внедрение информационных технологий и научные исследования, где их зарубежные коллеги завоевали прочную репутацию, является следствием дефицита управленческого профессионализма для работы в этих сферах и организационной культуры, призванной сохранить их самостоятельность в условиях технологической кооперации. Организационные нормы и ценности формируют способность осознать цели организации, сохранить стабильность внутриор-ганизационных отношений. Субъективной причиной отторжения инновационного поведения

может быть привлекательность деятельности в рамках «минизаводика», боязнь поступиться властью ради расширения дела и предоставления самостоятельности работникам.

Инновационное поведение ассоциируется с финансовыми возможностями без учета того, что правильно определенные базисные ценности и цели организации обеспечивают ресурс организационной устойчивости и дают возможность выйти с наименьшими издержками. Инно-ватору важнее ощущать себя реализовавшимся человеком, чем быть только благополучнее по сравнению с другими слоями населения.

По мнению представителей малого бизнеса, инновационность соответствует исключительно крупному бизнесу, а малый бизнес ориентирован на заимствования и организационной культуры, и технологий. Российский малый бизнес оценивается как неурегулированный сектор экономики, не отвечающий рыночным критериям, но создающий рабочие места и возможность заработать. Это соответствует типу активности представителей малого бизнеса, которые, пережив период адаптации, ориентированы на утверждение себя в качестве рыночных акторов. В их поведенческих установках малый бизнес выигрывает в инновационном измерении, в возможности ощущать себя хозяином, иметь свободу принятия решений, включать знания в качестве организационного ресурса. Но инновационное поведение требует формирования определенных организационных ценностей и норм. Малый бизнес не может дать значительный социальный и экономический эффект в состоянии разъединения. И инновационное поведение может зародиться в бизнес-среде только при наличии символического капитала, демонстрации успеха, в стремлении к деловой активности, репутации и вере в стабильное будущее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Россия: Трансформирующееся общество. - М., 2001. - С. 291.

2. Кто и куда стремится вести Россию? - М., 2001. - С. 294.

3. Савкин В. Придуманная среда в оценке предпринимателей // Социологические исследования. - 1999. - № 7. - С. 96.

4. Условия и факторы развития малого предпринимательства в России. - М., 2006. - С. 17.

5. Малый бизнес в России. Сборник. - СПб., 2007. - С. 132.

REFERENCES

1. Russia: transforming society. Moskva. 2001. PP. 291

2. Who and where Russia seeks to do? Moskva. 2001. PP. 294

3. Savkin V. Invented Wednesday in the evaluation of entrepreneurs. Sociological studies. 1999. № 7. P. 96.

4. Conditions and factors of development of small business in Russia. Moskva. 2006. PP. 17.

5. Small business in Russia. Collection. Sankt- Peterburg 2007. PP. 132.

Информация об авторе

Дятлов Александр Викторович, доктор социологических наук, профессор Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия avdyatlov@yandex.ru

Сажин Петр Викторович, кандидат социологических наук, доцент Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия petr.sazhin@gmail.com

Получена: 25.11.2014

Information about the author

Dyatlov Alexander Viktorovich, Doctor of Sociology Sciences, Professor, Southern Federal University,

Rostov-on-Don, Russia avdyatlov@yandex.ru

Sazhin Peter Viktorovich, Candidate of Sociology

Sciences, Associate Professor of Kuban State

University,

Krasnodar, Russia

petr.sazhin@gmail.com

Received: 25.11.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.