УДК 331.548; 316.35 Е.В. Дианина
Elena Dianina
Одним из важных социальных факторов, влияющих на профориентацию, является информированность старшеклассников о ситуации на рынке труда и адекватное прогнозирование основных тенденций его развития в перспективе. Как правило, абитуриенты и их родители склонны выбирать профессиональную сферу, не задумываясь о перспективах востребованности получаемой профессии после окончания вуза. Данному вопросу необходимо уделять большее внимание при проведении профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. Увеличение знаний о мире профессий, их содержании, требованиях, предъявляемых к разного рода профессиям, а также о динамике спроса на специалистов данного профиля, должно способствовать повышению эффективности системы социального управления профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях, и как следствие, способствовать правильному профессиональному самоопределению молодежи.
С целью определения информированности старшеклассников о ситуации на рынке труда было проведено социологическое исследование, в котором приняло участие 239 учащихся старших классов (11 класс - 128 чел., 10 класс - 111 чел.) московских школ. Возраст респондентов составил от 15 до 17 лет. Старшеклассникам предлагалось назвать самые востребованные и престижные профессии на сегодняшний день. Наиболее востребованными профессиями, по мнению учащихся, стали следующие: инженеры и архитекторы - 1 место, медицинские работники - 2 место, педагогические работники (врачи разных специальностей) - 3 место, экономисты, финансисты, банкиры, бухгалтеры разделяют 4 место, IT-специалисты (программисты) - 5 место в рейтинге. Важно отметить, что рабочие специальности, например, такие как слесарь, шахтер, плотник респонденты не считают востребованными (8 место). Следующими идут управленцы (директора, менеджеры, административные работники) - разделяют 9 место, за ними идут журналисты, лингвисты, переводчики и ученые, а также «не знают о востребованных профессиях» (10 место). Два предпоследних места в рейтинге заняли политики, аграрии, специалисты рекламы и связей с общественностью, строители, дворники, военные,
© Дианина Е.В., 2016
Социальные структуры, институты и процессы
полицейские, пожарные, летчики. На последнем месте в рейтинге оказались творческие профессии (актеры, режиссеры, дизайнеры, певцы/музыканты), логисты, продавцы, социологи и психологи.
Для более объективной оценки знания рынка труда проведено сравнение полученных данных с результатами других социологических исследований. Так, по данным портала career.ru, максимальное количество вакансий в мае 2016 г. наблюдалось в сфере «Продажи» (37 %). Второе место заняла ИТ-сфера (16 %), третье - «Начало карьеры, студенты» (13 %). На четвертой строчке - «Маркетинг, реклама, PR» с долей 9,2 %, на пятом месте - строительная сфера (8,6 %). Меньше всего вакансий размещалось в сферах «Госслужба, НКО», «Добыча сырья» и «Домашний персонал» - совокупно не более 1,5 % всех вакансий в мае 2016 г. [2].
По данным информационного портала «Пропроф.ру» в России на первом месте стоит отрасль продаж, второе место занимает промышленность, третье место - информационные технологии [3]. Среди технических профессий наиболее востребованными являются программисты, это объясняется стремительным развитием информационных технологий. Второе и третье место занимают профессии инженера-проектировщика и инженера-конструктора. Среди творческих профессий востребованными являются редактор, веб-дизайнер, контент-менеджер, журналист, копирайтер, корректор. На данные профессии наблюдается высокая конкуренция, так в среднем на одну вакансию претендуют 13 человек [3]. По прогнозам того же источника, наиболее востребованными профессиями в 2015-2020 гг. по-прежнему останутся: 1Т-специалисты (программисты, специалисты по администрированию баз данных или серверного оборудования, веб-дизайнеры); инженеры; специалисты в сфере маркетинга; представители социальных профессий (педагоги, врачи); переводчики; медики; специалисты по кадрам; психологи; специалисты в сфере торговли и услуг; педагоги; рабочие профессии (каменщик, слесарь, сварщик, токарь и т.д.); электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; монтажники; технологи (особенно в сфере химической и пищевой промышленности); операторы для работы с различным промышленным оборудованием (например, бурильщики или машинисты) [4].
Таким образом, мнения старшеклассников сильно расходится с официальными данными о востребованных профессиях. Учащиеся недостаточно осведомлены о востребованных на сегодняшний день профессиях. Так, по данным экспертов, к наиболее востребованным профессиям относятся: продавцы, специалисты в строительной сфере, в области маркетинга (в том числе реклама и связи с общественностью), журналисты, редакторы, которые, по мнению, учащихся, оказались невостребованными. Этот факт можно интерпретировать как устоявшееся общественное мнение о востребованных профессиях, формируемое посредством СМИ.
По критерию престижности профессии, первые пять мест в рейтинге, с точки зрения старшеклассников, занимают: юристы (адвокаты, судьи, нотариусы) (12 %), врачи (11 %), инженеры, архитекторы, политики (по 10 %), экономисты, финансисты, банкиры, управленцы (по 9 %). 7-е место разделяют между собой педагоги (учителя) и представители творческих профессий (актеры, режиссеры, дизайнеры, музыканты и певцы). 1Т-специалисты по критерию престижности занимают лишь 8-ое место. Далее следуют военные и журналисты, лингвисты, переводчики (по 4 %). Непрестижными профессиями на сегодняшний день, по мнению учащихся, являются: спортсмены (тренеры), предприниматели, социологи и психологи (по 2 %), специалисты в рекламе и связях с общественностью (маркетологи), технические специальности (слесари, сантехники, кузнецы, шахтеры), дворники, аграрии (по 1 %).
Представляет интерес сравнение объективных требований рынка труда с представлениями россиян о востребованных и доходных профессиях, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2012 г. Результаты опроса показали, что почти четверть россиян считают востребованной профессию врача (24 %), реже - юриста (14 %) и экономиста, финансиста (по 11 %).
Важно отметить, что профессии, в которых рынок труда действительно нуждается в настоящее время, - инженер (8 %) по мнению россиян не являются доходными и престижными. Наиболее высокооплачиваемыми профессиями признаются следующие профессии: юриста (17 %), профессии, связанные с предпринимательской и банковской деятельностью (по 14 %). Далее следуют экономисты (10 %), государственные служащие, нефтяники (по 8 %), врачи (6 %), военнослужащие, руководители, менеджеры (по 5 %), работники сферы услуг (4 %) и др. В десятку самых престижных профессий, по мнению россиян, входят юристы (23 %), экономисты (15 %), врачи (12 %), банкиры (9 %), государственные служащие, менеджеры (по 6 %), предприниматели, ГГ-специалисты (программисты), нефтяники (по 5 %). Следует отметить, что такие профессии как учитель, инженер, рабочие профессии (по 4 %), строитель, руководитель, директор (по 3 %), переводчик, психолог (0 %) оказались не престижными [1].
Таким образом, после анализа мнения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений г. Москвы и данных других социологических исследований о престижности и востребованности профессий выявлено явное противоречие с реально сложившейся ситуацией на рынке труда. Результаты исследования показывают, что общество испытывает дефицит в таких профессиях как: учитель, инженер, рабочие профессии, строитель, 1Т-специалисты, переводчик, психолог, однако данные профессии, по мнению респондентов, не являются востребованными и доходными, что негативным образом сказывается на социально-экономической ситуации в стране в целом и негативно отражается на профессиональном самоопределении молодежи. По данным многочисленных исследований, именно родители оказывают значительное влияние на детей при выборе профессионального пути, а низкий уровень информированности родителей о ситуации на рынке труда и перспективах его развития приводит к неправильному выбору профессионального пути школьников.
В качестве рекомендаций общеобразовательным учреждениям можно предложить выстраивать работу по профориентации совместно со службами занятости, а также проводить мониторинг системы профессиональной ориентации с учетом потребностей рынка труда. Результаты мониторинга должны использоваться для разработки стратегических и оперативных программ в области управления профориентацией старшеклассников и повышения ее эффективности.
Библиографический список
1. Исследование ВЦИОМ: Рейтинг престижных и доходных профессий среди россиян в 2012 году. [Электронный ресурс] / Центр гуманитарных технологий. - 01.10.2012. - Режим доступа : http://gtmarket.ru/ news/2012/10/01/5014 (дата обращения : 18.05.2016).
2. Рынок труда Москвы в цифрах: основные итоги мая 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://career.ru/article/18836 (дата обращения : 20.06.2016).
3. Самые востребованные отрасли [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.proprof.ru/stati/ careera/vybor-professii/statistika-i-reytingi/vostrebovannye-professii-2020-spisok (дата обращения : 20.05.2016).
4. Список востребованных профессий в России 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/statistika-i-reytingi/vostrebovannye-professii-2020-spisok (дата обращения : 25.12.2015).