Научная статья на тему 'Потребности населения и ёмкость рынка жилищного строительства в регионе'

Потребности населения и ёмкость рынка жилищного строительства в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
288
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЁМКОСТЬ РЫНКА ЖИЛЬЯ / ПОТРЕБНОСТИ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛЬЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шиняева Ольга Викторовна, Клюева Татьяна Валерьевна

Анализируются жилищные потребности городского населения и изменение ёмкости рынка жилищного строительства в регионе. На основе результатов авторского исследования установлена тесная взаимосвязь решения жилищной проблемы с повышением качества жизни, а также с показателями идентификации жителей со своей территорией, самостоятельностью. уверенностью в будущем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребности населения и ёмкость рынка жилищного строительства в регионе»

3. Мкртчян Г. М. Стратификация молодёжи в сферах образования, занятости и потребления // Социологические исследования - 2005. - №2. -С. 104-113.

4. Посухова О. Ю. Эксклюзивность каналов социальной мобильности в условиях неравенства в российском обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 127-133.

5. Тихонова Н. Е. Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность. - 2004. - №4. - С. 24-35.

Ушкова Юлия Валерьевна, аспирантка кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета. Научный руководитель - заведующая кафедрой «Политология, социология и связи с общественностью», доктор социологических наук, профессор Шиняева Ольга Викторовна.

Поступила 08.12.2016 г.

УДК 316.344.6

О. В. ШИНЯЕВА, Т. В. КЛЮЕВА

ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ЁМКОСТЬ РЫНКА ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ1

Анализируются жилищные потребности городского населения и изменение ёмкости рынка жилищного строительства в регионе. На основе результатов авторского исследования установлена тесная взаимосвязь решения жилищной проблемы с повышением качества жизни, а также с показателями идентификации жителей со своей территорией, уверенностью в будущем, самостоятельностью.

Ключевые слова: жилищные потребности, ёмкость рынка жилья, потребности в улучшении жилья, качество жизни.

Исходя из особенностей социально-экономической ситуации в Ульяновской области, нами сформулирована следующая проблема: с одной стороны, в регионе активно развивается строительная отрасль, ведётся строительство жилья в разных районах; с другой стороны, нестабильность доходов населения препятствует продвижению услуг строительства жилья на региональном рынке. Цель статьи: определить ёмкость услуг и перспективные сегменты потребителей на рынке жилья г. Ульяновска. Цель реализована на материалах авторского исследования, в котором использованы разные методы: 1) анкетный опрос городских семей

1Статья подготовлена в рамках реализации гранта РГНФ 16-13-73601 - «Доступность жилья как идентификатор качества жизни в регионе»

© Шиняева О. В., Клюева Т. В., 2016

«Спрос населения Ульяновска в приобретении жилья»; выборка поселенческая, квотная по районам; объём выборки - 1150 семей (погрешность - не более 3%); 2) данные Федеральной службы государственной статистики в изданиях «Регионы России. Социально-экономические показатели», «Социальное положение и уровень жизни населения России» (2014-2015 гг.).

По уровню жизни обследованные семьи Ульяновска разделились на три сегмента: 1) низкодоходные - 35% (бедные и малообеспеченные); 2) базовые - 36% (доход на члена семьи - на уровне базовых потребностей или 2-2,5 прожиточных минимума); 3) обеспеченные - 29% (средний класс и выше среднего). Сравнение с результатами исследования по Ульяновску в 2012 г. показывает, что в результате кризиса уровень жизни городских

семей снизился, но в целом он сохраняется в среднероссийских тенденциях - за исключением обеспеченного сегмента (таблица 1).

Анализ статистических данных и результатов

опроса показал, что среднедушевой доход в

Уровень жизни городских семей: сравнительный анализ (в %)

Таблица 1

* Источник: результаты всероссийского опроса Фонда общественного мнения «Уровень жизни и жилищные условия россиян» (октябрь 2015 г.)

Показатели Ульяновск Ульяновск РФ*

2016 г. 2012 г. 2014г.

Низкодоходные (бедные, малообеспеченные) 35 27 33

Базовые 36 38 30

Обеспеченные (средний класс, выше среднего) 29 35 37

ульяновских семьях ниже, чем в ряде соседних регионов. Однако ульяновские семьи активнее в финансовом поведении, чем ближайшие соседи: источники доходов более дифференцированы. В Ульяновске в более благоприятном тренде находится показатель «доля семей, имеющих возможность приобрести жильё»: 35-36% семей города потенциально могут приобрести стандартное жильё; среднестатистический показатель по России составляет 28%. Индекс доступности жилья, выраженный в обозначенной доле семей, совпал в социологическом и статистическом исчислении.

Обеспеченность жильём меняется как в количественных, так и качественных характеристиках. Большинство семей Ульяновска (92%) обеспечено своим жильём; оставшиеся 8% семей живут в общежитии или снимают жильё (соответственно 2 и 6%). Сравнение с показателями 2008 г. свидетельствует, что увеличилась доля городских семей, проживающих в частных домах и коттеджах (с 6 до 12%); доля живущих в коммунальных квартирах, общежитиях и снимающих жильё осталась примерно на том же уровне.

Жилищные условия городских семей очень дифференцированы:

- 12% семей живут в отдельном доме (коттедже) или части дома; чаще это состоятельные семьи (31%) и бедные (19%), что говорит о разном качестве частных застроек;

- 75% семей проживают в отдельной квартире, чаще жилой фонд горожан представлен квартирами стандартных серий - 75-й и 90-й (37%) или «хрущёвками» (27%). Чем ниже уровень жизни семей, тем чаще они проживают в старом и устаревшем фонде квартир (82% бедных и малообеспеченных семей); около двух третей состоятельных семей проживают в домах и квартирах индивидуальной или улучшенной

застройки;

- 13% семей областного центра проживают в отдельных комнатах, общежитиях или снимают жильё; эти семьи следует отнести к группе риска на рынке недвижимости. В группу чаще попадают семьи, состоящие из молодых людей (36%), пенсионеров (16%), а также семьи с душевым доходом на уровне прожиточного минимума, или «бедные» (20%).

Удовлетворённость жилищными условиями является важным фактором формирования ориентаций и поведения на рынке недвижимости. Среди ульяновских семей уровень удовлетворённости жильём - ниже среднего: индекс удовлетворённости = 0,3; при максимальном значении 1.

Все опрошенные семьи мы разделили по критерию «удовлетворённость» на следующие группы: а) «удовлетворённые полностью» - 18% (чаще взрослые и состоятельные семьи); б) «удовлетворённые частично» - 55% (родители с детьми дошкольного и школьного возраста, пенсионеры); в) «неудовлетворённые»

- 27% (молодые люди, многопоколенные семьи, бедные и малообеспеченные семьи).

Причины неудовлетворённости жилищными условиями различны; мы сгруппировали их в следующие блоки.

I блок - эколого-географические причины. Самый весомый блок причин неудовлетворённости, их разделяют 61% семей. К ним относятся: неудовлетворённость местом проживания

- 15% (районом, микрорайоном), экологией ближайшей зоны - 17%, благоустройством двора

- 29%. К экологии больше претензий у семей со средним достатком и состоятельных; к благоустройству дворов - у родителей с детьми и пенсионеров.

II блок - социально-функциональные причины: неудовлетворённость типом здания, состоя-

нием дома (изношенность, ветхость), оборудованностью (отопление, работа лифта, водоснабжение). В целом данные претензии высказали 43% ульяновских семей; особенно остро стоят проблемы ветхости и изношенности домов, в которых проживают бедные и малообеспеченные семьи. Ульяновск внесён в список населённых пунктов, осуществляющих ремонт ветхого жилья с большим отставанием.

III блок - функциональные причины: неудовлётворенность размером площади - 30% (особенно - молодые семьи, родители с детьми, многопоколенные семьи); количеством проживающих людей (чаще - большие, многопоколенные семьи).

Таблица 2 Сравнительный анализ уровня удовлетворенности жилищными условиями семей Ульяновска и РФ

(в % от числа опрошенных; п = 1150 и 1 500)

Удовлетворённость Ульяновск РФ

Удовлетворены полностью 18 34

Удовлетворены частично 55 41

Не удовлетворены 27 25

Источник российских данных: Опрос Фонда общественного мнения по репрезентативной всероссийской выборке в 43 регионах РФ, в т. ч. в Ульяновской области (декабрь 2015 г.)

Анализ причин неудовлетворённости жилищными условиями свидетельствует о том, что у жителей областного центра есть свои претензии к состоянию жилого фонда, как количественные, так и качественные. Уровень неудовлетворённости благоустройством территории, энерго- и водообеспечением, доступностью объектов социального назначения способствовал тому, что в регионе выше уровень критических настроений в изучаемой сфере, чем в среднем по России (таблица 2).

Реальный уровень ёмкости рынка жилищных услуг определяется желанием самих семей осуществить в ближайшее время действия, связанные с покупкой жилой площади. Наш опрос показал, что для Ульяновска ёмкость рынка жилищного строительства составляет 23% (+2,5%). Практически четверть городских семей планирует в ближайшее время (3-5 лет) приобрести новое жильё. Более высокую активность на рынке недвижимости демонстрируют: семьи, состоящие из молодых людей, — 37% от общей доли этих семей планируют купить новое жильё; семьи из среднедоходной страты: треть

(33%) от общей доли таких семей в регионе планирует в ближайшее время совершить действия на рынке недвижимости, направленные, прежде всего, на приобретение отдельного жилья или расширение площади; состоятельные семьи: каждая третья семья, имеющая среднедушевой доход 30 тысяч рублей в месяц и выше, планирует в ближайшее время купить жилую площадь с целью расширения общей площади, приобретения второго жилья или вложения средств в недвижимость.

Дифференциация потребностей населения и их соотнесение с возможностями показывает, что в каждом регионе складывается особенная ситуация с предпочтениями на рынке недвижимости. Исследование жилищных предпочтений московских семей показало, что, несмотря на достаточно высокий уровень жизни в регионе, не хватает социального жилья и недвижимости «эконом-класса» [2, с. 74]. Мониторинг жилищных условий и потребностей населения Кировской области выявил закономерности их изменения в межпоколен-ческом контексте: между родственниками портятся отношения из-за наследования жилья и нежелания представителей старшего поколения составлять завещания; родители оценивают жилищные условия детей как «худшие по качеству», это объясняется миграцией молодого поколения из села в город, из малых городов в крупные города и мегаполисы [3, с. 110—111]. Миграция детей не даёт родителям возможности «конвертировать свою жилищную собственность в равнозначную, чтобы помочь детям в решении жилищного вопроса или чтобы жить к ним поближе. В наиболее выгодном положении оказываются те, чьё старшее поколение живёт в крупных городах» [1, с. 282].

Ульяновская область занимает срединное положение в рейтинге регионов по показателям социально-экономического развития. Многие тенденции, выявленные в нашем исследовании, с небольшими отклонениями проявляются в других российских территориях. Анализ эмпирических данных позволяет констатировать: без решения жилищной проблемы в разных группах и слоях населения нельзя поднять качество жизни, а именно - усилить идентификацию жителей со своей территорией, чувство защищённости от бедности и произвола чиновников, уверенность в будущем и предприимчивость. К таким явлениям относится поведение молодёжи на рынке недвижимости.

Соотношение оценок молодых людей, связанных с жилищными условиями и успехами в жизни, свидетельствует о наличии корреляций: неудовлетворённые собственным или родительским жильём молодые люди менее успешны в жизни; напротив, полная удовлетворённость жилищными условиями более тесно коррелирует с признанием социальной успешности.

В рамках опроса ульяновцам было предложено выбрать условия, которые могли бы способствовать повышению доступности жилья. Полученные ответы показали, что определяющим фактором выступает приемлемость цен на жильё (70%). Молодые семьи, помимо приемлемости цены, отмечают доступность получения кредита и приемлемость процентной ставки. Обеспеченные семьи ориентированы на стоимость качественного жилья (71%), лишь 4% выделяют важность фактора доступности кредита. Семьи, имеющие опыт приобретения жилья, считают, что только приемлемость цены на жильё (75%), доступность кредита (40%) могут значительно повлиять на повышение доступности жилья.

Итак, рынок недвижимости является одним из наиболее динамично развивающихся и несёт особую социальную нагрузку. Сегментационный анализ активности опрошенных семей на рынке недвижимости показал, что в большинстве сегментов населения уровень интереса к покупке жилья не опускается ниже четвёртой части. Исключение составляют семьи, состоящие из людей пенсионного возраста.

Обеспеченность жильём и его доступность для населения напрямую влияют на качество жизни, поскольку приобретение жилья открывает перспективы для новых планов.

Удовлетворение потребностей населения в жилище является важнейшим элементом социальной политики, оказывающим влияние на демографическое и социально-экономическое развитие региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурдяк А. Я. Обеспеченность жильём в постсоветской России: неравенство и проблема поколений // Журнал исследований социальной политики. - 2015. - Т. 13, №2. - С. 273-288.

2. Недумов Д.Р. Качество жилья как показатель социального статуса москвича // Научные записки молодых исследователей. -2015. - №2. - С. 71-75.

3. Старикова М. М. Жилищный вопрос в межпоколенном контракте // Мониторинг общественного мнения. - 2015. - №6. - С. 108-117.

Шиняева Ольга Викторовна, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета Клюева Татьяна Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета.

Поступила 08.12.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.