Научная статья на тему 'Потребность в геоэкологических знаниях для успешной профессиональной деятельности специалиста по туризму'

Потребность в геоэкологических знаниях для успешной профессиональной деятельности специалиста по туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / GEOECOLOGICAL KNOWLEDGE / THE PARADIGM OF TOURISM DEVELOPMENT / THE NEW CONTENT OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаева Татьяна Алексеевна

В статье освещаются вопросы необходимости геоэкологических знаний будущим специалистам по туризму, раскрываются причины их востребованности в свете внедрения новых образовательных стандартов в учебный процесс. Приводятся исследовательские данные, доказывающие необходимость геоэкологической составляющей профессиональной подготовки специалиста по туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need of geoecological knowledge for a uccessful professional career in tourism

The article highlights issues need to acquire knowledge of geoecological future for tourism professionals, also revealed the reasons for the acquisition of this knowledge in light of the introduction of new educational standards in the learning process. We present research findings demonstrating the need for geo-environmental education.

Текст научной работы на тему «Потребность в геоэкологических знаниях для успешной профессиональной деятельности специалиста по туризму»

УДК378.016:502/504:338.48-0.57

Т.А. Нечаева

Потребность в геоэкологических знаниях для успешной профессиональной деятельности специалиста по туризму

В статье освещаются вопросы необходимости геоэкологических знаний будущим специалистам по туризму, раскрываются причины их востребованности в свете внедрения новых образовательных стандартов в учебный процесс. Приводятся исследовательские данные, доказывающие необходимость геоэкологической составляющей профессиональной подготовки специалиста по туризму.

The article highlights issues need to acquire knowledge of geoecological future for tourism professionals, also revealed the reasons for the acquisition of this knowledge in light of the introduction of new educational standards in the learning process. We present research findings demonstrating the need for geo-environmental education.

Ключевые слова: геоэкологические знания, парадигма развития туризма, новое содержание профессионального образования.

Keywords: geoecological knowledge, the paradigm of tourism development, the new content of vocational education.

Отсутствие системной и полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием и рынком труда порождает существенный дисбаланс между требованиями к специалистам со стороны работодателей и качеством подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений. Современная экономика, характеризующаяся ускорением темпов технологического развития, требует адаптивных работников, ориентированных на постоянное обучение, профессиональное и личностное самосовершенствование. Это определило необходимость содержательных дополнений и изменений в системе подготовки специалистов, особенно со средним специальным образованием. На первый план стала выдвигаться проблема актуализации содержания профессионального образования, решение которой может позволить обеспечить конкурентоспособность российского образования на мировом рынке образовательных услуг в связи с интеграцией России в международное информационное и экономическое пространство [1].

В среде работодателей в начале XX в. начинает формироваться понимание необходимости разработки и практического применения отраслевых профессиональных стандартов, поэтому в 2006 г.

Правительством РФ был утвержден «Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 г.», разработанный в рамках

61

соответствующего поручения Президента РФ для обеспечения конкурентоспособности профессионального образования. В данном документе были учтены предложения, поступившие от Союза директоров и Совета директоров учреждений НПО и СПО, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, объединений работодателей (РСПП, Ассоциации строителей и др.), научного сообщества (ФИРО, РАО), российских и международных экспертов. В документе озвучивалась необходимость актуализации содержания образования и разработки государственных стандартов профессионального образования нового поколения. Первостепенной задачей при этом стало включение работодателей (их объединений) в процесс формирования нового содержания профессионального образования через определение ими требований к выпускнику, что в настоящее время регулируется Федеральным законом № 307-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [1].

В июне 2007 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) утвердил макет профессионального стандарта, который рекомендован для использования при разработке профессиональных стандартов, а также процедуры их утверждения и регистрации [8].

Присоединение России к Болонскому процессу стало важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российского образования в мире. Процесс реформ был начат с разработки и закупки Федеральных государственных образовательных стандартов, так как в предшествующих государственных стандартах не нашли свое отражение потребности рынка труда в содержании профессиональных образовательных программ. «В прежних стандартах сформулированы требования к минимуму содержания образования, что предполагало освоение определенного объема знаний, умений и навыков, формирование социальноценностных личностных качеств, отражающих точку зрения сферы образования на уровень и качество подготовки выпускников. Тогда как, с точки зрения работодателей, знания являются необходимым, но недостаточным условием требуемого качества профессионального образования. Результаты образования формулируются ими не только и не столько в формате «что должен знать», сколько в терминах компетенций

- «что будет способен делать» выпускник профессионального учебного заведения» [1, с.10]

Профессиональный стандарт представляет собой подробную характеристику уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, выраженную в терминах компетенций. «Именно через компетенции, понимаемые как способность (готовность) личности при-

менять знания, умения, отношения и практический опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях, в стандарте описываются требования сферы труда к работникам и результаты, которые должны быть достигнуты ими для соответствия этим требованиям» [4, с. 19].

Профессиональные стандарты позволяют устанавливать и поддерживать единые требования к качеству труда, выявлять новые тенденции в данной сфере. Они составляют основу для аттестации и сертификации работников по единым критериям. Содержащиеся в них требования к выполнению работниками трудовых функций позволяют определить цели, структуру, содержание образовательных стандартов профессионального образования и модульных образовательных программ, основанных на компетенциях.

На основании Федерального закона от 10 ноября 2009 года № 260-ФЗ все образовательные учреждения профобразования в обязательном порядке должны перейти к обучению в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) с 1 сентября

2011 года.

ФГОС четко определяет, какими общими и профессиональными компетенциями должен обладать выпускник. Задача учебного заведения так построить образовательный процесс, чтобы по его завершении эти компетенции у студентов были сформированы: ... использование профессиональных стандартов несет в себе очевидные преимущества для работников, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием.

Для работодателя профессиональный стандарт является основой для выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку стандарт содержит в себе критерии оценки при подборе и отборе персонала;

Для работника профессиональный стандарт является основой для:

- определения собственного профессионального уровня и направлений / задач профессионального обучения и совершенствования;

- понимания вектора собственного функционирования и профессионального роста на предприятии;

- обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы.

Для органов управления образованием профессиональные стандарты создают возможность:

- сформулировать реальные и измеримые цели профессионального образования;

- планировать объемы и профили обучения;

- определять траектории обучения в течение всей студенческой и п рофессиональной жизнедеятел ьности.

Для образовательных учреждений стандарты создают основу для разработки:

- образовательных программ;

- курсов обучения, учебных планов и учебно-методических материалов для различных целевых групп.

Основа профессионального стандарта - образцы лучшей практики, то есть опыт успешных предприятий и организаций, являющихся лидерами в отрасли и ориентированных на будущее и конкурентоспособность на национальном и мировом уровне, а также требования к качественному выполнению трудовых функций [5, с.71].

Разработка профессионального стандарта опирается на метод функционального анализа, в котором выявляются функции, которые должны выполняться в конкретной области профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт разрабатывается самим профессиональным сообществом.

На сегодняшний день одним из важных и приоритетных направлений является развитие туризма. В экономике современных и динамично развивающихся стран и городов значительное место занимают доходы, приносимые развитой туристской индустрией. «... в настоящее время туризм стал по-настоящему глобальным социально-экономическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику десятков стран, стабилизирующим фактором мирового хозяйства, способным превратить во благо географическое расположение страны и ее природно-климатические ресурсы, культурно-исторические памятники и достопримечательности, предоставить десятки миллионов рабочих мест, повысить качество жизни каждого десятого жителя земли; туристская индустрия, формирование которой стало прямым следствием утверждения туризма как массового явления, сегодня превратилась в ведущую отрасль [2, с. 3]. Наша страна также заинтересована в развитии туризма. Как отметил Д.А. Медведев на совещании по развитию туризма в марте

2012 г. в г. Краснодаре, «помимо духовного и культурного направления, мы должны и туристическую отрасль поставить на ноги» [12].

Всемирный совет по путешествиям и туризму призвал правительства мировых держав признать существенный экономический и социальный вклад туризма и путешествий в мировом масштабе - особенно в качестве двигателя устойчивого восстановления и развития экономики. Президент совета Дэвид Скаусилл заявил следующее: «... мы призываем правительства всех стран мира признать ту решающую роль, которую наша индустрия играет для развития их экономики сегодня, а также лидирующую роль туризма как двигателя устойчивого восстановления глобальной экономики. Туризм и путешествия играют роль глобального моста, который соединяет людей, культуры и сообщества по всему миру. И в то же время, данный сектор является лидирующей областью

экономики во всем мире: он создает рабочие места, приносит деньги и улучшает качество жизни граждан» [11, с. 2].

Ключевая роль образования на новом этапе развития туризма, по мнению Совета ВТО по образованию, заключается в разработке новых задач. Парадигма развития туризма претерпевает в настоящее время значительные изменения. В свете сложившейся ситуации ответом туристской индустрии и государственных ведомств, отвечающих за эту сферу, стало повышение профессионализма - ключевого элемента в обеспечении качества и конкурентоспособности специалистов на мировом рынке труда.

Темпы роста рынка работ в этой сфере туризма за последние десять лет резко увеличились, и спрос на профессионально подготовленные кадры намного превышает предложение. По мнению практических работников, проблема заключается не в том, что выпускников профильных образовательных учреждений не хватает, а в уровне их подготовки, завышенных ими критериях самооценки и низкой трудовой мотивации [7].

Будущих специалистов по туризму учреждения СПО готовят на специальности «Туризм». При современных требованиях и, как следствие, переходе к новым образовательным стандартам, необходимо выпускать специалистов, отвечающих всем запросам современного общества и владеющих соответствующими компетенциями.

Исходя из стандартов, специалист по туризму - это разработчик туристских маршрутов, формирующий комплекс услуг для туристов и продвигающий его в регионе. Специалист по туризму обеспечивает функционирование туров, подготавливает рекламно-информационную базу, рассчитывает цены на туры и передает их турагентам для последующей реализации туристам, взаимодействует с партнерами за рубежом.

В настоящее время данная профессия очень востребована. В некоторых регионах наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Кадровая проблема существует и по причине отсутствия у выпускников элементарных практических навыков и теоретической основы, необходимой специалисту по туризму. А.А. Латорцевым рассмотрена данная проблема, выявленная в ходе опроса выпускников специальности «Туризм» и представителей турфирм - работодателей. Автор акцентирует внимание на том, что сами выпускники, придя на работу, отмечают недостаток знаний в географии, страноведении, навыках формирования турпродукта и т. д. Работодатели кроме отсутствия этих навыков отмечают и имеющиеся проблемы с такими профессиональными качествами, как коммуникабельность, ответственность, аккуратность, доброжелательность, стрессоустойчивость [2].

Как считает Л.В. Сакун, профессиональное образование предполагает «целевое воспитание, прежде всего, во время профессионального обучения. Задачи профессионального воспитания такие: дисциплинировать (воспитывать самостоятельность), культивировать (развивать индивидуальность), цивилизовать (воспитывать правильные ориентиры в обществе), организовывать (воспитывать нравственное стремление к положительному). Как наука о воспитании педагогика исследует связь между предпосылками обучения, процессом обучения и его результатами» [9, с. 11].

Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что учебные программы новых образовательных стандартов должны учесть все аспекты, связанные с подготовкой в будущем специалистов не только высокого профессионального уровня, но и социализированных, нравственных. Л.В. Сакун также считает, что «одной из важнейших задач туристского образования в обществе должно стать выполнение его культурной и этической миссии» [9, с.15].

Исходя из ФГОС и перечня профессиональных дисциплин и профессиональных модулей, относящихся к специальности «Туризм», мы видим, что будущие выпускники по набору компетенций предполагают быть достаточно квалифицированными, но не совсем социализированными и нравственно воспитанными. Это объясняется в значительной мере тем, что упущен очень важный момент, актуальный для всего человечества и каждой личности в отдельности - это экологическая культура населения и экологическая грамотность будущих специалистов по туризму. Известно, что «качество жизни населения неразрывно связано с его экологической грамотностью. Для повышения эффективности адаптации людей к изменяющимся условиям жизнедеятельности необходимо широкое распространение информации об экологической обстановке в регионе. Поэтому формирование экологической грамотности молодежи в наше время выступает на первый план» - считает И.В. Миронова [3].

В течение 1994-1997 гг. Совет Европы опубликовал три рекомендации по вопросам политики устойчивого туризма: «Генеральный курс для устойчивого и экологически безопасного развития туризма», «Политика устойчивого развития туризма в природоохранных территориях», «Политика развития устойчивого и экологически безопасного туризма в прибрежных территориях» [10]. Так как туризм, несмотря на его близость к природе и требовательность к качеству окружающей среды, является индустрией, которая широко использует достаточно большое количество различных видов ресурсов. Поэтому быстрое развитие включает и показатели увеличения потребляемых ресурсов и выбрасываемых отходов. Помимо этого, важным вопросом является расширение территорий, используемых под создание туристской инфраструктуры.

Негативное воздействие туризма «сегодня испытывают на себе многие развивающиеся страны, и особенно те, которые не обладают достаточными техническими и финансовыми возможностями для восполнения израсходованных туристами ресурсов и удаления произведенных ими бытовых отходов. Не секрет, что такие отходы по своему объему зачастую намного превосходят те, которые образуются в ходе повседневной деятельности всего населения страны, являющейся объектом туризма. Например, в Непале, где большой популярностью пользуется такой вид активного отдыха, как пешие походы, каждый турист, по оценкам, ежедневно сжигает около 6 кг древесины, и это при том, что в стране существует острая нехватка топлива. В столице Египта Каире один большой отель потребляет за год столько же электричества, сколько его расходуют 3600 домашних хозяйств, принадлежащих египтянам со средним доходом. В Карибском регионе спрос на дары моря со стороны туристов настолько высок, что стал основным фактором увеличения нагрузки на популяции омаров и съедобных моллюсков. Погоня за натуральными строительными материалами также нередко ставит тот или иной природный ресурс на грань исчезновения.

Множество прекрасных уголков планеты, включая заповедные зоны, уже существенно пострадали в результате притока туристов - любителей природы, что чревато пагубными последствиями для биоразнообразия этих мест. Например, три четверти песчаных дюн на средиземноморском побережье между Испанией и Сицилией фактически перестали существовать главным образом в результате отведения их под застройку сооружений, предназначенных для обслуживания туристов» [6, с. 12].

Туризм также ведет к загрязнению окружающей среды: сброс необработанных стоков в воды рек и морей, транспортные выбросы, содержащие двуокись углерода и окись азота, а также производство мусора и других твердых отходов (например, совершающие круизы суда с туристами производят огромное количество отходов). Строительство объектов и развитие инфраструктур туристского назначения также губительно влияют на природную среду.

Выделяют следующие виды отрицательного воздействия туризма:

• загрязнение сточными водами, мусором;

• шумовое загрязнение и эмиссия воздушного транспорта;

• эрозия берега (пляжа) из-за удаления дюн и выравнивания прибрежных поверхностей;

• чрезмерное использование естественных областей (лесов, горных склонов, озер);

• разрушение естественных областей для размещения объектов туризма;

• нарушение природных связей в цепочке: воздух, вода, земная поверхность и живые организмы;

• влияние на культуру местных жителей;

• потеря исторического и архитектурного наследия;

• единовременное увеличение плотности населения в местах отдыха;

• обострение социально-экономической напряженности;

• распространение использования труда несовершеннолетних [6].

Если сравнить все виды хозяйственной деятельности человека, то

можно сказать, что индустрия путешествий и туризма никогда не загрязняла атмосферу дымом заводских труб и не уродовала окружающую среду, занимаясь добычей природных ресурсов. Кроме того, подлинные масштабы индустрии туризма, как правило, оставались незамеченными в силу того, что воздушные перевозки, гостиничный бизнес и система общественного питания обычно воспринимались как самостоятельные виды предложения услуг, а не как составные элементы единого комплекса по удовлетворению массового и постоянного растущего спроса на туристские поездки. «Любой же вид человеческой деятельности, не требующий большого притока невозобновимых ресурсов и не причиняющий вреда окружающей среде, может и дальше развиваться до бесконечности. Многие занятия, которые люди считают самыми привлекательными и приносящими подлинное удовольствие - обучение, искусство, музыка, религия, фундаментальные научные исследования, спорт, общественная деятельность - вполне могут процветать» [6, с. 6].

Данные геоэкологические знания просто необходимы будущим специалистам по туризму. Ведь создавая турпродукт, они должны учитывать все эти аспекты для того, чтобы удовлетворить потребности туристов и предоставить качественную, экологически безопасную услугу. Останутся ли туристы довольны проведенным на курорте временем, в решающей степени будет зависеть от того, насколько условия отдыха и уровень обслуживания окажутся соответствующими ожиданиям. Поскольку окружающая природная среда - необходимое условие для приятного времяпрепровождения, ее сохранение становится важным экономическим фактором для индустрии туризма, для тех, кто определяет политику в этой области, специалистов и руководства самих туристских компаний, осуществляемых как самостоятельно, так и в сотрудничестве с частным и государственным секторами экономики» [6, с. 23].

Не будем подробно останавливаться на том, что существует самостоятельное направление экологического туризма, турпродукт которого становится все более и более разнообразным и востребованным. Это тема специальной статьи, пока что лишь отмечаем сам факт необходимости географо-экологических знаний при подготовке профессионалов.

На базе Санкт-Петербургского ФГОУ СПО «Петровский колледж» на всех курсах (с 1-го по 4-ый) специальности «Туризм» нами был проведен опрос, направленный на выявление уровня понимания геоэкологической составляющей в приобретении будущей профессии. В опросе-исследовании участвовали 120 студентов. На вопрос о том, как студенты понимают, что такое экологическая грамотность, на каждом курсе ответ «не знаю» или «не понимаю» наблюдался у 10 % студентов; понимание того, что такое геоэкологическое пространство отсутствовало в среднем у 15 % студентов на каждом курсе»; объяснить, что такое «экологическая карта» смогли только 3 % первокурсников, 7 % второкурсников, 11 % третьекурсников и 15 % выпускников; на вопрос «Вы когда-либо работали с экологической картой?» положительно ответили по 1 студенту с 1 -го и 2-го курса, 2 студента с 3-го курса и 3 студента с 4-го курса; и на вопрос о том, нужно ли будущему специалисту по туризму иметь геоэкологические знания, почти 90 % студентов на каждом курсе дали положительный ответ, хотя в перечне знаний и умений данная категория совсем не была отражена. После опроса многие студенты задавали вопросы, хотели услышать объяснения, касающиеся взаимосвязи их будущей профессии и геоэкологических знаний. Данный опрос позволил сделать вывод о необходимости введения профильного предмета, который ликвидировал бы данные лакуны и дал возможность студентам быть экологически грамотными специалистами. Ведь экологичность туризма обуславливается, с одной стороны, предотвращением негативного влияния туристской деятельности на экологические системы, природные комплексы, а с другой стороны, она связана с экологическим просвещением туристов.

Таким образом, за последние десять лет индустрия туризма сформировалась и получила признание как крупнейшая в мире сфера деятельности по оказанию услуг. Это стало возможным в результате открытия границ между государствами, появления у населения дополнительных средств, развития инфраструктуры транспорта. Все это позволило сделать путешествия массовым явлением, изменить отношение к самим туристским поездкам, превратившимся из элемента роскоши в фактор повседневной жизни. «Эта сложная по своему составу отрасль, являющаяся катализатором экономического развития, может обеспечить высокое качество жизни людей на основе экологически целесообразного природопользования. А сейчас уже можно говорить о необходимости перехода к устойчивому развитию туризма с соответствующими изменениями во всех составляющих туристской индустрии» [6, с. 16].

Туристы, отправляясь в путешествие по разным странам, часто имеют неполное представление о местных особенностях и экологической безопасности, что приводит к возникновению напряженности. Ведь на сегодняшний день для большинства туристов оптимальное место для

отдыха там, где нет вредного воздействия производственных предприятий и транспортных средств. Поэтому важным является просвещение туристов, обогащение информацией о культуре в ходе путешествия, распространение идей бережного отношения к природным и другим достопримечательностям [6].

Примеры экологического мышления и поведения туристов встречаются не часто. Дать необходимую информацию должны специалисты по туризму, в которой содержатся важные экологические данные о состоянии природы и окружающей среды в разных туристских районах мира, об экологических мероприятиях, проводимых отдельными отелями под соответствующим контролем в каждом из мест отдыха. Вся эта информация призвана помочь туристам выбрать, куда отправиться и в какой гостинице остановиться.

Особое значение туризм имеет и как фактор социализации молодых. Это обнаруживается в развитии туристского образования, феномена, который появился сравнительно недавно. На международной научной конференции "Образовательные программы ЮНЕСКО в области спорта, культуры и туризма" при рассмотрении вопросов, связанных с миссией туристского образования, отмечалось, что последнее отличается двойным характером:

- оно может активно участвовать в решении больших проблем мирового, регионального и местного масштаба, таких, как социальное отчуждение; углубление неравенства на международном уровне и внутри отдельных стран; охрана окружающей среды;

- настойчиво оказывать содействие, в частности, путем подготовки предложений и альтернативных рекомендаций, постоянному туристскому развитию, обмену знаниями, всеобщему соблюдению прав человека в области туризма, пониманию между народами, между этническими, религиозными, культурными и другими группами; утверждению культуры мира и отказа от насилия; проявлению «интеллектуальной и моральной солидарности» [9, с. 8].

Список литературы

1. Коновалова Ю. В. Роль профессиональных стандартов в разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 7. - С. 8-12.

2. Латорцев А. А. Повышение конкурентоспособности национальной туристской индустрии в условиях глобальной конкуренции: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - М., 2011.

3. Миронова И. В. Экологическая грамотность молодежи - показатель качества жизни в системе развития малых городов: регион. науч.-практ. Интернет-конф. «Философия образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС нового поколения» Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, 8 февраля 2012 г.

4. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учеб. пособие. - М.: Альфа-М, 2005.

5. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Профессиональные стандарты - основной критерий повышения качества профессионального образования // Образование в документах. - 2007. - № 21. - С. 67-74.

6. Петрасов И. Концепция устойчивого развития применительно к мировому туризму [Электронный ресурс] // Все о туризме: туристическая библиотека. - [Б. м.], 2010

7. Петрасов И. В. Экономико-географические предпосылки развития туризма в странах мира. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 342 с.

8. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Метод. пособие / М.В. Привезенцев, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева и др. - М.: Альфа-М, 2007. - С. 83.

9. Сакун Л. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира: моногр. - К.: МАУП, 2004. - 399 с.

10. Экотуризм на пути в Россию. Отчет проекта ТАСИС. «Развитие особо охраняемых природных территорий в приграничной полосе Республики Карелия». Петрозаводск, 2001 .

11. http://tourdaily.ru/news/2011/09/30/207442.shtml

12. http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?sec=1466&id=24682

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.