УДК 159.922.8-923.2
Поведенческие особенности подростков с диагнозом сахарный диабет
В. А. Ксенофонтова
Ксенофонтова Валерия Алексеевна, младший научный сотрудник отдела инновационных технологий управления в лечении и реабилитации, НИИТОН Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского, рэусоЬду. [email protected]
Новейшие исследования в детской психологии подчеркивают роль дезадаптации человека в ситуации хронической болезни, что, в свою очередь, открывает возможность психологического подхода к диагностике, прогнозу и терапии заболеваний. Статья посвящена изучению проблемы развития самосознания в подростковый период с диагнозом сахарный диабет. В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с данным диагнозом гораздо сложнее стать субъектом социализации. Этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, с которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Основные качества, помогающие подростку выйти на новую ступень развития, это особенности самоконтроля в общении, основные коммуникативные умения, показатели межличностной зависимости, уровень эмпатии и тип восприятия им группы в сравнении со здоровыми сверстниками. Особенности поведения подростка, больного сахарным диабетом, формируются в связи с госпитализацией и невозможностью становления адекватной самоидентичности для взаимодействия с социумом, что приводит к проблеме эмансипации и инфантилизации. Поэтому на первый план выдвигается важная педагогическая проблема - подготовка молодого поколения к вхождению в мир взрослых и к решению в ближайшем будущем многих личностных, образовательных, профессиональных и иных задач. Ключевые слова: подростки, сахарный диабет, самосознание, коммуникативные способности, идентичность.
Р01: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-76-79
В современной медицинской и психологической науке отмечается интерес к хроническим эндокринным заболеваниям. Известно, что различные нозологические формы заболеваний способствуют проявлению специфических психологических изменений и поведенческих девиаций [1, 2].
Для подростков ситуация болезни имеет большое значение. В силу ряда объективных и субъективных причин детям с диагнозом сахарный диабет гораздо сложнее стать субъектами социализации [3]. Они имеют высокий риск в нарушении развития самосознания, которое, в свою очередь, проявляется в эмоциональной сфере, поведении, и как следствие, в семье и школе [4]. Затруднение в организации и контроле
собственного поведения для эффективного взаимодействия с окружающими представляют опасность для полноценного развития личности [5].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что особенности поведения подростков, больных сахарным диабетом, не являлись предметом специального изучения.
Результаты исследования помогут уточнить, расширить научно-теоретические представления о поведенческих особенностях подростков с диагнозом сахарный диабет, что может быть использовано в осуществлении психокоррекционной работы, направленной на повышение зрелости личности и формирование идентичности подростка.
Цель - выявить особенности коммуникативного поведения подростков с диагнозом сахарный диабет.
Задачи:
1) проанализировать и обобщить основные концепции и результаты психологических исследований по проблеме коммуникативного поведения подростков с диагнозом сахарный диабет на материалах отечественной и зарубежной литературы;
2) изучить и сопоставить особенности самоконтроля в общении, основных коммуникативных умений, характеристик зависимости в межличностных отношениях, уровня эмпатии условно здоровых подростков и подростков с диагнозом сахарный диабет;
3) выявить тип восприятия подростком группы, показателем которого выступает роль группы в индивидуальной деятельности подростка с диагнозом сахарный диабет.
Объект исследования - коммуникативное поведение подростков с диагнозом сахарный диабет.
Предмет исследования - социальный самоконтроль, межличностная зависимость, уровень коммуникативной компетентности и роль группы в индивидуальной деятельности подростков с диагнозом сахарный диабет.
Гипотеза. Подростки с диагнозом сахарный диабет имеют высокий интегральный показатель межличностной зависимости, постоянно находятся в состоянии поиска помощи, одобрения или успокоения наряду с тенденцией уступать другим в межличностном взаимодействии.
© Ксенофонтова В. А., 2020
Комплексное исследование проводилось среди школьников в возрасте от 11 до 13 лет на базе Государственного учреждения здравоохранения «Саратовская областная детская клиническая больница» и МОУ «Гимназия № 87» г. Саратова.
Общий объем выборки составил 109 чел. (возраст 11-13 лет), из них 56 подростков с диагнозом сахарный диабет и 53 здоровых подростка.
Методы исследования - анкетирование; психодиагностические методики:
1. Оценка отношений подростка с классом (Головей Л. А., Рыбалко О. Р. 2002 г.).
2. Тест коммуникативных умений Ми-хельсона (Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха, 2002 г.).
3. Диагностика оценки самоконтроля в общении М. Снайдера (М. Снайдер, 1974 г.).
4. Тест межличностной зависимости Р. Гир-шфильда (Р. Гиршфильд, 1977 г.).
5. Диагностика уровня эмпатии И. М. Юсупова (2002 г.).
Надежность и достоверность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются методологической и теоретической обоснованностью работы; использованием системы методов, адекватных сущности изучаемых явлений, целям и задачам исследования; эмпирической проверкой гипотез; количественным (с применением методов математической статистики) и качественным анализом эмпирического материала.
Корреляционный анализ в группе подростков, больных сахарным диабетом, показал следующее: с увеличением уровня самоконтроля в общении уменьшается стремление к автономии (г = -0,332±0,128, I = -2,594, р < 0,05) и увеличивается межличностная зависимость (г = 0,377±0,129, ( = 2,913, р < 0,05); с увеличением уровня зависимости уменьшается индивидуалистическое восприятие группы (г = -0,320±0,128, Г = -2,489,р < 0,05), при этом с увеличением межличностной зависимости увеличивается коллективистическое восприятие подростком группы (г = 0,390±0,125, t = 3,121, р < 0,05); положительная корреляция эмпатии с показателем межличностной зависимости (г = 0,314±0,129, t = 2,430, р < 0,05); положительная корреляция между коллективистическим восприятием подростком группы и факторами контроля над поведением (г = 0,306±0,129, t = 2,363,р < 0,05); с увеличением неуверенности в себе увеличиваются зависимые коммуникативные умения (г = 0,454±0,121, t = 3,750,р < 0,01).
В группе здоровых подростков получены следующие показатели: с увеличением уровня самоконтроля уменьшается показатель неуверенности в себе (г = -0,465±0,123, t = -3,751,
р < 0,01); с увеличением показателей межличностной зависимости увеличивается коллективистическое восприятие группы (г = 0,521 ± 0,119, t = 4,360, р < 0,01), уменьшается прагматическое восприятие группы у здоровых подростков (г = -0,348±0,131, t = -2,657, р < 0,05); положительная корреляция между шкалой неуверенности в себе и эмпатией (г = 0,316±0,132, t = 2,384, р < 0,05); положительная корреляция между коллективистическим восприятием подростком группы и самоконтролем (г = 0,585±0,113, t = 5,153, р < 0,01), отрицательная корреляция между фактором контроля над поведением и прагматичным восприятием (г = -0,580±0,114, t = -5,089, р < 0,01); с увеличением стремления к автономии уменьшаются компетентные коммуникативные умения (г = -0,417±0,127, t = -3,279, р < 0,01) и увеличиваются агрессивные (г = 0,581±0,113, t = 5,101,р < 0,01).
Проанализировав полученные в ходе исследования материалы, можно сделать следующие выводы:
1. Подростки с диагнозом сахарный диабет имеют высокий уровень коммуникативной компетентности, но вместе с тем испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций, обладают менее устойчивым «Я», подверженным изменениям в различных ситуациях.
2. Подростки с диагнозом сахарный диабет имеют высокий интегральный показатель межличностной зависимости, который проявляется в выраженной потребности в эмоциональной близости, поддержке со стороны родителей, и эта модель взаимоотношений с миром перекладывается на взаимодействие со сверстниками.
3. У подростков с диагнозом сахарный диабет преобладает коллективистический тип восприятия группы, при котором они стремятся всегда получать помощь, спрашивать совета при необходимости принятия самостоятельных решений, а также быстро соглашаться с мнением, которое ожидается другими. Здоровые подростки предпочитают индивидуалистический тип, где группа воспринимается как помеха в достижении своих целей.
4. Для больных подростков с повышением неуверенности в себе характерны зависимые ком -муникативные умения, тогда как для здоровых детей стремление к автономии приравнивается к самодетерминации, включая самоуправление и саморегуляцию в контексте достижения зрелости личности путем развития критического мышления и относительно устойчивого мировоззрения путем преобладания агрессивных коммуникативных умений.
5. Ситуация собственной болезни препятствует эмансипации, что инфантилизирует подростка с диагнозом сахарный диабет, создает проблемы с приобретением новых социальных ролей, что можно рассматривать частью синдрома госпитализма.
Заключение
В ситуации госпитализации дети с диагнозом сахарный диабет подвержены высокому риску в нарушении развития самосознания, которое, в свою очередь, проявляется в поведении [6]. Нарушения в организации и контроле собственного поведения представляют серьезный аспект для полноценного развития личности [7, 8].
В ходе проведенной работы мы проанализировали основные концепции по проблеме коммуникативного поведения подростков с диагнозом сахарный диабет и выявили особенности самоконтроля в общении, основных коммуникативных умениях, показателях межличностной зависимости, уровня эмпатии и типа восприятия группы больными детьми по сравнению со здоровыми.
Особенности коммуникативного поведения подростков с диагнозом сахарный диабет проявляются в трудности самовыражения, поэтому они склонны при малейших трудностях спрашивать совета и перекладывать ответственность на кого-то, по их мнению, более компетентного. В связи с этим у подростков с диагнозом сахарный диабет процесс самодетерминации не развивается, поэтому такие ее проявления, как спонтанность, креативность, критическое мышление и устойчивое мировоззрение, остаются «в тени» и не выражаются. Подросток начинает чувствовать себя незащищенным, подверженным любым воздействиям извне. Поэтому он постоянно испытывает потребность в эмоциональной близости и поддержке со стороны как взрослых, так и сверстников.
Особенности поведения подростка с диагнозом сахарный диабет формируются в связи с госпитализацией и невозможностью становления адекватной идентичности ребенка и зрелой личности для взаимодействия с социумом, что ведет к проблеме эмансипации и инфантилизации [9, 10].
Диагностика поведенческих нарушений детей с диагнозом сахарный диабет, а также
предпосылка их развития позволят своевременно оказывать психокоррекционную помощь и предотвращать развитие нарушений личности подростка [11, 12].
Список литературы
1. Власова О. Л. Клинико-психологические особенности больных с различными проявлениями метаболического синдрома : автореф. дис. ... канд. мед. наук. Смоленск, 2010. 155 c.
2. Robinson D. J., Coons M., Haensel H., Vallis M., François J. Diabetes and Mental Health // Canada Journal of Diabetes. 201В. Vol. 42, supplement 1, P. 130-141.
3. Вовненко К. Б. Диагностика эмоциональных и поведенческих проблем детей младшего школьного возраста, больных сахарным диабетом первого типа // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2009. № 4. URL: http://psyedu. ru/journal/2009/4/Vovnenko.phtml (дата обращения: 30.07.2019).
4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб. : Питер, 2005. 940 с.
5. Лифинцева А. А. Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями : дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.171 с.
6. Овсейчик О. Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук. M., 2002.14б с.
7. Новик Н. Н. Теория и практика формирования коммуникативных способностей у подростков с отклоняющимся поведением : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2012. 144 с.
В. Jaser S. S. Psycological problems in adolescents with diabetes // Adolesc Med State Art Rev. 2010. Apr. Vol. 21, № 1. P. 1ЗВ-151.
9. Анциферов М. Б., Суркова Е. В., Майоров А. Ю. Критерии качества жизни при лечении больных сахарным диабетом // Качество жизни. 2003. № 1. С. б9-71.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 200В. 400 с.
11. Валиева Д. А. Психоэмоциональные особенности пациентов с сахарным диабетом // Вестник современной клинической медицины. 2014. Т. 7. С. б9-77.
12. Martinez K., Frazer S. F., Dempster M. et al. Psychological factors associated with diabetes self-management among adolescents with Type 1 diabetes : A systematic review // J. Health Phychol. 201В. Nov. Vol. 23, № 13. P. 1749-17б5.
Образец для цитирования:
Ксенофонтова В. А. Поведенческие особенности подростков с диагнозом сахарный диабет // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 76-79. Б01: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-76-79
78 Научный отдел
Behavioral Specifics of Adolescents with Diabetes V. A. Ksenofontova
Valeriya A. Ksenofontova, https://orcid.org/0000-0001-9807-0274, Institute of Traumatology, Orthopedics and Neurosurgery, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, 148 N. G. Cherny-shevskogo St., Saratov 412002, Russia, [email protected]
The latest studies make emphasis on misadaption of people fighting chronic diseases, consequently allowing for psychology approach to diagnostics, prognosis and therapy of the disease. This article covers the issue of self-awareness development in adolescents with diabetes. This time of a child's life is characterized with entering whole new social position forming his/her conscientious attitude of the self as a member of the society. The main character traits facilitating an adolescent's entering the new development stage are the specifics of impulse control while communicating, major communication skills, indexes of interpersonal dependency, empathy level and the type of an adolescent's attitude of the group as comparted to healthy adolescents. The behavioral specifics are being developed in relation to hospitalizing and inability to form adequate self-identity to interact with the society, which leads to the problem of an adolescent's emancipation and infantilizing. Thus, an important pedagogical problem of the maturity formation in the young generation, their preparing for entering the adult world and solving numerous personality, educational, professional and other matters in the near future is being brought to the forefront.
Keywords: adolescents, diabetes mellitus, self-awareness, communication skills, identity.
References
1. Vlasova O. L. Kliniko-psihologicheskie osobennosti bolnyh s razlichnymi proyavleniyami metabolicheskogo sindroma [Clinical and Phychological Specifics of Patients with Various Manifestations of Metabolic Syndrome]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Med.). Smolensk, 2010. 155 p. (in Russian).
2. Robinson D. J., Coons M., Haensel H., Vallis M., François J. Diabetes and Mental Health. Canada Journal of Diabetes, 2018, vol. 42, supplement 1, pp. 130-141.
3. Vovnenko K. B. The diagnostic of the deviant development of primary school aged children being ill with dia-
betes mellitus. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. Ehlektronny jzhurnal [Digital Magazine Psychology Science and Education], 2009, no. 4. Available at: http:// psyedu.ru/journal/2009/4/Vovnenko.phtml (accessed 30 July 2019) (in Russian) .
4. Grace J. Craig, Baucum Don. Human development (Russ. ed.: Krajg G., Bokum D. Psihologiya razvitiya. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, 992 p.) (in Russian).
5. Lifinceva A. A. Osobennosti socialnopsihologicheskoj adaptacii k shkoledetej s hronicheskimi somaticheskimi zabolevaniyami [Specifics of Social and Psychological School Adaptation for Children with Chronic Somatic Diseases]. Diss. Cand. Sci. (Psichol.). Moscow, 2005. 171 p. (in Russian).
6. Ovsejchik O. N. Formirovanie kommunikativnojkultury starsheklassnikov vpedagogicheskoj sisteme obshcheo-brazovatelnoj shkoly [Formation of communication culture in high school students within pedagogical system of comprehensive school]. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2002. 146 p. (in Russian).
7. Novik N. N. Teoriya ipraktika formirovaniya kommuni-kativnyh sposobnostej u podrostkov s otklonyayushchim-sya povedeniem: monografiya [Theroy and Prcarice of Communication Abilities Forming in Adolescents with Deviant Behavior]. Diss. Cand. Sci. (Ped.).Kazan, 2012. 144 p. (in Russian).
8. Jaser S. S. Psychological Problems in Adolescents with Diabetes. Adolesc Med State Art Rev., 2010, Apr., vol. 21, no. 1, pp. 138-151.
9. Anciferov M. B., Surkova E. V., Majorov A. Yu. Criteria of the Quality of Life at Treating Diabetes Mellitus Patients. Kachestvo zhizni [Quality of Life], 2003, no. 1, pp. 69-71 (in Russian).
10. Bozhovich L. I. Lichnostiee formirovanie v detskom vozraste [Personality and Its Formation at Early Age]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 400 p. (in Russian).
11. Valieva D. A. Psychoemotional Features of Patients with Diabetes. Vestnik sovremennoj klinicheskoj mediciny [The Bulletin of Contemporary Clinical Medicine], 2014, vol. 7, pp. 69-77 (in Russian).
12. Martinez K., Frazer S. F., DempsterM. et al. Psychological Factors Associated with Diabetes Self-Management Among Adolescents with Type 1 Diabetes: A Systematic Review. J. HealthPhychol., 2018, Nov., vol. 23, no. 13, pp. 1749-1765.
Cite this article as:
Ksenofontova V. A. Behavioral Specifics of Adolescents with Diabetes. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2020, vol. 20, iss. 1,pp. 76-79. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-76-79