Научная статья на тему 'Потребность в безопасности «Человека потребляющего»: способы удовлетворения'

Потребность в безопасности «Человека потребляющего»: способы удовлетворения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3078
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ / "ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ" / КУЛЬТИВИРОВАНИЕ СТРАХОВ / МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NEED FOR SECURITY / THE PERSON CONSUMING / VALUES OF THE CONSUMER SOCIETY / THE CULTIVATION OF FEAR / THE NORMATIVE RICHNESS OF THE CULTURE / MANIPULATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Томбу Д. В.

В статье анализируются причины превращения потребности в разных видах и формах безопасности в универсальный рыночный инструмент. Для воспроизводства этой потребности, восстанавливающей экономическую структуру общества, осуществляемое различными институтами культурное нормирование представляет собой бесконечную демонстрацию страхов и всевозможных опасностей. Одна из целей статьи найти ответы на вопрос: как и почему происходит процесс превращения покупки средств и услуг, связанных с решением проблемы личной безопасности, в санкционированный и наиболее одобряемый обществом алгоритм действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need for security of «the person consuming»: the ways to satisfy

In these latter days there is a transformation of needs into the different types and forms of security, primarily through the act of buying. One of the goals of this article is to find answers to the question: how and why does the process of purchase of products and services related to the solution of the problems of personal security, transform into the plan of actions, which is the most authorized and approved by the society.Keywords: need for security, «the person consuming» values of the consumer society, the cultivation of fear, the normative richness of the culture, manipulation technology.

Текст научной работы на тему «Потребность в безопасности «Человека потребляющего»: способы удовлетворения»

Потребность в безопасности «человека потребляющего»: способы удовлетворения

Д.В. Томбу

Создатель известной пирамиды потребностей А.Г. Маслоу проявление потребности в безопасности видел в стремлении человека жить в стабильном, организованном, предсказуемом мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены неожиданности и хаос, где у ребенка есть сильные родители, защитники, оберегающие его1. В мире взрослых функции защиты и обеспечения безопасности реализуют различные общественные институты. И прежде всего государство, обеспечивающее закон и порядок, стабильность, спасение от страхов и хаоса в самых разных чрезвычайных ситуациях: войны, теракты, наводнения, землетрясения, общественные беспорядки и тому подобное. Помимо потребности в физической безопасности, существует не менее важная потребность — в безопасности социальной. Это выражается в стремлении иметь стабильную занятость, социальные гарантии (здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение), банковский счет; а также в различных видах страхования.

Чувство защищенности складывается из удовлетворения потребности как в общественной безопасности (государственной, финансовой, продовольственной в масштабах страны), так и в личной. Удовлетворение первой — одно из очевидных условий выживания социума. Со способами решения проблем личной безопасности все не так однозначно.

Потребность в разных видах и формах безопасности существует на всех этапах развития человечества, однако именно в современных обществах она приобретает статус национальной (и даже транснациональной) идеи. Объективные основания этой отличительной черты современности подробно описаны в рамках теории социологии риска. О.Н. Яницкий в своей работе говорит о превращении безопасности в нормативный идеал современного общества, социальный проект которого имеет ярко выраженный защитный характер1 2. В повседневной жизни современного человека обнаруживается все больше действий, мотивированных поиском защиты от всего и вся. Причем санкционированный обществом алгоритм этих действий, как правило, сводится к акту покупки. Почему это происходит, каковы последствия, хорошо это или плохо и чего здесь больше — экономики или политики? Для того чтобы попытаться

1 Маслоу А.Г. Мотивация и Личность // http://www.bim-bad.ru/docs/maslow_motivation_and_ personality.pdf (дата обращения: 03.02.15).

2 Яницкий О.Н. Социология риска. М.: LVS, 2003. С. 5.

122

Выпуск 5 2015

Д.В. Томбу

ответить на эти вопросы, на наш взгляд, необходимо учесть следующие принципиальные моменты.

Во-первых, опосредованность большинства страхов культурой конкретной общественной модели. Человек приходит в «готовый мир» и начинает бояться того, чего в нем принято бояться. Человек по своей природе довольно слабо приспособлен к окружающей среде, он жизненно нуждается в себе подобных, и только в кооперации с ними может обезопасить себя от внешних угроз, заодно защитив остальных, создавая условную территорию безопасности. С течением времени эти формы кооперации и средства защиты как и «зоны безопасности» становятся все сложнее, и для того чтобы их воспроизводить, общество сообщает каждому своему новому члену о существующих или могущих возникнуть опасностях, прививает ему потребность в безопасности и, конечно же, формы и пути ее удовлетворения. Здесь целесообразно упомянуть, что управление обществом на протяжении всей истории человечества осуществляется правящей элитой, принимающей все важные решения, в том числе и относительно страхов: кого и чего следует или, напротив, не надо бояться. Отдельные страны, социальные общности и группы извлекают прибыль из производства «опасностей» и пользуются производимыми благами, другие подвергаются их воздействию. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что возникает новая расстановка политических сил в обществе, в основе которой — борьба за определение того, что опасно, а что нет. Возникающие при этом в обществе нестабильность, тревожность, недоверие заставляют искать точку опоры в виде «твердой руки», не исключающей, по мнению О. Яницкого, возврата к прошлому, в том числе авторитарному и тоталитарному3.

Во-вторых, процессы, отличающие современный этап развития капиталистической экономики, объективно обусловлены поиском возможностей как для развития традиционных производств и отраслей, так и для создания новых в условиях товарного перепроизводства и перепотребления. В этих обстоятельствах формирование «новых» потребностей становится не просто конкурентным преимуществом производителя или условием его выживания на рынке, а позволяет сохранить саму систему капитализма. Однако социум устойчив прежде всего благодаря неизменности наших потребностей, и ставка в производстве товаров и услуг на потребность в безопасности всегда будет беспроигрышной. Поэтому культурное нормирование в обществе потребления во многом представляет собой бесконечное культивирование страхов и демонстрацию всевозможных опасностей как потенциальных, так и уже причинивших вред. Здоровье, имущество, финансы, информация, окружающая среда, технические средства и приспособления, конкурентоспособность, даже отношения с близкими и несовершенство собственного тела — буквально все таит угрозу или нуждается в защите. И «рынок» спешит на помощь. Сегодня одним из ведущих направлений развития рынка услуг является удовлетворение потребностей в безопасности, это практически составная часть любой сервисной деятельности (охрана личности и имущества, защита информации, медицинские, банковские, страховые и юридические услуги).

3 Яницкий О.Н. Указ. соч. С. 17-19.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

123

Научные сообщения

И наконец, в-третьих, ни одно общество, не желает сохранения индивида, если он не разделяет его базовых ценностей. А потребление в современных обществах давно превратилось в законченную систему ценностей и тотальную организацию повседневной жизни4. Сегодняшний человек не просто потребляет, то есть удовлетворяет потребности, он этим восстанавливает прежде всего экономическую структуру общества. Поэтому появление на исторической арене нового социально-антропологического типа — «человека потребляющего» (Homo Consumens), чья онтологическая сущность проявляется в бесконечных потребительских практиках — вполне закономерно. «Человек потребляющий» — это метафора, указывающая как на высокую значимость роли потребления в жизни современного человека, так и на сложившуюся социальную реальность, обнажившую ряд негативных последствий тотального распространения потребительских идеалов5. Как следствие, все прежде совершенно различные виды деятельности (работа, природа, досуг, культура, семейная жизнь и даже избавление от страхов) свелись к бесконечному потреблению услуг, товаров, сертификатов.

Рассмотрим конкретный пример. Любой среднестатистический взрослый человек, в какой бы точке времени и пространства он ни проживал, воспринимает угрозу пожара как реальную, почти обыденную. В стремлении себя обезопасить от этой угрозы человек будет выглядеть сознательным и адекватным гражданином, совершенно не похожим на объект чьих бы то ни было манипуляций. Что же готово предложить ему современное общество, чтобы снять состояние тревоги по этому поводу? В первую очередь, конечно же, — страхование своего имущества. Затем — приобретение в личное пользование соответствующего помещению набора средств пожаротушения, установку специальной сигнализации. При строительстве дачи или ремонте квартиры — использование, несомненно, более дорогих, но безопасных негорючих материалов, покрытия, огнезащитных красок, пропиток и т. п. А еще одежду из невоспламеняющихся тканей и бесконечный ассортимент техники и всяких устройств, в которых противопожарная безопасность будет основной рекламируемой функцией и т. д. и т. п. В результате человек, несомненно, свою потребность в безопасности удовлетворит, причем без всяких усилий, через акт покупки. Потребляя, человек снимает внутренний и внешний дискомфорт. Но проблема заключается в том, что ощущение безопасности ей не равно. К тому же рынок при помощи институтов экспертизы и рекламы обязательно позаботится о том, чтобы чувство удовлетворенности надолго не задержалось, и уже завтра предложит новые «варианты спасения» в самых разных ценовых категориях. Капитализм устойчив не потому, что максимально эффективно удовлетворяет нужды людей, а потому что максимально эффективно их навязывает. Рассуждая об изменяющемся современном мире, важнейшее свойство которого — неопределенность. З. Бауман обращает внимание на «незнание целей вместо незнания средств» и, как следс-

4 Козлова Н. Социально-историческая антропология. М., Ключ-С, 1998. С. 176-177.

5 Лукьяненко В.И., Хабаров М.В., Лукьяненко А.В. Homo Consumens — человек потребляющий // Век глобализации. 2009. Вып. № 2 (4). С. 149.

124

Выпуск 5 2015

Д.В. Томбу

твие, — на отсутствие основы для рационального поведения у современного человека, хаос, дополненный «контейнером возможностей», причем как еще не обнаруженных, так и уже упущенных. И самая нужная компетентность в современном мире — это компетентность неутомимого покупателя6.

Потребность в личной безопасности и бесконечные варианты ее удовлетворения, предлагаемые обществом потребления, во многом абсолютно искусственны. Они являются результатом огромного количества манипуляционных технологий, реализуемых в интересах дальнейшего развития капиталистической экономики самыми разными институтами, такими как СМИ, реклама, мода, экспертное мнение специалистов, социокультурные образцы массового искусства и т. п., последовательно трансформирующих социальное бытие современного человека.

Но справедливости ради нужно отметить, что то же современное общество, помимо целевых товаров и услуг, предлагает еще и систему норм и правил, возвращаясь к нашему примеру, — обучение пожарно-техническому минимуму или проведение противопожарных инструктажей. Однако эти формы удовлетворения потребности нуждаются в усилиях, удовольствия не доставляют и потому совсем не популярны, особенно в России, где ситуация усложняется низкой нормативной насыщенностью культуры в целом.

Нормативная насыщенность проявляется не только в количестве норм и требований общества к своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, межличностных и других отношениях, но и в их соблюдении. Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, законов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия7. Согласно статистике МЧС, количество пожаров составляет 152 638 единиц только за январь - декабрь 2014 г., при этом основными причинами являются: нарушение правил пожарной безопасности, нарушение правил монтажа и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов, нарушение технологических процессов производства и т. п.8 То есть каждый раз речь идет о нарушении норм и требований.

Очевидно, что структуры и организации, заинтересованные в том, чтобы безопасность продавалась, впрочем, как и те, что манипулируют, например, доктриной «лекарственного здоровья», никуда не денутся. Потребление способно стимулировать экономику лишь тогда, когда оно встроено в социальную организацию культуры, повседневной жизни, в частную и публичную сферы, когда происходит переформатирование индивидуальных потребительских систем в систему социокультурных смыслов общества9. Сами по себе пассивные средства

6 Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб: Питер, 2008.

7 Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический проект, 2001.

8 Официальный сайт МЧС // http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/Pozhari/2014 (дата обращения: 03.05.15).

9 Козловский В.В. Общество потребления и цивилизационный порядок современности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 5 (58). С. 55.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

125

Научные сообщения

безопасности, как и мнения экспертов (врачей, фармацевтов, продавцов-кон-сультантов, страховых агентов и т. п.), необходимы, их наличие и роль несомненны, но недостаточны. Увлеченность советами, заканчивающимися всегда одним — призывом к приобретению, препятствует формированию активной, осмысленной позиции самого человека в обеспечении безопасности своей, своих близких, окружающей предметно-пространственной среды. Но, увы, это требует гораздо больше физических и умственных усилий, чем акт покупки: приобретения знаний и навыков, позволяющих сопротивляться постоянно нагнетаемой средствами массовой информации атмосферы напряженности и страхов, соблюдения общественных норм, личной ответственности — в общем, всего того, что все сложнее обнаружить в человеке потребляющем.

Список используемых источников

1. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб: Питер, 2008. 240 с.

2. Козлова Н. Социально-историческая антропология. М.: Ключ-С, 1998. С. 176-177.

3. Козловский В.В. Общество потребления и цивилизационный порядок современности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т XIV. № 5 (58).

4. Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический проект, 2001. 496 с.

5. Лукьяненко В.И., Хабаров М.В., Лукьяненко А.В. Homo Consumens — человек потребляющий // Век глобализации. 2009. Вып. № 2 (4).

6. Маслоу А.Г. Мотивация и Личность // http://www.bim-bad.ru/docs/maslow_ motivation_and_personality.pdf (дата обращения: 03.02.15).

7. Яницкий О.Н. Социология риска. М.: LVS, 2003. 192 с.

8. http://1000bankov.ru/news/id/1132 (дата обращения: 03.05.15).

9. Официальный сайт МЧС // http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/Pozhari/2014 (дата обращения: 03.05.15).

126

Выпуск 5 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.