Научная статья на тему 'Потребности человека и происхождение искусства'

Потребности человека и происхождение искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
773
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агирбов С. Р., Сказко А. С.

В данной статье на основе анализа базовых потребностей человека рассматривается процесс возникновения искусства в первобытном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребности человека и происхождение искусства»

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА © Агирбов С.Р.*, Сказко А.С.*

Ставропольская государственная медицинская академия, г. Ставрополь

В данной статье на основе анализа базовых потребностей человека рассматривается процесс возникновения искусства в первобытном обществе.

На основе изучения потребностей человека и их реализации в первобытном обществе можно сделать вывод: существует две разнородные по генетическим и энергетическим источникам виды деятельности - из сферы подкорки или безусловных рефлексов и из коры или сферы условных рефлексов. На основе первых возникают первоначальные формы реализации функциональных потребностей как потребностей в процессе функционировании физической организации человека. Назовем их функционально-игровыми потребностями. На основе же вторых, собственно, и возникает эстетическое отношение как образное восприятие или чувственное познание форм действительности. Именно форм - поскольку смысл или значение предметов и явлений природы, то есть их адекватное познание возможно лишь путем абстрагирования от их внешних явлений и проникновением в их внутреннюю сущность, что осуществляется методами научного исследования, недоступного в первобытную эпоху. Но этот недостаток в древности, как известно, вполне искупался действием воображения, посредством которого все явления природы наделялись фантастическим, то есть мифологическим содержанием в результате их персонификации человеческими свойствами (стадия анимизма). Впоследствии, с появлением и развитием науки, мифологические образы природы были вытеснены научными понятиями, но это не ликвидировало эстетического отношения человека, поскольку его предмет - формы или явления природы остались неизменными и по прежнему стимулировали и удовлетворяли функциональные потребности при их восприятии. Произошла лишь дифференциация эстетического отношения и научного познания, отчего выиграли обе эти сферы человеческой деятельности. Окончательное разведение их по своим специфическим областям было осуществлено Кантом, величайшей заслугой которого является определение специфики эстетического в результате «очищения» его от утилитарного, научного, нравственного и религиозного в своей философии, правда, с тем, чтобы показать характер их связи в реальной жизни.

Учитывая сказанное, потребность, которая приводит к незаинтересованному в сугубо практическом или познавательном смысле восприятию форм и явлений действительности, может быть определена как функционально-эстетическая.

* Доцент кафедры Философии правоведения, кандидат философских наук.

* Старший преподаватель кафедры Философии правоведения, кандидат философских наук.

Таким образом, система функциональных потребностей человека состоит из функционально-игровой, свойственной человеку как природному существу и унаследованной от его предков, и функционально-эстетической, возникшей в процессе его становления как социального индивида, в котором в ходе его эволюции образовались сложные мозговые структуры, обеспечивающие функционирование всех видов социальной деятельности. И если первая реализуется в процессе функционирования всего физического организма человека в целом, то вторая - на уровне оптимального функционирования его мозговых структур.

Эта уровневая дифференциация отражает и ход эволюции человека от животного состояния до общественного существа и определяет впоследствии возникшую систему видов искусства с их классификационной иерархией. И поскольку первичной формой неутилитарной активности первобытных людей, унаследованной ими от животных предков, была игра, то и первым видом искусства мог быть лишь танец как культурная форма удовлетворение функционально-игровой потребности.

Как установили зарубежные и отечественные исследователи первобытного общества, уже в эпоху палеолита возникла ритуальная охотничья пляска, которая в условиях зарождения словесной речи осуществляла важную функцию закрепления и передачи опыта успешной охоты посредством организованных действий и жестов. Как пишет Е.Я. Режабек, «артикуляция мира в ритуале происходила телесными средствами, на уровне сенсомото-рики. Чтобы та или иная артикуляция могла прочно войти в сознание, она закреплялась: в жесте, рисунке и ритмики танца» [1].

Однако уже эта, так сказать, дословесная форма искусства, выполняла не только сугубо утилитарную функцию «охотничьей инструкции», но своей формой и процессуальными особенностями удовлетворяла и функционально-игровые потребности. Эту особенность первобытных ритуалов отметил Э. Кассирер. «Ритуал первичен как в историческом, так и в психологическом смысле ... он состоит не только из образов и представлений, но в гораздо большей мере из действий. И поскольку жизненный принцип всякого мифа не статичен, а динамичен, то описать его можно лишь только в терминах действия», - писал он в своей работе «Опыт о человеке» [2]. Это замечание философа тем более справедливо в отношении первых форм искусства, что они в психологическом плане были главным образом выражением функционально-игровой потребности.

Доминирование функционально-игровых потребностей в первобытных ритуалах плясках сохранялась и с освоением ими более сложных функций в связи с возникновением первых форм религиозного сознания - тотемизма, анимизма, магии и фетишизма, которые составили духовную со -ставляющую или осознаваемую мотивацию соответствующих ритуалов. Представление об ином, воображаемом мире, в котором обитают мудрые предки и всемогущие, божественные существа обусловило усложнение

содержание ритуалов и их дальнейшую эволюцию в своего рода театральные представления. И выдающийся исследователь первобытного общества Э. Тейлор на основе обобщения различных ритуалов во многих регионах мира пришел к выводу о том, что «на низком уровне культуры пляска и театральное представление, очевидно, нераздельны» [3].

Эти утверждения получили полное подтверждение в капитальной работе А.А. Авдеева «Происхождение театра», в которой на огромном материале прослежено возникновение и нарастание театральных элементов в эволюции религиозных ритуалов от первобытнообщинного строя вплоть до появления древнегреческой трагедии - соответственно возникновению и усложнению религиозного сознания от тотемизма до развитой мифологии [4].

В общем, параллельно развитию и дифференциации всех форм материальной и духовной культуры функциональная потребность осуществляется соответственно на физическом (в танцах) уровне как функционально-игровая, а на образном (в живописи) и словесном (в поэзии) - как функционально-эстетическая потребность. В синтетических же видах искусства - театре, опере, кино- и телеискусстве и других функционально-игровые и функциональноэстетические потребности удовлетворяются одновременно в результате их уровневого взаимодействия. Это характерно и для отдельных видов искусства. Так, танец любого жанра сочетает в себе не только выражение непосредственно функционально-игровой активности, но и осуществление какого-либо образа. А в процессе танца он воспринимает партнеров и зрителей, образы которых воздействуют на него возбуждающе и стимулируют его к продолжению танца и показу своего мастерства. Это во многом относится и к пению, словесное сопровождение которого содержит тот или иной сюжет или образ. Но наиболее структурно сложным и стимулирующим как функционально-игровую, так и функционально-эстетическую потребность в их взаимодействии, как показали новейшие исследования мозга, является художественная литература и особенно - поэзия, сочетающие в себе смысловые и игровые аспекты в их неразрывном единстве и взаимодействии.

Параллельно эволюции и развитию материальной и духовной культуры общества происходило возрастание и одухотворение всей структуры функциональных потребностей его членов, а соответственно и изобретение новых средств и форм художественной деятельности, которые впоследствии привели к дифференциации и последующему развитию различных видов искусства. И, что характерно, появление танцевальных, драматических, изобразительных и поэтических видов искусства исторически было обусловлено формами утилитарной деятельности, в отношении которых соответствующие им виды искусства выступали с самого начала их возникновения в своей выше обозначенной двойственной функции. Так, охота на зверей и животных привела к появлению охотничьих плясок, возникновение религии как формы познания мира способствовало возникновению ритуалов, в которых был осуществлен синтез танца, изобразительной деятельности (костюмы, маски, наскальная и настенная жи-

вопись), музыкального и словесного сопровождения. Потребности в духовном освоении и понимании окружающего мира, которые привели к развитию словесного языка как универсального средства общения и хранения накопленных знаний, способствовали возникновению мифологии и поэзии.

Таким образом, почти все формы утилитарной деятельности порождали формы искусства, в которых происходило возвышение их функций до духовных и эстетических в их гармоническом единстве. И осуществлялось это не «со стороны», а в результате внутренней активности человеческого организма. Например, давление функционально-игровой потребности, не находящей адекватного удовлетворения на общефизическом уровне деятельности первобытных охотников, привело к ритуальным танцам, а функционально-эстетическая потребность «изобрела» свои предметы и способы удовлетворения в различных формах украшательства - от раскраски тел до наскальной, настенной живописи и т.д. При этом, более сложный вид искусства, как правило, появляется позднее других и объединяет в себе возможности стимуляции и удовлетворения и функционально-игровых, и функционально-эстетических потребностей одновременно. Таковой впервые в истории явилась поэзия, творчество которой осуществляется на «высшем» мозговом уровне. Недаром же она во многих системах видов искусства (Аристотеля, И. Канта, ГВ.Ф. Гегеля, Ж.-П. Сартра, К. Юга и др.) ставилась на последнее место по времени ее возникновения и на первое по ее художественным возможностям.

Как выявлено представителями нейробиологии, например, Г Баумгартнером, Ф. Тернером и Э. Пёппелем, «в переднем мозгу происходит интеграция специализированных «левополушарных» и «правополушарных» функций и что именно с этим объединительным процессом связаны творческие способности мозга, будь то в области искусства или науки» [5]. И что удивительно, мозг способен сам выбирать режимы наиболее адекватные своей структурной организации в целом, а в случае необходимости одностороннего функционирования (например, после решений абстрактных или однообразных задач), как выявлено учеными, «мозг в состоянии сам которые реагируют на так называемые «гормоны удовольствия» (эндорфины, энкефалины). И есть все основания предположить, что эта система самопоощрения является одним из главных мотиваций для предпочтений форм и цветов предметов действительности, а также при создании произведений искусства. В этом и проявляется самодеятельная природа художественного творчества, направленная на оптимальную пространственно-временную организацию или оформление смыслового содержания искусства в различных природных и искусственных материалах, специфика которых в определенной степени и определяет возможности видового разнообразия искусства в его эволюции и развитии.

Таким образом, возникновение, становление и развитие различных видов искусства обусловлено как содержательными, духовными, так и функционально-игровыми и функционально-эстетическими потребностями в их исторически обусловленной модификации. Интенсификация этих потреб-

ностей в искусстве является ответом на вызовы общества на том или иной этапе его исторического развития и напрямую или косвенно связана с возможностями их удовлетворения во всех формах общественной деятельности и досуга. Это и обусловливает эстетические функции искусства как способа активизации или компенсации указанных потребностей в различных социальных группах и слоях общества.

Список литературы:

1. Режабек А.Я. Мифомышление. Когнитивный анализ. - М., 2003. - С. 79.

2. Кассирер Э. опыт о человеке. - М., 1998. - С. 532.

3. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1939. - С. 168.

4. Авдеев А.А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. - М., 1959.

5. Тернер Ф., Пёппель Э. Поэзия, мозг и время. Биологические аспекты эстетики. - М., 1995. - С. 179.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ - УНИКАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ДРЕВНЕЙ ТЕХНОЛОГИИ © Лукьянова Т.А.*, Кукс Ю.М.*

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова,

г. Москва

Работа обобщает результаты многолетних физико-химических исследований древних штукатурных оснований монументальных росписей, архитектурного лепного декора.

Излагаются возможные причины долговечности материалов на основе минеральных вяжущих, использующихся в настенной живописи и прикладном искусстве.

История создания памятников культуры неразрывно связана с вяжущими материалами. За 2500-3000 лет до нашей эры, наряду с глиной, началось освоение технологии вяжущих, получаемых путем обжига известняка и гипсового камня. Применение извести и гипса привело к развитию технологии облицовочных материалов, изделий мелкой пластики, архитектурного декора, стенных росписей. При сопоставлении с современными технологиями, использующими эти же материалы, творения древних мастеров удивляют своей долговечностью.

Чтобы разобраться в вопросе о причинах устойчивости во времени материалов из извести и гипса необходимо обратиться к исследованию старинных рецептур приготовления известковых и гипсовых вяжущих.

* Декан факультета Реставрации живописи, заведующий кафедрой Технико-технологических исследований материалов живописи, профессор, технолог-реставратор первой категории.

* Профессор кафедры Технико-технологических исследований материалов живописи, технолог-реставратор высшей категории, доцент Академии Реставраций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.