Научная статья на тему 'Поведенческий маркетинг как инструмент формирования эффективного имиджа вуза'

Поведенческий маркетинг как инструмент формирования эффективного имиджа вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / UNIVERSITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / EDUCATIONAL SERVICE / РЫНОК / MARKET / ИМИДЖ / IMAGE / МАРКЕТИНГ / MARKETING / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / BEHAVIORAL MARKETING / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ORGANIZATIONAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяков Иван Иванович

Статья посвящена проблеме формирования эффективного имиджа вуза как одной из составляющих конкурентоспособности на рынке образовательных услуг; показана необходимость активизации маркетинговой составляющей деятельности вузов; раскрыта значимость организационного поведения для формирования эффективного имиджа; определены сущность и роль поведенческого маркетинга в управлении организационным поведением вуза с учетом основных особенностей образовательных услуг; в заключении автор приходит к выводу, что поведенческий маркетинг способен оказать значительное влияние на формирование позитивного имиджа вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведенческий маркетинг как инструмент формирования эффективного имиджа вуза»

Литература

1. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности № 254-П.

2. Лаврушин О. И. Банковский менеджмент. Учебник. М.: Кнорус, 2016.

3. Национальное Бюро Кредитных Историй. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbki.ru/company/news/?id=20529/ (дата обращения: 02.12.2016).

4. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://Www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-09&pid=sors&sid=ITM_45484/ (дата обращения: 30.11.2016).

BEHAVIORAL MARKETING AS A TOOL OF THE EFFECTIVE IMAGE FORMATION OF THE UNIVERSITY Dyakov I.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИМИДЖА ВУЗА

Дьяков И. И.

Дьяков Иван Иванович /Dyakov Ivan — студент магистратуры, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования эффективного имиджа вуза как одной из составляющих конкурентоспособности на рынке образовательных услуг; показана необходимость активизации маркетинговой составляющей деятельности вузов; раскрыта значимость организационного поведения для формирования эффективного имиджа; определены сущность и роль поведенческого маркетинга в управлении организационным поведением вуза с учетом основных особенностей образовательных услуг; в заключении автор приходит к выводу, что поведенческий маркетинг способен оказать значительное влияние на формирование позитивного имиджа вуза.

Abstract: the article is devoted to a problem of the University effective image formation as one of the competitiveness components in the market of educational services; it shows the necessity of revitalizing marketing activity of higher education institutions; it reveals the importance of organizational behavior to developing effective image; the article also defines the nature and role of behavioral marketing management in organizational behavior of the University taking into account the main peculiarities of educational services; in conclusion the author comes to the point that behavioral marketing is able to have a significant impact on the positive image formation of the University.

Ключевые слова: вуз, образовательная услуга, рынок, имидж, маркетинг, поведенческий маркетинг, организационное поведение.

Keywords: university, educational service, market, image, marketing, behavioral marketing, organizational behavior.

Отличительной особенностью современного этапа развития системы российского образования является становление рынка образовательных услуг и формирование внутри него конкурентной среды [4].

По мнению большинства учёных, решение современных задач, стоящих перед системой образования и, в частности, перед вузами, невозможно без использования рыночных механизмов. Особая роль при этом уделяется маркетингу.

Так, например, Г. А. Резник и К. С. Андина отмечают, что «обострение конкуренции на российском рынке образовательных услуг заставляет высшие учебные заведения прилагать всё больше усилий в поиске методов и инструментов, расширяющих возможности по решению поставленных перед ними проблем. Способствует этому процессу использование инструментов маркетинга» [6, с. 2].

Как пишет О. В. Фролова, «... рыночные условия вынуждают вуз использовать весь спектр маркетинговых мер, обеспечивающих его позиционирование на рынке, ...» [9, с. 121].

Проведённые автором ранее исследования также позволили сделать вывод что «важнейшим инструментом в управлении конкурентоспособностью вуза являются маркетинговые исследования» [3, с. 22].

В то же время анализ источников [8, 10, 11] показывает, что многие вузы применяют лишь отдельные инструменты маркетинга в своей деятельности. При этом большинство вузов пытаются «примерить» классические инструменты маркетинга без учета специфики образовательной деятельности.

Как утверждает М. Е. Камнева, «в сфере образования маркетинговый подход к управлению деятельностью субъектов рынка встречается с затруднениями. Как правило, образование остаётся объектом особого внимания и поддержки государством даже в странах с развитой экономикой, что значительно уменьшает потребность в маркетинговой деятельности» [5, с. 72].

Таким образом, в настоящее время существует потребность в активизации маркетинговой составляющей деятельности вузов.

При этом всё большее значение приобретают нематериальные факторы и инструменты маркетинга, к которым относится имидж вуза.

Имидж является одним из наиболее важных маркетинговых инструментов и представляет собой собирательный образ, отражающий положительное впечатление, престиж, репутацию вуза [7, с. 60].

Формирование позитивного представления о вузе и создание эффективного имиджа служит одной из составляющих конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Проведённые исследования показывают, что в среднем около 60% участников образовательного процесса считают, что имидж учебного заведения играет основную роль при выборе вуза. При этом, чем большую значимость для субъекта имеет проблема выбора вуза, чем выше его внимание к факторам и критериям этого выбора, тем большее значение для него приобретает понятие имиджа учебного заведения [3, с. 21].

Следует отметить, что формирование эффективного имиджа вуза возможно лишь в случае предоставления качественных услуг, а наиболее значимым показателем качества образования, по мнению участников образовательного процесса, является уровень профессионально-педагогической подготовки преподавателей.

Вместе с тем формирование положительного представления потребителей о качестве образовательных услуг, предоставляемых вузом, невозможно без грамотной политики в области организационного поведения.

В современных условиях модернизации российской системы высшего образования и усилении конкуренции возникает необходимость применения маркетинговых подходов к формированию и управлению организационным поведением высших учебных заведений. При этом одним из возможных путей решения данной проблемы является использование поведенческого маркетинга.

Для выявления роли и содержания поведенческого маркетинга в деятельности образовательной организации обратимся к сущности данного термина.

И. Б. Бородин и Е. Е. Загородняя дают следующее определение: «поведенческий маркетинг в деятельности организации - это управление поведением индивидов, групп и организации в целом при их взаимодействии с субъектами рынка на основе принципов маркетинга» [1, с. 22].

По мнению Д. В. Васильцовой и Г. И. Коноплёва «поведенческий маркетинг в деятельности организации - это деятельность по управлению поведением групп, организации и индивидов, он сосредоточен на деятельности всех структурных элементов организации и удовлетворение рыночных потребностей потребителя» [2, с. 433].

Под поведенческим маркетингом также понимают «вид управленческой деятельности, направленный на формирование в организации поведения, удовлетворяющего требованиям клиентов и партнеров, на основе исследования их ожиданий и предпочтений по поводу деятельности организации» [12, с. 250].

Обобщив определения исследователей, можно выделить следующие основные признаки, отражающие сущность поведенческого маркетинга:

- формирование определенного поведения сотрудников, их групп и организации в целом;

- ориентация на потребности рынка и, в первую очередь, на потребителя;

- изучение ожиданий и предпочтений, а также поведенческих моделей всех субъектов и их групп;

- выделение в качестве целей: развитие организации и обеспечение её конкурентоспособности на рынке.

Цель и задачи поведенческого маркетинга должны соответствовать общей концепции

маркетинга образовательной организации. С учетом особенностей образовательной деятельности, в качестве основной цели поведенческого маркетинга можно выделить получение дополнительных конкурентных преимуществ.

Одной из важных задач поведенческого маркетинга, является создание организационной культуры, способствующей клиентоориентированности организации, и такой ее составляющей, как поведенческая культура [13].

В современной рыночной среде взаимодействие персонала образовательной организации с потребителями образовательных услуг рассматривается как часть образовательной услуги. Поэтому организационное поведение и становится объектом маркетинга.

В деятельности образовательного учреждения и, в частности, в управлении его персоналом поведенческий маркетинг играет особо значимую роль. Это обусловлено особенностями образовательных услуг как основного вида деятельности образовательных учреждений.

Образовательная услуга отличается большой вовлеченностью самого потребителя в процесс оказания образовательной услуги. Образовательный процесс невозможен без непосредственного и длительного взаимодействия производителя и потребителя. По сути, это процесс непосредственного общения студента с преподавателем, в ходе которого осуществляется передача определённых знаний, умений, навыков и формирование требуемых компетенций. Это предопределяет уникальность образовательных услуг, оказываемых разными вузами, и позволяет сформировать определённые конкурентные преимущества.

Однако, уникальность и соответственно преимущества услуг становятся возможными только в случае качественно более высокого уровня профессионально-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава, включая его профессиональную компетентность, коммуникабельность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие и т.п.

В решении данной проблемы, поведенческий маркетинг, являясь составной частью организационного поведения, способен оказать значительное влияние на формирование позитивного имиджа вуза как во внешней среде (потенциальные потребители образовательных услуг, их родители, работодатели, общественность и т.д.), так и во внутренней среде (студенты, преподаватели, специалисты, руководство и т.д.).

Таким образом, с точки зрения поведенческого маркетинга формирование организационного поведения вуза должно осуществляться на основе маркетинговой стратегии, ориентированной на рынок и прежде всего на потребителей этих услуг. Маркетинговые исследования при этом становятся важнейшим инструментом изучения ожиданий и предпочтений субъектов рынка образовательных услуг.

Литература

1. Бородин И. Б., Загородняя Е. Е. Поведенческий маркетинг в системе организационного поведения персонала // Кооперативный сектор экономики в инновационном развитии российского общества: теория и практика. Сборник статей по итогам научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистрантов. Волгоград, 2016. С. 18-24.

2. Васильцова Д. В., Коноплёва Г. И. Понятие поведенческого маркетинга // Международный студенческий научный вестник, 2016. № 4-4. С. 433-434.

3. Дьяков И. И., Вологин И. С., Островская И. Э. Роль маркетинговых исследований в обеспечении конкурентоспособности вуза // Карельский научный журнал, 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 19-23.

4. Жуплей И. В., Третьяк Н. А. и др. Экономика Дальневосточного региона: перспективы развития и территориально-отраслевые особенности: монография. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2013. 166 с.

5. Камнева М. Е. Анализ маркетинговой деятельности в учреждении дополнительного образования // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 14 (56). С. 72-75.

6. Резник Г. А., Андина К. С. Активизация инновационно-предпринимательской деятельности в вузах на основе интегрированного маркетинга // Мир науки, 2014. № 4. С. 15.

7. Резник Г. А., Колесникова А. С. Имидж как фактор конкурентоспособности высшего учебного заведения // Проблемы социально-экономической устойчивости региона. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2014. С. 60-65.

8. Сударкина Х. В. Маркетинг образовательных услуг вуза: особенности, возможности, перспективы // Известия ЮФУ. Технические науки, 2012. № 8 (133). С. 138-142.

9. Фролова О. В. Имидж как условие конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России, 2012. № 6. С. 121-126.

10. Фурсик С. Н. Применение маркетинга образовательных услуг как фактор совершенствования качества образования // Проблемы развития территории, 2013. № 2 (64). С. 104-112.

11. Шалыгина Н. П., Селюков М. В., Курач Е. В. О роли маркетинга в деятельности высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 6. С. 413.

12. Экономика и управление персоналом: энциклопедический словарь / под ред. С. И. Сотниковой. Новосибирск: НГУЭУ, 2012. 468 с.

13. Яковлева Л. Р. Использование поведенческого маркетинга для формирования инновационной поведенческой ориентации персонала организации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2013. № 3 (47). С. 249-254.

OUTSOURCING DECISION SUPPORT: OVERVIEW BENEFITS

AND RISKS Reshetnyak M.

АУТСОРСИНГ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ: ОБЗОР ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ Решетняк М. А.

Решетняк Максим Андреевич / Reshetnyak Maxim — студент, кафедра корпоративного управления, Институт заочного и открытого образования Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: цель данного исследования заключается в создании структурированного обзора различной литературы по аутсорсингу, которая накопилась за последние два десятилетия в рамках поддержки принятия решений. Будут описаны основные преимущества и риски внедрения аутсорсинга. Аутсорсинг стал обычным явлением в современном бизнесе. Для менеджеров, исследующих этот вопрос впервые, достаточно сложно выбрать среди многообразия существующей литературы именно ту, которая решает их проблему. Это исследование обращается к этой трудности, обеспечивая различные классификации литературы на основе множества критериев исследования.

Abstract: the purpose of this study is to provide a structured review of various literature on outsourcing, which has accumulated over the past two decades in support of decision-making. There are key benefits and implementation of outsourcing risks. Outsourcing has become commonplace in today's business. For managers, exploring this question for the first time, is quite difficult to choose among the variety of the existing literature is the one that solves their problem. This study addressed this difficulty by providing various literature classification criteria based on multiple studies.

Ключевые слова: аутсорсинг, система поддержки принятия решений, публикации. Keywords: outsourcing, system of support of decision-making, publication.

Аутсорсинг является обычной практикой среди как частных, так и общественных организаций и является основным элементом бизнес-стратегии. Пожалуй, большинство организаций в настоящее время передают на аутсорсинг некоторые функции, которые они могли бы выполнить сами. Из-за роста популярности применения аутсорсинга на практике, это стало популярной темой в литературе. Многие авторы нашли достаточно много причин такого взрывного роста популярности передачи некоторых функций на аутсорсинг. Организации могут рассчитывать на достижение разных выгод за счет успешного аутсорсинга, хотя существуют значительные риски, которые реализуются в случае неудачного внедрения аутсорсинга. Существует обилие литературы по этой теме, где многие преимущества, риски, мотиваторы, и факторы для принятия решения были представлены, хотя взаимосвязь, сходства и различия между содержанием этих исследований не были изучены.

Исследования в литературе анализируются на основе их содержимого. Цель состоит в том, чтобы классифицировать и выявить связи между исследованиями, которые не видны при исследованиях рассматриваются индивидуально. Также одной из целей здесь заключается в определении, какие темы обычно обсуждаются вместе, а также комбинации, которые редко появляются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.