Научная статья на тему 'Потребности рынка труда как социальный фактор, влияющий на профессиональный выбор старшеклассников'

Потребности рынка труда как социальный фактор, влияющий на профессиональный выбор старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
844
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / востребованные профессии / престижные профессии / профессиональный выбор / старшеклассники / система профессиональной ориентации / labor market / profession / prestige of profession / occupational choice / senior pupils / vocational orientation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дианина Елена Вадимовна

В статье представлены результаты исследования по определению информированности старшеклассников о престижности и востребованности профессий на рынке труда в настоящее время. По результатам исследования сформулированы рекомендации общеобразовательным учреждениям г. Москвы по совершенствованию системы управления профориентацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEEDS OF THE LABOR MARKET AS A SOCIAL FACTOR INFLUENCING CAREER CHOICES OF SENIOR PUPILS

The article presents the results of a study to determine the awareness of senior pupils about the prestige and demand for professions on the labor market at the present time. The results of the study formulated recommendations to educational institutions of Moscow on the improvement of management of career guidance work.

Текст научной работы на тему «Потребности рынка труда как социальный фактор, влияющий на профессиональный выбор старшеклассников»

УДК 331.548; 316.35 Е.В. Дианина

Elena Dianina

Одним из важных социальных факторов, влияющих на профориентацию, является информированность старшеклассников о ситуации на рынке труда и адекватное прогнозирование основных тенденций его развития в перспективе. Как правило, абитуриенты и их родители склонны выбирать профессиональную сферу, не задумываясь о перспективах востребованности получаемой профессии после окончания вуза. Данному вопросу необходимо уделять большее внимание при проведении профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. Увеличение знаний о мире профессий, их содержании, требованиях, предъявляемых к разного рода профессиям, а также о динамике спроса на специалистов данного профиля, должно способствовать повышению эффективности системы социального управления профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях, и как следствие, способствовать правильному профессиональному самоопределению молодежи.

С целью определения информированности старшеклассников о ситуации на рынке труда было проведено социологическое исследование, в котором приняло участие 239 учащихся старших классов (11 класс - 128 чел., 10 класс - 111 чел.) московских школ. Возраст респондентов составил от 15 до 17 лет. Старшеклассникам предлагалось назвать самые востребованные и престижные профессии на сегодняшний день. Наиболее востребованными профессиями, по мнению учащихся, стали следующие: инженеры и архитекторы - 1 место, медицинские работники - 2 место, педагогические работники (врачи разных специальностей) - 3 место, экономисты, финансисты, банкиры, бухгалтеры разделяют 4 место, IT-специалисты (программисты) - 5 место в рейтинге. Важно отметить, что рабочие специальности, например, такие как слесарь, шахтер, плотник респонденты не считают востребованными (8 место). Следующими идут управленцы (директора, менеджеры, административные работники) - разделяют 9 место, за ними идут журналисты, лингвисты, переводчики и ученые, а также «не знают о востребованных профессиях» (10 место). Два предпоследних места в рейтинге заняли политики, аграрии, специалисты рекламы и связей с общественностью, строители, дворники, военные,

© Дианина Е.В., 2016

Социальные структуры, институты и процессы

полицейские, пожарные, летчики. На последнем месте в рейтинге оказались творческие профессии (актеры, режиссеры, дизайнеры, певцы/музыканты), логисты, продавцы, социологи и психологи.

Для более объективной оценки знания рынка труда проведено сравнение полученных данных с результатами других социологических исследований. Так, по данным портала career.ru, максимальное количество вакансий в мае 2016 г. наблюдалось в сфере «Продажи» (37 %). Второе место заняла ИТ-сфера (16 %), третье - «Начало карьеры, студенты» (13 %). На четвертой строчке - «Маркетинг, реклама, PR» с долей 9,2 %, на пятом месте - строительная сфера (8,6 %). Меньше всего вакансий размещалось в сферах «Госслужба, НКО», «Добыча сырья» и «Домашний персонал» - совокупно не более 1,5 % всех вакансий в мае 2016 г. [2].

По данным информационного портала «Пропроф.ру» в России на первом месте стоит отрасль продаж, второе место занимает промышленность, третье место - информационные технологии [3]. Среди технических профессий наиболее востребованными являются программисты, это объясняется стремительным развитием информационных технологий. Второе и третье место занимают профессии инженера-проектировщика и инженера-конструктора. Среди творческих профессий востребованными являются редактор, веб-дизайнер, контент-менеджер, журналист, копирайтер, корректор. На данные профессии наблюдается высокая конкуренция, так в среднем на одну вакансию претендуют 13 человек [3]. По прогнозам того же источника, наиболее востребованными профессиями в 2015-2020 гг. по-прежнему останутся: 1Т-специалисты (программисты, специалисты по администрированию баз данных или серверного оборудования, веб-дизайнеры); инженеры; специалисты в сфере маркетинга; представители социальных профессий (педагоги, врачи); переводчики; медики; специалисты по кадрам; психологи; специалисты в сфере торговли и услуг; педагоги; рабочие профессии (каменщик, слесарь, сварщик, токарь и т.д.); электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; монтажники; технологи (особенно в сфере химической и пищевой промышленности); операторы для работы с различным промышленным оборудованием (например, бурильщики или машинисты) [4].

Таким образом, мнения старшеклассников сильно расходится с официальными данными о востребованных профессиях. Учащиеся недостаточно осведомлены о востребованных на сегодняшний день профессиях. Так, по данным экспертов, к наиболее востребованным профессиям относятся: продавцы, специалисты в строительной сфере, в области маркетинга (в том числе реклама и связи с общественностью), журналисты, редакторы, которые, по мнению, учащихся, оказались невостребованными. Этот факт можно интерпретировать как устоявшееся общественное мнение о востребованных профессиях, формируемое посредством СМИ.

По критерию престижности профессии, первые пять мест в рейтинге, с точки зрения старшеклассников, занимают: юристы (адвокаты, судьи, нотариусы) (12 %), врачи (11 %), инженеры, архитекторы, политики (по 10 %), экономисты, финансисты, банкиры, управленцы (по 9 %). 7-е место разделяют между собой педагоги (учителя) и представители творческих профессий (актеры, режиссеры, дизайнеры, музыканты и певцы). 1Т-специалисты по критерию престижности занимают лишь 8-ое место. Далее следуют военные и журналисты, лингвисты, переводчики (по 4 %). Непрестижными профессиями на сегодняшний день, по мнению учащихся, являются: спортсмены (тренеры), предприниматели, социологи и психологи (по 2 %), специалисты в рекламе и связях с общественностью (маркетологи), технические специальности (слесари, сантехники, кузнецы, шахтеры), дворники, аграрии (по 1 %).

Представляет интерес сравнение объективных требований рынка труда с представлениями россиян о востребованных и доходных профессиях, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2012 г. Результаты опроса показали, что почти четверть россиян считают востребованной профессию врача (24 %), реже - юриста (14 %) и экономиста, финансиста (по 11 %).

Важно отметить, что профессии, в которых рынок труда действительно нуждается в настоящее время, - инженер (8 %) по мнению россиян не являются доходными и престижными. Наиболее высокооплачиваемыми профессиями признаются следующие профессии: юриста (17 %), профессии, связанные с предпринимательской и банковской деятельностью (по 14 %). Далее следуют экономисты (10 %), государственные служащие, нефтяники (по 8 %), врачи (6 %), военнослужащие, руководители, менеджеры (по 5 %), работники сферы услуг (4 %) и др. В десятку самых престижных профессий, по мнению россиян, входят юристы (23 %), экономисты (15 %), врачи (12 %), банкиры (9 %), государственные служащие, менеджеры (по 6 %), предприниматели, ГГ-специалисты (программисты), нефтяники (по 5 %). Следует отметить, что такие профессии как учитель, инженер, рабочие профессии (по 4 %), строитель, руководитель, директор (по 3 %), переводчик, психолог (0 %) оказались не престижными [1].

Таким образом, после анализа мнения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений г. Москвы и данных других социологических исследований о престижности и востребованности профессий выявлено явное противоречие с реально сложившейся ситуацией на рынке труда. Результаты исследования показывают, что общество испытывает дефицит в таких профессиях как: учитель, инженер, рабочие профессии, строитель, 1Т-специалисты, переводчик, психолог, однако данные профессии, по мнению респондентов, не являются востребованными и доходными, что негативным образом сказывается на социально-экономической ситуации в стране в целом и негативно отражается на профессиональном самоопределении молодежи. По данным многочисленных исследований, именно родители оказывают значительное влияние на детей при выборе профессионального пути, а низкий уровень информированности родителей о ситуации на рынке труда и перспективах его развития приводит к неправильному выбору профессионального пути школьников.

В качестве рекомендаций общеобразовательным учреждениям можно предложить выстраивать работу по профориентации совместно со службами занятости, а также проводить мониторинг системы профессиональной ориентации с учетом потребностей рынка труда. Результаты мониторинга должны использоваться для разработки стратегических и оперативных программ в области управления профориентацией старшеклассников и повышения ее эффективности.

Библиографический список

1. Исследование ВЦИОМ: Рейтинг престижных и доходных профессий среди россиян в 2012 году. [Электронный ресурс] / Центр гуманитарных технологий. - 01.10.2012. - Режим доступа : http://gtmarket.ru/ news/2012/10/01/5014 (дата обращения : 18.05.2016).

2. Рынок труда Москвы в цифрах: основные итоги мая 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://career.ru/article/18836 (дата обращения : 20.06.2016).

3. Самые востребованные отрасли [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.proprof.ru/stati/ careera/vybor-professii/statistika-i-reytingi/vostrebovannye-professii-2020-spisok (дата обращения : 20.05.2016).

4. Список востребованных профессий в России 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/statistika-i-reytingi/vostrebovannye-professii-2020-spisok (дата обращения : 25.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.