3. Мкртчян Г. М. Стратификация молодёжи в сферах образования, занятости и потребления // Социологические исследования - 2005. - №2. -С. 104-113.
4. Посухова О. Ю. Эксклюзивность каналов социальной мобильности в условиях неравенства в российском обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 127-133.
5. Тихонова Н. Е. Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность. - 2004. - №4. - С. 24-35.
Ушкова Юлия Валерьевна, аспирантка кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета. Научный руководитель - заведующая кафедрой «Политология, социология и связи с общественностью», доктор социологических наук, профессор Шиняева Ольга Викторовна.
Поступила 08.12.2016 г.
УДК 316.344.6
О. В. ШИНЯЕВА, Т. В. КЛЮЕВА
ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ЁМКОСТЬ РЫНКА ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ1
Анализируются жилищные потребности городского населения и изменение ёмкости рынка жилищного строительства в регионе. На основе результатов авторского исследования установлена тесная взаимосвязь решения жилищной проблемы с повышением качества жизни, а также с показателями идентификации жителей со своей территорией, уверенностью в будущем, самостоятельностью.
Ключевые слова: жилищные потребности, ёмкость рынка жилья, потребности в улучшении жилья, качество жизни.
Исходя из особенностей социально-экономической ситуации в Ульяновской области, нами сформулирована следующая проблема: с одной стороны, в регионе активно развивается строительная отрасль, ведётся строительство жилья в разных районах; с другой стороны, нестабильность доходов населения препятствует продвижению услуг строительства жилья на региональном рынке. Цель статьи: определить ёмкость услуг и перспективные сегменты потребителей на рынке жилья г. Ульяновска. Цель реализована на материалах авторского исследования, в котором использованы разные методы: 1) анкетный опрос городских семей
1Статья подготовлена в рамках реализации гранта РГНФ 16-13-73601 - «Доступность жилья как идентификатор качества жизни в регионе»
© Шиняева О. В., Клюева Т. В., 2016
«Спрос населения Ульяновска в приобретении жилья»; выборка поселенческая, квотная по районам; объём выборки - 1150 семей (погрешность - не более 3%); 2) данные Федеральной службы государственной статистики в изданиях «Регионы России. Социально-экономические показатели», «Социальное положение и уровень жизни населения России» (2014-2015 гг.).
По уровню жизни обследованные семьи Ульяновска разделились на три сегмента: 1) низкодоходные - 35% (бедные и малообеспеченные); 2) базовые - 36% (доход на члена семьи - на уровне базовых потребностей или 2-2,5 прожиточных минимума); 3) обеспеченные - 29% (средний класс и выше среднего). Сравнение с результатами исследования по Ульяновску в 2012 г. показывает, что в результате кризиса уровень жизни городских
семей снизился, но в целом он сохраняется в среднероссийских тенденциях - за исключением обеспеченного сегмента (таблица 1).
Анализ статистических данных и результатов
опроса показал, что среднедушевой доход в
Уровень жизни городских семей: сравнительный анализ (в %)
Таблица 1
* Источник: результаты всероссийского опроса Фонда общественного мнения «Уровень жизни и жилищные условия россиян» (октябрь 2015 г.)
Показатели Ульяновск Ульяновск РФ*
2016 г. 2012 г. 2014г.
Низкодоходные (бедные, малообеспеченные) 35 27 33
Базовые 36 38 30
Обеспеченные (средний класс, выше среднего) 29 35 37
ульяновских семьях ниже, чем в ряде соседних регионов. Однако ульяновские семьи активнее в финансовом поведении, чем ближайшие соседи: источники доходов более дифференцированы. В Ульяновске в более благоприятном тренде находится показатель «доля семей, имеющих возможность приобрести жильё»: 35-36% семей города потенциально могут приобрести стандартное жильё; среднестатистический показатель по России составляет 28%. Индекс доступности жилья, выраженный в обозначенной доле семей, совпал в социологическом и статистическом исчислении.
Обеспеченность жильём меняется как в количественных, так и качественных характеристиках. Большинство семей Ульяновска (92%) обеспечено своим жильём; оставшиеся 8% семей живут в общежитии или снимают жильё (соответственно 2 и 6%). Сравнение с показателями 2008 г. свидетельствует, что увеличилась доля городских семей, проживающих в частных домах и коттеджах (с 6 до 12%); доля живущих в коммунальных квартирах, общежитиях и снимающих жильё осталась примерно на том же уровне.
Жилищные условия городских семей очень дифференцированы:
- 12% семей живут в отдельном доме (коттедже) или части дома; чаще это состоятельные семьи (31%) и бедные (19%), что говорит о разном качестве частных застроек;
- 75% семей проживают в отдельной квартире, чаще жилой фонд горожан представлен квартирами стандартных серий - 75-й и 90-й (37%) или «хрущёвками» (27%). Чем ниже уровень жизни семей, тем чаще они проживают в старом и устаревшем фонде квартир (82% бедных и малообеспеченных семей); около двух третей состоятельных семей проживают в домах и квартирах индивидуальной или улучшенной
застройки;
- 13% семей областного центра проживают в отдельных комнатах, общежитиях или снимают жильё; эти семьи следует отнести к группе риска на рынке недвижимости. В группу чаще попадают семьи, состоящие из молодых людей (36%), пенсионеров (16%), а также семьи с душевым доходом на уровне прожиточного минимума, или «бедные» (20%).
Удовлетворённость жилищными условиями является важным фактором формирования ориентаций и поведения на рынке недвижимости. Среди ульяновских семей уровень удовлетворённости жильём - ниже среднего: индекс удовлетворённости = 0,3; при максимальном значении 1.
Все опрошенные семьи мы разделили по критерию «удовлетворённость» на следующие группы: а) «удовлетворённые полностью» - 18% (чаще взрослые и состоятельные семьи); б) «удовлетворённые частично» - 55% (родители с детьми дошкольного и школьного возраста, пенсионеры); в) «неудовлетворённые»
- 27% (молодые люди, многопоколенные семьи, бедные и малообеспеченные семьи).
Причины неудовлетворённости жилищными условиями различны; мы сгруппировали их в следующие блоки.
I блок - эколого-географические причины. Самый весомый блок причин неудовлетворённости, их разделяют 61% семей. К ним относятся: неудовлетворённость местом проживания
- 15% (районом, микрорайоном), экологией ближайшей зоны - 17%, благоустройством двора
- 29%. К экологии больше претензий у семей со средним достатком и состоятельных; к благоустройству дворов - у родителей с детьми и пенсионеров.
II блок - социально-функциональные причины: неудовлетворённость типом здания, состоя-
нием дома (изношенность, ветхость), оборудованностью (отопление, работа лифта, водоснабжение). В целом данные претензии высказали 43% ульяновских семей; особенно остро стоят проблемы ветхости и изношенности домов, в которых проживают бедные и малообеспеченные семьи. Ульяновск внесён в список населённых пунктов, осуществляющих ремонт ветхого жилья с большим отставанием.
III блок - функциональные причины: неудовлётворенность размером площади - 30% (особенно - молодые семьи, родители с детьми, многопоколенные семьи); количеством проживающих людей (чаще - большие, многопоколенные семьи).
Таблица 2 Сравнительный анализ уровня удовлетворенности жилищными условиями семей Ульяновска и РФ
(в % от числа опрошенных; п = 1150 и 1 500)
Удовлетворённость Ульяновск РФ
Удовлетворены полностью 18 34
Удовлетворены частично 55 41
Не удовлетворены 27 25
Источник российских данных: Опрос Фонда общественного мнения по репрезентативной всероссийской выборке в 43 регионах РФ, в т. ч. в Ульяновской области (декабрь 2015 г.)
Анализ причин неудовлетворённости жилищными условиями свидетельствует о том, что у жителей областного центра есть свои претензии к состоянию жилого фонда, как количественные, так и качественные. Уровень неудовлетворённости благоустройством территории, энерго- и водообеспечением, доступностью объектов социального назначения способствовал тому, что в регионе выше уровень критических настроений в изучаемой сфере, чем в среднем по России (таблица 2).
Реальный уровень ёмкости рынка жилищных услуг определяется желанием самих семей осуществить в ближайшее время действия, связанные с покупкой жилой площади. Наш опрос показал, что для Ульяновска ёмкость рынка жилищного строительства составляет 23% (+2,5%). Практически четверть городских семей планирует в ближайшее время (3-5 лет) приобрести новое жильё. Более высокую активность на рынке недвижимости демонстрируют: семьи, состоящие из молодых людей, — 37% от общей доли этих семей планируют купить новое жильё; семьи из среднедоходной страты: треть
(33%) от общей доли таких семей в регионе планирует в ближайшее время совершить действия на рынке недвижимости, направленные, прежде всего, на приобретение отдельного жилья или расширение площади; состоятельные семьи: каждая третья семья, имеющая среднедушевой доход 30 тысяч рублей в месяц и выше, планирует в ближайшее время купить жилую площадь с целью расширения общей площади, приобретения второго жилья или вложения средств в недвижимость.
Дифференциация потребностей населения и их соотнесение с возможностями показывает, что в каждом регионе складывается особенная ситуация с предпочтениями на рынке недвижимости. Исследование жилищных предпочтений московских семей показало, что, несмотря на достаточно высокий уровень жизни в регионе, не хватает социального жилья и недвижимости «эконом-класса» [2, с. 74]. Мониторинг жилищных условий и потребностей населения Кировской области выявил закономерности их изменения в межпоколен-ческом контексте: между родственниками портятся отношения из-за наследования жилья и нежелания представителей старшего поколения составлять завещания; родители оценивают жилищные условия детей как «худшие по качеству», это объясняется миграцией молодого поколения из села в город, из малых городов в крупные города и мегаполисы [3, с. 110—111]. Миграция детей не даёт родителям возможности «конвертировать свою жилищную собственность в равнозначную, чтобы помочь детям в решении жилищного вопроса или чтобы жить к ним поближе. В наиболее выгодном положении оказываются те, чьё старшее поколение живёт в крупных городах» [1, с. 282].
Ульяновская область занимает срединное положение в рейтинге регионов по показателям социально-экономического развития. Многие тенденции, выявленные в нашем исследовании, с небольшими отклонениями проявляются в других российских территориях. Анализ эмпирических данных позволяет констатировать: без решения жилищной проблемы в разных группах и слоях населения нельзя поднять качество жизни, а именно - усилить идентификацию жителей со своей территорией, чувство защищённости от бедности и произвола чиновников, уверенность в будущем и предприимчивость. К таким явлениям относится поведение молодёжи на рынке недвижимости.
Соотношение оценок молодых людей, связанных с жилищными условиями и успехами в жизни, свидетельствует о наличии корреляций: неудовлетворённые собственным или родительским жильём молодые люди менее успешны в жизни; напротив, полная удовлетворённость жилищными условиями более тесно коррелирует с признанием социальной успешности.
В рамках опроса ульяновцам было предложено выбрать условия, которые могли бы способствовать повышению доступности жилья. Полученные ответы показали, что определяющим фактором выступает приемлемость цен на жильё (70%). Молодые семьи, помимо приемлемости цены, отмечают доступность получения кредита и приемлемость процентной ставки. Обеспеченные семьи ориентированы на стоимость качественного жилья (71%), лишь 4% выделяют важность фактора доступности кредита. Семьи, имеющие опыт приобретения жилья, считают, что только приемлемость цены на жильё (75%), доступность кредита (40%) могут значительно повлиять на повышение доступности жилья.
Итак, рынок недвижимости является одним из наиболее динамично развивающихся и несёт особую социальную нагрузку. Сегментационный анализ активности опрошенных семей на рынке недвижимости показал, что в большинстве сегментов населения уровень интереса к покупке жилья не опускается ниже четвёртой части. Исключение составляют семьи, состоящие из людей пенсионного возраста.
Обеспеченность жильём и его доступность для населения напрямую влияют на качество жизни, поскольку приобретение жилья открывает перспективы для новых планов.
Удовлетворение потребностей населения в жилище является важнейшим элементом социальной политики, оказывающим влияние на демографическое и социально-экономическое развитие региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурдяк А. Я. Обеспеченность жильём в постсоветской России: неравенство и проблема поколений // Журнал исследований социальной политики. - 2015. - Т. 13, №2. - С. 273-288.
2. Недумов Д.Р. Качество жилья как показатель социального статуса москвича // Научные записки молодых исследователей. -2015. - №2. - С. 71-75.
3. Старикова М. М. Жилищный вопрос в межпоколенном контракте // Мониторинг общественного мнения. - 2015. - №6. - С. 108-117.
Шиняева Ольга Викторовна, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета Клюева Татьяна Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета.
Поступила 08.12.2016 г.